Цель: выявление и согласование различных точек зрения по вопросу денежного поощрения и наказания.
Задачи: обобщить знания родителей по вопросу поощрения и наказания детей и подростков; дать возможность поделиться опытом применения поощрения и наказания в воспитании подростков.
Форма проведение: обмен опытом.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительный этап
Анкета для родителей
Подчеркните ответ на вопрос.
1. Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего? (Личный пример, требование, убеждение, наказание, поощрение.')
2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку? (Да, нет, иногда.)
3. Какие виды поощрений вы используете в воспитании? (Похвала, одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом, покупка ребенку новой книги, игрушки.)
4. Наказываете ли вы ребенка физически? (Да, нет, иногда.)
5. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия? (Да, нет, не всегда.)
6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами? (Да, нет, иногда.)
7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, нет, не всегда.)
8. Уважаете ли вы ребенка как личность? (Да, нет.)
Анкета для родителей
Инструкция
Уважаемые родители! Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Анкета анонимна, поэтому гарантирует конфиденциальность сведений о вашей частной жизни и семейных отношениях. Заранее благодарим вас за заинтересованное участие.
1. Считаете ли вы заявленную тему актуальной?
2. Оцените по 5-балльной шкале способность ваших детей разумно распоряжаться деньгами.
3. Есть ли у вашего ребенка карманные деньги? Если да, то сколько в среднем ежедневно?
4. Указанную сумму ваш ребенок:
а) зарабатывает самостоятельно;
б) берет у вас;
в) иное (указать).
5. Сможет ли ваш ребенок, на ваш взгляд, стать успешным бизнесменом?
6. Случается ли, что ребенок берет деньги без вашего на то разрешения?
7. Подключаете ли вы своего ребенка к решению вопросов о серьезных приобретениях?
8. Имеет ли ваш ребенок представление о том, каков бюджет семьи, сколько из него тратится (в среднем) на питание, одежду, развлечения? Укажите (если считаете возможным) примерную сумму, которую вы тратите на питание.
9. Проявляет ли ваш ребенок инициативу по зарабатыванию денег?
10. Поощряете ли вы своего ребенка деньгами за выполнение
Анкета для детей
Дорогой друг!
Думаем, что проблемы, связанные с деньгами, представляют для тебя интерес. Поэтому хотим задать тебе несколько вопросов. Заранее спасибо за откровенность!
1. Считаешь ли ты проблему культуры обращения с деньгами для себя актуальной?
2. Оцени по 5-балльной шкале свое умение разумно распоряжаться деньгами.
3. Имеешь ли ты карманные деньги? Если да, то сколько ежедневно?
4. Указанную сумму ты:
а) зарабатываешь сам;
б) берешь у родителей;
г) иное (указать).
5. Сможешь ли ты стать успешным бизнесменом?
6. Приходилось ли тебе брать деньги без разрешения родителей? (Можно не отвечать.)
7. Включаешься ли ты наравне с родителями в обсуждение серьезных проблем в связи с крупными приобретениями?
8. Знаешь ли ты размер семейного бюджета? Назови, сколько примерно семья тратит на питание?
9. Приходилось ли тебе самому зарабатывать деньги?
10. Поощряют ли тебя родители деньгами за успех в учебе, помощь по дому?
Оформление помещения, оборудование и инвентарь:
Заповеди русских купцов
• Денежку наживай, да честь не продавай.
• Почтенный покупатель дороже денег.
• Не надо барыша, была бы слава хороша.
• Лишнего не бери, душу не губи.
• Неправая нажива - купцу не разжива.
• Неправедно придет, быстро и уйдет.
• Нажитое грехом не устроит дом.
• В ком правды нет, тому и добра нет.
• Хоть не корыстно, да людям не обидно.
• Торгуй правдой, больше барыша будет.
• Не возьмешь товаром, не возьмешь и обманом.
• Обманом барыша не наторгуешь.
• Барыш наживай, да совесть не теряй.
• Копейку пожалеешь, рубль потеряешь.
• Без ума торговать - только деньги потерять.
• И дорого продают, да проживаются, и дешево продают, да наживаются.
• Нам лишь бы сбыть да на покупателя угодить.
• Превыше всего прибыль, а честь - превыше прибыли.
I. Вступительное слово классного руководителя
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, самостоятельность фирм, благополучие государства. О чем сегодня наши сограждане говорят так же активно, как англичане о погоде? Любимый предмет - денежные дела, трудности семейного быта, возможность заработать. И наверняка все согласятся с мнением поэта: «Хотя нам деньги счастья не приносят, но с ними много легче быть несчастным».
