Конкурсы

Родительское собрание «Кризисы подросткового возраста», 7 класс

Разработка родительского собрания для 7 класса на тему «Импульсивность подростка»

Цель: знакомство родителей с кризисами подросткового возраста.

Задачи: проанализировать проявления возрастного кризиса у подростков; дать общее представление о причинах данных проявлений; выработать способы реагирования родителей на кризисные проявления.

Форма проведения: лекторий.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог.

Подготовительный этап

Анкетирование родителей

Анкета «Оценка импульсивности ребенка»

1. Ребенок всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный, но очень быстро).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствует, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается во время занятий.

10. Когда кто-то из детей кричит на него, он тоже кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Любит действовать, но не умеет и не любит рассуждать.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора.

18. Легко забывает поручения старших, легко увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Результаты

Чтобы оценить импульсивность ребенка, сложите все ваши утвердительные ответы. Полученное число и есть уровень его импульсивности. Возможно, кто-нибудь из родственников заполнял анкету вместе с вами. Результаты могли получиться разными, ведь каждый оценивает поведение ребенка по-своему. В таком случае вам следует посчитать средний уровень импульсивности. Соотнесите полученный результат с нормативными данными:

20-15 баллов - высокий уровень импульсивности;

14-7 баллов - средний уровень;

6-1 балл - низкий уровень.

Помните, что несовпадение баллов по анкете у разных взрослых является косвенным свидетельством особенностей их взаимоотношений с ребенком.

Оформление помещения, оборудование и инвентарь

На доске:

«Импульсивность - склонность приписывать ответственность за неудачи преимущественно внешним обстоятельствам и условиям» (Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин).

Ход собрания

I. Лекторий

Основная причина обращения к психологу и взрослых, и детей - импульсивность, которая является сигналом внутреннего неблагополучия. Внутреннее напряжение связано как с проблемами в межличностных (в том числе семейных) отношениях, так и с собственными переживаниями. Личностное напряжение несопоставимо с ситуационным. Если тебя один раз уволили с работы - это ситуация, если три раза - тут что-то внутри не в порядке.

До поры до времени человек может себя сдерживать, но постепенно импульсивные акты поведения проявляются все чаще и чаще. Ведь импульсивность - это особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. От импульсивности следует отличать решительность, которая тоже предполагает быструю и энергичную реакцию, но связана с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений.

В детско-родительских отношениях импульсивность проявляется особенно ярко. Она свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля за своим поведением. У подростков импульсивность часто является следствием повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для этого возраста. У старших школьников и взрослых людей импульсивность наблюдается при большом утомлении, аффекте или некоторых внутриличностных и межличностных напряжениях.

Импульсивность связана с темпераментом - силой, уравновешенностью, подвижностью нервной системы. Как известно, выделяют четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик. Импульсивность характерна для холериков. Но она может проявиться и у других типов.

Показательно, что количество импульсивных действий взрослых возрастает тем чаще, чем больше они хотят эти действия прекратить. После каждой вспышки импульсивного поведения родители раскаиваются, решают измениться: «В следующий раз не сорвусь, буду беседовать с сыном, а не кричать, обижать и наказывать...» Но в следующий раз все обычно повторяется. Кроме того, импульсивность родителей передается детям. Причем из-за низкой контролируемости поведения, присущей детям, импульсивность как эмоциональная реакция может стать чертой характера, а это уже трудно скорректировать. Лучше не допускать таких изменений.

Что делать? Признать невозможность справиться с импульсивностью самостоятельно. При первых отчетливых проявлениях своей и детской импульсивности обратиться к психологу. Импульсивность является основным сигналом психологического неблагополучия - как внутреннего, так и внешнего. Как правило, она отрицается до тех пор, пока количество импульсивных актов поведения не станет критическим. Зачем доводить до этого? Попробуйте проверить своего ребенка на импульсивность (а заодно и себя).

Мои советы в этом направлении конкретны и на самом деле выполнимы, хотя и с трудом, что отличает их от предыдущих. Вам, родители, прежде всего следует определить условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное, возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать ребенка такому воздействию, это для вас будет нелегко, а потому введите в его деятельность различные игры, во время которых он может научиться сдерживаться и регулировать свое поведение.

