Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей; продолжить психологическое просвещение родителей по вопросам интимного воспитания; привлечь внимание к серьезности проблемы интимного воспитания.
Участники: родители, классный руководитель, врач.
Форма проведения: вечер вопросов и ответов для родителей.
Подготовка:
• проведение анкетирования среди учащихся (см. дополнительный материал к собранию);
• проведение анкетирования среди родителей (см. дополнительный материал к собранию).
Оформление: на классной доске написана тема родительского собрания «Интимное воспитание детей в семье», а также плакаты:
• «Нет такого дружка, как родная матушка» (русская пословица);
• «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: "Все так делают"» (Л.Н. Толстой).
I. Вступительное слово классного руководителя
- Неверно, что общество раньше обходилось без полового воспитания, а теперь вдруг вспомнило о нем. Общественная мораль всегда в большей или меньшей степени регламентировала поведение мужчин и женщин. В современных условиях усложнения общественных отношений, более раннего отделения детей от семьи, распространения опыта добрачных связей половое воспитание в семье становится особенно необходимым.
Факты говорят сами за себя. Число ВИЧ-инфицированных молодых людей растет в геометрической прогрессии. Статистика неумолима: большинство подростков начинает половую жизнь в 13- 14 лет. Причем, по признанию и девушек и юношей, «первый раз», как правило, случается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, когда ни о каком предохранении и разборчивости в выборе партнеров речь не идет. Аборты в 15 лет сегодня уже никого не Удивляют. Почему так происходит? Неужели наши дети хуже нас?
Сегодня с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, из Интернета и радиоприемников на подростков выливается огромный объем информации эротического и порнографического характера. Ребята смотрят эротические фильмы, общаются на сайтах знакомств и читают статьи в молодежных журналах: «Как соблазнить парня или девушку», «Как провести романтическую ночь». Все это провоцирует подростков на раннее начало половой жизни. Но не получив к своим 13-14 годам элементарных знаний об особенностях физиологии мужчин и женщин, о контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем, ребята попадают в очень неприятные ситуации.
Вот случай из практики врача-гинеколога. На прием пришла 17- летняя беременная девочка с ВИЧ. Когда врач спросила ее о презервативе, она ответили: «У нас была любовь, и презерватив был ни к чему». А ведь мама должна была еще классе в седьмом рассказать ей об особенностях мужской и женской психологии. О том, что мужчины, как правило, начинают половую жизнь раньше, чем женщины, что они более активны в этом смысле. Что мужчина любит именно в тот момент, когда любит. И даже если в данный момент он очень искренен в своих чувствах, девушка не может быть застрахована от последствий сексуальных отношений, если не предохраняется. Мать должна была научить дочку говорить «нет» так, чтобы не обидеть партнера и защитить свои права.
Несколько лет назад в Интернете был открыт сайт, который называется «Здоровье девочки». На этом сайте действует анонимная консультация гинеколога. Вопросы девчонок, которые приходят на сайт, шокируют. Подростки не знают, в каких случаях наступает беременность, зачем нужна контрацепция, в каком возрасте можно начинать вести половую жизнь. Девочки уверены, что, как только на их пути встретится принц, надо как можно скорее заняться с ним сексом. Они считают, что ВИЧ и другие инфекции, передающиеся половым путем, нельзя «подцепить» в своем окружении, а забеременеть «с первого раза» не получится. Вот некоторые из вопросов, которые приходят на сайт. «Моей подруге 14 лет. Она встречается с парнем и хочет лишиться девственности, т. к. уже взрослая. Ей стоит предохраняться?» «Может ли причинить вред или иметь какие-нибудь последствия попадание спермы во влагалище женщины во время месячных?» «Скажите, пожалуйста, через какой промежуток времени после полового акта девственность восстанавливается? У меня после первого полового акта прошел один год, и я не знаю, считать мне себя девственницей или нет?»
Таким образом, из средств массовой информации многие школьники не могут получить необходимых знаний о сексе, беременности, болезнях, личной гигиене. Причем многие родители против того, чтобы их детям рассказывали о строении половых органов и не желают или стесняются говорить об этом в семье.
- Каково ваше мнение по этому вопросу, уважаемые родители?
