Цели: расширить представления родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности; показать, что любовь и доброжелательные отношения в семье - главное условие в развитии высоких моральных качеств ребенка; побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.
Участники: родители, классный руководитель, психолог.
Подготовка:
• проведение за 2 недели до собрания анкетирования среди учащихся на тему «Мои проблемы» (см. дополнительный материал к собранию);
• написание сочинения детьми на тему «Моя семья»;
• заполнение анкеты «Мнения» родителями (см. дополнительный материал к собранию).
Оформление: плакаты «Вся семья вместе, и душа на месте»; «Не будет добра, коли в семье вражда»; «Согласную семью и горе не берет».
I. Вступительное слово классного руководителя
- Человек почти всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь мир на Земле начинается с мира в семье. Семья - это школа любви для взрослых и детей. За последние 20 лет многое изменилось в нашем обществе, в семье тоже произошли изменения. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец - хозяин, а мать - хранительница домашнего очага. Женщины все чаще стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Непростые экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги. Центр социологического исследования Министерства образования России в апреле 1999 г. провел анкетирование состояния и воспитания в семье детей школьного возраста. Опрошены родители из 2 тыс. семей в 19 областных центрах, включая Москву и Санкт-Петербург. Данные исследования позволили сделать социологам выводы: треть семей сталкивается с серьезными и 48% с частичными трудностями в воспитании детей.
Родители называют 7 причин трудностей в следующем порядке по их значимости:
1. Недостаток материальных средств.
2. Недостаток времени.
3. Недостаток педагогического опыта.
4. Плохие жилищные условия.
5. Влияние неформальных групп.
6. Отсутствие помощи со стороны школы.
7. Неблагоприятная ситуация в семье (в последнюю очередь).
- Очевидно, что большинство родителей уверены: воспитанию их детей мешает государственная политика, экономика, другие причины, а не внутрисемейные отношения, хотя по результатам опроса школьников, наиболее часто встречающиеся проблемы такие:
• нет контакта с мамой;
• родители часто кричат, ссорятся;
• очень жесткий контроль;
• постоянные ссоры с братом, сестрой;
• у родителей нет времени поговорить со мной;
• нет понимания, мама постоянно кричит;
• никогда не хвалят.
- А самое страшное высказывание: «Я не люблю своих родителей». И ни один ребенок не написал о материальных проблемах, в отличие от родителей, которые часто на них ссылаются - например, «у меня одна комната, где проживают 5 человек». Единственный параметр, совпадающий с родительским - нехватка времени на общение. Возрастной период подростков - самый благоприятный для новых начинаний, свершений. Особенно девочки открыты, чувствительны, и как важно в этот период сохранить контакт с самыми близкими людьми, со своими родителями. Ведь если нет теплых отношений в семье, они их ищут на стороне. И что из этого получается, констатирует статистика.
II. Беседа по анкетам
Классный руководитель знакомит родителей с результатами анкеты «Мнения». Родителям предлагается поочередно рассказать об обязанностях детей в семьях, о том, что чаще всего приводит к недовольству друг другом.
Далее следует обсуждение результатов анкеты «Мои проблемы».
III. Выступление школьного психолога
- Как часто мы слышим: «Ради детей... Все терплю, всем жертвую - ради них. Им нужен отец...» Разумеется, детям нужны, необходимы и отец, и мать. А еще нужнее семья - в ее подлинно высоком значении, понимании. Нужен отчий дом - и самый теплый, и самый родной любимый уголок, уютный и ласковый, куда все приходят, чтобы отдохнуть душой, встретиться с дорогими людьми, поделиться радостями и огорчениями, попросить совета, будучи уверенным, что тебя поймут, поддержат, помогут, что тебя здесь любят и не дадут в обиду. И если отец и мать действительно хотят что-то сделать ради детей, их первейшая обязанность - создать этот семейный уют и душевный комфорт. Иначе никакие материальные блага, никакая высокая зарплата, квартира, шикарная обстановка и дорогие подарки не сделают дом родным, а присутствие родителей с их скандалами и взаимными оскорблениями не принесут ничего, кроме вреда.