Когда вы ставите перед ребенком задачи, старайтесь давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Постарайтесь заранее обсудить с ребенком правила поведения в той или иной ситуации. Почаще предоставляйте ему право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Необходимость объяснять причину своих поступков поможет ребенку лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение. (Да, трудновато оно, родительское бремя воспитания собственным примером.) И наконец, самый главный невыполнимый совет: общаясь с вашим импульсивным ребенком, сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.

Развивайте рефлексивность, которая характеризует людей, обдумывающих, прежде чем действовать, внутренне просматривающих все решения взвешенно, осторожно. Важно отметить, что при решении мыслительных задач импульсивное поведение приводит, в среднем, к меньшему времени выполнения, но большему числу ошибок, а рефлексивное - наоборот.

Импульсивность сказывается на учебной деятельности. Не вызывает сомнения, что импульсивные и рефлексивные субъекты по- разному ведут себя в процессе учения. Учебные действия импульсивных учащихся могут быть охарактеризованы как непродуманные, легкомысленные, торопливые, небрежные, неподготовленные. Действия же рефлексивных людей совершенно противоположные.

Импульсивность особенно сказывается на выполнении мыслительных заданий, требующих внимательного учета условий и осторожного опробования всех возможных путей решения проблемы. Поэтому различия между импульсивными и рефлексивными людьми обнаруживаются прежде всего при решении сложных задач. При решении легких задач преимуществом обладают как раз импульсивные. Они затрачивают меньше времени на решения, не допуская при этом больше ошибок, чем рефлексивные, которые на решение тратят больше времени.

По мере усложнения задач время реакции у импульсивных увеличивается незначительно, количество же ошибок резко возрастает. В отличие от них рефлексивные затрачивают неодинаковое время на работу с задачами разной сложности: легкие задачи они решают быстро, а трудные - медленно. Рефлексивные люди в ходе выполнения мыслительных задач учитывают требования задач более адекватно, чем импульсивные. Такой учет ведет к согласованию темпа своей работы с особенностями и сложностью решаемой задачи, а это, в свою очередь, приводит к более высоким результатам.

Импульсивным учащимся для замедления их деятельности можно предложить использовать, например, способ проговаривания материала (условий задачи, способа решения и др.) про себя. Для развития рефлексивности можно предложить родителям изменить стиль отношения к ребенку. Например, авторитарно-директивное отношение препятствует формированию у него рефлексивности и затрудняет этот процесс. Предоставление самостоятельности облегчает процесс освобождения от импульсивных реакций, учит заранее обдумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря - способствует формированию рефлексивности.

Если вы хотите выявить уровень импульсивности ребенка, заполните анкету. Внимательно читайте каждое утверждение. Если вы с ним согласны, помечайте его знаком «плюс», если нет - знаком «минус». Для более объективной оценки предложите заполнить анкету другим близким родственникам и сравните полученные результаты.

Влияние сверстников

Для полноценного развития человека ему необходимо учиться строить эффективные отношения с людьми. Традиционно отношения между взрослыми и детьми рассматривались как важное средство обеспечения эффективной социализации и нормального развития. Дело, однако, в том, что отношения детей и подростков с равными себе на всем протяжении детства, отрочества и юности - критический фактор развития и социализации. Молодежь должна именно в общении со сверстниками приобрести социальную компетентность, научиться выражать свое мнение, научиться понимать других, занять уютную нишу в среде ровесников.

В общении со сверстниками дети непосредственно перенимают и усваивают ценности, умения и знания, которые невозможно получить от взрослых, например, как вести себя в конфликтной ситуации или как побороть искушение. Сверстники эффективно объясняют друг другу, насколько и почему одни вещи являются правильными, а другие - нет, какими социальными знаниями и умениями нужно овладеть и почему. Ровесники снабжают действенными моделями уместного и неуместного поведения. Такое значение сверстников не прекращается с окончанием юношеского периода. Друзья и коллеги оказывают сильное влияние на ценности, перспективы и социальную компетентность человека на протяжении всей его жизни. Отношения со сверстниками также часто позволяют удовлетворить потребность в социальном сравнении.