II. Обсуждение родителями вопроса о необходимости полового воспитания
- Вот мнение некоторых родителей:
• «Мои родители ничего мне не рассказывали, все приходилось вытягивать из них клещами. В 8 лет я удивился, почему в аэропорту мама пошла в один туалет, а мы с папой в другой. Только тогда папа мне объяснил, что половые органы у мужчин и женщин устроены по-разному. Я был очень расстроен тем, как долго от меня эту тайну скрывали».
• «Мне повезло: отец разговаривал со мной на сексуальные темы. Так же буду воспитывать и своего сына, чтоб не слушал всякую ерунду во дворе от пацанов, а получал всю необходимую информацию от меня».
• «Папа и мама начали говорить со мной об особенностях физиологии мужчин и женщин еще с дошкольного возраста. В 8 лет я уже знала, как изменится мое тело в переходном возрасте, что у меня будут месячные. Со мной и старшим братом родители никогда не заводили разговор про секс, но охотно отвечали на все наши вопросы. Постараюсь сделать так, чтобы моя дочка, когда подрастет, была вооружена всей необходимой информацией».
• «Наши родители стеснялись, наверное, говорить с нами о сексе. Времена были такие, что тему эту не обсуждали даже среди взрослых. До всего доходили сами - через рассказы более просвещенных подруг и друзей. Хотя, конечно, это неправильно. Нашего ребенка будем воспитывать по-другому».
- Половое просвещение дает сведения о физиологии и психологии пола. Если оно игнорирует возрастные особенности, оторвано от нравственного воспитания, то его последствия могут быть нежелательными.
Тем не менее, половое просвещение и разговоры с детьми об отношениях полов совершенно необходимы. Многие из нас, когда росли, не получали никакой информации от своих родителей или в школе, поэтому им сейчас приходится сложно начинать разговор на эту тему. Но мы обязательно должны рассказать ребятам о том, что секс всегда был, есть и будет. Что это всего лишь этап в жизни любого живого организма или растения, который нужен для того, чтобы обзавестись потомством. Мы должны рассказать им о том, что сексуальность в свое время развивается в каждом человеке независимо от его желания, что это своеобразная биологическая программа и торопить время не стоит.
III. Анализ анкетирования среди учащихся и их родителей
- Анкетирование показало, что многие из учащихся хотели бы узнать о признаках полового созревания и о многом другом. И будет лучше, если необходимую информацию дети получат дома от своих родителей. В свою очередь, родители должны быть готовы к «трудным» вопросам. Поэтому наше собрание мы проведем в форме вопросов и ответов. Можно порекомендовать для чтения как родителям, так и детям книгу М. Хиглинг «Как беседовать с ребенком о сексе».
IV. Обсуждение ситуаций
Ситуация 1. Мама с дочкой едут в машине. Девочка спрашивает: «Мама, у моей подруги, которой 13 лет, есть парень, они встречаются уже полгода. Они любят друг друга. Можно ли им уже заниматься сексом, если они оба этого хотят?»
- Как бы вы ответили на этот вопрос?
(Мнения родителей.)
- Прежде всего, отвечать нужно спокойным тоном, по возможности давая научное объяснение. Например: «В 13 лет подросток еще не достиг такой половой зрелости, чтобы мог правильно родить и воспитать ребенка». Однако следует помнить, что, если подросток решил расстаться с девственностью, остановить его никто не сможет. Поэтому задача родителей, педагогов и врачей так воспитать ребенка, чтобы в тот самый первый раз он воспользовался презервативом. Есть распространенное мнение, что, если девушка просит использовать презерватив, она ему не доверяет. Взрослые должны объяснить школьникам, что такая просьба абсолютно нормальна. Постарайтесь сделать так, чтобы подросток чувствовал, что у него есть право выбора: подождать с началом сексуальной жизни или быть неразборчивым в контактах.
