Конкурсы

Родительское собрание «Домашнее задание», 2 класс

Конспект родительского собрания во 2 классе на тему «Домашнее задание, или Садимся за уроки»

Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы.

Демокрит

Форма проведения: круглый стол.

Задачи:

1. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;

2. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Подготовка:

■ Знакомство с психолого-педагогической литературой по теме собрания.

■ Подготовка анкет для родителей и для учащихся.

■ Разработка рекомендаций по выполнению домашнего задания.

Ход собрания

Родители, пришедшие на собрание, рассаживаются по группам. Вариант формирования групп: родители получают при входе карточку с изображением какого-либо предмета, смайлика и садятся за стол, где есть такое же изображение.

Введение в тему собрания

Наши дети — второклассники.

Главный объект их труда — книга, тетрадь, а главный труд в школе — учение. Необходимо поддерживать их интерес к учению, помочь им почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания.

Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять свое время, выполнять домашнее задание самостоятельно — всему этому ребенка нужно учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду. При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь им выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно. Выработке этих навыков у детей и у вас, уважаемые родители, может помочь знание памяток, которые нередко используют в своей работе учителя начальных классов, воспитатели группы продленного дня.

Работа в микрогруппах. Решение педагогических ситуаций.

Группам предлагается педагогическая ситуация и вопросы для обсуждения.

Ситуация: Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем: раз ученица — Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает — у ребят, у учителя спросит, а уж отметка — что заработает, то и получит. Двойку получит — значит, гулять не пойдет, а как иначе?

Вопросы для обсуждения:

■ Как вы оцениваете поведение родителей?

■ Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

■ Ваши действия в ответ на двойку за домашнее задание?

Вопросы родителям:

■ Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

■ Как вы думаете, выполнение домашнего задания должно происходить сначала в черновом варианте, а потом — в тетради?

Классный руководитель дает пояснения, опираясь на психолого-педагогическую литературу; приводит данные анкетирования.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Для проведения родительского собрания, посвященного выполнению домашнего задания, просим вас ответить на следующие вопросы:

1. Оказываете ли вы помощь ребенку при выполнении домашнего задания? В чем она заключается?

2. В какое время ваш ребенок садится за уроки?

3. Какие предметы ему даются легче, по каким испытывает затруднения?

4. Всегда ли есть у ребенка запись в дневнике о наличии домашнего задания?

5. Сколько в среднем уходит времени на выполнение письменных заданий, устных заданий?

6. Ваши предложения по данной теме.

Анкета для учащихся

1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чем заключается эта помощь?

3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Уроки садишься делать сам или заставляют?

5. Как поступают родители, когда ты приносишь двойку?

6. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?

7. Какие предметы труднее?

8. Зачем ты учишься?

9. Как ты оцениваешь свои успехи?

Возможный вариант беседы учителя

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!». Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задали?» — и раскрывают учебники и тетрадки.

В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполнения заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая.

С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы. Выделить место для занятий. Определить наилучший порядок приготовления уроков. А с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желаниям поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребенка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

Вот пример такого выполнения домашнего задания:

«Мой Петя сидит за уроками 3—4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса».

Но ведь во 2-м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора-двух часов.

Наблюдения за тем, как Петя делает уроки:

Петя занял рабочее место, сидит за столом — значит, работает... Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут...

Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу... Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика...

На раскачку ушло 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

■ дважды встал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

■ один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, начались ли мультфильмы;

■ дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

■ один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради...

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2-го класса.

Рекомендации по выполнению домашних заданий

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его строго придерживаются. Ребята признавались, что, когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И напротив: среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе.

На столе все должно находиться на своих местах. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами — календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение их веса даже на один грамм усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда А.К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться уроками.

Нередко родители задают такой вопрос: с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос.

Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий ребенку следует сделать перерыв, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

Памятка, которую можно предложить родителям

1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе, и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе.

Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4- 5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он делает уроки дома. Жизнь маленького человека не должна состоять только из школьных заданий.

3. Работайте спокойно, без нервотрепки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый верный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может «заучить» ошибку. Но избегайте слов «ты делаешь не так», «это неправильно».

7. Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

После знакомства с памяткой можно предложить творческим группам родителей разработать советы мам и пап по выполнению домашнего задания. Сделать это можно с долей юмора, строками из художественных произведений, с помощью афоризмов, пословиц и поговорок.

Подведение итогов. При подведении итогов можно использовать методический прием «Солнце и тучки».

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание «Что посеешь, то и пожнешь», 2 класс

Беседа с родителями 2 класса. Как относиться к оценкам

Родительское собрание для 2 класса. Как помочь ребёнку учиться

Родительское собрание во 2 классе на тему: Режим дня

Родительское собрание. Деловая игра, 2 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!