Взаимодействие со сверстниками обеспечивает модели, поддержку и благоприятные возможности положительного поведения. Если дети воспринимают своих ровесников как стремящихся к таким действиям, как честность, альтруизм, сотрудничество и уважительное отношение к людям, они будут склоняться именно к такому поведению. В общении с другими детьми у ребенка часто появляется возможность помочь, утешить, поделиться чем-то, проявить заботу и сделать подарок.

Склонность подростков к таким формам проблемного или переходного поведения, как употребление наркотиков, добрачные сексуальные отношения или преступность, связана с их восприятием отношения сверстников к такому поведению. Если подростки видят, что их друзья не одобряют такого поведения, они будут стремиться отказаться от него. К тому же полное непринятие ребенка сверстниками побуждает его к таким антисоциальным действиям, как вызывающе агрессивные, деструктивные и другие отрицательно воспринимаемые формы поведения.

Способность выбирать перспективу

Именно в процессе взаимодействия со сверстниками дети учаться видеть ситуации и проблемы сточки зрения другого, которая, как правило, отличается от их собственной. Способность выбирать перспективу-одна из важнейших для умственного и социального развития. Она связана с рядом важных характеристик, включая способности представлять информацию в понятном для других виде и быстро схватывать смысл сообщений другого, конструктивно разрешать конфликты, охотно делиться информацией о себе, содействовать групповому решению проблем и показывать положительное отношение к другому в сходной ситуации. Во многом благодаря взаимодействию с ровесниками дети избавляются от эгоцентризма.

Автономия

Автономия - это способность понять ожидания другого в любой ситуации и быть свободным в выборе того, соответствовать этим ожиданиям или нет. Принимая решение относительно соответствующего поведения, самостоятельные, независимые люди склонны взвешивать свои внутренние ценности и ожидания других людей, а уже потом реагировать гибким и целесообразным способом. Взаимоотношения сверстников оказывают сильное влияние на развитие системы ценностей и социальных навыков.

Одиночество

Дети нуждаются в конструктивных отношениях со сверстниками, чтобы избежать мук одиночества. Хотя и взрослые могут обеспечить некоторые формы товарищеских отношений, детям необходимы тесные и близкие отношения со сверстниками.

Идентичность

В течение младенчества, детства, отрочества, юности и ранней взрослости человек проходит через несколько последовательно сменяемых и частично перекрывающихся идентичностей. В отношениях со сверстниками дети начинают сознавать сходства и различия между собой и своими ровесниками, они экспериментируют с различными социальными ролями, помогающими им определить свое «Я», создавая в итоге систему координат для восприятия и понимания себя.

Коалиции

Что касается людей, то их объединение имеет важное эволюционное значение, повышая выживаемость в борьбе с врагами, а также с природными и социальными катаклизмами. В детстве большинство людей завязывают дружеские отношения и формируют привязанности. Образуются коалиции, которые обеспечивают помощь и поддержку не только в течение детства и отрочества, но и на протяжении всей взрослой жизни.

Продуктивность, стремления и психологическое благополучие

В учебной и трудовой обстановке сверстники и равные по положению люди оказывают сильное влияние на продуктивность и стремления друг друга. Поддерживающие отношения между соучениками и между сотрудниками связаны также с использованием способностей в ситуациях достижения. Кроме того, способность поддерживать взаимозависимые отношения и отношения сотрудничества - важнейшее проявление психологического благополучия и здоровья. Плохие отношения со сверстниками в начальной школе предвещают психологические нарушения в средней школе, а подобные отношения в средней школе предсказывают взрослую патологию.

Содействие формированию конструктивных отношений с ровесниками, возможно, одна из наиболее важных задач, стоящих перед родителями, педагогами и другими взрослыми, если они хотят создать благоприятные условия для здорового развития и эффективной социализации подрастающего поколения. Чтобы способствовать развитию у детей и подростков здоровых отношений со сверстниками, необходимо правильно определить, каким человеком является ваш ребенок. Психологи выделяют несколько групп учащихся.

