Содействие родителей пониманию и принятию детьми универсальных общечеловеческих ценностей: Родина. Отечество. Патриотизм. Человек. Земля. Природа. Воспитание у ребенка в семье устойчивого интереса к событиям общественной жизни.
Роль прессы в воспитании гражданской позиции подростков, в их раздумьях о дне сегодняшнем и завтрашнем, в воспитании активной личности, способной жить в условиях правового и демократического общества.
Воспитание принципиальности, единства слова и дела, активной жизненной позиции. Влияние родителей на становление у восьмиклассников сознательной дисциплины. Формирование у подростков ответственности за свои действия и поступки.
Большое значение семейного воспитания для формирования умелого деятеля новой экономической системы и честного добропорядочного гражданина.
Форма занятия - лекция.
Значение юношеских лет в жизни человека переоценить трудно. На пороге самостоятельного бытия определяется жизненный путь человека, в известном смысле решается вся его дальнейшая жизнь. Познавая мир и себя в нем, юный человек неизбежно сталкивается с вопросами: кто же я сам в этом мире? Каково мое место в нем? Как относится ко мне мир? Как я сам отношусь к миру? Ответ на эти вопросы и составляет существо процесса определения себя в мире. Этот процесс протекает под большим влиянием тех ценностных ориентаций, которые сложились у человека в ранней юности. Важно учесть, что определение себя в мире и само оказывает важнейшее воздействие на эти ориентации, на складывающееся мировоззрение подростков.
Под мировоззрением, напомним, принято понимать систему обобщенных представлений о мире в целом, о тех процессах - природных и социальных, - которые в нем совершаются, об отношении человека к окружающей действительности, к себе, к другим людям. Мировоззрение - это не только знание, усвоение идей, понятий, но и отношение человека к этому знанию, истолкование картины мироздания, принятие им тех или иных жизненных ценностей.
Ранняя юность, пожалуй, решающий возраст в процессе формирования мировоззрения. Этот процесс противоречив вообще и в ранней юности особенно, что связано со следующими обстоятельствами.
С одной стороны, общее развитие школьников, накопленный социальный опыт позволяют им не ограничиваться осмыслением частных требований и отношений, с которыми они сталкиваются в непосредственном окружении и которые могут быть достаточно противоречивыми, а ориентироваться в более широком социальном контексте, вырабатывая свое отношение к миру и к своей позиции в нем. А с другой стороны, может возникнуть известное противоречие между знаниями, усвоенными в школьные годы, и социальным опытом.
Формирование мировоззрения обычно рассматривается как путь преодоления этого противоречия через перевод знаний в убеждения. Но для того, чтобы этот перевод произошел, необходимо, чтобы знания приобрели для учащихся жизненную актуальность.
В ранней юности, общаясь с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения.
Принятие решения означает выбор из ряда возможных вариантов, т. е. возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы, главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своей жизненной позиции. Иными словами, выбор, который определяется мировоззрением школьников, в свою очередь, влияет на формирование самого мировоззрения, на то, какие идейные, духовные ценности становятся определяющими в жизни ребенка.
При этом надо иметь в виду, что у подростков часто высшие принципы мировоззрения определяют их конкретнейшие личные переживания. Но поскольку процесс формирования мировоззрения не заканчивается в подростковом возрасте, постольку принципы конкретных поступков могут существенно отличаться от их мировоззрения.
Свой вклад может и должна внести семья. Возможно, некоторые родители могут счесть себя некомпетентными, скажем, в разговоре со старшеклассниками о философских аспектах современного естествознания или в спорах об оценке тех или иных новейших эстетических явлений. Допустим. Но мировоззренческие установки в области морали? Но основанная на опыте и знании оценка тех или иных событий внутренней и международной жизни? Но мудрое и тактичное участие в осмыслении сущности патриотизма и гражданского долга? Вот это вполне возможно и необходимо. И в любом случае «сверхзадачей» остается побуждать ребят к работе мысли, к общественной и трудовой активности, к чтению философской литературы, к выработке глубоких убеждений; укреплять их стремление следовать этим убеждениям в своих поступках.
Дело ведь не только в том, что именно могут и умеют юноши, насколько развиты у них те или иные психические свойства личности, потенциальные возможности становления мировоззрения в деятельности. Пусть даже мы не обнаружим здесь принципиальных различий - найдутся различия в другом: неодинаковы обстоятельства жизни юноши в семье, существенно отличны те требования, которые к ним предъявляются.
Попытаемся в двух словах обрисовать особенность ситуации, в которой находится старший школьник. Можно сказать, что он стоит на пороге самостоятельной жизни. Звучит это привычно, чуть ли не банально, но мы просим родителей внимательно отнестись к этому моменту наших рассуждений: только на основе такого подхода мы и сможем понять, почему юноша, остающийся во многом словно бы и «таким же», все-таки уже «не такой». Попытаемся уловить то особое, неповторимое, качественно своеобразное, что отличает старший школьный возраст.
