Цель: освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания.
Задачи: актуализировать значение самовоспитания в развитии личности подростка; определить роль родителей в мотивации подростка к самовоспитанию.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: классный руководитель, родители учащихся.
Подготовительный этап
1. Анкетирование учащихся
Анкета для учащихся «Я хочу заниматься самовоспитанием, потому что...»
Инструкция: расположи варианты ответов по мере их значимости для тебя, от наиболее значимого к менее значимому.
Я хочу заниматься самовоспитанием, потому что хочу:
• получить одобрение со стороны учителей;
• получить одобрение со стороны родителей;
• развить трудолюбие, упорство;
• развить память, внимание;
• хорошо учиться;
• быть ответственным перед учителями;
• быть ответственным перед товарищами;
• развить терпеливость, доброжелательность;
• быть лучшим;
• занять достойное место среди товарищей;
• понравиться девочке;
• понравиться мальчику;
• порадовать бабушку, дедушку;
• доказать себе, что что-то могу;
• показать пример младшему брату, сестре и т. д.;
... другие ответы.
2. Изучение особенностей мотивации
На человека всегда действует много различных сил, которые побуждают его делать или не делать что-либо. Иногда это внешние силы, например, требования окружающих. Наряду с этим есть и внутренние силы, побуждающие человека к определенному поведению (в психологии это называется мотивами, а их система - мотивацией). Приведенные далее методики направлены на изучение некоторых особенностей мотивации.
Методика «Мотивация к достижению успеха»
Инструкция: методика включает в себя 31 вопрос, на каждый из них нужно ответить «да» или «нет». Не раздумывай слишком долго над вопросами, давай тот ответ, который первым придет в голову. Будь искренним!
1. Я раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
2. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
3. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из первых.
4. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
5. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
6. Обычно я нахожу возможность заниматься именно теми делами, которые меня привлекают.
7. Я более доброжелателен, чем другие.
8. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
9. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
10. Похвала стимулирует меня сильнее, чем порицание.
11. Я знаю, что мои знакомые считают меня дельным человеком.
12. Препятствия делают мои решения более твердыми.
13. У меня легко вызвать честолюбие.
14. Когда я работаю с вдохновением, это хорошо заметно.
15. Как правило, я не откладываю то, что должен сделать сразу.
16. Нужно полагаться только на самого себя.
17. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
18. Я более честолюбив, чем многие другие.
19. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро выйду на учебу.
20. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
21. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
22. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
23. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
24. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
25. Думаю, что ленивым меня окружающие не считают.
26. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
27. Я обычно обращаю много внимания на свои достижения.
28. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
29. Почти все, за что я берусь, я довожу до конца.
30. Я не завидую людям, у которых в избытке свободного времени.
31. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу пойти на крайние меры.
Результаты
Подсчитай сумму, оценивая каждый ответ «да» в 1 балл.
От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху.
От 11 до 1 б баллов: средний уровень мотивации.
От 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации.
Свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Методика «Мотивация к избеганию неудач»
Инструкция: перед тобой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выбери только одно из трех слов, которое наиболее точно тебя характеризует, и отметь его.