К первой группе относятся учащиеся, характеризующиеся тенденцией к устойчивости (систематичности) положительного поведения, т. е. преимущественно с нравственной активностью, контролируемостью деятельности, четко выраженным предпочтением положительного в нравственном отношении поведения, отстаиванием желаемого и принятого поведения, а также вероятностью прогнозирования их нравственных поступков. Такие учащиеся данной группы, регулирующие свое поведение на основе нравственных убеждений, ценят умение вести себя, хорошо успевают. Для них характерно сознательное регулирование поведения на основе лично значимых норм, принципов, правил. Все это является показателем их психического развития, взросления. По мере приобретения опыта регуляции поведения, систематичности ее проявления у них формируется подлинная нравственность.

Учащиеся первой группы уже располагают определенными возможностями для овладения своим поведением. Развитие способности регулировать свое поведение начинается с умения задерживать нежелательные действия и завершается умением ставить собственные цели и находить средства для их достижения. В процессе овладения поведением подростки пользуются как конкретными способами работы над собой, так и более обобщенными. Благодаря этому им удается продумать свое поведение в соответствии со своими намерениями и планами.

Вторую группу составляют учащиеся, у которых нравственные убеждения проявляются частично, ситуативно. Для представителей этой группы характерны не все ранее названные показатели регуляции поведения: нравственная активность - лишь в отдельных видах деятельности, в зависимости от актуальности потребности в таком поведении; поступки не всегда совпадают с нравственными убеждениями, несмотря на то что учащиеся осознают важные для себя правила, включая необходимость ответственно относиться к своим ученическим обязанностям и быть чутким к другим людям. Активность этих подростков в общественно полезной деятельности незначительна, наблюдаются и отрицательные проявления. Результативность их учебной деятельности выше средней, преобладает контролируемость поведения над импульсивностью. Тем не менее, многим из этих подростков свойственно умение сделать правильный моральный выбор в острой конфликтной ситуации, когда актуализируется потребность в нравственном поведении. В обычной же деятельности эти школьники нарушают дисциплину в школе, конфликтуют с родителями. Хотя они испытывают при этом неприятные переживания, все же им не удается регулировать свое поведение. Как показывают факты, подростки данной группы не осуществляют контроль над своим поведением не только в силу импульсивности, но и потому, что не испытывают в этом потребности, не соотносят свое поведение с требуемым и желаемым. Их поступки еще во многих случаях несознательны. Часто при нарушении правил поведения они искренне не раскаиваются в своих плохих поступках, обвиняют других в случившемся, у них зачастую отсутствует адекватная самооценка, самокритичность. Для регуляции их поведения требуются дополнительные внешние воздействия.

К третьей группе относятся подростки, у которых значимые правила не стали убеждениями и руководством в поведении. Познавательная активность ниже средней, частые отрицательные проявления в учебной деятельности, слабая общественная активность, моральный выбор почти не осуществляют, преобладает импульсивность поведения, учебная успеваемость весьма средняя. У этих учащихся еще не произошли сдвиги в их нравственном развитии и не появилась потребность действовать под влиянием собственных убеждений: их еще нет. Значимые для этих учащихся правила поведения существуют только на уровне известных, а не побуждающих к действию. Недовольство собой возникает, как правило, под влиянием определенных обстоятельств, а не по причине неосуществленных намерений. Эти подростки еще недостаточно интеллектуально активны, у них не всегда проявляется познавательный интерес к окружающему и к себе. В связи с этим они не осознают себя как субъект деятельности, не всегда знают, как выполняют свои обязанности. Поведение этих учащихся чаще всего ситуативно.

Четвертая группа - подростки, которые еще не могут сформулировать значимые для них правила поведения, влияющие на их поступки. Эта группа в целом очень разнородна: в нее входят учащиеся и с более высокой успеваемостью, и с более низкой, и с высоким уровнем самоконтроля, и с низким. Этих учащихся объединяет не только отсутствие значимых правил поведения, но и невысокая познавательная и общественно полезная активность, неумение сделать правильный моральный выбор в конфликтных ситуациях.

