Цели: обсудить с родителями проблему близкого окружения подростка; рассмотреть возможные пути помощи при затруднениях в приобретении друзей.
Подготовительная работа: диагностика учащихся (используется методика по выявлению индивидуальной социальной ситуации развития ребенка (по И. А. Николаевой) и анализируется та часть, которая касается спектра эмоционально-коммуникативных отношений «Я - другие»).
I. Вступительное слово классного руководителя о целях собрания и форме его проведения.
С переходом во вторую половину подростковости (примерно с 6 класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подроста, как правило, не меньше, чем все остальные дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это - характерная черта детей именно подросткового возраста, причем проявляется она у них независимо от степени развитости потребности в общении. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.
Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится образцом для подражания, у него появляется желание стать таким же, приобрести те же личностные качества, знания, умения, навыки. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн».
II. Анкетирование родителей.
Вопросы анкеты:
1) Есть ли у вашего ребенка друзья?
2) Знаете ли вы друзей своего ребенка?
3) Как часто друзья вашего ребенка бывают у вас дома?
4) Знаете ли вы родителей друзей?
5) Как часто общаетесь с родителями друзей своего ребенка?
6) О каких совместных делах с друзьями вам известно?
7) Есть ли среди друзей такие, которые вам категорически не нравятся?
8) Какое совместное дело было проведено детьми с вашим участием?
III. Обсуждение анкеты. Выработка памятки для родителей.
Примерная памятка для родителей
1) Познакомьтесь с друзьями своего ребенка.
2) Познакомьтесь с родителями друзей своего ребенка.
3) Всегда обсуждайте конфликтные ситуации, возникающие среди друзей.
4) Не оставляйте конфликты нерешенными.
5) Анализируйте участие вашего ребенка в отношениях между друзьями и ненавязчиво поправляйте возникающие затруднения.
6) Будьте активным участником всех затей вашего ребенка.
7) Позволяйте проявлять инициативу и помогайте в ее реализации.
IV. Поиск решения проблемы.
Если у вашего ребенка нет друзей - это проблема, которую необходимо решать.
Алгоритм решения проблемы:
1) Попытайтесь выяснить причину отсутствия друзей.
2) Проанализируйте совместно последние события и поступки в жизни вашего ребенка.
3) Ребенок должен сам увидеть несоответствия в поведении и понять причину отторжения другими детьми.
4) Предложите провести совместное мероприятие (праздник, ремонт мебели в классе, поход и т. д.) и помогите ребенку проявить себя, показать его собственную значимость.
5) Пригласите детей к себе домой на совместное чаепитие для обсуждения прошедшего мероприятия (посмотреть фотографии, видеозаписи, просто отдохнуть после работы и т. д.).
6) Договоритесь об общих делах на будущее.
7) Не оставляйте отношения с новыми друзьями без внимания.
V. Итог собрания.
Решение: принять во внимание рекомендации, выработанные на собрании.
Заключительное слово учителя.
Мы лишь частично сегодня коснулись большой серьезной темы «Подросток и его друзья», попытались ответить на вопрос: умеет ли он дружить?
И, как мне кажется, этот разговор только всколыхнул многое, о чем нам предстоит поразмышлять, подумать.
Предлагаю вам несколько вопросов, отвечая на которые постепенно вы сможете легче приблизиться к решению (или предупреждению) тех проблем, которые обязательно имеют место при отсутствии друзей у вашего ребенка.
(Учитель вручает бланк-опросник всем родителям.)
- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как встречают сверстники вашего ребенка, как к нему относятся? Рады ли они ему, бегут ли ему навстречу? Или его появление проходит незамеченным? А может быть, его даже избегают, не хотят принимать в игру?
- И вообще, знаете ли вы, с кем и как дружат ваши дети? Чем интересуются товарищи ваших детей, о чем разговаривают, когда бывают вместе? Что дает вашему ребенку эта дружба, чем она обогащает его, чем обогащает его друга? Кто из них задает гон в дружбе, а кто этот тон принимает?
- Какие отношения связывают вашего ребенка с его друзьями, какую позицию он в этих отношениях занимает, удовлетворяют ли его эти отношения и эта позиция?
Нормальное развитие подростка невозможно без общения со сверстниками. Друзья, товарищи - это та естественная среда, которая жизненно необходима подросту. Среди товарищей он находит образцы для подражания, столь необходимую оценку своих качеств, знаний, умений, способностей и возможностей, у товарищей он находит сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые нам, взрослым, так часто кажутся незначительными.
Каждому подростку очень важно добиться уважения, признания товарищей, важно быть «не последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются, тебя уважают.
Но не всегда легко сделать это самостоятельно. Вот тут-то и нужна помощь родителей. Помогите подростку разобраться в себе, подскажите ему, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим друзьям, в чем может помочь им. Подскажите ему путь преодоления недостатков. Помогите вашему ребенку понять, как он выглядит в глазах других. Помогите ему научиться разбираться в людях, их качествах и отношениях, в плохом и хорошем. И пусть ни одна ссора вашего сына или вашей дочери с друзьями не оставит вас равнодушными.
И, наконец, старое, но вечно новое правило - друзья сына или дочери пусть будут и вашими друзьями. Только тогда возникнет подлинный душевный контакт между вами и ребенком.
И помните, что иногда вся система воспитания в семье вырабатывает у ребенка такие нормы поведения, когда отношения со сверстниками не складываются вовсе и он остается вне коллектива.
В этой связи мне хочется напомнить вам слова Ф. Э. Дзержинского: «Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают слабовольными, эгоистами. Ибо любовь родителей не должна быть слепой...»
Если ребенок привыкнет с первых шагов слышать только похвалу, если он надежно укрыт любящими родителями от любых критических оценок, каких бы то ни было замечаний, если ему постоянно внушают, какой он особенный, умный, способный, не мудрено, что он и сам в конце концов начинает относиться к себе как к исключительной личности, не видит в себе никаких недостатков, более того, становится глух ко всякой критике. Он начинает сверх меры ценить себя, думать, что все окружающие должны обязательно считаться с его исключительностью. Он претендует на особое положение, особое к себе отношение. Это очень скоро приводит к созданию внутренней позиции противопоставления себя коллективу, а в общении со сверстниками - к фактическому одиночеству. Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое поведение как не соответствующее нормам товарищеских отношений.
Причиной того, что ребенок не принимается сверстниками, могут быть и другого ряда нормы и недостатки в семейном воспитании.
Бывает, что в семье не только не помогают ребенку взрослеть, но, напротив, оберегают, опекают, так контролируют, что не дают шагу ступить самостоятельно. Задерживая сына или дочь в детстве, вы, конечно, думаете, что опека и постоянный контроль отведут подстерегающие их беды. На самом же деле вы не только не спасаете, а наносите непоправимый ущерб их развитию. Тормозится развитие личности, общение со сверстниками не складывается, интересы остаются примитивными, вырабатываются инфантильные способы поведения и черты характера, которые и осложняют жизнь ребенка среди ровесников, мешают поиску друга.
Не ведая того, мы искажаем личность ребенка, способствуем ее однобокому развитию, нарушаем гармонию. Иногда мы закрываем перед ним тот путь, на котором он сам мог бы исправить наши ошибки, - путь общения со сверстниками.
Именно в семье складываются те способы общения, с которыми подросток идет к товарищам.
Сумеет или не сумеет он найти общий язык с товарищами, обрести себя в коллективе - все это зависит и от вас, уважаемые родители.
Автор: Ольга Анатольевна Ещеркина
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание о вреде алкоголя, 8 класс
Родительское собрание «Стили воспитания в семье», 8 класс
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!