Цель: обратить внимание родителей на влияние внутрисемейной атмосферы на личностное развитие подростка.
Задачи:
• проанализировать значение семьи для подростка;
• актуализировать значимость благополучия внутрисемейной атмосферы.
Форма проведения: беседа, диалог.
Участники: родители учащихся, классный руководитель.
Подготовительный этап: к собранию учащиеся готовят «Послание моей семье», в котором излагают свое понимание сущности семьи, заполняют анкеты.
Тест «Неоконченное предложение»
1. Семья-это...
2. Мои родители - это...
3. Свет в окнах моего дома - это...
4. Радость в моей семье - это...
5. Горе в моей семье - это...
6. Вдали от родного дома я буду вспоминать...
7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью...
8. Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...
9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это...
10. Больше всего мои родители боятся, что...
Анкета по выявлению психологического климата в семье
1. Есть ли у вас друзья?
2. С кем вы обсуждаете просмотренный фильм или прочитанную книгу?
3. Где и с кем вы предпочитаете проводить свободное время?
4. Какие праздники для вас являются наиболее любимыми?
5. Которые их них вы проводите всей семьей?
6. Бывает ли так, что вы чувствуете себя одиноко в своей семье?
7. Каков характер взаимоотношений в вашей семье (ответ один):
а) полное взаимопонимание;
б) меня чаще всего понимают, но не доверяют;
в) мне доверяют, но не понимают;
г) взаимопонимание в нашей семье отсутствует.
8. Каково ваше собственное положение в семье?
а) равноправного самостоятельного человека;
б) ребенка, которого все опекают;
в) одинокого человека, которого никто не понимает и не любит;
г) человека, который сам постоянно создает проблемы в семье;
д) постороннего человека, который живет сам по себе.
9. С кем вы делитесь своими проблемами, неудачами, радостью:
а) с матерью;
б) с отцом;
в) с бабушкой или дедом;
г) с братом или сестрой;
д) с друзьями.
10. Кто из вышеперечисленных людей сопереживает вместе с вами?
11. Кому и чем вы помогаете дома?
12. Наказывают ли вас? Кто и за что? Как? Справедливо ли это наказание?
13. Кто и за что вас поощряет? Как? Достаточно ли этого?
14. Бывает ли у вас желание уйти из дома?
а) да;
б) нет;
в) никогда;
г) иногда.
15. Как вы можете оценить отношения своих родителей:
а) дружелюбные;
б) враждебные;
в) непримиримые;
г) не знаю.
16. Кто из родственников является для вас авторитетом?
17. На кого бы вы хотели походить (быть похожим) в своей жизни?
18. Интересуются ли родители вашими успехами в школе, в общении с друзьями и т. д.?
Оформление помещения, оборудование и инвентарь: цитаты на доске:
• «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» {Феликс Адлер, США);
• «...Учится ребенок
У мудрого отца с пеленок.
(Кто думает не так - дурак,
Ребенку и себе он враг!)»
Себастьян Брант, Германия;
• «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями» (Фалес, Греция);
• «Родителей всегда почитай наравне с Богом» (Менандр, Греция);
• «Воспитывай детей для потомства» (Тацит Публий Корнели, Рим);
• «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть» (Томас Манн, Германия).
I. Вступительное слово классного руководителя
Добрый вечер, уважаемые родители! Разрешите нашу встречу начать с притчи.
«Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорошим и к полудню они собрались возвращаться домой. Но когда они начали вытаскивать сети, внезапно налетела буря и берега больше не было видно. Также буря не пощадила и их маленький домик: от удара молнии он загорелся, и огонь сжег все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала детям и мужу о постигнувшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!» Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который и указал нам дорогу к берегу».
Свет в окне дома... какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну вот, я и дома!» Раздражение: «Ну что им еще не спится?» Боязнь: «Как бы пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?»
II. Анализ результатов теста «Неоконченное предложение»
• Итак, «Свет в окнах моего дома - это...»
• «Радость в моей семье - это...»
• «Горе в моей семье - это...»
• В целом, «семья - это...»
(Приводятся ответы детей, при наличии ответов положительно и отрицательно окрашенных подсчитывается их процентное соотношение).
III. Выступление по теме собрания
Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные, потому матери и отцу хочется проводить с ними больше времени. В результате родители попадают в сети постоянного цейтнота, недовольства собой и все чаще раздражаются на тех самых детей, ради которых стараются. В современной семье в большинстве случаев главенствующая роль перешла к женщине. Таким образом, требования к обязанностям отца повышаются, и когда мужчина не приобретает или теряет ответственность за семью либо не в состоянии выполнять свои обязанности, семья рушится. И с каждым годом число неполных семей возрастает. Мать, чтобы прокормить своих детей, начинает работать в нескольких предприятиях и у нее практически не хватает времени уделять внимание своим детям.
