Цель: знакомство с видами правонарушений несовершеннолетних и ответственностью за них.
Задачи: проанализировать состояние правонарушений несовершеннолетних, их причины; обозначить роль родителей в профилактике правонарушений подростков.
Форма проведения: беседа-диалог.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних.
Подготовительный этап
1. Подготовить информацию о состоянии правонарушений в школе, районе, городе
2. Анкетирование учащихся
Согласны ли вы с приведенными ниже утверждениями? (1 - да, 2 - скорее да, 3 - скорее нет, 4 - нет, 5 - я не понимаю, что имеется в виду).
1. Я могу принимать самостоятельные решения.
2. Я не очень замкнут.
3. Я не очень целеустремленный.
4. Я искренен.
5. Я терпим.
6. Я ответственен.
7. Я недостаточно верю в себя.
8. Я знаю свои способности.
9. Я недоволен собой.
10. Я не умею расслабляться.
11. Я не сдерживаю обещаний.
12. Я не могу принимать критику.
13. Мне наплевать на одноклассников.
14. Мне наплевать на мнение взрослых и на их дела.
15. Я обращаю внимание на поведение людей.
16. Я знаю, где мое место (в классе, в семье).
17. Мои товарищи не принуждают меня делать что-то.
18. Я не очень доверяю людям.
19. Я пытаюсь понять взрослых.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь
На доске:
«Право - это все то, что истинно и справедливо» (Пословица).
«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев, русский философ).
«Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством» (Г. Филдинг).
I. Вступительное слово классного руководителя
В настоящее время рост подростковой преступности тревожит многих родителей, педагогов, юристов, общественность. Вот почему профилактика этого явления сегодня актуальна.
В период становления рыночных отношений резко возрастают противоречия между повышением благосостояния, ролью в социально-политической и экономической жизни общества одной категории граждан и резким понижением социального статуса другой категории людей. Но это не единственная причина правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
II. Выступление социального педагога на тему «Понятие причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними»
По мнению опытного социального педагога Л.В. Савченко, существуют возрастные особенности несовершеннолетних, совершающих правонарушения, без учета которых трудно обойтись при анализе причин правонарушений и преступлений.
К 10-12 годам у подростка на основе восприятия формируются суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо». Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино- и видеофильмов. И, конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание.
К 14-16 годам на основе суждений у подростков возникают убеждения. Он убежден в том, что для него хорошо и что для него и окружающих плохо. Откуда возникают убеждения? Убеждения - это уже позиция. Подросток спорит, выражает и отстаивает свою точку зрения. У него в зависимости от собственных представлений формируется шкала социальных ценностей и предпочтений, в соответствии с которыми складываются круг друзей, стиль поведения, внешний облик.
Лишь к 18-20 годам на основе суждений и убеждений возникает мировоззрение. Система взглядов, воззрений на природу и общество в значительной степени определяет жизненный путь молодого человека. Сформировавшись, мировоззрение с трудом поддается модификации. Во всяком случае, на это нужно гораздо больше усилий, чем на изменение убеждений, тем более - суждений.
Следователи по делам несовершеннолетних часто не разграничивают понятия «причина» и «условие» совершения преступления. Одни именуют причины, способствующие совершению преступления, Условиями, другие причины и условия называют одним общим термином - «обстоятельства, способствующие совершению преступлений». Подмена одного понятия другим, непонимание их сущности приводят к тому, что в результате расследования обычно выявляются и устраняются только условия, способствующие совершению преступления, в то время как порождающие преступление причины, оставаясь вне поля зрения следователя, могут привести к новым правонарушениям.
Под причиной следует понимать явление (группу явлений), которое предшествует по времени другому явлению (следствию) и порождает его. Условия же сами не могут породить следствие, но, сопутствуя причинам и способствуя им, содействуют их развитию, необходимому для возникновения следствия.