№ |
1 |
2 |
3 |
1 |
Смелый |
Бдительный |
Предприимчивый |
2 |
Кроткий |
Робкий |
Упрямый |
3 |
Осторожный |
Решительный |
Пессимистичный |
4 |
Непостоянный |
Бесцеремонный |
Внимательный |
5 |
Неумный |
Трусливый |
Недумающий |
6 |
Ловкий |
Бойкий |
П редусмотрител ьный |
7 |
Хладнокровный |
Колеблющийся |
Удалой |
8 |
Стремительный |
Легкомысленный |
Боязливый |
9 |
Незадумывающийся |
Жеманный |
Неп редусмотрител ьный |
10 |
Оптимистичный |
Добросовестный |
Чуткий |
11 |
Меланхоличный |
Сомневающийся |
Неустойчивый |
12 |
Трусливый |
Небрежный |
Взволнованный |
13 |
Опрометчивый |
Тихий |
Боязливый |
14 |
Внимательный |
Неблагоразумный |
Смелый |
15 |
Рассудительный |
Быстрый |
Мужественный |
16 |
Предприимчивый |
Осторожный |
Предусмотрительный |
17 |
Взволнованный |
Рассеянный |
Робкий |
18 |
Малодушный |
Неосторожный |
Бесцеремонный |
19 |
Пугливый |
Нерешительный |
Нервный |
20 |
Исполнительный |
Преданный |
Авантюрный |
21 |
Предусмотрительный |
Бойкий |
Отчаянный |
22 |
Подчинившийся |
Безразличный |
Небрежный |
23 |
Осторожный |
Беззаботный |
Терпеливый |
24 |
Разумный |
Заботливый |
Храбрый |
25 |
Предвидящий |
Неустрашимый |
Добросовестный |
№ |
1 |
2 |
3 |
26 |
Поспешный |
Пугливый |
Беззаботный |
27 |
Рассеянный |
Опрометчивый |
Пессимистичный |
28 |
Осмотрительный |
Рассудительный |
Предприимчивый |
29 |
Тихий |
Неорганизованный |
Боязливый |
30 |
Оптимистичный |
Бдительный |
Беззаботный |
Результаты
В 1 балл оцениваются варианты выбора, приведенные в ключе. Цифра перед знаком «/» означает номер строки, после этого знака - номер столбца, в котором находится слово. Например, 15/1 означает, что в 15 строке слово, получающее 1 балл, находится в первом столбце, это слово «рассудительный». Другие варианты баллов не получают.
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11 /2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1 ;23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Чем больше набранная сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите от возможных неприятностей.
От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к избеганию неудач.
От 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации.
От 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации.
Свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите от возможных неприятностей.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь
Стулья в помещении поставлены по кругу.
На доске:
«Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Необходимые компоненты самовоспитания - самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение» (Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин).
I. Вступительное слово классного руководителя
Что такое самовоспитание и мотивация деятельности?
Можно выделить два общих, довольно универсальных типа мотивации.
С одной стороны, мотивация может быть направлена на достижение успеха: деятельность выполняется с целью достигнуть чего-то положительного, получить вознаграждение: «Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на "отлично"». «Тренируюсь, чтобы победить в состязании, получить "золото"». «Слежу за сковородкой, чтобы ужин получился вкусный и романтичный».
С другой стороны, мотивация может быть направлена на избежание неудачи: человек делает что-либо с целью избежать неприятностей, которые настанут, если этого сделано не будет: «Готовлюсь к экзамену, чтобы не получить "двойку"». «Тренируюсь, чтобы не проиграть на соревновании». «Слежу за поставленной на плиту сковородкой, чтобы не сжечь обед».
Как вы думаете, какая из этих разновидностей мотивации в большей степени приведет к успеху? Скорее, первая, направляющая человека на достижение успеха и обычно связанная с высокой самооценкой.
Если человек думает о том, как бы избежать чего-то неприятного, у него в сознании волей-неволей возникает образ неудачи. Думаешь как бы не получить «двойку» на экзамене - скорее всего, вслед за этим в воображении возникает картина того, как тебе эту самую «двойку» ставят. Едешь на роликах, думая «как бы не упасть», и тут же представляешь себе, как падаешь. Такая картина, сначала возникнув только в воображении, имеет все шансы превратиться в реальность. Ведь когда мы представляем себе образ возможной неудачи, происходит непроизвольное «самопрограммирование» на нее. А даже если эта картина и не станет реальностью, все равно при фиксации внимания на ней возникнут негативные эмоции - тревога, страх, обида и т. п. В результате эффективность деятельности окажется ниже, чем могла бы быть, ведь часть сил уйдет не на дело, а на эти переживания.