Известный зарубежный физиолог Ганс Селье считает, что «в семье человек находит защиту от стрессовых ситуаций». Сегодня и всегда главное в семье - теплота в отношениях, особый психологический климат, спокойствие и радость. Необдуманные действия родителей, педагогическая безграмотность, выяснение отношений на глазах у ребенка вызывают нарастание внутреннего конфликта, что в конечном итоге сказывается и на их успеваемости.
Если единственно значимой фигурой для ребенка оказывается мать, то самые незначительные трения в их отношениях могут превратиться в душевную трагедию. Переплетение значимых отношений позволяет ребенку разрешать противоречия, то тут, то там возникающие в его жизни. Конфликт не ведет к тревоге, когда есть множество точек опоры.
Дети много ждут от родителей: защищенности, любви, ласки, примера, опыта, глубокого взаимопонимания.
Кандидат психологических наук Б. Кочубей считает, что в семье ребенок прежде всего получает признание своего человеческого «Я», утверждается как личность, находит круг людей, с которыми может поделиться своими переживаниями, и для развития интеллекта ребенка необходимо, чтобы в его окружении встретились оба типа мышления: мужской и женский. Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации (что связано с успехами в геометрии), более склонны, размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, чаще обладают, что называется, «умными руками», и вообще их ум больше направлен на вещи, чем на людей. Женщины, в свою очередь, часто превосходят мужчин в том, что касается владения речью, богатством словаря, умением оперировать понятиями, способностью к быстрому интуитивному реагированию на ситуацию в целом.
Современные гуманитарные науки используют понятие детоцентризма - признания ребенка и родительской любви в качестве высоких нравственных ценностей. Эта позиция показывает, что заботы и интересы взрослых должны быть сосредоточены вокруг нужд ребенка, что позволяет ориентировать семью на повышение социального уровня, формирование родительских чувств, родительского долга. При этом общество признает интересы ребенка приоритетными в жизни семьи. Но, как показывает практика работы с семьей, интересы ребенка не всегда являются главными в семье. Они вступают в конкуренцию с такими ценностями, как личная жизнь родителей, их свободное время, личностный рост и карьера. В то же время чрезмерная забота о ребенке отрицательно сказывается на составе семьи (она уменьшается за счет детей): стремление соблюдать интересы детей не способствует увеличению их числа в семье, т. к. возрастает необходимость создания для них наилучших условий.
Учитывая важность и значимость семьи для развития человека, постараемся охарактеризовать благополучную семью. Все члены благополучной семьи связаны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «Я» человека. Эти связи редко когда оцениваются членами семьи, но значительно ощущаются в тот момент, когда они прерываются. Семейные связи позволяют человеку сохранять свое психологическое благополучие, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.
В семье складывается внутренняя система оценок, которая позволяет человеку узнавать и создавать представление о себе: любимый он или нежеланный, добрый или злой, красивый или невзрачный, соответствует ли он социальным нормам и требованиям.
Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой отсутствует благо для ребенка. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. - главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
IV. Практическая работа с таблицей
Нравится |
Не нравится |
||
Родители |
Дети |
Родители |
Дети |
|
|
|
|
Родителям предлагается оценить психологический климат семьи, написав, что нравится и что не нравится в семейных отношениях относительно ребенка. Работу можно выполнить в группах. Затем полученные данные нужно внести в таблицу, в которой столбцы «Дети» заполнены на основании ответов «Анкеты по выявлению психологического климата в семье». Анализ заполнения таблицы организуется по вопросам:
- Что общего в восприятии психологического климата в семье детьми и родителями?
- Какие различия взглядов могут устранить родители?
- Что для этого нужно сделать?
V. Подведение итогов
В доброжелательной атмосфере родительского дома воспитывается теплое человеческое чувство. Это доброта, которая прививается разумным сочетанием родительской доброты к ребенку и последовательной, тоже доброй, не жестокой, требовательностью к нему.
