Цели полового воспитания. Помощь в овладении подростками нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов.
Особенности ребенка, которые необходимо знать при осуществлении полового воспитания. Психологические особенности представителей мужского и женского пола.
Особенности сексуального развития и полового созревания. Некоторые отклонения в этом процессе.
Форма занятий - лекция.
Современные дети, подростки, молодежь знают очень многое об окружающем мире, о проблемах освоения космического пространства, об атомной энергии и многом другом, но часто не имеют достаточных знаний о функционировании своего организма, о физиологических и психологических особенностях, различиях между представителями мужского и женского пола, о специфике их взаимоотношений в разном возрасте и т. д., в то время как знания этого рода совершенно необходимы современному человеку.
Для того чтобы дать верное направление развитию знаний, взглядов и убеждений подростков в сфере межполовых отношений, в вопросах подготовки их к семейной жизни, родителям необходимо знать и учитывать некоторые особенности развития ребенка.
Во-первых, особенности социального развития. С самого рождения ребенок развивается как представитель мужского или женского пола, и это развитие является полноценным благодаря его взаимоотношениям с родителями, с другими людьми, которые также выступают как представители мужского или женского пола. Таким образом, социальное развитие ребенка одновременно есть и половое развитие, а половое развитие есть одновременно и социальное развитие.
Во-вторых, психологические особенности представителей мужского и женского пола, половое воспитание должно осуществляться с учетом половой принадлежности ребенка. В половом воспитании особенно важно учитывать, воспитываем мы мальчика или девочку.
В-третьих, особенности сексуального развития и полового созревания, а также некоторые отклонения в этом процессе. Эти особенности необходимо знать для того, чтобы находить правильную тактику по отношению к ребенку, не принимать нормальные проявления его развития за нарушения и в связи с этим не впадать в панику, но также и не упускать ничего из того, что могло бы отрицательно сказываться на его развитии.
Сексуальное развитие ребенка происходит постепенно, так же как и его развитие в другом отношении. Признаки сексуального развития: формирование отдельных элементов будущей функциональной репродуктивной системы, их объединение, осознание человеком этих элементов - сначала самих по себе, затем во взаимосвязи с другими. Следует учитывать при воспитании, что ребенок не осознает первые проявления сексуального развития, а нередко и не замечает их. Взрослые же порой видят в них какой-то смысл и своей неправильной реакцией невольно привлекают к ним внимание ребенка, тем самым заставляя и его искать этот смысл. Ясно, что ничего, кроме вреда, все это принести не может.
Наиболее простые явления сексуального развития ребенка - это элементарные сексуально значимые реакции. Они непроизвольны и неосознанны, проявляются первоначально вне связи одна с другой. Они не связаны с половым влечением и не имеют значения для осознания ребенком его половой принадлежности.
Цель полового воспитания - овладение представителями подрастающего поколения нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов. Это означает, во-первых, понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом; во-вторых, умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений.
Соблюдение моральных норм позволяет сохранить здоровье. Здоровье - одна из главных ценностей человека, и его сохранение - важная общественная задача. Прежде всего - это профилактика венерических заболеваний. Само по себе существование возбудителей сифилиса и гонореи есть первое необходимое, но еще недостаточное условие распространения этих заболеваний. Распространению венерических заболеваний способствует также и безответственное отношение к собственному здоровью. Как правило, о здоровье начинают думать тогда, когда его уже нет или же возникла серьезная ему угроза. Думать же о здоровье и заботиться о его сохранении следует постоянно. Необходимо вырабатывать у ребенка убеждение, что сохранение здоровья - не только его личное дело, но также его долг перед обществом, перед своими родными и близкими.
После того как подросток получил начальное представление о половой жизни, он должен узнать и о вреде для здоровья раннего ее начала. Это знание только в том случае окажется результативным (в том числе и в плане предупреждения ранней беременности), если будет дополнять уже выработанное ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей, стремление его сохранить. Если же ему все это безразлично, тогда и знание о вреде ранней половой жизни не принесет ему пользы.
Правильное половое воспитание необходимо и для гармоничных супружеских отношений - важного фактора полноценной семьи, и высокой работоспособности и активности в труде, хорошего настроения, т. е. всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровья.
У каждого ребенка должно быть заложено с детства твердое понимание значения семьи, ее ценности и необходимости для человека. Семья облегчает перенесение различных невзгод, лишений, жизненных тягот и т. д. и способствует сохранению здоровья и повышению продолжительности жизни.
