Цели: проинформировать родителей о возникновении проблемы снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся; побудить родителей к полноценному общению со своими детьми; расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникающих проблем с детьми; побудить родителей к совместному проведению свободного времени.
Участники: родители, классный руководитель.
Подготовка: проведение среди ребят анкетирования на тему «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам» (см. дополнительный материал к собранию).
I. Вступительное слово классного руководителя
- Отметки, которые получают наши дети, - это оценки их труда. Иногда получается, что успеваемость учащихся снижается по сравнению с прошлым учебным годом или по сравнению с прошлой четвертью. Почему это происходит? Почему дети не хотят учиться и как следствие - получают двойки?
Процесс обучения требует внимания и увлеченности. Эти переменные зависят от интереса и мотивации ребенка. Учитель - это посредник между учеником и миром знаний. Учитель может приобщить ребенка к учебе, к предмету, который преподает, но может и оттолкнуть. Когда же отношения ребенка и педагога плохие, то, наоборот, может отмечаться значительное ухудшение процесса приобретения школьных знаний. Чаще всего дети больше интересуются теми предметами, которые ведут их любимые учителя. И наоборот, неохотно занимаются предметом, даже тогда, когда он их интересует, только потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частных случаях ребенок иногда работает хуже из-за того, что его внимание отвлечено на какие-то другие вещи. Так происходит в тех случаях, когда, например, ребенка беспокоят мысли о доме, сексуальные вопросы, фантазии или навязчивые размышления.
Дети могут плохо учиться в результате сознательного избегания обучения (как в общем смысле этого слова, так и в отношении каких- то отдельных предметов). Это особенно выражено у тех подростков, которые отказываются от обучения в школе, стремясь тем самым выразить протест против системы ценностей взрослых. Некоторые достаточно смышленые дети отказываются от образования, считая, что оно не стоит той работы, которую приходится совершать для его получения. В результате их общеобразовательные знания могут оказаться недостаточными.
В ряде случаев процесс обучения может ассоциироваться у ребенка с болезненными или неприятными ощущениями. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребенка за неуспехи. В конце концов может случиться так, что ребенок станет связывать наказание с обучением и будет его избегать. Такое может случиться и тогда, когда среди ровесников ребенка презирают детей, выполняющих задания учителя в школе и дома, или считают их «подлизами». Если успешного ребенка друзья называют «зубрилой», он может решить, что не следует стремиться к успехам в школе.
Согласно другой точке зрения, у ребенка может возникнуть желание пропускать занятия в школе из-за того, что процесс обучения каким-то образом оказался вовлеченным в невротический конфликт. Обычно говорят, что состояние легкого волнения помогает обучению, однако слишком большая тревога мешает ему.
С учащимися мы провели анкету «Изучение учебной мотивации и отношения к предметам» и выявили некоторые причины снижения успеваемости.
II. Анализ анкет учащихся
III. Проведение анкетирования и тестирования родителей
Прежде чем предложить родителям ответить на вопросы анкеты, аналогичной той, что предлагалась детям, учитель сообщает им цифру - суммарный результат ответов учащихся. Эта работа необходима для того, чтобы каждый из родителей задумался о своих отношениях с ребенком, сопоставив оба результата: свой и ребенка, а также для меньшего привлечения внимания других родителей к результатам остальных учащихся.
Анкета для родителей
Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».
1. Считаете ли вы, что у вас в семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
3. Интересуются ли вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по предметам?
7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
9. Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в их праздники, или предпочитают проводить время без взрослых?
10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
11. Обсуждаете ли вы в семье с участием детей телевизионные передачи и фильмы?
12. Бываете ли вместе с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13. Совершаете ли вы совместные прогулки, ходите ли в туристические походы?
14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми или нет?
Анализ результатов
За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
(Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и интерпретацией учителя. Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных данных. Многие неожиданно для себя выясняют, что они недостаточно внимания уделяют ребенку дома.)