Деятельность этих подростков скорее напоминает поведение младших школьников, еще не умеющих ставить более отдаленные цели, планировать свое поведение, предвидеть его результаты, они не осознают разрыв между желаемым и действительным поведением, что необходимо для самостоятельной выработки более высоких требований к себе. Правила поведения, которые эти учащиеся считают для себя значимыми, не отражают особенностей деятельности конкретного школьника, его потребностей. В силу этого данная группа учащихся еще не подготовлена к саморегуляции поведения.

Итак, только определенная часть подростков может сознательно регулировать свое поведение в соответствии с личностно значимыми правилами. Потребность в нравственном поведении для таких учащихся становится актуальной. Это свидетельствует о том, что подросткам уже доступна регуляция своего поведения с помощью нравственных убеждений. В то же время приведенные данные свидетельствуют о том, что многие учащиеся этого возраста нуждаются в поддержке своих усилий, направленных на овладение поведением, в актуализации потребности следовать нравственным нормам.

Помочь подросткам научиться регулировать свое поведение можно путем развития у них самостоятельности. Рассогласованность между уровнем развития самостоятельности и умением овладевать своим поведением можно рассматривать как одну из причин отрицательного поведения подростков. Часть подростков еще сознательно не относятся к себе как субъекту деятельности, что мешает им регулировать свое поведение. Необходимо, чтобы подросток учился работать над собой. Это предполагает создание своей программы поведения. Для подростков это трудно, так как нужно самостоятельно поставить перед собой задачу, найти способы ее решения, оценить результат действий и предъявить к себе более сложные требования. Все это связано с определенным уровнем развития интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности. Неудовлетворенность собой, трудности в осуществлении намеченных целей, радость преодоления себя, поиски приемов и способов работы над собой не могут не сказываться на формировании убеждений. Самовоспитание проявляется именно в тех поступках, которые направлены на организацию своего поведения.

Таким образом, закрепляются нравственные убеждения, создаются возможности как для принятия требований других, так и для осуществления собственных намерений. Развитие нравственности характеризуется новыми формами активности и новыми тормозными силами, благодаря которым возрастает произвольность поведения, способность ставить отдаленные цели и регулировать свою деятельность в соответствии с ними.

Осознание себя и соответствующая самооценка существенно влияют на стремление учащегося к самовоспитанию. Уровень развития самооценки: степень ее адекватности, относительная устойчивость, высота, независимость - во многом определяет успех работы над собой. У школьников, процесс самовоспитания которых проходит с большими трудностями, количество правильных самооценок меньше. Подростки, наименее склонные к работе над собой, обнаруживают неадекватную, резко завышенную самооценку. Неправильная самооценка этих школьников формируется под влиянием субъективных суждений о себе, а не на основе реальных успехов, отношений и оценок других.

Однако с возрастом учащихся разрыв между адекватной и неадекватной самооценкой уменьшается, так как их убеждения становятся более устойчивыми. Это способствует самовоспитанию. Возникающее благодаря правильному осознанию себя критическое отношение к себе также способствует актуализации стремления к самовоспитанию. Самокритичность и связанные с ней эмоциональные переживания (вины, недовольства собой и др.) обеспечивают чувствительность к мнению других, к результатам своей деятельности, помогают устранять существующий разрыв между самооценкой и требованиями взрослых товарищей.

Наличие адекватной самооценки и связанных с ней переживаний самокритичности, недовольства собой, формирующихся в процессе общения, является определенным шагом в овладении нравственным поведением. Но подлинное самодвижение подрастающей личности появляется в тех случаях, когда она реализует свои намерения и планы, руководствуясь в своих действиях более отдаленной целью. Если возникающие при этом трудности удается самостоятельно преодолеть, то процесс самовоспитания осуществляется успешно. В тех случаях, когда овладение своим поведением осуществляется как чисто внутренний акт, не стимулированный внешними факторами, степень жизненной важности цели, ее отдаленность и срок не имеют существенного значения. Подростки ведут себя нравственно по собственным побуждениям. Это наивысший уровень такого поведения.