Знание и понимание специфических половых особенностей представителей мужского и женского пола прежде всего необходимы родителям и педагогам. Непонимание природы и значения этих особенностей приводит к неверным педагогическим решениям, что подрывает авторитет взрослых, внушает школьникам мысль об их несправедливости. Порой это приводит к углублению и закреплению конфликта в классном коллективе, иногда вплоть до разделения класса на группы, к обострению отношений между мальчиками и девочками. Напротив, умение педагога быстро и правильно разобраться в любом таком конфликте - основа их предупреждения.
Подросткам должно быть свойственно осознанное отношение к интересу к представителям другого пола, стремление к сознательной оценке личностных качеств своего избранника, желание разобраться в своих чувствах, не поддаваясь прямому тяготению, влечению. У подростков эта особенность выражена более отчетливо. Вместе с тем половое влечение в раннем возрасте не осознается, так как оно имеет лишь характер общего непроизвольного интереса. Подростками оно воспринимается как значительный, порой жгучий интерес, тяготение к другому полу.
Возможна организация встречи с врачом. При обсуждении проблемы родители делятся на группы. Каждая группа обсуждает предложенные вопросы практикума «Воспитательные возможности семьи». По окончании обсуждения подводятся общие итоги.
Десять правил семейной жизни
1. Семейная азбука начинается с местоимения «Мы». Каждый из супругов должен «приглушить» свое «Я» и все воспринимать, делать и строить свою жизнь с позиции «Мы». Соблюдение этого правила серьезно пополнит семейную жизнь счастьем, взаимопониманием, радостью.
2. Спеши повторить хорошее. Сделала хорошее дело, спеши еще сделать хорошее для супруга, для семьи. Это наполнит счастьем не только того, для кого сделано то хорошее, но и самого делающего добро.
3. Остановлюсь в гневе. Мудрое правило: не спеши излить свой гнев, подумай, осмысли ситуацию, умей понять и простить супруга.
4. Если ты (он) уверена, что он (она) виноват, то ищи причину в себе. В истинном смысле во взаимоотношениях супругов в конкретных ситуациях почти всегда виноваты оба, и если случится проступок, в котором явно виноват один из супругов, то почва для проступка была, возможно, когда-то подготовлена другим супругом.
5. Каждый шаг навстречу равен многим дням радости, каждый шаг в сторону от семьи, от супруга - многим горьким дням. В молодых же семьях часто бывает наоборот - поссорились супруги, ни один из них не хочет сделать шаг навстречу, ждет, когда это сделает другой. А иногда еще хуже того - действует по принципу: «ты мне сделал плохо, а я тебе еще хуже сделаю», как говорится, «зуб за зуб». Все это приводит к серьезным разногласиям в семье.
6. Доброе слово - хорошо, а доброе дело - лучше. Безусловно, везде доброе дело лучше, чем доброе слово. Но в семейных отношениях иногда доброе слово значит не меньше, чем доброе дело.
7. Умей не только вставать на место другого, но достойно встать на свое в данной ситуации. Это умение само не приходит, его необходимо терпеливо и настойчиво воспитывать у детей.
8. Не верит тот, кто сам обманывает. Семейные отношения строятся на доверии друг другу. Следует воспитывать у молодежи стремление сохранить это доверие, оправдать его.
9. Быть другом его (ее) друзей, тогда и твои друзья станут его (ее) друзьями.
10. Никто не стремится любить тещу и свекровь, но готовы любить двух мам.
ПРАКТИКУМ
«Воспитательные возможности семьи»
1. Какие положительные качества личности особенно ярко проявляются у вашего ребенка?
2. Воспитание каких качеств вызывает у вас трудности и почему?
3. Направляете ли вы особые усилия на преодоление недостатков ребенка? Каких именно?
4. Указываете ли вы сыну (дочери) на недостатки? Каким образом?
5. Что помогает вам в воспитании: педагогическая литература; классные родительские собрания; индивидуальные беседы с педагогами; телевидение, советы близких (подчеркнуть).
6. Побуждаете ли вы ребенка к самовоспитанию? Если да, то как?
7. Какие способности у сына (дочери) вы замечаете? В чем именно они проявляются?
8. Какая помощь вам необходима в воспитании детей?
Положительные качества и недостатки своего ребенка, как показывает опыт, полно и объективно отмечают все родители.
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Родительское собрание о вреде алкоголя, 8 класс
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!