Цель: создание условий для принятия родителями ответственности за безопасность своего ребенка.
Задачи: обозначить возможные опасности для детей подросткового возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения.
Форма проведения: дискуссия
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.
Подготовительный этап
1. Учащимся предлагается продолжить предложение:
«Моя безопасность - это...»
«Предвидеть опасность - это...»
2. Тест «Способны ли вы ориентироваться в любой ситуации?»
Инструкция. В любом деле, как известно, могут случаться непредвиденные ситуации, которые заставляют действовать решительно и быстро. Готовы ли вы к подобного рода испытаниям? И если такая ситуация случится с вами, сумеете ли не растеряться и, сконцентрировав свои силы, используя имеющиеся у вас знания и опыт, действовать разумно и правильно?
Отвечайте на вопросы «да» или «нет».
1. Вы заблудились в лесу. Сумеете ли вы найти правильную дорогу или хотя бы продержаться пару дней, не имея с собой запасов еды (если это произошло летом)?
2. Вы попали на необитаемый остров. Осмотрите ли вы его целиком, прежде чем искать место для ночлега?
3. Вы идете с товарищем по улице. Вдруг из-за поворота вылетает автомобиль и несется на большой скорости прямо на вас. Ваш товарищ бросается влево. Побежите ли вы в ту же сторону?
4. Вам срочно нужно уйти, но вы не можете найти ключи. Попробуете ли вы еще раз спокойно сосредоточиться и подумать, где они могут быть?
5. Вы хорошо ориентируетесь на местности в темноте?
6. Нравится ли вам исследовать незнакомые места?
7. Быстро ли вы решаете задачи на сообразительность?
8. Любите находиться на природе в одиночестве?
9. Способны ли вы быстро принять решение в критической ситуации?
Результаты. За каждый положительный ответ засчитайте себе по одному очку.
1-3 очка. К сожалению, реагировать быстро и решительно вы не можете, поскольку вы крайне несамостоятельный человек. По своей беспомощности вы напоминаете маленького ребенка, привыкшего к тому, что в нужный момент прибегут взрослые и все за него сделают. Вы не интересуетесь ничем, что бы вам могло быть полезно, предпочитаете, чтобы решения и ответственность вместо вас брали на себя другие. Конечно, это очень удобно, но вряд ли с таким характером вы заработаете уважение окружающих.
4-7 очков. Вы достаточно сообразительны, чтобы не теряться, не попадать впросак даже в трудных ситуациях. Конечно, вы можете допускать отдельные ошибки, но это скорее связано не с вашим неумением ориентироваться или незнанием чего-то, а просто с невнимательностью или нежеланием в данный момент хорошо подумать.
8-9 очков. Вы человек, который не пропадет даже на Северном полюсе. Вы любите экстремальные ситуации намного больше, чем спокойную жизнь, потому что в трудных условиях есть возможность потренироваться в быстроте и правильности реакции. Вам больше всего подходит профессия геолога, следователя, каскадера; в старые времена люди с подобными качествами становились первопроходцами, первооткрывателями, такими как Ермак, Колумб и другие.
I. Вступительное слово классного руководителя
Город таит массу опасностей для тех, кто не умеет в нем себя вести. Задача родителей и учителей - научить ребенка мерам предосторожности, которые помогут им не оказаться в рискованной ситуации. Конечно же, мы, взрослые, всегда заняты очень важными делами. Много работаем и постоянно куда-то спешим. Только потом, когда с ребенком случается беда, мы проклинаем себя за то, что вовремя не научили, не предупредили, не уберегли.
Как правило, старшеклассники считают, что уже все знают и умеют. Они воображают, будто городские улицы им как дом родной и навыки личной безопасности им ни к чему.
Тем не менее, детям необходимо освоить несколько элементарных правил, которые обезопасят их, когда они одни на улице или в квартире. А вам, уважаемые родители, надо постоянно напоминать об этих правилах, не запугивая, но и не преуменьшая опасности.
II. Педагогическое просвещение
По мнению психологов, родителям в воспитании необходимо руководствоваться важными правилами. Главное - дать детям представление о безопасном поведении. Помнить о своей ответственности: родители каждую минуту должны знать, где находится их ребенок. Ребенок всегда видит, как вы сами заботитесь о собственной безопасности. Вспомните, например, на какой свет светофора вы переходите дорогу, и все сразу станет ясно. Родители должны создать список правил безопасности - дома, на улице, в школе, на дороге. Научите ребенка обращаться за помощью: составьте список телефонов, по которым он может позвонить; научите, как он может это сделать. Договоритесь с ребенком об условном слове, упоминание которого будет свидетельствовать о том, что он в беде. Например, если ребенок позвонит вам и скажет: «Как там наш щенок Тузик?», вы поймете, что он в опасности, и сможете ему помочь.
Самое главное - родитель должен быть человеком, которому доверяют, и уж ни в коем случае которого боятся! Даже если ваш ребенок поступил неправильно, объясните, как он сможет исправить это, но не ругайте.
Правила безопасности
Объясните, что нельзя ходить в гости к незнакомым или просто уходить вместе с незнакомым человеком, куда бы он ни приглашал.