Общий язык с деньгами найти можно, если не делать накопление смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные, хотя и очень соблазнительные методы. Культура общения с деньгами - часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых так или иначе используются деньги. Такая мысль заложена в «Заповедях русских купцов», они и сегодня не утратили своей нравственной ценности {читает текст Заповедей).
II. Анализ результатов анкетирования учащихся
Многие считают, что научить детей правильно обращаться с деньгами можно, если они сами начнут зарабатывать. И в этом утверждении - большая жизненная мудрость. В странах Запада человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства и учеба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том, как воспитывают детей богатые американцы. Папа - миллионер, а сын стоит у конвейера или заворачивает гамбургеры, или автомобили ремонтирует, или даже газетами торгует, зарабатывая на жизнь. И это не жестокость, не редкая жадность, а норма, воспитательное средство, способ получения социального опыта. Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком, помогая отцу, а игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что она всего должна добиваться самостоятельно.
В 90-е годы XIX века электрическая компания в Детройте приняла на работу молодого механика с жалкой оплатой 11 долларов в неделю. Он трудился по 10 часов вдень, а вечерами уединялся в старом сарайчике и до полуночи работал над новой машиной. Соседи называли его чокнутым. После трех лет упорного труда, незадолго до своего 30-летия, этот странный парень выехал из сарая в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи.
Кто-то однажды сказал, что если сегодня раздать всем людям по сто рублей, то уже к обеду окажется, что у одних денег больше, а У Других - меньше. Я думаю, вам будет интересно изучить результаты тестирования своего ребенка на тему «Можете ли вы подружиться с Деньгами?». Респонденты должны были ответить на приведенные высказывания «да» или «нет». Затем с помощью психолога ребята °Ценили каждое в баллах в зависимости от ответа и суммировали Результат. Они уже его проанализировали, а теперь мы предлагаем это сделать вам (раздает обработанные бланки теста).
III. Беседа-диалог
Конечно, большинство детей понимают, что деньги не падают с неба, их нужно зарабатывать. И кто-то по-прежнему будет «гибнуть за металл», а кто-то - мечтать о гибели самого металла. Но реальность такова, что общий язык с деньгами нужно найти каждому. Осложняет задачу то, что много лет в нашей стране говорили, что деньги - зло. Сейчас крен к полярной точке зрения: деньги - это главное, к чему надо стремиться, за них можно купить все. Как сориентировать ребенка в этом море противоречий, как сделать так, чтобы они приняли золотую середину, разумный компромисс между необходимостью стремиться к достатку и деньгам и опасностью стать их рабом.
Я предлагаю вам ответить на вопрос: «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами?»
Возможные варианты «советов» родителей:
• Научить зарабатывать.
• Доверять, но проверять.
• Брать к себе на работу, чтобы наблюдал.
• Как минимум он их должен иметь.
• Вместе делать покупки.
• Подключать к расчету семейного бюджета.
• Доверять делать самостоятельные покупки.
• Разрешить тратить все, что заработает сам.
• Находить примеры, подобные сегодняшнему о Форде.
• Устроить на работу.
Как вы считаете, какая часть старшеклассников сегодня работает и какие виды деятельности предпочитает?
(Родители высказывают суждения.)
Мы попросили двух мам, больших наших помощниц, обратиться в центр занятости, порыться в литературе и подготовить для нас эту информацию.
IV. Информационный блок «Детский бизнес языком статистики»
В настоящем тексте представлены результаты исследования феномена детского бизнеса, под которым подразумевается организованная ребенком самостоятельно или под руководством других лиц трудовая деятельность с целью заработка. В ходе исследования под руководством А.В. Леонтьева было опрошено 6529 городских школьников 1-11-х классов из различных регионов России и типов учебных заведений: гимназий, общеобразовательных школ, центров дополнительного образования и УПК.
Сегодня в России примерно 3-4 млн детей в возрасте от 6 до 18 лет зарабатывают деньги. Это дает основание говорить о таком социальном явлении, как вторичная занятость, когда наряду с основным своим видом деятельности - учением - дети выполняют различные виды работ за деньги. Одни это делают эпизодически, другие систематически. Кто-то - организованно, по найму, кто-то - стихийно, в неформальном секторе вне семейного и общественного контроля.
Данные показывают, что существуют два периода всплеска активности детей в бизнесе - 9-10 лет и 14-17 лет.
Число детей в бизнесе в возрасте до 17 лет составило 8,2% от общего количества опрошенных при несколько большей активности мальчиков (58%) по сравнению с девочками. В 3-4-х классах (9-10 лет) количество детей, зарабатывающих деньги, почти вдвое больше. При этом несколько возрастает активность девочек. Завершается период адаптации к школе, повышаются самостоятельность учащихся и их способность к саморегуляции, сознательной постановке цели и ее достижению. В 5-7-х классах (11-13 лет) происходит резкий спад участия детей в бизнесе. Организм подростка перестраивается, ребенок взрослеет, его характер и поведение противоречивы, личность нестабильна. Начиная с 8-го класса наблюдается резкий и устойчивый рост количества детей, работающих за деньги. Если в 7-м классе их было 4,5%, то в 8-м - 11,5%, а в 9-м, 10-м и 11-м классах соответственно - 15,15,5 и 20,5%. При этом активность юношей и девушек примерно одинакова.