Многие считают, что ранняя сексуализация подростков - результат акселерации. Но это не так. В любую эпоху время начала половой жизни было связано с веяниями в обществе и культурным уровнем каждой конкретной семьи. В настоящее время с эпидемией ВИЧ/СПИДа сексуальная вседозволенность несколько уменьшилась. Возраст сексуального дебюта в нашей стране потихоньку возвращается на первоначальный уровень: 16,4 года для мальчиков, и 17,3 - для девочек. Появилась мода другого характера: никакого секса до 16 лет. Но многими подростками под сексом понимается только половой контакт через влагалище. Как результат, школьницы страдают вирусными ангинами из-за инфекций, передающихся при оральном сексе, и воспалительными заболеваниями прямой кишки. Остается надеяться, что постепенно уровень культуры повысится, и девочки будут думать, чем для них чреват ранний секс.
Интересно, что Европа и Америка уже пережили все эти этапы сексуальной революции. На западе молодежь постепенно возвращается к традиционным семейным ценностям: модными становятся девственность до брака и верность одному партнеру.
Ситуация 2. Сын-подросток спрашивает отца: «Как вступить в половые отношения так, чтобы девушка не забеременела?»
- Как вы ответите на такой вопрос?
(Мнения родителей.)
- Думается, что надо донести до юноши мысль: если вы не хотите быть отцом - не занимайтесь сексом или застрахуйтесь вдвойне. Презервативом пользуются не только для того, чтобы защитить девушку, но и для того, чтобы защитить себя от инфекции и от отцовства. Не занимайтесь сексом, если вы и ваш партнер не готовы к этому. Самый безопасный выбор - это воздержание.
V. Выступление врача
- Родители, которых в детстве оберегали от знаний в области секса, где подавлялась сексуальная сторона жизни, часто спрашивают: «Зачем мне обязательно надо говорить со своим ребенком сейчас, в этом возрасте? Он не задает вопросов, его это не интересует, он будет шокирован, он будет по-другому на меня смотреть; я хочу, чтобы он оставался невинным; ему не надо знать сейчас». На самом деле это все означает: «Я не готов, я не знаю, что сказать, я все еще стесняюсь».
К подростковому возрасту дети должны знать о том, как рождаются дети, должны иметь сведения о менструациях и ночных поллюциях как о чистых и здоровых процессах, основную информацию о физиологических изменениях, происходящих при половом созревании, о гигиене. Каждый школьник не только должен быть готов к осмотру врача, но и должен уметь рассказывать о своих интимных проблемах, называя вещи своими именами.
Во многих семьях принято заменять названия половых органов глупейшими эвфемизмами. Это приводит к тому, что на приеме у врача школьник не может четко объяснить, что у него болит, поэтому целесообразнее уже с раннего детства давать правильные научные названия половым органам.
Восьмиклассники уже должны знать все о строении мужских и женских половых органов, о беременности, средствах контрацепции и заболеваниях передающихся половым путем. С девочками, у которых начались менструации, надо поговорить о личной гигиене и половом поведении. Часто девочки настолько не информированы о строении своих половых органов, что боятся правильно подмываться.
В девятом классе снова надо поговорить с ребятами об анатомии и физиологии, напомнить про контрацептивы. Девочкам-старшеклассницам нужно обязательно рассказывать про вред абортов. Особое внимание надо уделить профилактике ВИЧ/СПИДа.
Дети среднего школьного возраста вступают в период полового созревания, и им необходимо знать об изменениях, происходящих в их организме и касающихся эмоциональной сферы. У многих мальчиков в период полового созревания немного увеличивается грудь. Им необходимо знать, что это вполне нормальное явление и что когда их грудная клетка разрастется до взрослых размеров, то это увеличение «распределится» равномерно по всей поверхности груди и будет совсем незаметно. Очень многие мальчики ужасно беспокоятся по этому поводу, думают, что они «превращаются в девочку» или что у них рак груди.
Девочкам важно рассказать о том, что происходит при формировании молочных желез и указать на то, что размер бюста не особенно важен. Грудь у взрослых женщин существует для того, чтобы кормить младенцев, а в маленькой груди образуется столько же молока, сколько и в большой.