Ваш ребенок взрослеет. И вы уже своим примером семейных взаимоотношений, отношением к близким, знакомым, друзьям, другим людям развиваете у него стремление самому делать добро. Учите своих детей сочувствовать и сопереживать, уметь разделить с людьми и радость и горе, защищать добро от зла. Пусть ваши дети узнают, что быть добрым и милосердным - это значит осуществлять любовь к людям не на словах, а на деле. При наличии добрых отношений у людей появляется духовное единение, устанавливается нравственная связь, происходит слияние положительных мыслей, лучших порывов человеческой души. Это означает, что у вас появится больше шансов влиять на развитие именно нравственного поведения вашего ребенка, на его конкретные положительные поступки.
Правила взаимопонимания
1. Ставьте интересы других людей выше собственных.
2. Будьте преданы своей семье, не предавайте ее.
3. Будьте верны и надежны.
4. Уважая других, уважайте себя.
5. Терпимо относитесь к другим точкам зрения.
6. Воспринимайте людей как равных себе.
7. Учитесь сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умейте прощать и не будьте обидчивы.
9. Живите в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляйте чуткость.
11. Будьте уверенны в себе.
12. Будьте свободны от лжи и обмана.
13. Умейте контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно идите к цели, невзирая на препятствия.
15. Стремитесь делать все как можно лучше.
10 заповедей родительства
1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, каким вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
2. Не требуйте от него платы за все, что вы для него делаете: вы дали ему жизнь, как он может благодарить вас? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это - необходимый закон благодарности.
3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.
4. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его - тяжела не меньше, чем вам - ваша. А может и больше! Потому что у него еще нет привычки.
5. Не унижайте!
6. Не мучьте себя, если не можете что-то сделать для своего ребенка, мучайтесь, если можете и не делаете.
7. Помните, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребенку то, что вы не хотели бы, чтобы другие сделали вашему.
9. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с вами.
10. Будьте оптимистом, развивайте чувство юмора.
Научитесь хвалить и благодарить друг друга!
Что такое благодарность? С одной стороны, это ритуал, принятый в человеческом обществе, с другой - чувство благодарности, которое мы испытываем к человеку, сделавшему нам что-то хорошее. Что же важнее: быть благодарным (испытывать чувство) или благодарить (соблюдать ритуал). Психологически важно и то и другое. Человек, произносящий слова благодарности, испытывает радость от того, что ему, например, улыбнулись в ответ, оттого, что он порадовал кого-то выражением своей признательности. Человек, который адресовывает слова благодарности, радуется потому, что понимает: его труд оценен, о нем не забыли, ему признательны. Но всегда ли просто произнести это волшебное слово «спасибо»? Оказывается, нет, это не просто.
Есть семьи, где ритуал благодарности в повседневной жизни практически не используется. Он возникает лишь в каких-то особых случаях: в день, когда в доме гости, или в праздник. Честно говоря, такая благодарность «по случаю» выглядит весьма неестественно, и ее спокойно изымают из употребления, как только минует особая необходимость. Каждый из нас наблюдал, как в транспорте или в магазине мама напоминает ребенку: «Скажи «спасибо»!» или: «Что надо сказать?» Ничего удивительного в таком напоминании нет, когда ребенку 2-3 года. А вот если напоминание адресовано 11 -летнему подростку, то выглядит оно весьма нелепо. Часто при этом подросток стесняется, краснеет, злится. Конечно, ни о каком чувстве благодарности здесь речи быть и не может. Одна только неловкость и досада.
Что же делать? Может, уже невозможно что-то исправить, раз не сложилась в семье традиция благодарности? Думается, что нет ничего невозможного в человеческих отношениях. Главное - принять и запомнить несколько простых правил:
• Все перемены начинайте с себя. Начните делать для других то, что хотите получить от них.
• Не бойтесь просить, чтобы вас поблагодарили, скажите, как вам хочется услышать добрые слова о том, как хорошо вы что-то сделали. Поймите и примите как факт, что даже очень близкие люди могут не догадываться о том, что для вас важно и необходимо. Мы часто говорим: «Неужели он(а) не понимает, что я...» А он(а) действительно не понимает или не задумывается над этим. Так объясните, ведь это так необходимо вам и им тоже!
• Будьте настойчивы и последовательны в своем стремлении к цели.
• Не бойтесь избаловать своих близких словами благодарности и восхищения.
• Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам этого хотелось бы.
Чувство уверенности необходимо каждому человеку. Семья - главный источник этого чувства как для ребенка, так и для взрослого.
Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Положение о родительском собрании в школе
Подготовка и проведение родительского собрания в школе
Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей
Наталия # 10 февраля 2019 в 07:10 0 |
Спасибо за разработку! Поможет в подготовке к родительскому собранию в моём классе! |