Конкурсы

Родительское собрание, 6 класс. Самооценка школьника подростка

Сценарий родительского собрания для 6 класса «Роль самооценки в личностном развитии подростка»

Цель: педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры.

Задачи:

• ознакомить родителей со значением самооценки подростков для их личностного развития;

• определить эффективные способы взаимодействия с подростками, способствующие формированию адекватной самооценки.

Форма проведения: лекция.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Подготовительный этап: тестирование детей.

Методика «Определение самооценки»

Инструкция. Вот список человеческих качеств. Выберите из них те 10, которые вам больше всего нравятся в людях, и запишите их в левой части таблицы. Потом выберите другие 10 качеств, которые вам не нравятся, и запишите их в правой части. Затем отметьте галочками те из выбранных положительных и отрицательных качеств, которые, как вы считаете, свойственны вам.

Список качеств

Аккуратность

Беспечность

Вдумчивость

Вспыльчивость

Восприимчивость

Гордость Грубость

Жизнерадостность

Заботливость

Зависимость

Застенчивость

Завистливость

Злопамятность

Искренность

Изысканность

Капризность

Легковерие

Медлительность

Мечтательность

Мнительность

Мнительность

Мстительность

Настойчивость

Нежность

Непринужденность

Нервозность

Нерешительность

Несдержанность

Обаяние

Обидчивость

Осторожность

Отзывчивость

Педантичность

Подозрительность

Принципиальность

Поэтичность

Презрительность

Радушие

Развязность

Рассудочность

Решительность

Сдержанность

Сострадательность

Стыдливость

Терпеливость

Трусость

Уверенность

Увлекаемость

Упорство

Уступчивость

Холодность

Энтузиазм

Нравятся

Не нравятся

 

 

Ключ: из количества отмеченных в левой части таблицы качеств вычесть количество качеств, отмеченных в правой части. Полученная разность - это показатель самооценки. Максимально возможное значение показателя - +10 баллов, минимальное - - 10 баллов.

Интерпретация результатов:

меньше -2 - низкие показатели самооценки;

от -1 до 1 - ниже среднего;

от 2 до 4 - средние;

от 5 до 7- выше среднего;

больше 7 - высокие.

Оформление помещения, оборудование и инвентарь: высказывания и определения на доске:

• «Самооценка человека - это его самоощущения, отношение к себе»;

• «Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви... Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует»;

• «Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей».

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Главные психологические изменения переходного возраста связаны с открытием собственного внутреннего мира, его богатства и сложности. Интересы взрослеющего человека смещаются от событий и явлений вокруг него к собственному «Я», уникальному и неповторимому. По данным психологов, для подростков в начале переходного возраста характерно снижение самооценки, отрицательное отношение к своим качествам, причем именно к тем, которые кажутся наиболее важными. Подростки делаются застенчивыми, растет убеждение, что родители, учителя и товарищи хуже к ним относятся. Источник подобных трудностей - в сложности и противоречиях процессов формирования «Я - образа».

II. Лекция. Психологические особенности становления самооценки в подростковом возрасте

На первой стадии подросткового периода, в 12-13 лет, критическое отношение ребенка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении. Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором образ самого себя относится к «идеальному Я».

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой лучше учатся, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Такие дети имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.

Известно, что, начиная примерно с 8 лет, дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказались пять: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение, социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важными для оценки со стороны родителей, а три другие - со стороны сверстников.

На основе современных научных знаний можно с уверенностью утверждать, что связь между успеваемостью школьников и их представлениями о своих способностях носит характер взаимовлияния. Учебные успехи, учительские оценки влияют на самооценку, повышая ее. Но и самооценка в свою очередь повышает вероятность успеха благодаря уверенности ребенка в своих силах.

Влияние родителей на самооценку подростка заметно снижается и повышается влияние сверстников. Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей».

Два выделенных вида стиля общения, симметричный и асимметричный, различным образом влияют на самооценку подростков. Симметричный стиль предполагает общение членов семьи на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка самоуважения. Асимметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного отношения к самому себе.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Что характерно для людей с низкой самооценкой?

1. Становятся жертвами обстоятельств (они ожидают угрозы и ее получают).

2. Держат себя за стеной недоверия (в подсознании у них психологические барьеры), оказываются в мучительном состоянии одиночества и изоляции, мучаются комплексами неполноценности.

3. Становятся апатичными, вялыми, равнодушными к самим себе и ко всему, что их окружает.

4. Таким людям трудно четко мыслить и принимать самостоятельные решения.

К счастью, существуют способы повышения самооценки человека в любом возрасте. Какие можно дать рекомендации родителям?

Не превращайте всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

Делайте все, что от вас зависит, чтобы он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял себя напоказ.

Старайтесь найти взаимопонимание со своими детьми. Ваши родительский опыт и мудрость - важнейший источник поддержки и помогают в решении нелегких жизненных проблем.

Вы можете быть как вдохновителем, так и подавлять своего ребенка.

