Что такое семья. Каковы особенности современной семьи и тенденции ее развития.
В чем специфика семейного воспитания, его отличие от воспитания общественного, школьного. Каковы его противоречия, его плюсы и минусы.
Причины слабой эффективности семейного воспитания на современном этапе. Система психолого-педагогического просвещения родителей.
Форма проведения - беседа.
Сегодня наша с вами встреча посвящена краткому изложению теоретических основ современной семьи и семейного воспитания. Чтобы давать вам, родители, рекомендации по воспитанию детей, организовывать какие-либо формы работы с вами, нужно попытаться ответить на вопросы:
- Что такое семья?
- Каковы особенности современной семьи и тенденции ее развития?
- В чем специфика семейного воспитания, его отличие от воспитания общественного, школьного? Каковы его противоречия, его плюсы и минусы?
В этимологическом словаре русского языка даются различные значения слова «семья», отражающие суть этого всеобъемлющего понятия, его исторический и национальный смысл. В современной литературе семья определяется как «малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».
В настоящее время семья выполняет различные функции, важнейшими из которых следует считать такие:
- общения, возникающая задолго до образования семьи;
- организации быта и ведения хозяйства;
- поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;
- организации досуга;
- создания условий для профессиональной деятельности;
- продолжения рода: рождения и воспитания детей.
Изучение функций семьи выводит на осознание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднозначна. Рассмотрим более подробно следующие функции.
Функции семьи и родителей:
- воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;
- поддержка увлечений ребенка;
- дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);
- сотрудничество с родителями других школьников и школьными учителями.
Функции ребенка:
- получение навыков, необходимых для школьного образования;
- стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;
- постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
- включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;
- знакомство с правилами поведения;
- расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли;
- осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.
СЕМЬЯ С РЕБЕНКОМ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Функции родителей:
- передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи;
- определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.
Функции подростка:
- положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;
- прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению;
- достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;
- выбор профессии, стремление к материальной независимости;
- подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;
- постепенное формирование собственного мировоззрения.
В настоящее время современная семья характеризуется следующими особенностями:
- в основе создания семьи - любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение его в браке);
- преимущественное преобладание гражданских светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных и церковью);
- равноправие мужчины и женщины в браке; защита всех прав членов семьи законодательно (правда, в связи с изменяющимися условиями политической, экономической и социальной жизни общества очевидно несовершенство законодательства о семье);
- свобода заключения и расторжения браков;
- тенденция демократизации семейно-брачных отношений; экономическая и нравственная раскрепощенность всех членов семьи;
- потребность в свободе и самостоятельности молодых семей;
- семьи в основном одно-двухдетные, многодетной в настоящее время считается семья с тремя детьми; регулирование рождаемости (известно, что впервые подмечена печальная тенденция снижения рождаемости и даже превышение смертности над рождаемостью с 1992 г.).
В последнее время все чаще и чаще в специальной литературе и периодической печати появляется термин «кризис семьи». Очевидно, следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются. Следствием этого являются реалии последних трех-четырех лет, свидетелями которых мы являемся:
- болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок, затаенной зависти;
- развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
- расширение безнадзорности и даже появление беспризорности;
- рост детской и подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;
- сокращение влияния внешкольных учебно-воспитательных учреждений, падение в некоторых случаях престижа школы и образования;
- приобщение детей к алкоголю, никотину, наркомании и токсикомании; усиление бродяжничества детей и подростков;
- появление подростковой и юношеской проституции; рост проступков и преступлений, связанных с половой распущенностью;
- резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.
Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий... - он там свой.
Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного, которая определяет и характер семейного воспитания, и его содержание, и организационные формы, и, в конечном счете, логику, содержание и методику педагогического взаимодействия школы и семьи.
Прежде всего эта специфика выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувство долга... Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей...
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит различные ценностные ориентации, различные, критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения... Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения...
Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.
Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать, следует считать такие:
- неадекватное воздействие фактором материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность, изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
- авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
- противоправное поведение взрослых.
Повышение педагогической культуры родителей - важный элемент в работе с родителями учащихся, ибо семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка, в единстве со школой и общественными организациями.