Преступление - результат совокупного действия комплекса причин и условий, поэтому необходимо во всех без исключения случаях выявлять все его элементы. На практике, однако, нередко ограничиваются установлением либо одной из причин, либо одного из условий, что не дает возможности составить правильное представление обо всех причинно-следственных зависимостях, которые вызывали совершение несовершеннолетними преступления. Поэтому следователи в представлениях обычно предлагают устранить лишь отдельные условия, способствовавшие совершению преступления.
В совокупности причинно связанных обстоятельств, которые надлежит в полном объеме выявлять во всех случаях расследования преступлений несовершеннолетних, можно выделить следующие составные части:
1) непосредственная причина совершения подростком преступления;
2) причины, под воздействием которых сформировалась антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего;
3) объективные и субъективные условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности;
4) условия, способствующие проявлению антиобщественной направленности личности подростка в конкретном преступлении.
Антиобщественная направленность личности, рассматриваемая как причина преступления, - это система в той или иной степени искаженных взглядов, представлений, негативное отношение к социальным и моральным ценностям, определенный характер потребностей и избираемые подростком в соответствии с его взглядами способы их удовлетворения. У несовершеннолетних с антиобщественной направленностью сознания не выработаны твердые общественно положительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать соответствующее антиобщественное поведение.
В ходе расследования каждого преступления, совершенного несовершеннолетним, особое внимание должно быть обращено на выявление степени укоренения в сознании подростка антиобщественной направленности. Без тщательного выяснения этого вопроса нельзя ни индивидуализировать меры воздействия, ни осуществлять целенаправленную предупредительную работу.
Успешное решение этой важной задачи осуществляется на основе выделения определенных типов несовершеннолетних правонарушителей, каждый из которых представляет собой определенную «ступень» деморализации личности - от отдельных ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной ориентации и далее до формирования общей преступной направленности.
Одни подростки имеют общую преступную направленность личности, им свойственна готовность к совершению преступления, они разрабатывают конкретные планы осуществления преступления или создают для этого условия. У них преобладают привычки к азартным играм, пьянству, дракам, жаргону, пустому времяпрепровождению и т. п. Многие из них в силу деформации психики озлоблены, равнодушны к переживаниям других.
Другие характеризуются общей негативной направленностью личности, во многом схожей с отмеченной в первой группе, но выступают в роли соучастников, а не организаторов преступной ситуации.
Третьи обладают просто неустойчивой личностной направленностью: по месту учебы или работы они характеризуются положительно, однако, подражая другим, совершают преступления.
Подростки, отнесенные к четвертой группе, совершают преступления случайно, вопреки общей положительной направленности личности. Им свойственны лишь отдельные деформации в сфере интересов нравственного или эмоционально-волевого развития. Преступления совершаются обычно под влиянием «детских» мотивов - озорства, легкомыслия, неправильной оценки своих действий.
Причины, под воздействием которых может формироваться антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются большим разнообразием. Для их выявления необходимо в каждом конкретном случае устанавливать условия жизни и воспитания подростка, взаимоотношения с окружающими, возможные отклонения от нормального развития.
Одна из причин формирования антиобщественной направленности личности подростка-правонарушителя - отрицательное влияние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов и т. п.
Отрицательное влияние на несовершеннолетних оказывают порой неформальные связи и группы с антиобщественной ориентацией, так как они могут быть средой проявления негативных антиобщественных взглядов и норм в течение продолжительного периода времени.
Активизации внешнего воздействия на формирование в сознании подростка антиобщественной направленности личности часто способствуют низкий культурный и общеобразовательный уровень, наличие у него отрицательных взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и т. п.), а также разного рода психические аномалии.
Активное воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может идти по неправильному пути. Это часто происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся в семье нездоровых жизненных позиций. У подростка воспитывается пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует уважение к закону.
Некоторые родители не могут в полном объеме осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в связи с болезнью, занятостью работой в ночную смену и т. д.). Часть родителей уклоняется от воспитания детей. Особенно это характерно для неполных семей, в которых один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на учете в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей.
