Цель: актуализировать значение волевых качеств подростка.
Задачи
• показать родителям роль воспитания у подростков волевых качеств;
• определить роль родителей в волевом воспитании подростков;
• создать алгоритм воспитания волевых качеств подростка.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители учащихся, классный руководитель.
Подготовительный этап: анкетирование учащихся по методикам Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко для определения степени выраженности двух волевых качеств: упорства и настойчивости.
Методика «Изучение упорства»
Инструкция. Опросник содержит описание ряда ситуаций. Представьте себя в таких ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. При согласии с утверждением поставьте знак «+», при несогласии - знак «-».
1. Если это необходимо, я до конца выполняю даже скучную, однообразную работу.
2. Обычно я работаю до тех пор, пока есть желание.
3. Мне нравится решать трудные задачи, головоломки, все то, что называют «крепким орешком».
4. Даже если в работе не все получается, я стараюсь продолжать начатое дело.
5. Я много раз пытался(-лась) планировать свой день, но не смог(-ла) выполнить намеченного.
6. По возможности я избегаю трудной работы.
7. Если у меня что-то не получается, я делаю это еще и еще раз.
8. Установив распорядок дня, я тщательно его соблюдаю, даже когда мне этого не хочется.
9. При затруднении я часто начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатую работу.
10. Если мне кто-то не позволяет сделать то, что я хочу, я все равно стараюсь выполнить задуманное.
11. Когда что-то не ладится, я нетерпелив(-а) и готов(-а) послать все к черту.
12. Когда я играю в шахматы или другую игру, то сопротивляюсь до последней возможности.
13. В споре я чаще всего не стараюсь переубедить других.
14. Я всегда стараюсь до конца выполнить порученное мне дело, несмотря на возникающие трудности.
15. Я всегда отстаиваю свое мнение, если уверен(-а), что прав(-а).
16. При решении трудной задачи я стараюсь сам(-а) разобраться в ней, а не надеюсь на помощь других.
17. В споре я обычно тушуюсь перед напором оппонента.
18. Когда я уверен(-а), что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу работать сколько угодно, даже если мне будут мешать.
Ключ и интерпретация результатов
Начисляется по одному баллу за ответы «да» на утверждения: 1, 3, 4,7,8,10,12,14,15,1 б, 18 и за ответы «нет» на утверждения: 2,5, б, 9,11, 13,17. Максимально возможная сумма баллов - 18. Чем больше баллов набрано, тем выше упорство - стремление к достижению желаемого или необходимого, несмотря на временные неудачи.
Методика «Изучение настойчивости»
Инструкция. Ниже приводится ряд утверждений. Согласие с каждым из них обозначай знаком «+», несогласие - знаком «-».
1. Я уже определил(-а) свою цель на будущее и готовлюсь к ее достижению.
2. Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой она ни была.
3. У меня обычно пропадает желание добиваться далекой цели, если что-нибудь этому препятствует.
4. Даже при неудачах я уверен(-а), что все равно добьюсь своего.
5. Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, т. к. считаю, что легче жить сегодняшним днем.
6. Я несколько раз пытался(-лась) заниматься самосовершенствованием, но из этого так ничего и не вышло.
7. Неудачи выбивают меня из колеи, и я отказываюсь от намерения достичь чего-нибудь значительного.
8. Если уж я поставил(-а) перед собой важную для меня цель, то меня трудно остановить.
9. Поражение побуждает меня действовать с удвоенной силой.
10. Я много раз пытался(-лась) спланировать свою неделю, но так и не смог(-ла) выполнить намеченного из-за плохой самоорганизованности.
11. При возникновении трудностей я начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатое.
12. Мне часто бывает трудно довести дело до конца, особенно если для этого требуются недели и месяцы.
13. Мои близкие считают меня одержимым(-ой).
14. Я испытываю большое удовлетворение, когда добиваюсь намеченного вопреки изменившимся обстоятельствам.