Любви надо учить с первых лет жизни. Это прежде всего опыт родительской любви. Приобщение к науке любви начинается и со сказок, в которых отражен народный опыт. Они подсказывают, кого любить: Василису Премудрую, Золушку и Царевну-лягушку тоже. Искать любимую следует не по внешности, а по сердечной красоте, уму-разуму, умелости, трудолюбию. Шагая по лестнице любви, взрослеющий человек проходит несколько этапов. Сначала - увлечение, точнее, преклонение перед старшими. Далее следует увлечение сверстниками и сверстницами. Не сразу происходит стремление к совместному общению с противоположным полом. Наоборот, поначалу преобладает тенденция отдалиться, скрыть свои чувства. У мальчиков на этом этапе может возникнуть агрессивное отношение к девочкам, особенно к той, которая ему нравится. Так проявляется неосознанное стремление скрыть свое влечение. В этих случаях помогает не наказание, а разъяснение. Если подсказать подростку, что своим поведением он демонстрирует как раз то, что хотел бы утаить, то это может оказать больший эффект, чем наказание.
Юноша может утверждать, что девушка должна «доказать свою любовь». За этим стоит ошибочное представление о мужской гордости, требующей успеха любой ценой. Девушка может уступить, опасаясь потерять любимого или проявляя отзывчивость к его страданиям. Увы, успех в таких случаях почти всегда начало конца. Физической близостью не удается ни завоевать любовь, ни удержать ее. Близость - следствие глубокой любви, а не причина ее. Если нет любви, то юноша все равно уйдет, независимо от того, отдалась ему девушка или нет. Уйдет, если она недорога ему как человек, неинтересна как личность.
Особенно важно воспитывать самоуважение в девушках сегодня, когда нынешние девицы, не затрудняя себя тем, чтобы узнать, суметь или просто успеть отличить примитивный «мужской интерес» от любви, с беспечной поспешностью бросаются навстречу. Существует закономерность: чем выше интеллект и нравственный уровень, тем длительнее путь к физической близости. Все, что легко дается, мало ценится. Близость - кульминация сложных, глубоких и многосторонних отношений. Упрощение рождает лишь горечь, разочарование, страдания и может наложить отпечаток на всю последующую жизнь.
Девушкам нелишне знать, что у юношей половое влечение поначалу изолировано от душевного влечения. Он может преклоняться перед одной девушкой, а физически его влечет к другой. К тому же некоторые юноши, убежденные в своей честности, в вопросах интимных отношений способны на самую бессовестную ложь. Испытывая не любовь, а лишь мимолетную страсть, он клянется в самых высоких чувствах, не скупится на самые пылкие обещания. Но, сумев вырвать ответное чувство и удовлетворив свою страсть, считает себя совершенно свободным от обязательств. Примитивная страсть эгоистична, лжива, жестока. Неразвитая нравственность не может противостоять безадресному стремлению к физической близости. Девушка должна знать разницу между душевной щедростью, великодушием и сексуальной покорностью, между отзывчивостью и уступчивостью.
Не существует единственно правильного ответа, который должны дать родители, если их дети или подростки зададут вопрос личного характера. Многое зависит от возраста ребенка и внутреннего состояния родителей при обсуждении личных вопросов. Сегодня дети и подростки задают вопросы, которые мы никогда не задали бы своим родителям; боязнь родительского гнева заставила бы нас хранить молчание.
Воспринимайте вопросы своих детей как комплимент в свой адрес. Помните: если бы дети действительно ожидали, что вы огорчитесь, то они не спросили бы. Сделайте ответный комплимент: «Я рада, что ты задаешь мне этот вопрос, но мне надо подумать, поэтому подожди немного, пока я соображу, как лучше тебе ответить».
- Итак, рассмотрим некоторые личные вопросы, которые задают дети.
1. «Что значит быть девственным?» Вы можете начать с того, что спокойно и непринужденно спросите: «Где ты слышал это слово?» или «А как ты думаешь, что это значит?» Никогда не смейтесь над ребенком и не поддразнивайте его, если он что-то неправильно понимает. Хорошим ответом может послужить такой ответ: «Девственными называются люди, которые никогда не занимались сексом». Если выяснится, что в школе ребята дразнили друг друга по поводу того, кто девственный, а кто - нет, то вы можете объяснить ребенку, насколько такое поведение грубо, и высказать предположение, что тем, кто так делает, не хватило смелости спросить дома, что это значит, как сделал ваш ребенок.