Нередки случаи, когда родители (или один из них) отрицательно влияют на поведение подростка тем, что ведут аморальный образ жизни: пьянствуют сами, вовлекают в это занятие своих детей, устраивают скандалы в семье, жестоко обращаются с детьми, выгоняют их из дома.
Условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности, также весьма разнообразны. Остановимся на их рассмотрении подробнее.
Значительная роль в предупреждении правонарушений подростков отводится учебным заведениям и производственным предприятиям. Однако в их работе довольно часто проявляются негативные обстоятельства, способствующие совершению подростками преступления. Это - обстановка безнаказанности за нарушения, мелкие кражи из гардеробов, обирание учащихся, несвоевременное трудоустройство бросивших школу подростков, слабое их вовлечение в общественную жизнь коллектива, в сферу организованного досуга и творчества, недостаточный контроль за поведением детей вне школы, в семье и т. д.
Не всегда вовлекается в работу с трудными подростками, в организацию их досуга, спортивных мероприятий общественный актив: педагоги, спортсмены, студенты, способные увлечь подростков интересным делом. Между тем хорошо зарекомендовали себя такие формы, как приобщение подростков во время школьных каникул к посильному труду, привлечение в клубы подростков, спортивнотрудовые лагеря и др.
III. Выступление инспектора по делам несовершеннолетних «Виды правонарушений и преступлений несовершеннолетних и ответственность за их совершение»
Все административные правонарушения перечислены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Вот некоторые из них: мелкое хулиганство (нецензурная брань, оскорбительное приставание к гражданам и т. д.), мелкое хищение чужого имущества, распитие алкогольной продукции, потребление наркотических средств, появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения, занятие проституцией и другие.
К административной ответственности привлекаются совершившие административные правонарушения лица по достижению 1 б лет. Административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется оно в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. По закону могут быть следующие виды наказаний: предупреждение (выражается в официальном порицании); административный штраф (денежное взыскание); возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию) и др.
После совершения административного правонарушения составляется протокол. В протоколе указывается дата, место его составления: должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества. Адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение; объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело; а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола правонарушителю и иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности. Об этом в протоколе делается отметка.
Копия протокола об административном правонарушении после его составления вручается под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, и потерпевшему - по его просьбе.
Если протокол невозможно составить на месте выявления правонарушения и если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть принудительно препровожден (доставлен) в милицию.
В том случае, если имеется возможность составить протокол на месте выявления административного правонарушения, например: установлена личность нарушителя, имеются необходимые документы, обстановка на месте совершения правонарушения не создает препятствий, протокол о правонарушении может быть составлен на месте без применения доставления.
При доставлении несовершеннолетнего органами внутренних дел необходимо: установить данные, характеризующие его личность, сведения о родителях или законных представителях (опекунах, попечителях), выяснить обстоятельства совершения правонарушения; оформить материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности; направить в лечебные учреждения в случае нахождения в состоянии наркотического опьянения или одурманивания или в тяжелой степени алкогольного опьянения, а также в случае телесных повреждений (при необходимости); передать несовершеннолетнего родителям или законным представителям и т. п. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.
Рассмотрением дел об административных правонарушениях несовершеннолетних занимаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КпДН). Исключение составляют лишь дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения. Их рассматривают КпДН в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.
Преступлением признается запрещенное Уголовным кодексом РФ деяние (действие или бездействие), представляющее опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом.
Преступления бывают умышленными или совершенными по неосторожности.
Прежде чем признать человека виновным в совершении преступления, необходимо выяснить, имел ли он умысел его совершить. Умышленные действия отличаются от неосторожных тем, что в первом случае виновный осознает общественную опасность совершаемых им действий или бездействия, предвидит их общественно опасные последствия и желает или сознательно допускает их наступление (статья 25 УК РФ). В случае совершения преступления по неосторожности виновное лицо либо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит такой возможности, хотя должно было и могло бы их предвидеть, если бы проявляло необходимую внимательность и предусмотрительность (статья 26 УК РФ).