- У детей очень много потребностей, но одной из основных является потребность в любви, доброжелательности и теплоте чувств, называемая также потребностью в эмоциональном контакте. Отношение взрослых дает им чувствовать себя уверенно и в безопасности. К существенным потребностям ребенка следует отнести постоянный контакт с родителями, их активное присутствие и частое общение.
Потребность в любви удовлетворяется в семье. От отношения родителей к ребенку зависит формирование многих черт его личности. Когда отец и мать искренне любят ребенка, создают в доме атмосферу доброты и покоя, взаимного внимания, у ребенка устанавливается прочная эмоциональная связь с родителями. Дети в таких семьях обычно бывают веселыми, дружелюбными, милыми, сочувствующими, а благодаря ощущению безопасности - смелыми и отважными.
Если родители уклоняются от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Подобные люди легче поддаются асоциальному влиянию. Они непостоянны в своих планах, неспособны к объективным оценкам, склонны к хвастовству и бахвальству. Чаще всего они неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.
Если родители чересчур требовательны, это лишает ребенка веры в свои собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.
Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях. Чаще всего он стремится преодолевать встречающиеся трудности, не бросает начатой работы, не отказывается от сложных заданий. Семья является главной воспитывающей средой, и поэтому она несет ответственность за нарушения в поведении ребенка, касающиеся помимо всего прочего и его успеваемости в школе.
Тест «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?»
1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом учебном году?
а) 4;
б) 3;
в) 2.
2. Всех ли учителей, работающих в классе вашего ребенка, вы знаете?
а) знаю всех;
б) знаю половину;
в) знаю лишь некоторых.
3. Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?
а) постоянно;
б) 1-2 раза в четверть;
в) ни разу.
4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам и вы не способны ему помочь, что будете делать?
а) обращусь за помощью к учителям;
б) пойду к завучу;
в) заставлю ребенка более серьезно учить предмет.
5. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?
а) да, знаю;
б) частично;
в) догадываюсь, но точно не знаю.
6. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?
а) да;
б) иногда;
в) нет, но догадываюсь.
Анализ результатов теста
Подсчитайте количество отмеченных вами высказываний «а», «б» и «в».
Если больше ответов «а». Вы знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи.
Если больше ответов «б». Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей жизнедеятельности ребенка.
Если больше ответов «в». Вы вместе с другими членами семьи должны помочь вашему ребенку.
- Чтобы правильно понять причины снижения успеваемости, необходимо учитывать интересы ребенка. Общие познавательные интересы, которые в большей или в меньшей степени проявляются у каждого ребенка младшего возраста, в последующие годы становятся более конкретными, как бы специализируются. Чтобы получить образование, ребенок должен изучать ряд обязательных дисциплин. Некоторые предметы он изучает без интереса, по необходимости, что, безусловно, сказывается на его успеваемости.
Чем многограннее интересы ребенка, тем лучше он изучает школьные предметы, тем шире его кругозор и позитивные возможности для полноценного познания той или иной дисциплины.
На формирование правильного отношения к учебе огромное влияние оказывают также и внешкольные интересы. Чаще всего эти интересы помогают учебе, т. к. связаны с некоторыми школьными дисциплинами (например, любовь к животным - с биологией и географией, интерес к технике-с физикой, математикой и т.д.). Иногда внешкольные интересы настолько велики, что начинают отрицательно сказываться на результатах учебы (например, бесконтрольное увлечение чтением, спортом). Надо воспитывать у ребенка ответственность, добросовестность, умение заставлять себя заниматься обязательной деятельностью, откладывая реализацию своих интересов на специально выделенное свободное время.