Если же мы, приступая к какому-либо делу, ориентируемся на достижение успеха, то задействуется такой же механизм, но теперь он работает в нашу пользу. Представляя себе ситуацию успеха, мы «самопрограммируемся» на него. И получаем положительные эмоции, которые активизируют нас, позволяют найти силы на то, чтобы работать более продуктивно. И при этом возрастают шансы, что желаемый нами успех действительно воплотится в жизнь. У спортсменов даже есть такое понятие - «идеомоторная тренировка». Желая совершенствоваться в выполнении какого-либо упражнения, часть тренировочного времени они тратят на «фантазии» - на то, чтобы во всех деталях воспроизводить в своем воображении успешное выполнение этого упражнения. И действительно, это оказывает тренировочный эффект и помогает им воплотить желаемое в действительное. Хочешь достигнуть успеха - так и думай об этом успехе, а не о том, как избежать неудачи!
С точки зрения психофизиологии, цель - это модель потребного будущего, закодированная в мозге человека, образ требуемого результата, определяющий отбор действий, ведущих к его достижению. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность. Система работает в процессе сравнивания реальных результатов с запланированными целями.
Соответственно, цель педагогического воздействия как средства воспитания является определяющим элементом педагогической системы. От нее зависят остальные элементы: содержание воспитательной деятельности и средства получения результатов.
Определение целей и задач самовоспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Целеполагание в самовоспитании - выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания.
Цель самовоспитания - это цель педагогического воздействия, направленного на собственную личность; это мысленное, заранее определяемое представление о результате процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать в соответствии с представлениями личности о сущности, процедурах, методах и средствах данного процесса. Цель самовоспитания определяет требования к процессу самовоспитания и служит эталоном для оценки результатов.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, ему требуется мотивация. Осознание мотива деятельности (зачем мне это нужно) необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед подростком, были ему не только понятны, но и внутренне приняты им. Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотивы можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним мотивам относятся собственное развитие, действие вместе с другими и для других, познание нового, неизвестного. К внешним мотивам относятся стремление к лидерству, престижу, стремление оказаться в центре внимания, получить денежное вознаграждение от родителей. Без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. В обучении мотивом является направленность активности на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.
Для того чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самовоспитания, надо научиться ставить (и достигать) промежуточные Цели: видеть отдаленные результаты своей деятельности. Мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития подростка, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т. е. умения ставить цели и достигать их.
Важно развивать и поддерживать максимально высокий уровень мотивации подростка, который окажет большое влияние на успешность его дальнейшего развития.
II. Анализ результатов анкетирования
«Я хочу заниматься самовоспитанием, потому что хочу (в %):
• получить одобрение со стороны учителей - %;
• получить одобрение со стороны родителей - %;
• развить трудолюбие, упорство - %;
• развить память, внимание-%;
• хорошо учиться - %;
• быть ответственным перед учителями - %;
• быть ответственным перед товарищами - %;
• развить терпеливость, доброжелательность - %;
• быть лучшим - %;
• занять достойное место среди товарищей - %;
• понравиться девочке - %;
• понравиться мальчику - %;
• порадовать бабушку, дедушку - %;
• доказать себе, что что-то могу - %;
• показать пример младшему брату, сестре и т. д. - %.
Осознанность новой социальной роли, высокая мотивация и ответственное отношение к работе над собой - все это является предпосылками успешного обучения. Самовоспитание подростка не должно ограничиваться только школьными достижениями, он должен переживать успехи во всех видах деятельности, а для этого необходимо предоставить ему такую возможность. Подросток проявляет значительный интерес к своим школьным и внешкольным успехам и прилагает усилия для новых достижений. Во многом положительные результаты формируются в общении со взрослыми: подросток принимает и выполняет советы педагогов, родителей. При этом необходимо соблюдение условий, таких, как реальность, оптимальность, доступность, осознанность достижений, мотивация подростка на достижение поставленных целей.
III. Практические упражнения
Упражнение «Способность мотивировать»
Цель: создание атмосферы заинтересованности и непринужденности, ориентация участников группы на работу в рамках заданной проблемы.