Находясь на улице, ребенку нельзя вступать в контакт с посторонними людьми. Ему нужно четко усвоить, кто такой посторонний. Это любой человек, которого он не знает. Научите ребенка не вступать в общение с незнакомыми людьми, не поддерживать с ними беседу. «Да я же тетя Маша, неужели ты меня не помнишь?» - на улице на подобное заявление вообще лучше не отзываться, нужно молча пройти мимо, ускорив шаги, или сразу убежать. Тем более с незнакомцем куда-то идти, садиться к нему в машину, впускать его в квартиру - нельзя.
Если незнакомец оказался рядом с ребенком возле двери подъезда, не надо набирать код и пытаться забежать в дом. Нужно отойти от подъезда, лучше туда, где много людей, например, к детской площадке, где почти всегда есть взрослые. И даже если потом вдруг окажется, что этот человек действительно не посторонний, а ваш знакомый, которого ребенок просто не знал, ничего страшного. Не упрекайте ребенка, а похвалите его за осторожность и бдительность.
Если незнакомец стоит на площадке возле лифта, нельзя входить в лифт вместе с ним. Необходимо переждать, пока он уедет. А если он не собирается этого делать, лучше выйти на улицу.
Запретите ребенку принимать подарки и угощение от чужих. Подарок, разговор - это первый шаг к контакту, который преступник стремится установить. Нельзя поддаваться ни на какие знаки внимания незнакомца. Объясните ребенку, что любые обещания подарков, предложения посмотреть котят или рыбок, новые диски или мобильные телефоны, сходить в кино, покататься на машине - хитрый обман. От таких взрослых нужно сразу бежать, не боясь показаться глупым и невежливым.
К сожалению, детский опыт подсказывает, что взрослые имеют право командовать и их распоряжения приходится исполнять. Объясните ребенку, что посторонний на улице не имеет права ему приказывать и что повиноваться чужим командам нельзя.
А если незнакомец попытается схватить ребенка? Объясните, что в таких случаях нужно громко кричать и сопротивляться: кусаться, брыкаться, вырываться. Такие ситуации можно прорепетировать в игре. Правильные фразы: «Я тебя не знаю!», «Я не хочу идти с ним!» и «Позовите милицию!» Кричать «Мама!» нельзя. Скорее всего, прохожие могут подумать, что отец ссорится со своим ребенком. Громкий крик тоже можно отрепетировать заранее. Мальчикам же придется специально объяснить, что кричать в моменты опасности не стыдно и что это вовсе не трусость, а мужественное сопротивление. Если вдруг на улице необходимо избавиться от приставучего незнакомца, объясните детям, что выбирать надо определенных взрослых - женщину с детьми, милиционера, пожилых людей, семейную пару.
Такие притягательные места для детей вроде пустырей, заброшенных или недостроенных зданий, чердаков, подвалов должны попасть под категорический запрет. Но ограничиваться простым изложением требований недостаточно. Надо обязательно отрабатывать все правила, причем делать это без лишнего запугивания.
Оставшись дома в одиночестве, никому не открывать дверь, кроме родителей и заранее обговоренных людей. Если в дверь звонит кто-то, называющий себя агитатором, работником жилищно- коммунальной службы, почтальоном и так далее, дверь все равно открывать нельзя. Через закрытую дверь можно сказать посетителю, чтоб зашел позже.
Постоянно напоминайте ребенку, что мобильный телефон - это средство связи, а не игрушка. Поэтому лучше всего воздержаться от разговоров и отправлений SMS на улице, особенно если улица эта довольно пустынная. Абсолютно безразлично, днем или вечером, телефон из рук рассеянных граждан выбивается довольно просто. Также не следует доверять свой мобильный телефон незнакомому, который просит «быстренько позвонить другу». Это один из распространенных приемов уличных воришек.
Объясните детям, что необходимо сразу же рассказывать обо всех случаях, когда им что-то предлагали на улице, звонили в дверь, приглашали в гости или покататься. Если ребенок запомнил машину и внешний вид чужого человека, который пытался втянуть его в разговор, то необходимо сообщить об этом в милицию.
Опросы, проведенные психологами в школах Санкт-Петербурга, показали: только 10% детей, с которыми на улице происходили странные, неприятные или опасные события, рассказывали об этом родителям.
Большинство детей остаются без защиты, один на один с проблемой. Почему же они не просят помощи тех, кто только и может ее оказать? Получается, что не доверяют. Думают, что их же самих и обвинят в случившемся. Если ребенок ни о чем таком не рассказывает и не жалуется, но вы заметили настораживающие признаки - подавленность, пугливую осторожность на улице, необходимо доброжелательно, но настойчиво расспросить ребенка. Скорее всего, он расскажет, кто и как его преследует. А если все же не решится сказать, будет скрытничать, нужно постараться найти время, взять, если понадобится, на работе отгул и собственными глазами увидеть, что происходит с вашим ребенком по дороге в школу или из школы домой.
III. Подведение итогов
- Что было самым интересным и полезным?
- Какие выводы сделали для себя?
Автор: Егорова Людмила Анатольевна
Родительское собрание «Решение конфликтных ситуаций», 9 класс
Родительское собрание, 9 класс. Профориентация
Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек
Нет комментариев. Ваш будет первым!