15. Я часто бросаю на половине пути начатые дела, теряя к ним интерес.
16. Я умею ждать и терпеть, поэтому отдаленные цели меня не пугают.
17. Препятствия лишь раззадоривают меня, делают мои решения более твердыми.
18. Лень, а не сомнения в успехе вынуждают меня слишком часто отказываться от достижения цели.
Ключ и интерпретация результатов
По одному баллу начисляется за ответы «да» на утверждения: 1, 2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17 и за ответы «нет» на утверждения: 3, 5, 6, 7, 10, 11,12,15,18. Максимально возможная сумма баллов - 18. Чем больше баллов набрано, тем выше настойчивость - устойчивое стремление к достижению отдаленных во времени целей, несмотря на возникающие затруднения.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь: цитата на доске: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).
I. Вступительное слово классного руководителя
Добрый вечер, уважаемые родители! В жизни нам встречаются люди, которые при возникновении преград отказываются от поставленной ранее цели. Таких людей мы называем безвольными. Волевого человека преграда заставляет мобилизовать все силы и способности и с удвоенной энергией бороться за реализацию намеченной цели.
Тема нашей встречи «С чего начинать воспитание воли у подростков». Для начала работы я предлагаю выполнить упражнение.
II. Активизирующее упражнение «Ассоциации»
(Родителям предлагается в течение одной минуты написать как можно больше слов-ассоциаций на предложенные слова. Слова для предъявления: воспитание, мой ребенок, воля.)
- Посчитайте, к какому слову у вас нашлось меньше слов-ассоциаций. {Как правило, это слово «воля».)
Оказывается, мы мало представляем значение воли в развитии личности ребенка.
В подростковом возрасте, как отмечает А.И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я» права на собственное мнение, на свою точку зрения, советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе.
В то же время, как показали исследования, подростки 12-14 лет переоценивают уровень развития у себя волевых качеств, особенно терпеливости и энергичности. У школьников 12 лет наблюдается дисгармония в развитии основных волевых качеств, но уже в 13 лет появляется некоторая гармония. 15-летние подростки в целом адекватно оценивают развитие у себя основных волевых качеств, самооценка и оценка со стороны группы совпадают. Но эти подростки склонны к переоценке настойчивости, самостоятельности, целеустремленности.
III. Вопросы для обсуждения на круглом столе
Сегодня, общаясь за круглым столом, мы обсудим следующие вопросы.
1. Кода начинать развитие воли?
2. Посредством чего развивается воля ребенка?
3. Особенности формирования воли в подростковом возрасте.
Когда начинать развитие воли?
Все волевые качества формируются на протяжении жизни человека, и особенно важным этапом является детский возраст. Следует, прежде всего, отметить роль семейного воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в воспитании, выражающиеся в том, что родители во всем угождают малышу, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют требований, не приучают его сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. Подобные дети не приучены достигать каких-либо целей, т. к. не могут «обуздать» себя и преодолеть появившиеся трудности.
Другая крайность семейного воспитания заключается в перегрузке детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. Ребенок зачастую не способен одолеть заданного и бросает дело на полпути. Постепенно он привыкает не доводить начатое дело до конца, что тоже представляет собой проявление слабоволия.
Воспитание воли начинается с раннего возраста, когда в игре ребенок подчиняется каким-то правилам не по принуждению взрослого, а по собственному желанию, как бы в порядке самопринуждения.
Игра как раз требует от ребенка самопринуждения - это положение может быть хорошо проиллюстрировано опытом, проведенным Д.Б. Элькониным со своими двумя дочерьми (5 и 7 лет). Он предложил им игру в сестер. Девочки, хотя и удивились такому предложению (ведь обычно в игре дети принимают на себя выдуманные, несвойственные им в жизни роли), но приняли его. Интересно отметить, что в отличие от обычной, повседневной жизни, когда девочкам случалось ссориться, за время игры у них не возникало никаких конфликтов и ссор. Почему? Следуя правилам игры, они вели себя так, как согласно требованиям взрослых должны вести себя сестры.
