Цели: пополнить знания родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ; убедить родителей в необходимости обсуждения этой проблемы в семье.
Форма проведение: ролевая игра.
Участники: родители, классный руководитель.
Подготовка:
• анкетирование учащихся по методу «Незаконченное предложение» (см. дополнительный материал к собранию);
• анкетирование родителей «Ваше мнение» (см. дополнительный материал к собранию).
Оформление: на классной доске высказывание: «Наркоман - не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины - разум» (Т. Пен).
I. Вступительное слово классного руководителя
Цвет лица землист. А он не старый...
В доме холод, грязь...
И тишина.
Дети - в школе умственно отсталых,
И в психиатрической - жена...
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен... А он, при всем при том,
Человеком был сначала,
Тенью человека стал потом.
(С. Викулов)
- Уважаемые мамы и папы! Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека - это проблема наркомании. О детской наркомании пишут газеты и журналы, этой теме посвящаются радио- и телепередачи, снимаются фильмы. Пристальное внимание к проблеме вполне объяснимо - рост числа наркоманов не может не тревожить. По официальным данным число детей, систематически использующих наркотики, более 50 тыс. Знакомы с наркотическими препаратами 15-20% опрошенных московских школьников*. Чаще всего это знакомство происходит в 14-14,5 лет. Причем возрастная планка здесь постоянно снижается: еще 5 лет назад средний возраст приобщения и наркотизации составлял 15,5-1 б лет. Интерес же к наркотикам возникает значительно раньше. Почти четверть 12- 13-летних школьников признались в том, что они хотели бы попробовать наркотик (правда, при определенных условиях - «попробую, когда вырасту», «попробую, если никто не узнает» и т. п.). Причем среди признавшихся в наличии опыта одурманивания - самые разные подростки: и из благополучных, и из неблагополучных семей. Получается, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета.
Обычно первый раз одурманивающее вещество предлагают подростку его знакомые - приятели, одноклассники. Происходит это не только в каких-то укромных, малолюдных местах, но и почти на глазах у взрослых - в тех местах, где по идее должен быть организован строгий анти- наркогенный контроль (в школе, загородном лагере, на дискотеке).
Подростки признаются, что найти одурманивающее вещество не составляет труда. Для получения наркотика уже не нужны какие-то специфические, «личные» взаимоотношения, все сводится к простой схеме «продавец - покупатель». Да и денег для того, чтобы пережить кайф, порой нужно совсем немного. Дело в том, что ассортимент веществ, используемых молодыми людьми, сегодня оказался очень широким и значительную его часть занимают не настоящие наркотики, а токсические вещества. В ход идет и содержимое бабушкиных и маминых аптечек, и средства бытовой химии.
К сожалению, большинство родителей и не подозревают об «увлечении» молодых людей. Начальные этапы опасного знакомства подростка с наркотиками оказываются незамеченными ими. Мамы и папы суверенностью отвечают, что проблема молодежной наркомании для них неактуальна, хотя результаты опросов самих подростков демонстрируют совсем иную картину.
- Каковы же причины употребления наркотиков? Выделяются следующие мотивы «первого знакомства»:
1. Бесплатное предложение попробовать наркотики.
2. Из любопытства.
3. Подросток не осознает пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15-20 раз выше, чем на алкоголь.
4. Низкая самооценка подростка.
5. Стремление уйти от тоски и одиночества.
- Ученые и практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы, способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики. Родителям это тоже надо знать и иметь в виду:
• к наркотикам приводит сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей;
• отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой - из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье. У них возникает потребность удивить, сделать то, чего не делали другие;
• нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.
- Чтобы противостоять вовлечению в компанию употребляющих наркотики, важно уметь отказаться. Это важно уметь даже тем, кто не собирается знакомиться с одурманивающим веществом. Дело в том, что от столь опасного предложения далеко не всегда легко отказаться. Любой отказ - это сопротивление внешнему давлению, в отличие от соглашения, когда человек просто подчиняется окружающим. Подчиняться всегда легче, чем сопротивляться. Но, естественно, уметь отказываться нужно, особенно в ситуациях, связанных с риском для здоровья, в т. ч. и в ситуациях наркогенного предложения. Важно не просто ответить «нет!», но и повести себя таким образом, чтобы у предлагавшего не возникло желания настаивать на пробе наркогенного вещества, по возможности избежать ссоры, скандала и т. д.