Таким образом, развитие нравственного поведения у подростков характеризуется более обобщенным осознанием себя, адекватной самооценкой, развитием способности регулировать свое поведение не только под влиянием обстоятельств, но и самостоятельно; разработкой программы своей деятельности и поведения; появлением более общей и отдаленной по времени выполнения цели; возникновением внутренних стимулов, регулирующих деятельность; формированием потребности в самовоспитании как одном из проявлений самоактивности; повышенной чувствительностью к требованиям других.

Задача родителей - помочь ребенку научиться регулировать поведение. Оценка родителей, сравнение себя с героями литературных произведений, анализ поступков подростка и результатов его деятельности - вот неполный перечень путей решения этой задачи. Развитие самостоятельности, как уже указывалось, является важной предпосылкой формирования устойчивого нравственного поведения.

Одним из путей формирования самостоятельности подростков является активизация их возможностей как в процессе приобретения знаний, так и в организации своего поведения. Опыт самостоятельного поведения позволяет ставить перед собой более отдаленные цели, регулировать свои действия в соответствии с ними, отвечать за свое поведение. Важно ставить ребенка перед необходимостью выполнять трудные для них задания. При этом самостоятельное преодоление трудностей способствует дальнейшему формированию этого ценного свойства.

Существенным для формирования убеждений учащихся является и накопление опыта нравственного поведения в конфликтных ситуациях, требующих выбора поступка. Целесообразно ставить ребенка перед необходимостью морального выбора. Подростки, у которых проявляются нравственные убеждения, как показывает опыт работы с ними, могут отказаться от каких-то благ в пользу других людей, предпочесть желаемое развлечение делу, защитить товарища в конфликтной ситуации, т. е. отдавать явное предпочтение положительным в нравственном отношении поступкам. Смелость, самостоятельность, принципиальность поступка как нельзя лучше импонируют подросткам, участие в выборе поступка в моральных ситуациях способствует и осознанию своих растущих возможностей. Накопление опыта нравственного поведения необходимо для того, чтобы такого рода активность стала привычной для подростков.

Кроме того, через деятельность, конкретные поступки учащиеся учатся лучше осознавать нормы надлежащего поведения, способы их выполнения. Благодаря опыту нравственного поведения и самокритичности у них появляется готовность воспринимать требования других, что важно для развития нравственного поведения. В основе этого - осознание учащимися своего поведения, реальных действий, направленных на его регуляцию. Наличие или отсутствие у подростков нравственных убеждений дает возможность прогнозировать их поведение.

II. Подведение итогов

Дополнительный материал

Восемь «нет!» для мамы с папой

(советы детского психиатра)

Трудности поведения и характера наших детей не возникают сами по себе. Они всегда порождаются нашими проблемами. Когда ребенок становится невыносимым, полезно вспомнить, что детей нам не аист приносит. Универсального средства, способного предотвратить кризисные ситуации с детьми, нет. Однако можно обозначить то, чего по отношению к детям нужно стараться не делать.

Не запугивайте, не угрожайте ребенку - полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь.

Не прибегайте к насилию - насилие всегда воспроизводится.

Не провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка - вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами.

Не оценивайте, не сравнивайте ребенка с другими - принимайте его таким, какой он есть.

Не сдерживайте своих чувств - старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства, выраженные post factum или авансом, редко оказываются подлинными.

Не замалчивайте проблемы и конфликты - высказывайтесь сами и непременно выслушивайте детей.

Не приносите жертв - ребенку не может быть хорошо, если плохо вам.

Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился.

Кризисы подросткового возраста

По мнению П.С. Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. Младший подростковый возраст распадается на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицательный характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Вторая характеризуется вызреванием нового ядра интересов. Л.С. Выготский также обращает внимание на сходство негативной фазы у подростков с негативизмом, характерным для трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления.

Описание кризиса пубертатного периода дано в работе Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой (1970). Главный тезис авторов состоит в том, что в этом возрасте формируется «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать, как взрослый. Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно и прогноз его более благоприятен. Если же подросток, испытывающий «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему, как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

Существуют два основных пути протекания данного кризиса.