Изучение интересов и способностей своего ребенка во все периоды его жизни является для родителей одним из важнейших элементов воспитания. «Мама, можно я завтра не пойду в школу?» - «Ты плохо себя чувствуешь?» - «Вообще-то нет, только голова немного болит. Разреши мне не ходить в школу!» - «Как же я могу разрешить просто так, без серьезной причины, в восьмом классе пропускать уроки?» - «Я тебе скажу, только не знаю, поймешь ли ты меня. У нас контрольная работа по химии». - «Конечно, понимания ты у меня не найдешь, это ты правильно заметил. Что же тебе даст отсутствие на уроке? Просто химию надо учить». - «Да я учу уже три дня. И все впустую. Я не способен к химии и вообще к точным наукам. Учу, учу, а потом в школе, особенно на контрольных, ничего не помню. Наверное, у меня нет способностей...»
Подобные разговоры с подростками случаются во многих семьях. Иногда причинами заявления «не умею», «не справлюсь» являются нежелание приложить усилия, отсутствие настойчивости, а иногда просто лень. Но очень часто источник такого явления лежит в отсутствии веры в свои силы, в низкой оценке своих возможностей. Родителям надо обращать внимание на отношение ребенка к самому себе, тактично и постепенно помогать ему освобождаться от негативных наклонностей и развивать полезные, положительные качества. Нельзя высказывать поверхностное мнение о ребенке и тем более часто его повторять, не имея глубокого внутреннего убеждения в его справедливости. Наиболее сильно закрепляется в сознании ребенка мнение, неоднократно услышанное от родителей, окружающих людей. Родители должны обращать особое внимание в том случае, когда ребенок не верит в свои возможности или, наоборот, оценивает слишком высоко. Если ребенку постоянно говорить о его слабых способностях, у него вообще может исчезнуть стремление улучшить успеваемость. Некоторые родители считают своих детей вполне способными, но находят правильным говорить при них только о неудачах, забывая об успехах. Немало есть детей, которые учатся хорошо, но в семье каждый минус (при отметке «пять с минусом») долго и пространно комментируется, при этом забывается сама «пятерка». Постоянное подчеркивание недостатков приносит большой вред, у ребенка формируется заниженная самооценка.
Слишком высокое мнение ребенка о себе тоже вредно. Чрезмерное убеждение в собственных достоинствах не способствует развитию своих возможностей. В результате сын или дочка не достигают ожидаемого успеха даже тогда, когда они действительно способны и обладают рядом достоинств. Самооценка ребенка в первую очередь зависит от отношения к нему его родителей, от их воспитательного воздействия. Если они следят за развитием своего ребенка, влияют на его поведение, то могут эффективнее способствовать формированию у ребенка самооценки, а это в свою очередь может повлиять на отношение к учебе, на улучшение успеваемости.
IV. Рекомендации родителям
- Мы выяснили причины обсуждаемой проблемы, и теперь вы знаете: как будет ваш ребенок ходить в школу, с удовольствием или неохотой, зависит не только от школы, но и от семьи. Давайте попробуем найти дополнительные пути решения проблемы.
Вариант 1. Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают в школе. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим самым любимым. Попросите его показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как вам преподавали ее раньше (заодно вы поймете, насколько он знает материал параграфа). Докажите личным примером, что трудные уравнения решать интересно, или просто наработайте определенную схему решений.
Вариант 2. Воспользуйтесь советами Д. Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования».
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.
2. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
3. Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках.
4. Задавайте вопросы вместо приказаний.
5. Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.
6. Хвалите его даже за скромный успех и будьте при этом искренними.
7. Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
9. Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.
Вариант 3. Возьмите на заметку следующее.
1. Следите за тем, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок - грустное зрелище на уроке.
2. Пусть ребенок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает, к книгам, которые приносит из школы.
3. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора.
4. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности.
5. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей.
6. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-либо событиях.
7. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребенку будет это приятно.
Вариант 4. У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.
V. Подведение итогов
- Безусловно, нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки и в том, что у него есть все возможности реализовать себя. Мы, педагоги и родители, - союзники в этом деле. Великий философ Ж.-Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы успеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом направлении. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями.
VI. Решение родительского собрания
1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.
2. Не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.