В разных ситуациях мы можем использовать разные виды отказа. Вот приятели приглашают поехать с ними на дачу. «Спасибо, но, боюсь, у вас в машине места не хватит», - отвечаете вы. Это отказ- соглашение. В принципе вы ничего не имеете против предложения, но по каким-то причинам не решаетесь сразу дать согласие. Здесь вы явно не обидите предлагающего, т. к. очевидно, что, если он будет настаивать, вы уступите уговорам.
Можно ответить и иначе: «С удовольствием, но завтра у меня контрольная, нужно готовиться». Это отказ-обещание. Таким образом вы даете понять, что в принципе согласны с предложением, но из-за каких-то внешних обстоятельств не можете его принять. Здесь также нет почвы для конфликта с предлагающим, ведь он понимает, что в другой ситуации предложение было бы принято.
«А давайте вместо дачи поедем на озеро (сходим в кино, на экскурсию и т. д.)» - это уже отказ-альтернатива. Вы даете понять, что ничего не имеете против предлагающего, но выдвигаете альтернативное предложение. Трудность здесь заключается в том, что вам нужно придумать достойную альтернативу, которая могла бы привлечь вашего оппонента.
«Нет, я не поеду на дачу, т. к. не люблю загородные развлечения (не люблю дачную жизнь и т. д.)», - это отказ-отрицание. Он направлен на само предложение и может затронуть чувства предлагающего (вам не нравится то, что нравится ему!). Вы даете понять, что ни при каких обстоятельствах не согласитесь на предложение. Велика вероятность того, что с подобным предложением к вам обращаться уже не будут.
У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы, которые нужно учитывать. Но никогда не используйте формальный отказ, отказ-обещание, если вы твердо решили отказаться от предложения (это касается и предложения попробовать наркотическое вещество!). В таком случае лучше использовать отказ-альтернативу или отказ-отрицание. Помните, что вы никому не должны подробно объяснять, почему отказываетесь от пробы (достаточно просто сказать: «Не хочу лишних проблем»), а тем более оправдываться. И никто не имеет права давить на вас.
II. Проведение ролевой игры
- Уважаемые родители, давайте сейчас представим себя на месте подростка, которого настойчиво уговаривают попробовать наркотик.
(Участникам игры предлагается организовать мини-группы по 3- 4 человека. Каждая группа получает для инсценировки определенное задание-ситуацию. Задача группы - найти правильный вариант отказа, подходящий к конкретной ситуации, и изобразить его.)
Ситуация 1. В дверь позвонили. Инга открыла дверь - на пороге стояла Дарья, ее давняя подруга. Девушки уселись на кухне и стали оживленно обсуждать новости. «Слушай, Инга, давай покурим», - предложили Дарья. «Давай, - согласилась Инга, - сейчас только сигареты принесу». - «Да не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие еще не пробовала?» - «Нет», - растерялась Инга. «Слушай, такой кайф и неопасно совсем! На. Попробуй!» - и Дарья протянула Инге сигарету.
Ситуация 2. Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе, кроме них, никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний хоккейный матч. «Ну что, мультяшки, что ли, посмотрим?» - спросил один из подростков и достал из кармана тюбик с клеем. Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились. «А ты чего расселся? - спросил один из них Сергея, - а ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.
Ситуация 3. За окном темнело, и в комнате, где специально не включали свет, царил таинственный полумрак. От выпитого вина у Тани кружилась голова. А впрочем, не одно вино здесь было виновато. Просто она первый раз оказалась в гостях у Димы. Все было почти как в романе - цветы, музыка, стихи, которые Дима сочинял сам. Но все-таки где-то в глубине души шевелился червячок беспокойства. Слишком уж все было хорошо, у Татьяны создалось впечатление, что от нее чего-то ждут. «Ну, что с тобой, - наклонившись к ней совсем близко, прошептал Дима, - тебе надо расслабиться. Попробуй вот это!» На вытянутой ладони Димы Татьяна увидела две таблетки.
(Остальные участники игры, не занятые в инсценировке, должны оценить эффективность выбранной формы отказа по следующим параметрам:
• реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;
• возможность избежать явного конфликта, агрессии;
• целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (т. е. когда стоит попытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о собственной безопасности).
III. Продолжение беседы
- Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия к наркотикам. Вот характерные признаки и симптомы употребления наркотиков.
Физиологические признаки:
• бледность кожи;
• расширенные или суженные зрачки;
• покрасневшие или мутные глаза;
• замедленная несвязная речь;
• потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
• хронический кашель;
• плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).