Игра не только в раннем и дошкольном, но даже и в школьном возрасте в известном смысле является школой жизни.
Посредством чего развивается воля ребенка?
Немаловажным фактором является личный пример родителей, воспитателей и других взрослых. Вряд ли можно сформировать навыки волевого поведения у человека, не имевшего перед собой ни одного положительного примера в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Поэтому те люди, которых ребенок любит, уважает, кем он восхищается, обязательно будут примером для растущего, впечатлительного маленького человечка, а он, считая себя взрослым или мечтая им стать, будет копировать поведение окружающих взрослых. Нередко у слабовольных родителей вырастают такие же слабовольные дети, а у людей с сильной волей дети целеустремленные и терпеливые.
Не менее сильно влияет на развитие волевых качеств развивающейся личности чтение детской и художественной литературы, просмотр киносказок, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего.
Одно из необходимых условий, способствующих воспитанию воли ребенка, - создание строго определенного и правильного режима, т. е. распорядка его жизни. Недаром говорят, что воля - это организованный труд. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, которые закладываются еще в детстве.
Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, т. к., с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой - физические упражнения, соревнование с другими учат преодолевать трудности, позволяют выработать навыки их преодоления.
Не менее важна в развитии воли и игровая деятельность. Подвижные, развивающие смекалку игры производят сдвиги не только в умственном и эмоциональном развитии ребенка, но и в выработке или преобразовании его воли. Правила игры и устойчивые действия развивают такие волевые черты, как выдержка, умение преодолевать свое нежелание действовать, умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстрота ориентации в обстановке, решительность в действиях.
Огромное место в деле воспитания воли принадлежит детскому коллективу. Здесь ребенок впервые сталкивается с окружающими его людьми, с обществом. Они действуют на волю ребенка, преобразовывая ее. Участвуя в общей жизни своего коллектива, живя его интересами, дети приучаются управлять собственным поведением. Это влияет на формирование их воли в будущем. Сверстники имеют достаточно средств побуждения ребенка к сдержанности, решительности, уверенности в себе, разоблачения его негативных качеств.
Наконец, необходимо особо подчеркнуть значение деятельности в развитии воли ребенка. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека, как труд. Мы говорили, что воля формируется в преодолении трудностей. Но ведь не случайно слово «труд» и «трудность» происходят от одного корня. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства привлекать малыша и подростка к труду.
Особенности формирования воли в подростковом возрасте
Принято считать, что подростки характеризуются больше, чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованны, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения. Правда, это больше относится к младшему подростку, но и в старшем школьном возрасте встречается много учащихся с такими особенностями. Не меняет дела и акселерация. Напротив, на фоне ускоренного физического и некоторых сторон психического развития недоразвитие волевых процессов особенно бросается в глаза.
Остановимся на этом вопросе подробно. Хотя основной деятельностью в подростковом возрасте продолжает оставаться учеба, но ее характер и положение ребенка среди окружающих (в том числе и в семье) существенно меняются.
Во-первых, учебная деятельность становится в среднем школьном возрасте более сложными и требует от учащихся значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности.
Во-вторых, отношение взрослых к подростку также меняется: они ждут от него более зрелого, более «взрослого» поведения. Правда, наряду с этим очень часто у взрослых существует и прямо противоположная тенденция: сохранить над подростком ту же власть, какая была у них по отношению к малышу, постоянно руководить им, лишать его самостоятельности и свободы. Последнее вызывает у подростков острые реакции протеста, упрямства и даже бунта против родителей, что препятствует воспитанию волевых черт.