Диапазон видов трудовой деятельности детей, зарабатывающих деньги, весьма широк и не зависит от региона и типа учебного заведения. На первом месте стоит торговля, .однако по мере взросления количество детей, зарабатывающих деньги в этом виде бизнеса, уменьшается. Если в 6-9 лет в торговле занято 57% всех работающих, то в 11 -17 лет - лишь 20,4%. При этом существуют виды деятельности, которыми занимаются только мальчики (мойка и заправка машин, грузчик) или только девочки (воспитатель в школьном лагере или детском саду). Большинство детей (65%) работают в компании со своими сверстниками, 35% - в одиночку.
Большинство работающих младших школьников (64,8%) - новички в бизнесе и работают всего 3-6 месяцев. Однако уже в этом возрасте 17,2% детей имеют двух- трехлетний стаж работы. По мере взросления число детей со стажем работы более двух лет значительно увеличивается.
V. Обсуждение вопроса «Деньги как средство поощрения и наказания»
Могут ли деньги быть средством поощрения и наказания?
В каких формах и размерах деньги являются средством поощрения (наказания)?
VI. Подведение итогов
Памятка «Добрые советы взрослым и детям!»
Предлагаем для обсуждения советы опытного педагога Л.А. Минькиной. Подумайте над ними вместе с детьми.
1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Французский писатель Стендаль, к примеру, до франка прикидывал, сколько ему требуется на содержание дома, сколько - на путешествия и даже - на любимую женщину.
2. Избегайте делать подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть скрягой. А от этой «славы» трудно избавиться.
3. Планируя расходы, будьте сдержанны: пока что вы не столь богаты, чтобы удовлетворить все свои желания. Любая хорошо организованная жизнь требует от человека самоограничения, финансовая сторона жизни не исключение. Будьте строги к себе: отказывайте в малом ради большого!
4. Но только не экономьте на заботе о своих близких! Одеколон отцу, смешная заколка сестре, галстук старшему брату - вы не представляете, как эти мелочи обрадуют их! А кроме того, обрадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать.
5. Если вы в состоянии дать в долг - давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением. В конце концов никакая сумма не стоит того, чтобы ради нее поступаться независимостью и гордостью.
6. Старайтесь не влезать в долги! Никогда и ничего не просите, как говорил один из главных героев «Мастера и Маргариты». Никогда и ничего, а особенно у тех, кто сильнее вас. Пусть это станет вашим девизом.
7. Если у вас возникнут трудности, ищите выход из сложной ситуации. Прилагайте усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или жаловаться. Вернитесь к исходному моменту и скажите себе: «Постой- ка, постой! Как можно еще решить эту проблему?» Та кое возвращение называют методом разворота. Случается, что этот метод позволяет повернуть ход событий неожиданно в хорошую сторону.
Тест «Можете ли вы подружиться с деньгами?»
(авторская модификация Л.А. Минькина)
1. В работе меня привлекает не результат, а процесс (1 балл).
2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам (1 балл).
3. Заканчивая одно дело, я могу тут же взяться за другое (1 балл).
4. Деньги - это главное в жизни (7 баллов).
5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе (1 балл).
6. Я могу работать 10-12 часов, даже если работа мне неприятна (1 балл).
7. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7 баллов).
8. Любая компания признает меня лидером (5 баллов).
9. Я не вижу в жизни более привлекательной цели, чем богатство (4 балла).
10. Я хочу получить в будущем высшее образование (2 балла).
11. Почти всегда бедность - следствие недостатка способностей (5 баллов).
12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей (1 балл).
13. Любую покупку я могу сделать на более выгодных условиях, чем другие (5 баллов).
14. Я хороший организатор (5 баллов).
15. Мне не нужно время на раскачку перед работой (1 балл).
16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся (1 балл).
17. Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то еще (5 баллов).
18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5 баллов).
19. Я не могу сидеть без дела (1 балл).
20. Для нормальной работы мне достаточно б часов сна (1 балл).
21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш (1 балл).
22. Деньги необходимы для решения любой проблемы (4 балла).
23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4 балла).
24. Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7 баллов).
25. Мне легко производить на людей приятное впечатление (3 балла).
26. У меня очень много знакомых (3 балла).
27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5 баллов).
28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок (1 балл).