Закон поощряет добровольный отказ от совершения преступления, но ужесточает наказание за повторное совершение преступлений, за преступное посягательство на детей, беззащитных или беспомощных людей, за особо жестокие, садистские преступления, соучастие, за групповые преступления. Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (статья 32 УК РФ). Соучастие возможно только в умышленных преступлениях. Соучастниками преступления являются: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Ответственность соучастников в преступлении определяется характером, степенью их участия в преступлении (статья 33 УК РФ).
Групповыми признаются преступления, совместно совершенные двумя или более исполнителями, объединившимися в группу без предварительного или с предварительным сговором.
Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребенок в возрасте младше 14 лет не может быть осужден за совершение преступления. Законодатель предполагает, что до 14 лет ребенок еще недостаточно ответственен за свои поступки. Однако если ребенок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учет в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
Дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за совершение убийства, умышленного причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищения человека, изнасилования, разбоя, грабежа, кражи, вымогательства, угона автомобиля, хулиганства при отягчающих обстоятельствах, умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, повлекшего тяжкие последствия или совершенного опасным способом, хищения огнестрельного оружия и взрывных устройств, взрывчатых и наркотических веществ, терроризма, захвата заложника, заведомо ложного сообщения об акте терроризма, вандализма, а также за приведение в негодность транспортных средств и путей сообщения. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (статья 20 УК РФ).
В Уголовном кодексе есть Общая часть, в которой даются понятия преступления, соучастия, вины, перечисляются меры наказания и т.д., и Особенная часть, в которой содержатся определяющие признаки конкретных видов преступлений и устанавливающие ответственность за них.
Наказание применяется не только в целях восстановления справедливости, но и как средство исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений (раздел III УК РФ). Уголовный кодекс устанавливает для несовершеннолетних, например, следующие виды наказаний: штраф; обязательные работы; исправительные работы; лишение права заниматься определенной деятельностью; арест; лишение свободы на определенный срок.
К несовершеннолетнему, который впервые совершил тяжкое преступление, могут быть применены вместо мер уголовного наказания принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, возложение обязанностей загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
При наличии исключительных обстоятельств, относящихся к личности несовершеннолетнего, суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом.
Кража - это тайное, то есть скрытое от потерпевшего и окружающих лиц, хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие ее, могут быть наказаны либо штрафом (до 500 минимальных окладов), либо исправительными работами (до 1 года), либо арестом (до 4 месяцев), либо лишением свободы (до 3 лет). Кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору или с незаконным проникновением в жилище, помещение или хранилище, влечет за собой более строгое наказание - до б лет лишения свободы (статья 158 УК РФ).
Грабеж - это открытое хищение имущества подростком, наказание может быть назначено в виде исправительных работ (до 1 года), либо ареста (до 4 месяцев), либо лишения свободы (до 4 лет) (статья 161 УК РФ). Более суровое наказание (до 7 лет лишения свободы) влечет за собой совершение грабежа с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия группой лиц по предварительному сговору, а также с незаконным проникновением в чужое жилище, помещение или хранилище.
Уголовное наказание преследует цель исправления нарушителя и учитывает к тому же возрастные особенности несовершеннолетних, поэтому уголовное законодательство предусматривает ряд мер, направленных на смягчение ответственности подростков.
К примеру, несовершеннолетним не могут быть назначены такие виды наказания, как лишение свободы сроком на 10 лет, ограничение свободы, конфискация имущества, смертная казнь и некоторые другие. Штраф может быть назначен только при наличии у осужденного подростка самостоятельного заработка или имущества, которое можно с него взыскать. Для подростков до 18 лет предусмотрены сокращенные сроки отбывания таких наказаний, как арест (от 1 до 48 месяцев), исправительные работы, отбываемые по месту работы осужденного до 1 года, а также обязательные работы, назначаемые в форме посильной для несовершеннолетнего работы в свободное от учебы или основной работы время на срок от 40 до 160 часов. При этом арест назначается только тем лицам, которые достигли к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста.