Анкета «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам»
1. Утром я просыпаюсь с мыслью:
а) «Ура! Сегодня будет история (математика, литература...)»;
б) «Сегодня можно не присутствовать на истории (математике, химии...)»;
в) «Я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, химии...)».
2. Я прихожу в школу, чтобы...
а) узнать что-то новое;
б) заниматься такими интересными предметами, как ______;
в) встретиться с такими хорошими учителями, как ______;
г) пообщаться с друзьями;
д) весело провести время;
е) не огорчать родителей.
3. Домашнее задание я делаю так:
а) совершенно самостоятельно;
б) обращаюсь за помощью к взрослым;
в) под контролем родителей;
г) от случая к случаю;
д) не делаю никогда.
4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно...
а) иметь интерес к предмету;
б) иметь способность к предмету;
в) хорошо работать на уроке;
г) иметь хорошие отношения с педагогом;
д) уметь списывать.
5. Когда я получаю плохую отметку, то...
а) стараюсь тут же ее исправить;
б) стараюсь исправить на следующем уроке;
в) стараюсь исправить в ближайшее время;
г) ничего не пытаюсь делать.
6. Какова причина получения неудовлетворительных оценок?
а) лень;
б) отвлекают друзья, телевизор;
в) не хватает времени;
г) не понимаю предмет.
7. В чем причины нехватки времени?
а) долго гуляю;
б) занимаюсь в спортивной секции, кружке;
в) не умею планировать время;
г) долго смотрю телевизор;
д) медленно делаю уроки.
Анкета «Ребенок - родитель»
Допустимы ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
2. Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли по своим личным делам?
3. Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным предметам, тем, как складываются ваши взаимоотношения с учителями и одноклассниками?
4. Знают ли родители ваших друзей?
5. Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?
6. Всегда ли ваши родители проверяют, как вы приготовили уроки?
7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
8. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
9. Всегда ли у вас желание проводить свои праздники без взрослых?
10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
11. Обсуждаются ли в семье с вашим участием телевизионные передачи, фильмы?
12. Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театрах, музеях?
13. Совершаете ли вместе с родителями прогулки, ходите ли в походы?
14. Нравится ли вам проводить отпускное время вместе с родителями?
Учитель проводит подсчет баллов (во всех вопросах кроме вопроса 9 за каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов; в вопросе 9 за ответ «да» - 0 баллов, за ответ «отчасти, иногда» - 1 балл, за ответ «нет» - 2 балла) и записывает полученный результат.
Тест «Усталость или упрямство?»
1. Выбирая дополнительные занятия для своего ребенка, вы руководствуетесь:
а) его просьбами;
б) его способностями или развивающими возможностями занятий;
в) стремлением чем-то занять школьника в свободное время.
2. Вспоминая, как родители заставляли вас заниматься в какой- либо секции или кружке, вы испытываете:
а) чувство благодарности;
б) агрессию;
в) сожаление о потерянном времени.
3. В каких ситуациях ребенок заговаривает с вами о том, чтобы бросить кружок?
а) перед очередным занятием;
б) после занятия;
в) когда сталкивается с какими-то трудностями.
4. По вашему мнению, играть в игрушки школьнику:
а) стыдно;
б) необходимо;
в) позволительно, когда сделаны все уроки.
5. Вы считаете детей, которые не посещают никаких занятий после школы:
а) ограниченными;
б) обделенными;
в) неусидчивыми и нецелеустремленными.
6. По каким симптомам вы обычно понимаете, что ваш ребенок устал?
а) он часто зевает;
б) у него появляется бледность и круги под глазами;
в) он жалуется на головную боль.
7. Как ребенок относится к своим успехам на занятиях?
а) ему нравится демонстрировать их родственникам;
б) он не считает их чем-то выдающимся;
в) его раздражает похвала окружающих.
8. Рассказывая о школе, сын или дочь чаще всего говорит о...
а) своих отношениях со сверстниками;
б) содержании занятий;
в) достижениях и неудачах.