Любой конфликт приводит к возникновению чувства раздражительности, протеста, неудовольствия, враждебности и агрессивности. Если он затянулся и родители не могут найти конструктивный выход из создавшейся конфликтной ситуации, то конфликт может привести к кризису семьи. Кризис в семье может иметь ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового климата в семье. В условиях конфликтной семьи любой ребенок приобретает отрицательный опыт общения. Он перестает верить в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми. Ребенок разочаровывается в человеческих взаимоотношениях и не приобретает положительного опыта сотрудничества, столь необходимого для дальнейшей жизни.
Отмечается, что у супругов раздражительных, беспокойных, склонных к конфликтам, дети также раздражительны и нервны. Причина здесь в той эмоциональной атмосфере, которая постоянно складывается в семье и затем закрепляется в психике ребенка как естественная модель поведения. Любые конфликты, которые возникают между супругами на глазах у ребенка, являются для него травмирующей ситуацией. Она может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, может привести к неврозам и даже психическим заболеваниям. Конфликты между супругами играют огромную роль в развитии моральных качеств подростка. Он растет в условиях противоречивых, несогласованных требований отца и матери. Он вынужден решать, кто прав: папа или мама, становиться на чью-то сторону. Все это приводит к формированию лживости, двуличия в характере ребенка. При наличии конфликтов духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия, стабильности. Вырастить в таких условиях доброго и уравновешенного ребенка достаточно сложно. У подростка растет безнадзорность и бесконтрольность поведения, он не усваивает целого ряда нравственных общечеловеческих норм. Все эти дефекты семейного воспитания обязательно негативно отразятся на отношении ребенка к его будущей семье.
Если бы все родители знали, что в школах очень многие подростки (в иных случаях до 70-80%), отвечая на вопрос анкеты, написали, что ни с коем случае не намерены создавать будущую свою семью наподобие той, которой наделила их судьба в образе отца и матери! Что родной дом не вызывает у них ничего, кроме чувства горечи, обиды и жгучего стыда! Что в сочинениях на тему «Моя семья» они пишут такие вещи, которые заставили бы - может, впервые - серьезно задуматься некоторых пап и мам.
(Психолог приводит отрывки из некоторых работ.)
- «Не могу жить дома, готова бежать куда глаза глядят. Каждое Утро начинается у нас со скандала. Отец торопится на работу и придирается к матери: не так сготовила, не это подала, то слишком горячее, то холодное, то невкусное... Мать кричит: «Ну и готовь сам, мне некогда, вы все мне надоели до смерти!». Брат ищет свои тетрадки, Ручки, которые вечером разбросал. Отец дает ему подзатыльник, брат Ревет. Мать кричит на обоих. Я молча завтракаю и собираюсь в школу, но иногда не выдерживаю и тоже начинаю кричать на всех и даже плачу... Мне очень обидно, что у нас такая недружная семья. А ведь моих родителей на работе уважают, они всегда безотказные, помогают соседям, знакомым. Но вот выдержки нет нисколько... Неужели и у меня будет такая же семья, мы так же будем все время враждовать и ссориться? Ведь люди женятся по любви. Куда же девается все хорошее и светлое?»
А вот противоположный пример: «Если я выйду замуж, то только за такого человека, как мой папа. А сама постараюсь быть похожей на маму. Как я их люблю за их спокойствие и выдержку, любовь и внимание друг к другу и ко мне! У нас никто и никогда не повышает голоса, разговаривают все дружелюбно, доброжелательно, все делают сообща, помогают один другому, заботятся. Папа наш всегда старается, чтобы маме было полегче. Он говорит: «Есть работы не женские, но нет не мужских». Когда мама уезжает в командировку, папа и готовит, и убирает, и стирает, и гладит. В праздники и дни рождения он обязательно дарит цветы и подарки маме и мне. Я горжусь своими родителями. Многие девочки мне завидуют. Одна моя подружка пришла к нам и сказала: «Как у вас тихо и ласково! У нас так никогда не бывает». Мне стало ее очень жаль. И эти слова я навсегда запомню. Думаю, моя семья тоже будет хорошей и дружной».