Кроме того, требования к подростку в семье в значительной степени обусловливаются реальной нуждой родителей в его помощи. В семейном обиходе часто действительно бывает нужна физическая сила подростка, его знания, умения. Если в младшем школьном возрасте мама с папой обычно обращаются к детям лишь с отдельными поручениями (помыть посуду, подмести пол и т. п.), то подростки часто оказываются в положении, когда им приходится нести по дому определенные постоянные обязанности (готовить обед, ухаживать за младшими детьми и пр.). Такого рода деятельность требует от них значительно большей заботы, организованности, ответственности, самостоятельности.
Аналогично изменяется и характер общественно-трудовой деятельности подростков в школе. Огромное значение для развития подростка имеет вхождение его в коллектив сверстников. В этом возрасте именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым школьники всячески стремятся. А поскольку требования сверстников и требования взрослых часто расходятся, то подросток в этих обстоятельствах оказывается в ситуации выбора, что, как известно, составляет важнейший компонент волевого поведения.
У подростков появляются новые разнообразные интересы, выходящие далеко за пределы интересов, связанных со школой и учением. Они начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства; у них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников и т. д. Все это отвлекает подростков от выполнения их основных обязанностей, что и создает дополнительные трудности для управления своим поведением. Кроме того, у ребят появляется свое личное отношение к окружающему, образцы для подражания, собственные требования к себе. Причем, последние часто не совпадают с возможностями подростков. Это приводит подростков осознанию себя как людей, обладающих слабой волей, что вызывает недовольство собой и переживание чувства неполноценности. Не случайно поэтому волевые качества личности приобретают в глазах подростков особую ценность, и многие из них начинают стремиться к их воспитанию в себе.
У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение. Например, когда школьнику надо сделать выбор между тем, сесть ли ему за приготовление уроков или продолжать увлекательное чтение, он незаметно для себя начинает подбирать аргументы в пользу чтения («книгу надо отдать», «завтра могут не спросить» и т. д.).
Кроме того, подростки еще плохо умеют учитывать последствия совершенных поступков. В основном они учитывают последствия только для себя. Например, на вопрос, задававшийся учащимся в процессе экспериментальной беседы: «Что случится, если какой-нибудь школьник утаил кошелек, который потеряла идущая впереди него женщина?» - они, как правило, называли лишь те последствия, которые произойдут для них самих, а не для женщины («на эти деньги смогу купить то, что мне хочется»; «смогу пойти в кино»; «если узнают, меня накажут» и т. д.). И только несколько школьников старших классов назвали те последствия, которые вытекают в результате этого поступка для женщины («она очень огорчится», «ей не на что будет купить хлеб» и т. д.). Но даже и предвидение для себя тоже очень ограничено. Так, например, с трудом предвидятся нравственные последствия поступка («мне будет стыдно»; «если ребята узнают, я буду переживать»; «совесть замучает» и т. д.).
Кроме того, подростки не умеют предвидеть те последствия, которые зависят от собственного психологического или даже физического состояния. Например, откладывая «на потом» выполнение неинтересного дела (приготовление уроков, уборку комнаты и пр.) и точно рассчитав, что по времени они это сделать успеют, они, тем не менее, не учитывают, что «потом» у них будет еще меньше желания работать, что они устанут, захотят спать, что у них к тому времени могут возникнуть еще большие соблазны.
Различного рода трудности преследуют ребят при создании и исполнении намерения. Например, под влиянием товарищей или какого-нибудь минутного впечатления подросток может принять решение систематически делать зарядку. Но если эта эмоция ослабевает, то у мальчика или девочки, предоставленных самим себе, намерение оказывается невыполненным. Это следует учитывать при воспитании: поддерживать намерения подростка, вместо того чтобы упрекать его в недостаточной силе воли. Точно так же намерение может оказаться невыполненным, потому что, принимая его, подросток не умеет рассчитывать свои силы. Например, он ставит перед собой задачу добиться хороших оценок по предмету, достаточно запущенному. А когда это не удается быстро сделать, его намерение ослабевает. Здесь также взрослый может сыграть положительную роль, помогая подростку правильно рассчитать и распределить свое время.