2. «А вы с мамой (папой) все еще занимаетесь сексом?» Не забывайте, пожалуйста, отметить, что здоровые супружеские отношения включают в себя секс. Не скрывайте того, что вы с вашим супругом занимаетесь сексом. Дети должны знать, что любящие друг друга родители любят заниматься сексом. Можно также добавить, что некоторые мамы и папы развелись и не занимаются сексом, но большинство мам и пап надеются, что когда-нибудь у них появится человек, которого они будут любить, потому что почти все взрослые считают, что заниматься сексом с человеком, которого ты любишь, замечательно. Если ребенок захочет узнать какие-нибудь подробности, надо объяснить, что сексуальные отношения являются интимными. Можно вспомнить про чувство юмора и добавить: «Когда ты выйдешь замуж (женишься), то я тоже не буду спрашивать, как ты занимаешься любовью».
3. «Была ли ты девственницей, когда выходила замуж?» При ответе на подобные вопросы многое зависит от вашего личного понимания границ интимности. Вы можете сказать: «Мне бы не хотелось говорить о моей личной половой жизни. Обещаю, что когда ты будешь взрослым, то я тоже не буду тебя об этом спрашивать». Но тем не менее следует признать, что любопытство ребенка вполне естественно: «Я не сержусь на тебя за этот вопрос. У меня тоже в твоем возрасте возникали такие вопросы про моих родителей, но я считаю, что это интимные дела». Другие родители, может быть, захотят рассказать что-нибудь о своей половой жизни до или после вступления в брак. Возможный вариант такого рассказа выглядит так: «Нет, я не была девственницей, когда выходила замуж, но тогда были другие времена. Мы ничего не знали про СПИД или про хламидиоз; а теперь мы знаем, что есть опасные для жизни болезни, которые передаются половым путем и часто не дают заметных симптомов; я думаю, что нам с тобой надо еще поговорить об этом». Можно также поговорить о том, что кино и телевидение создают такое представление, будто все молодые люди, которые не занимаются сексом, - неудачники, но при этом очень редко упоминается о чувствах. Многие ли из партнеров, которые в первый раз вступили в половые отношения, остаются вместе? До сих пор справедливо старое изречение; «Юноши клянутся в любви, чтобы овладеть девушкой, а девушки отдаются, чтобы завоевать любовь юноши». Такие беседы с подростками надо проводить тактично. Возможно, что они спрашивают потому, что ими кто-то воспользовался (где-нибудь на вечеринке в нетрезвом виде) или это произошло с их другом.
4. «Что такое оргазм?» Оргазм у мужчин объяснить легко. Сообщите ребенку научную и гигиеническую информацию. Если он пользовался жаргоном или вульгарным языком, то начните с научных названий. Можно попробовать сделать это так: «Мужчина испытывает оргазм в тот момент, когда его пенис, находящийся в состоянии эрекции, извергает сперму и семенную жидкость. При этом он испытывает очень приятные ощущения, а потом его пенис расслабляется и у самого мужчины наступает состояние покоя». Труднее объяснить оргазм у женщины. В некоторых книгах делается попытка сравнить его с тем нарастанием напряжения, которое вы чувствуете, когда собираетесь чихнуть. Когда вы, наконец, чихаете, происходит разрядка этого напряжения. Можно детям объяснить причину звуков, издаваемых людьми при оргазме. Многие дети видят в кино и по телевидению стереотипные изображения человеческого оргазма, предлагаемые киноиндустрией. Необходимо сказать, что в кино все сильно преувеличено, чтобы зрителям было интереснее. Даже некоторые взрослые думают, что они должны вести себя так же, и они кричат, потому что считают, что так положено. Очень обидно, что так много людей считают голливудские версии нормой. Поговорите со своей молодежью о том, что такое физическая близость для сексуально зрелых и здоровых взрослых. Это не соревнование и не марафон. И при этом не требуется устраивать что-то вроде спектакля.
5. «Вредна ли мастурбация?» Мастурбация, или ручная стимуляция половых органов, - тема, затрагивающая многих. Вообще-то это достаточно обычное явление - снятие сексуального напряжения, и прибегают к нему девять из десяти подростков, и мальчиков, и девочек. В подростковый период это единственный способ снятия такого напряжения. Никакого физического ущерба мастурбация нанести не может. Единственная опасность состоит в том, что она может стать единственным источником сексуального удовлетворения. Безвредность мастурбации вовсе не означает, что этим надо заниматься постоянно. Чрезмерное занятие этим истощает организм. Если подросток мучительно переживает свою привычку, осуждает себя и ему не с кем обсудить свои сомнения, то это может привести к невротическим реакциям. Поэтому нужно в доброжелательной форме поговорить с подростком об этом.