Разумеется, уровень педагогической культуры родителей зависит и от их образовательного, и от общекультурного уровня, от общественной направленности личности, от индивидуальных особенностей, богатства жизненного опыта, уровня воспитанности...
Однако немаловажную роль в повышении их педагогической куль туры может играть и работа классного руководителя. Как профессионал, владеющий теорией и методикой воспитания, хорошо изучивший особенности конкретных детей конкретного класса, для бесед с родителями он отбирает материал с учетом внешних факторов воспитания в данном регионе, с учетом конкретных возможностей родителей данного класса. Охарактеризуем примерную тематику таких бесед:
1. Особенности психофизиологического развития учащихся и учет их в семейном воспитании.
2. Наиболее острые проблемы воспитания школьников... возраста: «Психология взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте», «Новая мотивация учебной деятельности учащихся 10 класса», «Семья и духовное развитие старшеклассников».
3. Темы, определяемые стратегией и тактикой воспитательной работы классного руководителя: «Как развивать мотивы общественно полезной деятельности школьников», «Материальные и духовные потребности в жизни человека», «Алкоголь и никотин в развитии подростка», «Проблемы самоопределения старшеклассников».
4. Темы, определяемые психолого-педагогической ситуацией, сложившейся в классном коллективе: «Нравственная позиция человека в сложных жизненных ситуациях», «Правовая ответственность несовершеннолетних».
5. Темы, связанные с проблемами воспитания, вызывающими наибольшие трудности у родителей (нередко они предлагаются самими родителями): «Как помочь ребенку в учебе», «Острые углы воспитания», «Если ребенок попал в дурную компанию».
Материал лекций и бесед может быть проиллюстрирован конкретными фактическими данными, ситуациями из жизни класса, при соблюдении педагогического такта, не рекомендуется употреблять против учащихся и родителей негативную информацию.
Перед проведением собрания классному руководителю можно дать анкету.
Анкета для родителей
1. Обсуждаете ли вы вместе с ребенком что-либо прочитанное?
2. Советовали ли вы ребенку составить план изучения своей личности?
3. Ведет ли ребенок личный дневник?
4. Отмечаете ли успех ребенка?
5. Учите ли аутогенной тренировке?
6. Какие учебные предметы изучает ваш ребенок с интересом?
7. Есть ли у ребенка режим дня? Составляется ли план на день?
8. Проявляет ли ребенок настойчивость в ежедневных домашних делах?
9. Тренирует ли волю в практических делах?
10. Выписывает ли ребенок интересное из прочитанного? Размышляет ли над прочитанным? Записывает ли свои суждения?
По окончании беседы можно провести тест и предложить опросник для дальнейшей корректировки работы классного руководителя с детьми.
Методика изучения удовлетворенности родителей работой школы
(разработана доцентом Е. Н. Степановым)
Родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родитель должен обвести цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 - совершенно согласен;
3 - согласен;
2 - трудно сказать;
1 - не согласен;
О - категорически не согласен.
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно
4 3 2 1 0
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка
4 3 2 1 0
В классе, в котором учится наш ребенок, хороший микроклимат
4 3 2 1 0
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка
4 3 2 1 0
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка
4 3 2 1 0
В школе и в классе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку
4 3 2 1 0
В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок
4 3 2 1 0
Учителя дают нашему ребенку глубокие и прочные знания
4 3 2 1 0
В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка
4 3 2 1 0
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка
4 3 2 1 0
Учительский коллектив создает условия для проявления и развития способностей нашего ребенка
4 3 2 1 0
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни
4 3 2 1 0
Обработка результатов теста.
Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Опросник
1. Что дает родителям знание педагогики и психологии?
2. Что является трудным для Вас в воспитании ребенка?
3. Какие методы воздействия Вы используете в воспитании ребенка?
4. В чем состоит влияние отца на ребенка?
5. Как Вы организуете свободное время Вашего ребенка?
6. Ваши предложения по улучшению работы с детьми в микрорайоне школы.
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Родительское собрание о вреде алкоголя, 8 класс
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!