Ваш ребенок - это отдельный огромный мир, о котором вы почти ничего не знаете. Дети быстрее воспринимают новое, поэтому часто лучше приспосабливаются к быстрым меняющимся реалиям нашей жизни. Не бойтесь признавать, что вам есть чему учиться у собственных детей.

А вот какие рекомендации подросткам с низкой самооценкой.

Твердо знайте, чего хотите добиться. Чтобы добиться желаемого результата, нужно для себя достаточно четко его сформулировать. Очень важно найти и выполнить любимую работу. Следует овладеть методом «швейцарского сыра», т. е. вырабатывать умение «вгрызаться» в ведущую проблему, но не углубляться в нее настолько, чтобы утратить чувство перспективы. Необходимо быть терпеливым к тому, что объективно пока нельзя увидеть. Желательно управлять собой по «принципу исключения», т. е. решить, чего делать не надо. Важно научиться забывать все, что не нужно, т. е. не обращать внимание на то, что не относится к делу.

Чтобы были ясны намерения, нужен ясный план. Важнейшим шагом к успеху является планирование. Это касается определения как перспективных целей, так и ближайших. Необходимо спланировать ситуацию «как пережить успех».

Вообразите желаемый результат. Подтверждено практикой, что человек способен создать все, что способен вообразить. Будущий результат должен вызвать положительные, интенсивные переживания.

Сформулируйте сильную мотивацию достижения желаемого результата. Мотив - это то, что вызывает активность, побуждает человека к деятельности. Зарождение и формирование мотивации происходит в процессе взвешивания положительного и отрицательного в том или ином действии или поступке.

Будьте уверены в себе. Уверенность в себе невольно порождает решительность. Необходимо сделать первый шаг к успеху. Важную роль в зарождении уверенности в себе играет самовнушение. Пережив успех, важно закрепить чувство уверенности в успехе. Для закрепления чувства уверенности в себе важно не столько вызвать приятные, позитивные переживания по поводу уверенности в своих силах, сколько удержать их.

Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к цели. Выработайте умение мудро относиться к ошибкам и радоваться препятствиям. Не допускайте со своей стороны обвинения в адрес объективных обстоятельств, обусловивших ваши проблемы.

Другими словами, старайтесь легко принять то, что неизбежно. Научитесь время от времени признавать свои поражения. Анализируйте свои слабые стороны, ибо этим вы способны раскрыть свою спрятанную силу. Оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим.

Овладейте умением преуспевать с радостью и ощущением счастья.

III. Анализ результатов изучения самооценки учащихся класса по методике «Определение самооценки»

По результатам методики в классе:

• высокая самооценка – (количество учащихся);

• завышенная самооценка – (количество учащихся);

• адекватная самооценка – (количество учащихся);

• заниженная самооценка - (количество учащихся);

• низкая самооценка - (количество учащихся).

(Возможно соотнесение социального статуса учащихся с низкой и высокой самооценкой. Анализ наиболее принимаемых человеческих качеств, выбираемых учащимися класса, может выявить наличие проблем. В таком случае необходимо предлагать варианты их решения.)

IV. Подведение итогов собрания

Лев Толстой когда-то написал: «Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе мнит, а в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Возвращаясь к вышесказанному, еще раз подчеркнем, что адекватная самооценка - это залог успешности обучения, социальных контактов и психологического статуса наших детей.

(На память выдается одна из памяток для родителей.)

Дополнительный материал

Способы изменения самооценки

1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни.

2. Относитесь к людям так, как они этого заслуживают.

3. Относитесь к себе с уважением.

4. Начинайте принимать решения самостоятельно.

5. Попытайтесь избавиться оттого, что вам самим не нравится в себе.

6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние.

7. Начинайте рисковать.

8. Обретите веру: в человека, в общество и т. д.

Как развить уверенность в себе

1. Считайте себя удачливым.

2. Не уклоняйтесь от принятия решений.

3. Любите себя.

4. Любите других.

5. Считайте все достижимым.

6. Доводите начатое дело до конца.

7. Рассматривайте все события как благоприятные.

8. Не позволяйте себе идти на компромисс с собой.

9. Не делитесь ни с кем сокровенным.

10. Не оправдывайтесь.

11. Не довольствуйтесь малым, считайте, что имеете право на самое лучшее.

12. Отстаивайте свои права.

13. Будьте терпеливыми.

14. Верьте в себя.

15. Внушайте себе приятные мысли по отношению к себе и другим.

16. Улучшайте все, что можете или хотите.

17. Если вы хотите в чем-то отказать другому, скажите ему ясно и однозначно «нет».

18. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

19. Просите пояснить, почему вас просят о чем-то, чего вы не хотите делать.

20. Хвалите тех, кому удалось вести себя уверенно.

21. Никогда не говорите о себе плохо.

22. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества, предметом обсуждения могут быть только ваши действия.

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой)

Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Нужно записать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: «да (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный Результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 - о средней самооценке

Результат от +4 до +10 - о высокой самооценке.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»

Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей

Подготовка и проведение родительского собрания в школе

Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями

Положение о родительском собрании в школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!