Конечно, далеко не все подростки переживают указанные трудности. Изучение учащихся показало следующее. Большую роль здесь играет правильно сложившееся у школьников общее отношение к учению и школе, как к основному содержанию их жизни. Значение имеет формирование таких особенностей личности, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов, а в конечном счете понимание той роли, какую играет школа для их будущей жизни. Вот почему очень важно, чтобы в подростковом возрасте перед школьниками уже возникала проблема самоопределения, т. е. представление о своем будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или виду деятельности.
Остановимся еще на одном вопросе. Подростки, испытывая трудности в организации своего поведения, ставят перед собой задачу воспитания воли. Однако понимают они эту задачу своеобразно: они видят проявление воли преимущественно в героических поступках, порождаемых какими-то исключительными обстоятельствами. И не видят ее в своей повседневной жизни и деятельности. Даже при разъяснении они не хотят признать, что в усидчивой учебной работе, в постоянном прилежании также проявляется воля; и уже во всяком случае «такая воля» их не привлекает. Этим же объясняется и то, что воспитание воли в себе они понимают как упражнение в каких-то изолированных поступках, производимых в экстремальных условиях (например, один школьник, ученик б класса, утверждал, что он систематически воспитывает в себе волю тем, что каждый день, несмотря на боль, сидит в крапиве «как в засаде»; другой говорил, что несколько раз ночью ходил на кладбище; третий - что воспитывал в себе терпение и выносливость тем, что спал на голых досках). Учитывая указанное своеобразие в понимании подростком процесса самовоспитания, очень важно направить их внимание не на специальные упражнения, а на воспитание в себе достаточной выдержки и организованности в выполнении своих повседневных обязанностей.
IV. Подведение итогов собрания
Вспомним, как воспитывали детей в Спарте. С 7 лет дети жили отдельно от взрослых, спали на жестких постелях из тростника, который сами ломали голыми руками, без ножа. Кормили их впроголодь и весь день заставляли заниматься физическими упражнениями, тренироваться в умении владеть мечом и копьем. У них воспитывали волю, терпение, выносливость.
Сохранился рассказ о спартанском мальчике, который спрятал у себя под плащом лисенка. Лисенок распорол ему когтями живот, но мальчик, чтобы не выдать себя, не произнес ни слова.
Так стоит ли такими усилиями воспитывать волю ребенка?
Однако надо помнить, что само волевое усилие не доставляет человеку удовольствия. Но если с помощью воли он доводит начатое дело до победного результата, то испытывает чувство гордости.
Разговаривать с подростками трудно. В процессе взросления ребенок обязательно должен в какой-то момент проявить самостоятельность и попытаться своими силами найти путь в жизни. К сожалению, это неизбежно связано с охлаждением в отношениях с родителями, что вызывает сильное раздражение с обеих сторон. В том, как разрушить стену непонимания между близкими людьми, попытаемся разобраться вместе со специалистом, детским психологом Николаем Семеновичем Клюевым, познакомившись с его точкой зрения.
В определенный период родители понимают, что они должны предоставить ребенку некоторую независимость, чтобы он мог выработать в себе черты, необходимые для жизни в мире взрослых, и все же они не могут перестать волноваться о своих чадах. При этом взрослые сталкиваются с одними и теми же вопросами: какую степень свободы надо предоставить подростку, а в чем его следует ограничить, не доводя ситуацию до «точки кипения», как поговорить с ним об этом и не нарваться на грубость?
Лекций не надо! Очень большое значение имеет то, как вы собираетесь начать беседу. Вместо того чтобы мрачно усаживаться за стол и говорить своему ребенку: «Нам надо поговорить», - попробуйте научиться выходить на важные темы естественно и как бы случайно. Очень хорошо, когда можно поговорить во время прогулки или в машине, когда вы вместе куда-то едете. Подростка не только ничего не будет отвлекать, но вы сможете не смотреть ему все время в глаза, и в этом случае обстановка получится более непринужденной.