Изменения в поведении:
• нарастающее безразличие ко всему;
• уход из дома и прогулы в школе по непонятным причинам;
• бессонница;
• болезненная реакция на критику;
• частая и резкая смена настроения;
• избегание общения с людьми, с которыми раньше был близок (резкая смена друзей);
• постоянные просьбы дать денег;
• частые телефонные звонки;
• самоизоляция, уход от участия в семейных делах;
• непривычная лживость.
Очевидные признаки:
• следы от уколов, порезы, синяки;
• бумажки, свернутые в трубочки;
• маленькие ложечки;
• капсулы, пузырьки, жестяные банки;
• лекарства снотворного или успокоительного действия.
- Наркомания у сына или дочери - одно из самых тяжелых испытаний, которое может выпасть на долю родителей. Проблема «отцов и детей» сегодня как никогда актуальна. Когда взрослые и дети конфликтуют и не замечают друг друга, в семьях царит непонимание, тогда очень трудно разговаривать о проблемах, тем более о проблемах, связанных с наркотиками. Но решать проблему надо. Чтобы разобраться в причинах проблемы и найти пути ее решения, рассмотрим три психологических типа, характерных для подростков. Это поможет нам подобрать ключи общения к каждому из них. Для простоты вслед за итальянским детским писателем Дж. Родари назовем их «стеклянный», «деревянный», «соломенный».
«Стеклянный» тип - легкоранимый, для него характерны обидчивость, замкнутость, в то же время он хорошо поддается воздействию. Полезно заранее подумать о ходе беседы с таким подростком и сформулировать для себя ее цель. Цель беседы с молодым человеком первого психологического типа может быть следующей: успокоить его; мобилизовать на конструктивный диалог; обозначить имеющуюся проблему шире, переводя ее из плоскости личностной в социальную; постараться подключить подростка к информационно-рекламной антинаркотической деятельности и т. п. Общая стратегия разговора - «поглаживание». Сначала вы высказываете надежду на возможность разумного решения (если не ты, то кто же?). Затем ориентируете подростка на успех (у тебя получится, я знаю) и т. д. Манера ведения разговора: полное спокойствие и доброжелательный тон, желательно избегать торопливости, почаще делать паузы, позволяющие обдумать сказанное вами. Можно говорить даже с определенной долей внушения и лучше наедине.
«Деревянный» тип - характеризуется невосприимчивостью, может быть глух к воспитательному воздействию, у него есть свои внутренние установки. Он не лишен упорства, но при этом личные интересы часто доминируют над общественными. Цель беседы с подростком такого типа может быть следующей: создать ситуацию внутреннего дискомфорта, которая должна натолкнуть на размышления, ведущие к переоценке «ценностей». Общая стратегия беседы: поставить подростка в ситуацию жесткого выбора (или - или), показать грозную перспективу того, что он имеет и кого любит, вплоть до самых близких людей. Напомнить о жизненных планах, реализацию которых он ставит под удар, и т. д. При этом надо иметь в виду перспективу благополучного разрешения проблемы. Манера ведения беседы: спокойная речь, не повышать голоса, но при этом говорить достаточно жестко, можно в присутствии личностно-значимых близких (сестры, мамы или дедушки и т. д.)
«Соломенный» тип - быстро «вспыхивает», возбуждается, характеризуется сильными переживаниями, имеет завышенные требования к себе и к окружающим, малейшее отклонение от задуманного приводит к панике. Цель беседы может быть следующей: спровоцировать подростка на разговор, выслушать его и сориентировать на личностно-значимую деятельность в формировании антиалкогольного сознания среди сверстников. Общая стратегия беседы: дать возможность выговориться, а потом указать на то, что пора принять какое-то решение, способное вывести его из тупика. Манера ведения беседы: внимательно выслушать, проявить понимание, советы высказывать твердо, с определенной долей внушения, близкой к приказу.
- Каким может быть содержание предстоящего семейного разговора? С точки зрения психологии здесь можно выделить эмоциональную и логическую часть беседы. Эмоциональная составляющая помогает обеспечить контакт с ребенком и снять внутренние барьеры, которые часто сопутствуют разговору. Хорошим приемом создания контакта двух собеседников является прием «накопления согласий». Если партнер в ответ на ваши реплики про себя или вслух не раз отвечал «да», в дальнейшей беседе ему сложно будет сказать «нет». Другой прием эмоциональной стыковки - «поиск опор в качествах личности». Для его реализации необходимо уметь искренне похвалить подростка, выразить свое одобрение.