9. Когда ребенок ничем не занят, он большую часть времени:
а) смотрит телевизор;
б) играет;
в) ест или спит.
10. Как меняется отношение школьника к занятиям после каникул?
а) его еще труднее заставить ходить на занятия;
б) он приступает к ним с энтузиазмом;
в) он становится более внимательным и аккуратным.
11. Как правило, к вечеру ваш ребенок становится:
а) возбужденным;
б) рассеянным;
в) раздражительным.
12. Если сын или дочь накануне занятий жалуется на усталость или плохое самочувствие:
а) вы подозреваете симуляцию;
б) щупаете ребенку лоб и подробно расспрашиваете о симптомах;
в) уговариваете потерпеть до конца занятий.
13. Как обычно школьник выражает протест против занятий?
а) плачет;
б) отказывается посещать занятия или выполнять задания;
в) плохо ведет себя на уроках.
14. Представьте, что вам предложили записать ребенка в какой-нибудь очень интересный кружок, в то время как он уже посещает другие занятия. Как вы поступите?
а) постараетесь пересмотреть распорядок дня, чтобы успевать на оба занятия;
б) предложите ребенку выбрать что-то одно;
в) откажетесь от нового предложения.
15. Как обычно происходят сборы на занятия?
а) ребенок сам складывает необходимые вещи;
б) вы собираете его сумку;
в) вам не приходится «стоять над душой» у ребенка, чтобы он ничего не забыл.
16. Когда школьник высказывает нежелание заниматься, вы испытываете:
а) сожаление;
б) раздражение;
в) гнев.
Ключ к тесту
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
а |
5 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
5 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
б |
3 |
1 |
5 |
1 |
5 |
5 |
1 |
5 |
3 |
5 |
5 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
в |
1 |
5 |
3 |
5 |
1 |
3 |
3 |
3 |
5 |
1 |
3 |
5 |
1 |
3 |
1 |
3 |
Анализ результатов теста
16-37 баллов. Лень. В представлении вашего ребенка отдых - это полная свобода и возможность бездельничать. Поэтому любые внешкольные занятия он воспринимает в штыки: «Я ведь выполнил свой долг, отсидел положенные уроки. Почему я должен делать что-то еще?!» постарайтесь реже говорить сыну или дочери о том, что «надо» посещать тренировки или кружки. Помогите школьнику отнестись к ним, как к одному из видов досуга. Превратите путь на занятия и обратно в приятную прогулку с мороженым или булочкой, интересным разговором и шутками. Воспринимая занятия как игру за пределами дома, ребенок отнесется к ним более доброжелательно.
38-59 баллов. Протест. Судя по всему, существуют какие-то веские причины, по которым ребенок не хочет посещать занятия. Возможно, ему не нравится преподаватель или он не смог адаптироваться в коллективе. Или школьник разочаровался в самом содержании той деятельности, которую вы стремитесь сделать его хобби. Не устранив причину дискомфорта, вы не сможете добиться того, чтобы ребенок полюбил ходить в хореографическую школу или спортивную секцию. Видя ваше желание заставить его посещать кружок, школьник старается все делать наперекор. Подумайте: ни одно самое полезное занятие не стоит испорченных отношений с ребенком.
60-80 баллов. Усталость. Ваш ребенок просто устал. Он очень старается порадовать вас и оправдать многочисленные ожидания, но не умеет рассчитывать свои силы. Видя успехи школьника, вы думаете, что достижения даются ему с легкостью, и нужно лишь немного «поднажать», чтобы завоевать очередную награду. Однако отсутствие свободного времени, недосып, перекусы на ходу - серьезная угроза здоровью ребенка. Прислушайтесь к его просьбам и пересмотрите режим дня, отказавшись от части нагрузки.
Авторы составители: Черных Ольга Геннадьевна, Малюгина Валентина Александровна
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Родительское собрание «Стили воспитания в семье», 8 класс
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!