Еще один эффективный способ вызвать подростка на откровенный разговор состоит в том, чтобы задавать вопросы, прогнозирующие развитие тревожной для вас ситуации. Например: «А что, если?..» Что, если мальчик, с которым ты пошла на свидание, начнет приставать к тебе? Тебе это не нравится, а он продолжает настаивать. Что ты будешь делать? Что, если друг, который пообещал подвезти тебя домой на своей машине, пьян или употребил наркотики, но при этом уверяет, что с ним все в порядке? Как ты будешь вести себя в такой ситуации?
Чтобы растопить лед настороженности, можно попробовать рассказать какой-нибудь случай из своего личного опыта. При этом не надо торопиться высказывать свое собственное мнение, а, наоборот, дать ребенку возможность обдумать ситуацию самому. Лекций никто не выносит, даже взрослые люди, а подростки в лучшем случае замкнутся.
Еще один способ расположения состоит в том, чтобы сказать, что вы в любом случае очень любите свое, даже неразумное детище. Подросток должен твердо знать, что в нужную минуту он всегда может обратиться к вам, и вы его никогда не подведете. Например, вы можете сказать, что, если на какой-нибудь вечеринке возникнет любая ситуация, которая ему не понравится, он может позвонить вам даже среди ночи, и вы всегда приедете и заберете его, не задавая при этом никаких лишних вопросов и не читая нравоучений.
Надели маски... Многие подростки отчаянно экспериментируют и примеривают на себя самые различные и не всегда милые роли, что зачастую выводит родителей из себя. Постарайтесь всегда помнить о том, что только таким образом подросток может научиться самостоятельной жизни и найти свое место в этом мире. Попробуйте не устраивать скандалов из-за мелочей, которые можно поправить или которые не представляют непосредственной угрозы здоровью или благополучию ребенка.
Трудно, но попробуйте не особенно концентрировать внимание на немытых волосах, рваных джинсах или оклеенной чем-то не тем комнате
Довольно часто подростки употребляют в спорах такие аргументы, как «никто из моих друзей этого не делает, и его никто не заставляет» или «если вы меня заставите, то я умру». Таким образом, они пытаются вынудить вас отступить - старайтесь не попадаться в эту ловушку. Помните о том, что вы родитель, а не приятель, и если вопрос действительно важный, то старайтесь побороть искушение пойти на уступку, чтобы остаться хорошим в его глазах.
С другой стороны, вы вовсе не должны отвечать «нет» на все просьбы ребенка. Сохраняйте свое право «вето» для действительно важных случаев и, прежде чем принять решение, удостоверьтесь, что полностью разобрались в вопросе. Вы всегда можете сказать ребенку, что подумаете на эту тему и вернетесь к разговору позже. Обычно подросткам такие ответы не нравятся, но они демонстрируют, что вы не говорите «нет» автоматически, а действительно готовы подумать.
Уважайте друг друга. Споры и разговор на повышенных тонах только подливают масло в огонь и портят отношения с ребенком. Результат же их, как правило, настолько ничтожен, что им вообще можно пренебречь. Старайтесь придерживаться следующих принципов:
1. Вы не должны чувствовать себя обязанным оценивать каждое высказывание и каждый поступок своего ребенка.
2. Сохраняйте за обеими сторонами взаимное право не соглашаться друг с другом и, тем не менее, не ссориться.
3. Никогда не пытайтесь спорить с подростком, когда он сердится или расстроен, - это бесполезно. Подождите, пока страхи утихнут, и только потом предпримите еще одну попытку разрешить конфликт.