Ведущий. Сейчас я предлагаю ответить на такой вопрос: «Что мне помогает мотивировать других людей?». Например: я могу сказать о себе, что мне помогает мотивировать других мой оптимизм. Я не теряю оптимизма даже в самых трудных ситуациях, и этим я заражаю других, они чувствуют в себе силы что-то делать. А как у вас?
Далее участники по кругу высказываются по заданному вопросу.
Ведущий. Как видите, у каждого есть что-то в запасе, чтобы мотивировать других людей. Хотя нужно заметить, что одни и те же особенности могут помогать, а могут и мешать мотивировать других людей.
Упражнение «Предложение»
Цель: научиться выбирать способы и методы создания и усиления мотивации другого человека.
Ведущий. Сейчас я предлагаю вам разбиться на две команды. Задача каждой из команд - разработать план создания или усиления мотивации у участника противоположной команды. Кого вы будете мотивировать, вы выбираете сами. Главная ваша цель - суметь использовать такие мотивы, которые помогли бы вам переманить участника другой группы в вашу команду. Вы можете использовать самые разные мотивы, главное, чтобы они мотивировали участника противоположной команды на переход в вашу команду.
Командам дается пять минут на совещание.
Ведущий. Теперь начинаем мотивирующие воздействия. Пожалуйста, первая команда. Вы работаете с одним из участников этой команды. Кто это будет, кого вы выбрали в качестве адресата?
Команда называет своего адресата.
Хорошо. Вы можете расположиться в пространстве так, как считаете нужным.
Команда организует пространство.
Пожалуйста, начинайте!
Далее все участники обсуждают, какие мотивы оказали наиболее существенное влияние на решение игроков перейти или не перейти в другую команду.
Упражнение «Борьба мотивов»
Цель: анализ и согласование собственных противоречивых мотивов.
Ведущий. Зачастую в нас борются противоречивые импульсы и желания. Этот феномен известен в психологии под названием «борьба мотивов». Иногда нам даже трудно понять, чего мы больше хотим. Предлагаю сейчас каждому вспомнить ситуацию, в которой вы испытывали борьбу мотивов. Вы хотели сделать что-то важное, но не делали это, потому что одновременно вам хотелось чего-то Другого.
Постарайтесь вспомнить такую ситуацию. Будет даже лучше, если эта ситуация актуальна для вас сейчас: хотите сделать что-то, но при этом вам хочется чего-то другого. Кто мог бы рассказать о своей борьбе мотивов?
Сначала нужно дать высказаться тем участникам, которые пожелают рассказать о подобных ситуациях. Затем выбрать ту ситуацию, которая кажется наиболее перспективной для анализа, и предложить группе рассмотреть ее по вопросам.
1. Хочу ли я достичь своей цели?
2. Хочется ли мне сейчас этим заниматься?
3. Что мне хочется делать?
4. Как соединить это с тем, что я решил(а) сделать?
Например: А. решила переосмыслить, переписать и довести до сведения своего персонала новые должностные обязанности. Однако она так устала, что ей хочется одного - спать. В результате она не может ни писать инструкции, ни спать.
1. Хочу ли я достичь своей цели?
В принципе - да. Это моя цель, я сама ее перед собой поставила.
2. Хочется ли мне сейчас этим заниматься?
Сейчас мне этим заниматься не хочется.
3. Что мне хочется делать?
Мне хочется выспаться, а потом уехать в отпуск. Ну - хотя бы выспаться. Для этого мне дня два нужно валяться в постели.
4. Как соединить это с тем, что я решила сделать?
Уйти с работы на два дня, валяться в постели и на диктофон записывать свои мысли об инструкции!
Результатом упражнения должно быть ощущение возможности и полезности соединения противоречивых стремлений вместо борьбы с одним из них.
IV. Подведение итогов
Автор-составитель: Дюкина Ольга Викторовна
Родительское собрание «Воспитание в труде. Роль семьи», 7 класс
Родительское собрание «Переходный возраст», 7 класс
Родительское собрание «Половое созревание в подростковом возрасте», 7 класс
Темы родительских собраний в 7 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!