И деятелями искусства, и вдумчивыми воспитателями уже давно отмечена черта юношества - устремленность в будущее. Все, чем они живут сегодня, рассматривается и оценивается ими с позиции завтрашнего дня. И мы сами на них так смотрим.
От юношества ждут зрелости - гражданской, нравственной, трудовой, которая позволит им по выходе из школы начать полезную трудовую деятельность, твердо определить свое место в жизни.
Юным совершенно необходимо разобраться в окружающем и в самих себе, найти смысл жизни вообще и смысл собственной жизни. Им надо выработать собственные взгляды в области науки, общественной жизни, морали, политики; надо убедиться в этих взглядах и положить свои убеждения в основу своих поступков.
Иными словами, самоопределение тогда возможно, когда складывается мировоззрение, то самое обобщенное, итоговое отношение человека к жизни.
Еще раз подчеркнем мысль, которая сейчас для нас важна: задача формирования мировоззрения не есть нечто, навязываемое юношеству извне, это их собственная задача, не решив которой, он не добьется успехов в своем самоопределении, не найдет надежных и верных путей в жизни.
Родители пусть помнят: с вступлением в юность ребенок в любом случае начнет более значительно, более интенсивно, чем прежде, искать смысл жизни и свое место в ней. А вот содержание этих поисков может оказаться различным, и зависеть оно, это содержание, будет от того, окажемся ли мы в числе тех, с кем ребенок будет делиться результатами своих поисков, слову и опыту которых он будет доверять.
Наличие «возвышенной философской установки» в юности признается психологами самых разных направлений, наблюдающими развитие ребенка в разных социальных системах, в разных социальных группах.
Более того, даже те, кому порой привычно отказывают в каких-либо устремлениях, оказываются не так уж просты. «Золотая молодежь», «рассерженные молодые люди», «стиляги», «хиппи», «панки» - и они тоже ведь стремятся утвердить свой взгляд на мир именно в виде своеобразной философии, представить свой образ жизни отвечающим какому-то всеобщему принципу.
И в семье, и в школе необходимо учитывать упомянутые особенности юношеского восприятия мира. С молодыми нужно говорить о жизни открыто, честно, не уходя от острых вопросов внутренней и международной жизни, проблем идеологии, политики, морали, ничего не приукрашивая и ни о чем не умалчивая. С тем большим доверием отнесутся они к тому, на чем вы будете настаивать, что вы будете утверждать, к тем основным нашим жизненным ценностям, на которые вы будете им указывать.
Далее, такой разговор не может и не должен быть монологом. Диалог, безусловно, предпочтительнее: вы не преподносите лишь свою точку зрения, а вызываете юных на разговор, на размышление, на спор, вы побуждаете их в ходе сопоставления разных точек зрения, взглядов вырабатывать собственную, самостоятельную, глубоко осознанную и подкрепленную неотразимыми аргументами позицию, т. е. вступает в силу метод убеждения как ведущий в формировании личности.
Необходимо создать условия для того, чтобы успешнее и быстрее вести юных к социальной зрелости. Задача эта неразрешима лишь улучшением собственно трудовой подготовки, и высокий (в профессиональном отношении) уровень подготовки мало что даст, если при этом не выработано ответственного отношения к труду.
А такое отношение вырабатывается опять-таки только в русле формирования мировоззрения, включающего в качестве основной черты понимание труда как важнейшей жизненной потребности.
Современная молодежь стоит перед миром очень ярким, интересным, эмоционально насыщенным, богатым. Разнообразные занятия, новые привлекательные и престижные профессии, книги и кинофильмы, путешествия - очень широк диапазон выбора. Мир действительно богат, и есть много способов приобщиться к этому миру. Ошибочный выбор ведет либо к ясно осознанной неудовлетворенности, либо к удовлетворенности мнимой, что особенно опасно в самом начале жизненного пути.
Резко изменился характер общения. Происходит прямо-таки «взрыв контактов». Легко возникают (и умирают) приятельства и дружбы. Хотя количество контактов растет, само общение очень часто оказывается кратковременным, непостоянным. И тут может возникнуть ложное ощущение моральной необязательности перед теми, кого «сегодня видишь, а завтра нет». Часто у ребят возникают проблемные ситуации: в них есть момент выбора, возможность предпочесть ту или другую линию поведения.
Так снова и снова приходим мы к утверждению исключительной роли мировоззренческих основ: вероятность «сильного хода» в проблемной ситуации повышается, если подросток способен взглянуть на нее, руководствуясь четким мировоззрением. Лишь оно дает правильный способ познания мира и определения своего отношения к нему.
Материалы анкеты и лекции должны помочь родителям выбрать наиболее приемлемую для них форму формирования мировоззрения.
Анкета для родителей
1. Уважаете ли вы юношескую самостоятельность?
2. Сформированы ли мировоззрение и убеждения Вашего ребенка?
3. Воспитываете ли нравственную стойкость?
4. Имеет ли место книга в духовной жизни подростка?
5. Как Вы понимаете развитие его индивидуальных наклонностей и способностей?
6. Какие Вы видите основные недостатки в его домашней учебе?
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Родительское собрание «Стили воспитания в семье», 8 класс
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!