Кризис независимости. Его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт, ревность к собственности. Это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил: «я уже не ребенок».

Кризис зависимости. Его симптомы - чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Это возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности: «я ребенок и хочу оставаться им».

Как правило, подросток занимает двойственную позицию, в симптомах кризиса присутствуют и та, и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, расширяя рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой I борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Поэтому повышеннолиберальное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий, но при этом аргументированный запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

К отдельным проявлениям подросткового кризиса относят следующие. Негативизм, который проявляется как негативная установка по отношению ко всему окружающему, в том числе к предметам недавнего интереса. Иногда проявляется более мягко, иногда - в форме разрушительной активности. Субъективные переживания (угнетенное состояние, тоска, подавленность) могут, к сожалению, скрываться и проявляться только в интимной жизни - дневниках, в общении с близкими друзьями и т. д.

Интеллектуализация как средство психологической защиты состоит в погружении в абстрактные, философские вопросы и восприятие их как предметов непосредственного интереса и часто отражает личное, глубоко затаенное чувство беспокойства. Надо отметить, что непродуктивность воображения в сочетании со сверхценными идеями - возможный признак вялотекущей шизофрении. С другой стороны, интеллектуализация несет в себе и положительный момент - подросток научается абстрактно мыслить, формулировать и проверять гипотезы и т. д.

Склонность к анализу - к безжалостному анализу окружающих (родителей, учителей и т. д.) и самоанализу, в сочетании с крайней эгоцентричностью, - еще одно проявление подросткового кризиса. Подросток, который без конца щупает свои мускулы, или девушка, которая часами красится, как правило, искренне воображают, что произведут не просто значимое, а неизгладимое впечатление на других. Это подчас становится трагедией подросткового возраста, поскольку, когда молодые люди собираются вместе, внимание каждого из них больше сосредоточено на самом себе, чем на тех, кто рядом.

Подростковая депрессия, которая бывает двух видов: 1) безразличие и чувство пустоты; ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Возникает некоторый вакуум, который воспринимается как скорбь по утраченному человеку - части самого себя (непродолжительна, легко лечится); 2) результат полосы жизненных поражений (старался решить поставленные проблемы, но безуспешно: либо окружающие не понимают его, либо он ощутил ограничение своих потенциальных возможностей). В то же время адаптивные механизмы взрослого человека еще отсутствуют. Провоз тяжелый. Так, значительное число самоубийств в юности происходит не после длительного поиска альтернативных решений сложной проблемы, а вследствие мгновенного порыва. Часто последней каплей становится потеря ощущения значимости связи с родителями или с другом.

Опробование различных социальных ролей проявляется в различных сферах. Это, например, пубертатная эротика как школа любви без связанных с ответственностью последствий в будущем. Подросток еще не понимает соотношения между любовью, сексуальностью и ответственностью за последствия половой любви, и это нормально. В нем, особенно в мальчике, сочетается повышенное сексуальное напряжение со стремлением к идеалу. Однако необходимая для взросления игра, к несчастью, может слишком рано потерять свой игровой характер - тогда происходят половые болезни, ранние беременности, самоубийства из-за несчастной любви и т. д.

Проблемы восприятия своего физического образа. Как известно, для мужчин биологически оправданно активное поведение и, соответственно, для них важна активная функция тела. Позитивное самовосприятие складывается у юношей в той мере, в какой их тело выражает индивидуальную эффективность. Низкая оценка своего физического «Я» может стать причиной нарушений в поведении (по механизму гиперкомпенсации), плохой успеваемости в школе и т. д. Эти явления, как правило, имеют место только у мальчиков. Дело, в частности, в том, что для девочек колоссальную роль, отчасти на подсознательном уровне, играет наступление менструаций, которое делает ее полноценной женщиной в собственном восприятии.

