Цель: просвещение родителей по вопросам культуры здоровья.
Задачи: анализ состояния здоровья учащихся класса; формирование культуры здоровья родителей и учащихся.
Форма проведения: традиционное собрание.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог.
Подготовительный этап
Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения своего здоровья
Инструкция
Уважаемые ребята! Вам будет предложено 10 утверждений для привлечения внимания к своему образу жизни. Возможны два варианта ответа на каждый вопрос: «да» или «нет».
1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.
2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.
3. У меня есть привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (зарядка, спортивные секции, плавание).
6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.
8. Я нередко читаю при плохом освещении лежа.
9. Я беспечно, беззаботно отношусь к своему здоровью.
10. Бывает, я курю.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь
На доске:
«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье» (Генрих Гейне).
«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» (Определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)).
«Здоровье - это такое состояние духа, эмоционально-психической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него» (Шаталова ГС. Философия здоровья. М.: Елен и К°, 1997.)
I. Вступительное слово классного руководителя
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Результаты всероссийской диспансеризации, проведенной министерством здравоохранения в 2002 году, показали, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у людей с заболеваниями костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Как обстоят дела со здоровьем наших детей?
II. Выступление медицинского работника школы «Анализ состояния здоровья учащихся школы и класса, динамика заболеваний»
III. Выступление врача
Существует более 300 определений здоровья. В основных из них здоровье определяется: 1) как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 2) как совокупность физических и Духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм человека; 3) как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников.
Одна из самых частых патологий школьников - нарушение остроты зрения. Близорукость занимает ведущее место в этой патологии и является одной из причин инвалидности и ограничений в выборе профессии. Процент детей с близорукостью увеличивается к концу обучения. С возрастом прогрессирует и степень близорукости.
Патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника) чаще встречается у ослабленных детей, перенесших болезни, особенно связанные с нарушением солевого обмена. К сопутствующим заболеваниям, влияющим на формирование порочных осанок, относятся заболевания глаз, пороки развития позвоночника, стоп, заболевания легких, сердца и др.
К числу наиболее распространенных форм патологии у школьников относятся заболевания сердечно-сосудистой системы (отклонения артериального давления, вегето-сосудистая дистония и др.), пищеварительной системы (кариесы, гастриты, холециститы, колиты и др.), аллергические проявления.
Особое место в структуре детской патологии занимают заболевания нервной системы и психической сферы. При общей распространенности этих заболеваний дети с явными нарушениями психики не обучаются в школах общего типа. Среди учащихся преобладают те, чьи нервно-психические расстройства носят пограничный характер.
Врачи начала XXI в. пришли к заключению о неправильной организации обучения (помимо перегрузок), к которым относятся:
• слабая освещенность классов;
• плохой воздух школьных помещений;
• неправильные формы и величина школьных столов.
Интенсификация обучения - один из главных факторов неблагополучия здоровья учащихся - проявляется в разных формах. В учебном процессе все активнее используется компьютер, что создает дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся.
Объем учебных программ, их информационное насыщение не соразмерны с возрастными возможностями школьников. Один из самых травматических факторов для здоровья школьников - общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшаются показатели нервно-психического и психологического здоровья.
IV. Подведение итогов
Дополнительный материал
Возможности преодоления стрессов
Путей преодоления стресса, выхода из кризиса всего четыре: любовь, творчество, стремление к достижению глобальной цели (обычно связанной со смыслом жизни), кардинальное изменение образа жизни и привычек. Они соответствуют основным психологическим сферам: чувствам, рассудочноинтуитивной деятельности, волевым усилиям, моделям поведения. Но на их воплощение надо решиться и найти внутренние силы. Кроме них существует немало конкретных средств и методов, оказывающих временный, компенсирующий эффект. Важно выбрать те из них, которые реально выполнимы и действительно могут помочь в конкретной ситуации, хотя бы на время, чтобы организм успел накопить ресурсы для дальнейшей адаптации.
При этом надо не забывать, что основные источники возможностей (ресурсов), позволяющих с оптимальным результатом и наименьшими потерями для здоровья разрешить возникшую проблемную ситуацию, находятся в самом человеке. Это его мысли, чувства, переживания, состояния, модели поведения, которыми, в определенной степени можно (и нужно) управлять. Именно неумение их использовать приводит к самой распространенной стратегической ошибке - попытке убежать от себя.
Помогают пережить стресс:
• позитивная позиция - концентрация мыслей и энергии на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах;
• оптимистическая установка - вера в успех, в неизбежность изменений к лучшему;
• состояние собранности, решимости добиться намеченного результата;
• адекватная оценка ситуации и своего состояния. Именно она бывает затруднительной из-за стрессового состояния. Возникает порочный круг: чем глубже погружение в проблему, тем менее адекватна оценка ее и своего состояния, что, в свою очередь, мешает выбрать эффективную модель поведения.