4. Не пытайтесь оспаривать эмоции подростков - они имеют полное право чувствовать себя обиженными, разочарованными, обманутыми и т. п. Всегда гораздо лучше признать, что вы понимаете, в каком он сейчас состоянии, и можно построить разговор так: «Я вижу, что ты сейчас очень рассержен (расстроен, обижен). Давай вернемся к этому разговору, когда ты успокоишься».
Для каждого человека очень важно сохранять уважение, и взрослые зачастую просто требуют должного к себе отношения, хотя сами иногда грешат неуважением к детям. Так, родитель, который заходит в комнату подростка без стука, наверное, страшно бы рассердился, сделай нечто подобное ребенок. Не говоря уже о том, чтобы без разрешения порыться на столе или в вещах, а то и почитать дневник и письма. Все это оправдывается тем, что надо быть в курсе дел подростка и не дать ему совершить ошибок, которые потом трудно исправить. Но уберечь таким образом и сохранить хорошие отношения практически невозможно.
Если вы будете относиться к своему ребенку с уважением, то только в этом случае получите право и от него требовать такого же отношения. Например, подросток обязательно должен ставить вас в известность обо всех изменениях в своих планах и оставлять координаты, по которым вы сможете его найти. Не забывайте, что вы имеете дело с личностями, а в конечном итоге с теми, кого сами воспитали, и пенять иногда надо на самих себя.
Методика «Оцените, насколько вы волевой человек»
Инструкция. Хотите знать, насколько вы волевой человек? Тогда постарайтесь честно ответить самому себе на следующие вопросы. За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» - 1 балл, за ответ «нет» - 0.
1. Способны ли вы, если надо, встать утром с постели, как бы рано это ни было?
2. Каждое ли утро вы делаете зарядку?
3. Стремитесь ли вы соблюдать режим дня?
4. Как бы вам ни мешали, можете ли вы на занятиях не отвлекаться и делать то, что требуется?
5. Осуждаете ли вы, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или пропускает занятия, мешает другим?
6. Всегда ли вы выполняете домашние задания, пусть даже не самостоятельно?
7. Читаете ли вы дополнительно рекомендованную литературу, если это делать не обязательно?
8. Выполняете ли поручение, которое вам не совсем приятно?
9. Попав в конфликтную ситуацию, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можете ли вы этого не сделать?
10. Способны ли вы без напоминаний принимать лечение по предписанию врача?
11. Есть ли такие дни и часы, в которые вы любите заниматься одним и тем же делом?
12. Если вы начали что-то делать, но потом поняли, что это неинтересно, доведете ли начатое до конца?
13. Можете ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у вас срочное и важное дело?
14. Всегда ли вы выполняете свои обещания?
15. Регулярно ли вы анализируете свое поведение, поступки и делаете ли из этого определенные выводы?
Обработка результатов
А теперь подсчитайте свои баллы. Их сумма будет свидетельствовать о том, насколько вы волевой человек.
Если набралось от 22 до 33 баллов, вас можно поздравить - с силой воли все в порядке. Человек вы волевой, на вас можно положиться, не подведете. Но не зазнавайтесь, знайте, что иногда ваша твердая и непримиримая позиция досаждает окружающим. Так что есть над чем поработать.
Если набралось от 13 до 21 балла, сила воли развита средне. Если чувствуете, что иначе нельзя, вы действуете должным образом, но если увидите, что чего-то можно и не делать, то не станете за это браться. Если вам поручают что-то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берете. Вы довольно дипломатичны, но не всегда тверды и упорны в достижении цели. Да и четких-то целей пока не имеете.
Если набралось 12 и менее баллов, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям вы относитесь спустя рукава, делаете лишь то, что легче и интереснее. У вас наверняка немало неприятностей и дома, и в школе. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте свое поведение, поступки и попытайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, надо лишь заставить себя. И не сомневайтесь, вы станете более волевым человеком.
Положение о родительском собрании в школе
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями
Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей
Подготовка и проведение родительского собрания в школе
Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»
Нет комментариев. Ваш будет первым!