Различные проявления кризиса идентичности. Проблема нашего времени - практически неисчерпаемый набор возможных идентификаций. Нередко случается, что молодой человек, достигший возраста, в котором выбор идентичности становится необходимым, реально оказывается к этому неспособен. В таких ситуациях индивидуум часто прибегает к «психосоциальному мораторию» - продлению переходного периода: он пассивно ожидает момента, когда ему представится возможность найти себя, или «берет социальный тайм-аут» (уходит в коммуны, религиозные группы и т. д. как временное пристанище для тех, кто ищет свой образ жизни). Возможен также вариант, когда он вовсе минует кризис идентичности, безоговорочно принимая ценности своей семьи. В ряде случаев прочное ощущение самоидентичности так и не достигается. Тогда развивается тенденция ухода от близких взаимоотношений, их формализации и стереотипизации. Размываются способности к продуктивной работе: либо человек ни на чем не может сосредоточиться, либо с головой уходит в одну деятельность, пренебрегая остальными. Может возникнуть негативная идентичность (презрительное и враждебное отношение к той роли, которая считается нормальной в семье и ближайшем окружении), приводящая к различным социальным протестам. Эти явления могут быть преодолены относительно легко, а могут стать причиной правонарушений, неврозов и психозов - в зависимости от предшествующего опыта подростка. Важно, чтобы у подростка в детстве было достаточно впечатлений собственной успешности, в детстве должно быть сформировано убеждение, что его ждет вполне доступное для него положительное будущее. Тогда в подростковом возрасте эти убеждения дадут только временную просадку, но не исчезнут навсегда.

Суицидальное поведение также относится к распространенному симптому подросткового кризиса. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Во многих европейских странах оно настолько распространено, что занимает второе-третье место среди причин смертности в этом возрасте.

До 13 лет суицидальные попытки встречаются весьма редко. В 14-15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Именно на подростковый возраст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активности. Причем подростки, в анамнезе которых неоднократно отмечались мысли о самоубийстве, отвергали мысли о его смертельном исходе.

У младших школьников (в основном после 9 лет) наблюдается суицидальная активность, которая чаще всего обусловлена не серьезными психическими заболеваниями, а ситуационными реакциями, источником которых являются, как правило, внутрисемейные конфликты.

Статистически выявлено, что в 90% случаев суицидальное поведение в виде угроз, высказываний, намерений - это крик о помощи, адресованный прежде всего близким. Это значит, что подросток испытывает высочайший дискомфорт, причины которого толком понять не может, а в форме, понятной родителям, высказать не умеет. Иногда суицидальные попытки подростков носят просто демонстративный характер. Однако не надо понимать это так, будто все происходит ни с чего или нарочно.

Статистически наиболее часто суицидное поведение неустойчивых подростков вызвано потерей родителей и близких, распадом семьи вследствие развода, семейной дезорганизацией с властной жестокой матерью и безвольным отцом.

Далее по значимости следуют школьные проблемы, особенно у мальчиков. Длительный неуспех по предметам, отсутствие положительного контакта с учителями и детьми опасны для очень интеллектуально одаренных, повышенно чувствительных и робких подростков, страдающих к тому же пониженными адаптационными возможностями.

У девочек суицидальное поведение может быть спровоцировано неожиданной беременностью в сочетании со страхом наказания со стороны родителей; разрывом с объектом любви в сочетании с униженным чувством собственного достоинства; стыдом из-за обнаруженной мастурбации. Мальчики обычно демонстрируют или совершают суицид под воздействием алкогольного опьянения. Выбираемые ими способы сведения счетов с жизнью зависят от особенностей характера. При демонстративном поведении чаще используются порезы вен, отравления неядовитыми лекарствами, реже - повешение, что особенно опасно, так как вместо показной, как правило, наступает реальная смерть.

В случае негативной реакции родителей на суицидное поведение подростка ситуация может усугубиться дальнейшими негативными реакциями подростка или уходом из дома. Во всяком случае, это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом.

Рекомендуем посмотреть:

Темы родительских собраний в 7 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание «Переходный возраст», 7 класс

Родительское собрание «Половое созревание в подростковом возрасте», 7 класс

Родительское собрание «Воспитание в труде. Роль семьи», 7 класс

Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда», 7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!