• общение с людьми, с которыми чувствуешь себя комфортно, особенно необходимо для личностей общительных, а также при привычке получать эмоциональную поддержку в трудных ситуациях;
• уход за домашними животными - традиционно сильное средство психотерапии, особенно при отсутствии близких людей;
• успокоение и отвлечение путем погружения в релаксирующую среду и деятельность, способные нейтрализовать стрессовые переживания: искусство, музыка, театр, литература, природа и др.;
• подбор и чтение книг, погружение в другую жизнь - библиотерапия, особенно помогают фантастика, детективы, любовные романы.
• обретение нового взгляда на окружающую действительность путем погружения в непривычную, эмоционально воздействующую среду пребывания: в больнице, в доме ребенка, в доме престарелых, на спортивных состязаниях, в церкви и др.;
• путешествие во время отпуска с проверенными друзьями, но можно и в одиночку или с незнакомыми ранее партнерами;
• смена места жительства и неизбежные перемены, с этим связанные;
• смена работы; от кардинального изменения характера работы (переход на административную, хозяйственную должность) до перемены места работы;
• смена профессии, овладение новой специальностью, обучение на многомесячных курсах, получение дополнительного образования;
• погружение в любимое или новое, увлекающее занятие: разведение комнатных растений, строительство дома, участие в восстановлении музея, храма и др.;
• активное занятие восстановлением и укреплением своего здоровья - овладение дыхательной гимнастикой, йогой, бегом трусцой, занятия плаванием, теннисом, волейболом и др.;
• приобщение к новым формам проведения досуга, хобби: рыбалка, охота, бильярд, танцы, туристические походы и др.;
• участие в работе групп социально-психологического тренинга - личностного роста (учитывая риск стать постоянным участником таких групп), овладение методами психокоррекции с помощью многочисленных систем, предлагаемых на этом рынке услуг;
• использование ресурсных состояний: воспоминаний о радостных, победных минутах своей жизни, счастливых событиях, запечатлевшихся в памяти состояниях, ситуациях;
• перестройка своего эмоционального отношения к людям и событиям, вызывающим негативные эмоции: злость, агрессию, зависть, раздражение и др.;
• психологическая работа с ситуациями, вызывающими стрессовые переживания: с чувствами, мыслями, психосоматическими и поведенческими реакциями.
Методика самооценки влияния школьных ситуаций на состояние тревожности (по Кондашу)
Инструкция: оцени каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу: 0 - ситуация не волнует; 1 - слабо волнует; 2 - достаточно волнует; 3 - очень волнует.
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого спросить.
4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
5. Выполнение контрольной работы.
6. Учитель называет оценки за контрольную работу.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Сдача экзаменов.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Ответ у доски.
11. Непонимание объяснений учителя.
12. Неожиданный вопрос учителя.
Используется для учащихся 7-го и более старших классов.
13. Не получается домашнее задание.
14. Принятие важного, ответственного решения.
Результаты: до 20 баллов - низкий уровень тревожности; 20-30 баллов - средний уровень тревожности; более 30 баллов - высокий уровень тревожности. При сумме менее б баллов достоверность результата сомнительна.
Шкала тревожности Сирса
Уровень тревожности, наряду с оценкой напряженности, - важный показатель психологического здоровья и степени воздействия внутришкольных факторов. Оценку школьников по предлагаемой шкале в качестве эксперта проводит учитель или знающий ученика психолог.
Инструкция: оцените каждую позицию по 3-балльной шкале: 0 - признак отсутствует; 1 - слабо выражен; 2 - достаточно выражен; 3 - резко выражен.
1. Обычно напряжен, скован.
2. Часто грызет ногти.
3. Легко пугается.
4. Плаксив.
5. Ко всему очень чувствителен.
6. Часто бывает агрессивным.
7. Обидчив.
8. Нетерпелив, не может ждать.
9. Легко краснеет или бледнеет.
10. Сосредоточивается с трудом.
11. Суетлив.
12. Потеют руки.
13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.
14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе.
Результаты: до 20 баллов низкий уровень тревожности; 20-30 баллов - средний уровень тревожности; более 30 баллов - высокий уровень тревожности; при сумме менее 6 баллов достоверность результата сомнительна.
Автор-составитель: Дюкина Ольга Викторовна
Родительское собрание «Переходный возраст», 7 класс
Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда», 7 класс
Родительское собрание «Половое созревание в подростковом возрасте», 7 класс
Темы родительских собраний в 7 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Воспитание в труде. Роль семьи», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!