IV. Обсуждение ситуации
Родителям предлагается для обсуждения ситуация: «Знакомый несовершеннолетних Алексея и Владика давно наблюдал за квартирой, которая большую часть времени была свободна. Он знал, что квартира неплохо обставлена, в ней есть драгоценные вещи. В один из дней ребята подошли к дверям квартиры...»
Важно ли чем закончилась эта история? Ясно одно: преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, поскольку в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совершении преступления. В качестве организатора преступления выступает знакомый, который предложил исполнителям (Алексею и Владику) совершить преступление. Он нашел квартиру и, видимо, знал, что в ней никого нет. Таким образом, он должен нести ответственность как организатор данного преступления, независимо от того, было оно доведено до конца или нет. Кроме того, если он достиг 18 лет, то он должен нести ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, если будет установлено, что он сделал это путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, который привел ребят к совершению преступления (ч. 1 ст. 150 УК РФ).
Ребята могут быть признаны виновными за совершение грабежа, то есть открытое похищение имущества, совершенное группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в жилище (п. «а», «б» ч. 2 ст. 161 УК РФ). Данное преступление доведено ими до конца - они украли кошелек в присутствии хозяйки и вынесли его из квартиры. Здесь налицо все признаки преступления и признаки состава преступления: ребята посягали на собственность хозяйки квартиры. Они сделали это умышленно, так как знали и понимали, для чего идут в эту квартиру. И даже когда увидели хозяйку, все равно довели свое преступление до (конца. Для соучастия не имеет значения, кто конкретно взял кошелек. Главное, что необходимость украсть вещи из квартиры охватывалась умыслом обоих исполнителей. Наконец, все являются субъектами пре- I ступления, поскольку достигли возраста уголовной ответственности.
Данное преступление относится к числу тяжких. За него установлено суровое уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом либо без такового.
В то же время при назначении наказания суд учитывает характер, степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Организатор преступления, как говорилось выше, должен понести более суровое наказание, ребята - исполнители преступления понесут более мягкое наказание, так как они совершают преступление впервые, несовершеннолетние.
V. Информация о состоянии правонарушений в школе, районе, городе
Подростки все чаще втягиваются в наркобизнес, порнобизнес, незаконный оборот оружия, боеприпасов, криминальную торговлю автомобилями и запчастями. Растут число и тяжесть насильственных и корыстно-насильственных преступлений, преступлений, совершенных в группах, под руководством взрослых. Действия подростков отличают крайняя жестокость, дерзость, агрессивность. За последние годы число умышленных убийств увеличилось на 103%, разбойных нападений - на 108%, тяжких телесных повреждений - на 80%, грабежей - на 37%. Наблюдается увеличение числа преступлений, совершенных девочками-подростками. Естественно, что сказывается резкое падение уровня жизни подавляющей части населения, социальная незащищенность, неуверенность в завтрашнем дне, увеличивающийся разрыв между политикой государства и интересами его рядовых граждан. Дети это видят и ощущают на себе. По данным криминологических исследований, около 80% от числа доставляемых в приемники- распределители для несовершеннолетних - дети в возрасте до 14 лет, все из неблагополучных семей, многие страдают зависимостью от алкоголя, наркотических веществ и токсических средств.
VI. Подведение итогов
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.;
(Извлечения)
РАЗДЕЛ 1
Глава 2
Статья 2.1. Административное правонарушение
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Статья 2.2. Формы вины
1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Статья 2.7. Крайняя необходимость
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Статья 3.2. Виды административных наказаний
1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
9) административное приостановление деятельности.
Автор-составитель: Дюкина Ольга Викторовна
Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда», 7 класс
Темы родительских собраний в 7 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Переходный возраст», 7 класс
Родительское собрание «Воспитание в труде. Роль семьи», 7 класс
Родительское собрание «Половое созревание в подростковом возрасте», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!