Цель: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков.
Оборудование:
1. Бланки для анкетирования учащихся.
2. Результаты статистики учащихся школы за несколько лет.
3. Памятка для родителей.
1. Вступительное слово классного руководителя о целях собрания и форме его проведения.
Классный руководитель знакомит родителей с результатами анкетирования учащихся.
Анкета по проектированной методике «Мой жизненный выбор»
• Цель моей жизни - это ______________
• Мои родители знают, что моя цель жизни - это ___________
• Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно ____________________
• Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается ________________
• Сегодня у меня пока не получается _____________
• Поддержкой в достижении моих жизненных целей является ______________
• Препятствием в достижении моих жизненных целей является __________
• Для того чтобы достичь цели, я должен ____________
• Для того чтобы достичь цели, я не должен _____________
2. Обсуждение итогов анкетирования.
Цель: выявить, насколько подробно родители знают устремления своих детей и соответствует ли информация в анкетах обсуждаемым дома жизненным планам подростков.
3. Ознакомление со статистическими данными.
По статистике, иллюстрирующей процесс формирования жизненных планов учащихся школы за последние три года (возраст 13-14 лет), на вопрос «Какова цель моей жизни?» получены следующие ответы:
• 46 % - еще не определились в выборе жизненных целей;
• 32 % - на жизненный выбор влияют родители (законные представители);
• 12 % - влияют родственники;
• 10 % - влияют друзья и кумиры.
На вопрос «Что нужно для того, чтобы поставленная цель была реализована» учащиеся ответили следующим образом:
• 30 % - характер;
• 22 % - воля;
• 18 % - решительность;
• 15 % - поддержка окружающих людей;
• 10 % - убежденность;
• 5 % - возможность в нужное время оказаться в нужном месте.
Знакомство родителей с содержанием анкетирования подростков для определения склонностей и выявления профессиональной направленности.
Методику полезно использовать при профориентации подростков.
Содержание методики.
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Инструкция.
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать, что бы вы предпочли?
Лист ответов составлен так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5 столбцов. Каждый из 5 столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+».
1. «Человек - природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
2. «Человек - техника» - все технические профессии.
3. «Человек - человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
4. «Человек - знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
5. «Человек - художественный образ» - все творческие профессии.
Время обследования не ограничивается, хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20- 30 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор ограничен во времени.
Лист результатов опроса
Фамилия, имя __________ Класс _____ Школа _________
Лист ответов
Ч-П |
Ч-Т |
Ч-Ч |
Ч-З |
Ч-0 |
1а |
1б |
2а |
2б |
За |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
|
6б |
|
7а |
|
7б |
8а |
|
8б |
|
9а |
|
9б |
|
10а |
|
|
10б |
|
11а |
115 |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
|
16б |
|
17а |
|
17б |
18а |
|
18б |
|
19а |
|
19б |
|
20а |
|
|
20б |
|
Лист видов деятельности
1а. Ухаживать за животными |
или |
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным |
или |
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток |
или |
3б. Следить за состоянием и развитием растений |
Продолжение табл.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. д.) |
или |
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно- популярные книги, статьи |
или |
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
или |
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) |
или |
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. п.) |
или |
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище |
или |
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных |
или |
10б. Выполнять вычисления, расчеты |
11а. Выводить новые сорта растений |
или |
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
или |
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
или |
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
или |
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ожогах, ушибах и т. п. |
Окончание табл.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
или |
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице |
или |
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
или |
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы |
или |
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
или |
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
или |
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
4. Рекомендации родителям.
• Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
• Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.
• Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка.
• Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.
• Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов.
• Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.
• Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.
• Будьте сами примером ребенку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.
5. Подведение итога собрания.
Роль родителей в процессах социализации ребенка
Консультирование родителей специалистами по профориентации; ответы на вопросы; обмен мнениями.
Отличительной особенностью подросткового возраста является тяга к общению со сверстниками и, как следствие, некоторая социально-психологическая изолированность от родителей. Поэтому необходимо находиться рядом с детьми, помогая и поддерживая в трудных ситуациях.
Дети-подростки очень нуждаются в помощи взрослых, хотя сами могут этого не осознавать, поэтому роль родителей состоит в том, чтобы помогать учиться искусству жизни; нужно создать такую стартовую площадку, которая поможет определить жизненный маршрут с наименьшими потерями и наибольшей самореализацией ребенка.
Автор-составитель: Ольга Анатольевна Ещеркина
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Стили воспитания в семье», 8 класс
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Родительское собрание о вреде алкоголя, 8 класс
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!