- Кто должен говорить о вопросах пола, мать или отец? Принято считать, что с девочкой о вопросах пола должна говорить мама, а с мальчиком - отец. На самом деле, сексуальное воспитание - вопрос доверия между родителями и ребенком. Если дети задают вопрос про «это», не отмахивайтесь, мол: «Подрастешь - узнаешь» или «Спроси у мамы/папы». Будущее ваших детей, их физическое и психологическое здоровье зависит от вас.
Сегодня 85% старшеклассников имеют заболевания, которые впоследствии могут привести к бесплодию. Многие из них связаны с неосведомленностью девушек и юношей о состоянии своего репродуктивного здоровья и могут быть приостановлены, если вовремя принять меры. Каждый раз, когда ребенок задает трудный вопрос или делает шокирующее заявление, воспринимайте это как доверие к вам. Сохраняйте спокойствие, старайтесь не рассердиться, потому что этого дети боятся больше всего. Отвечайте на вопрос по существу и наблюдайте за его реакцией. Нужна ли ему еще информация, слушает ли он вас, кивает ли головой? Если вы не знаете, что еще добавить, так и скажите. Выиграйте время, пообещав, что вы постараетесь узнать еще и рассказать вечером или завтра.
Но все дети оказываются поразительно разными. Некоторые рождаются с замкнутым характером. Они могут быть прекрасными слушателями, но редко выдают что-нибудь о себе. Другие дети имеют врожденную стыдливость, они никогда не задают вопросов о сексе. Это дети, с которыми надо говорить, говорить постоянно, пользуясь каждым подходящим моментом, не обращая внимания на их молчание. Когда им будет 20-30 лет, они поблагодарят вас.
Есть и такие дети, которые рождаются с широко распахнутым сердцем и умом. Они готовы постоянно задавать вопросы, их интересует все на свете, в т. ч. и наука о теле.
Каждого ребенка надо учить и наставлять по-своему. Одни любят поговорить, другие любят книги, третьим нужно все это вместе. Каждый ребенок уникален, это подарок нашему обществу. А как говорит африканская пословица, «нужна целая деревня, чтобы вырастить одного ребенка». Давайте будем делать свое дело - воспитывать здорового и нравственного ребенка.
VI. Решение родительского собрания
1. Стараться устанавливать с подростками доверительные отношения.
2. Продолжить половое просвещение подростков.
3. Провести классные часы на тему «Половое просвещение» для мальчиков и для девочек с приглашением врача.
Анкета для учащихся «Незаконченное предложение»
1. Идеалом женщины (мужчины) для меня является...
2. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной...
3. Супружеская жизнь кажется мне...
4. Считаю, что большинство женщин (мужчин)...
5. Мне очень не нравится, когда девочки (мальчики)...
6. Считаю, что большинство девочек (мальчиков)...
7. Моя половая жизнь...
Анкета для детей
1. Считаете ли вы, что у вас с родителями есть взаимопонимание?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
2. Говорите ли вы с родителями по душам, советуетесь по «личным делам»?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
3. Знают ли родители ваших друзей?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
4. Обсуждаете ли вы с родителями вопросы полового созревания?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
5. Обсуждаете ли вы с кем-нибудь из родителей взаимоотношения между девочками и мальчиками?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
6. Говорите ли вы с родителями об отношениях между супругами в семье?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
Анкета для родителей
1. Считаете ли вы, что у вас с детьми есть взаимопонимание?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
2. Говорите ли вы с детьми по душам, советуетесь по «личным делам»?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
3. Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
4. Обсуждаете ли вы с вашими детьми вопросы полового созревания?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
5. Обсуждаете ли вы с детьми взаимоотношения между девочками и мальчиками?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
6. Говорите ли вы с детьми об отношениях между супругами в семье?
а) да;
б) не всегда;
в) нет.
Авторы составители: Черных Ольга Геннадьевна, Малюгина Валентина Александровна
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!