29. Я с интересом изучаю иностранный язык (1 балл).
30. Я почти никогда не опаздываю (1 балл).
Результаты
Меньше 6 баллов. В каменных джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.
От 6 до 18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес как в омут, сначала научитесь лучше плавать.
От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадете на золотую жилу или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса, либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.
От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток, вас ждет успех.
Тест для будущего миллионера
(методика О.К. Ягодкиной)
Не хотите ли поинтересоваться, есть ли у вашего ребенка способность делать миллионы? Если да - предложите ему ответить на следующие вопросы.
1. Каким способом легче всего делать деньги?
а) много работать, быть хорошо информированным, рисковать, вкладывать деньги в дело;
б) надеяться на «дядюшкино» наследство, пытать счастье в лотерее;
в) пройти по карьерной лестнице - от низшей ступени до высшей; заняться политикой.
2. Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у тебя особенную улыбку?
а) Дональд Дак;
б) Густав Ганс;
в) Дагобер Дак.
3. Какой размер прибыли может, по-твоему, побудить богатейших людей мира заключить сделку?
а) от 0,5 млн до 1 млн;
б) до 10 млн;
в) десятки миллионов и выше.
4. С каким из этих высказываний ты согласен?
а) чем больше денег, тем больше удовольствий;
б) деньги означают власть;
в) деньги вызывают много зависти.
5. Известна ли тебе игра «Деньги по письму»? Кладешь в конверт небольшую сумму денег, ищешь жертву, которая тоже платит, и в конечном счете твое капиталовложение возвращается к тебе сторицей. Что ты предпочтешь?
а) не участвовать в такой игре;
б) участвовать и зарабатывать при этом;
в) быть инициатором игры.
6. Как бы ты отнесся к тому, что о тебе упоминают в газетах в разделе «Светская хроника»?
а) был бы рад;
б) не хотел бы;
в) обо мне и так часто пишут.
7. Каким способом можно выигрывать на скачках?
а) рисковать высокими ставками;
б) экономить деньги, ограничиваясь присутствием;
в) купить лошадь-победителя.
8. Кто, по-твоему, имеет наибольший шанс быстро и гарантированно разбогатеть?
а) режиссер, актер, писатель, художник, спортсмен, рекордсмен;
б) адвокат, врач, маклер, политик;
в) глава фирмы, издатель.
9. Как ты отнесешься к приятелям, организовавшим бизнес?
а) ссужу приятелей деньгами: когда-нибудь и они дадут мне взаймы;
б) деньги и дружба несовместимы;
в) лучше сам возьму взаймы у друзей.
10. Будь откровенен: если бы тебе удалось стать миллионером, наслаждался бы ты этим положением?
а) разумеется, наслаждался бы;
б) демонстрировал бы свое наслаждение всем, кто мне не доверял или смотрел на меня свысока;
в) нет.
11. Куда бы ты вложил свои миллионы?
а) в недвижимость, в другое имущество, в собрание предметов искусств;
б) в акции и другие ценные бумаги;
в) сделаю так, как решит моя будущая жена (муж).
12. Если у тебя уже есть 2 миллиона, будешь ли ты стремиться заработать еще?
а) мелкую сумму - необязательно, а крупную - да;
б) конечно;
в) нет, мне и так хватает.
Подсчитай баллы, исходя из следующих данных:
1. а) 6, б) 0, в) 3,
2. а) 3, б) 0, в) 6,
3. а) 0, б) 3, в) 6,
4. а) 6, б) 3, в) 0,
5. а) 3, б) 0, в) 6,
6. а) 0, б) 6, в) 3,
7. а) 0, б) 0, в) 3,
8. а) 0, б) 3, в) 6,
9. а) 3, б) 6, в) 0,
10. а) 0, б) 3, в) 6,
11. а) 3, б) 6, в) 0,
12. а) 3, б) 6, в) 0.
0-23. Лучший способ разбогатеть для тебя - удачно жениться, получить
24-48. Богатство связано для тебя с трудом. Избегай финансовых спекуляций. Лучше всего для тебя - сделать карьеру и занять кресло шефа. Даже если это не принесет желанных миллионов, твоя жизнь все равно будет обеспечена материально.
49-72. Наилучшие шансы стать миллионером. У тебя коммерческий склад ума, ты отделяешь деньги от дружбы. Ты не намерен хвастаться своим роскошным образом жизни и при этом склонен терпеливо умножать свое богатство.
Автор-составитель: Дюкина Ольга Викторовна
Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда», 7 класс
Родительское собрание «Воспитание в труде. Роль семьи», 7 класс
Родительское собрание «Переходный возраст», 7 класс
Темы родительских собраний в 7 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Половое созревание в подростковом возрасте», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!