Ситуация 1. Родители решают серьезно поговорить с сыном в профилактических целях. Обычно разговор начинается с фразы: «Я хочу поговорить с тобой о наркотиках». Реакция подростка: «Зачем? Я их не употребляю и не собираюсь этого делать». Реакция подростка может быть и более резкой. Выход из тупика с помощью приема «накопления согласий» может быть таким: «Я знаю, что тебе не хочется говорить на эту тему. Ты думаешь, что это никогда не коснется тебя и твоих друзей». Далее, используя прием «поиска опор в качествах личности», мы можем сказать: «Я думаю, так оно и будет. Во всяком случае, я хочу верить в это, поскольку ты разумный и сильный человек».
IV. Инсценировка
- Уважаемые родители, попробуем обыграть следующую ситуацию, используя названные приемы.
Ситуация 2. Подросток употребляет наркотики. Все усилия родителей серьезно поговорить натыкаются на позицию: «Не лезьте ко мне со своими советами. Все равно не поможете!» или еще агрессивнее: «Не ваше дело. Это моя жизнь. Как хочу, так и живу».
(Родители, поочередно играя роль родителей и подростка, разыгрывают эту ситуацию. После инсценировки происходит обсуждение игры, анализ поведения игроков.)
- Итак, первая (эмоциональная) часть беседы должна подвести подростка к попытке серьезного анализа сложившейся ситуации, она подготавливает подростка к восприятию рациональной части беседы, которая сводится к воздействию на ребенка путем убеждения. Логическая (рациональная) часть беседы состоит из подбора аргументов. Например: употреблять наркотики плохо для самого человека, для его близких, для всего общества. Аргументы: опасность тяжелой болезни, страх собственной преждевременной смерти, чувство вины перед родителями, необходимость огромных затрат на такую «радость», страх потери друзей и т. д. Решающим аргументом может стать вероятность краха всех жизненных планов, потеря здоровья, получения тюремного срока и т. д. Но индивидуальная беседа только в том случае станет эффективным средством семейного воспитания, если родители будут стремиться к тому, чтобы дети их не просто слушали, но слышали.
V. Решение родительского собрания
- В качестве решения собрания сформулируем принципы поддержки подростка:
• терпение;
• внимание;
• тактичность и деликатность;
• умение поставить себя на место ребенка;
• гибкая система контроля, не угнетающая подростка, а поддерживающая его;
• ознакомление подростка с научными фактами и статистикой о вреде наркотиков.
Анкета «Незаконченное предложение»
1. Наркотики - это...
2. Наркоман - это ...
3. В моей семье отношение к наркотикам...
4. Мои друзья относятся к наркотикам, как к ...
5. Я считаю, что наркотики нужно...
6. Наркотик дает возможность ...
7. Наркотик не дает возможности ...
8. Если бы я был наркоманом, то я бы принял наркотики, когда мне...
Анкета для родителей «Ваше мнение»
1. Как вы считаете, почему молодые люди используют наркотики? (Укажите один или несколько вариантов ответа.)
а) это считается престижным, вызывает уважение сверстников;
б) чтобы развлечься, поднять настроение, избавиться от скуки;
в) чтобы избавиться от неприятных переживаний;
г) чтобы снять напряжение при общении с другими людьми;
д) чтобы не выделяться среди других, быть таким, как все.
2. Как, по-вашему, большинство подростков оценивает использование наркотиков?
а) престижное дело;
б) обычное дело;
в) недопустимо;
г) интересно.
3. Как вы считаете, где сегодня чаще всего происходит использование подростками наркотических веществ?
а) в школе;
б) на улице, во дворе;
в) в квартире, где собирается компания;
г) на дискотеке;
д) на концерте, в клубе.
4. По вашему мнению, подростки, которые используют наркотические или токсикоманические вещества, чаще всего получают их от...
а) своих одноклассников;
б) друзей;
в) знакомых взрослых;
г) незнакомых торговцев наркотиками - ровесников;
д) незнакомых торговцев наркотиками - взрослых людей.
5. Чье мнение о проблеме наркотиков для вашего ребенка наиболее интересно и важно?
а) родителей;
б) учителей;
в) друзей.
Авторы составители: Черных Ольга Геннадьевна, Малюгина Валентина Александровна
Родительское собрание о вреде алкоголя, 8 класс
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!