Во многих сочинениях о неблагополучных семьях звучит вопрос: «А надо ли терпеть все унижения и оскорбления ради детей? Не лучше ли развестись?» Да, ссорясь и бранясь с мужьями, живя постоянно в состоянии стресса от конфликтов и скандалов, женщины действительно полагают, что все это терпят ради детей, ради их счастья, более того - приносят себя в жертву. Но не лучше ли пожертвовать другим - некоторыми особенностями своего характера, неуступчивостью, неуживчивостью, сварливостью, раздражительностью, грубостью? Не следует ли и мужьям поступить таким же образом - опять-таки ради детей? (Я уж не говорю о бутылке, которую многие предпочитают всему, в т. ч. и миру в семье.) Очень многое, если не все, зависит от женщины в деле создания семейного уюта, спокойствия и дружественной атмосферы. Уметь вовремя удержаться от злых слов, погасить вспышку раздражения, разрядить шуткой начинающуюся ссору, улыбкой предотвратить конфликт, мягко и нежно проявить заботу, сделать приятное мужу, приготовить его любимое блюдо - и он, исполненный благодарности, будет рад ответить тем же. И, совершив дурной поступок, устыдится и раскается быстрее, чем когда жена в гневе и ярости будет кричать и браниться. Ну, а если глава семьи - закоренелый эгоист и негодяй, скандалист и пьяница, для которого всего дороже «пол-литра», к сожалению, вероятно, тут единственный выход - расстаться, но и то - сделать это надо по возможности по-хорошему, достойно. Не упрекая и не оскорбляя друг друга и не вовлекая в свои распри детей. Но и стараясь сохранить мир в семье, никто не должен поступаться принципами чести, добра и справедливости. Смешно, конечно, разводиться из-за какой-нибудь мелочи, например, из-за того, что молодой муж имел привычку приклеивать к новому куску мыла старый обмылок, а жене это не нравилось... Сравнимы ли подобные причины со следствием - разводом, крушением семьи, если молодые женились действительно по любви?
Автор одной из статей предлагает «играть»: например, молодой жене - играть в хорошую и заботливую супругу, тщательно одеваться и красиво сервировать стол к приходу мужа, встречать его улыбкой и поцелуем. Муж, соответственно, должен всегда вслух замечать, как идет жене новое платье, как она вкусно готовит, как он рад ее видеть и как он ее любит. И если вначале все это будет игрой, то впоследствии, возможно, станет правдой и войдет в привычку. Не будем уверять, что это - единственный и абсолютно верный и нравственный способ достижения семейного единства и дружбы, но и отмахиваться от подобного метода не стоит. Если молодожены любят друг друга по-настоящему, то каждому хочется сделать приятное для любимого человека - без какой-либо игры, без притворства; и прекрасно, если эту любовь и заботу впоследствии увидят дети. Для них пример родителей - самый главный.
Очень жаль, что из современной нашей лексики почти исчезли такие слова, как любимая, невеста, чувство, неприличие, робость, зато в обиходе - половой акт, проституция, презервативы и др. Нет смысла обвинять в тлетворном влиянии Запад, телевидение, я считаю, что семейной жизни может научить только собственная семья, родной дом, пример родителей. Если он отрицательный, вряд ли удастся внушить подростку, что счастливая семейная жизнь не только возможна, но и обязательна. Между тем цепная реакция ссор, выпивок, к несчастью, живуча и процветает до сих пор, отравляя детское сознание, калеча их души, заражая цинизмом. И причина всему - неуступчивость, эгоизм, нежелание сдержать себя, попробовать понять Другого человека, ощутить его обиду и боль, поставить себя на его место. Иногда приходится слышать, что хорошо, мол, сохранять в семье мир и покой, когда у мужа и детей характеры спокойные, тогда и жена доброжелательна и внимательна. А может, как раз потому и спокойно, и хорошо в семье, что жена не кричит и не сердится?
Родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка: его взгляды, его отношение к людям - в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок - это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя. Если семейная среда благополучна и отношения между мужем и женой хорошие, то можно компенсировать даже некоторые наследственные факторы. Мать и отец по отношению к своему ребенку могут исполнять роль мудрых, проницательных и заботливых психотерапевтов. В этом случае нежность и любовь, понимание душевных состояний ребенка дают весьма успешный лечебный эффект. Вот почему спокойная, дружелюбная атмосфера в семье - обязательное условие для нормального развития личности ребенка.
К великому сожалению, многие молодые люди у нас не научены любить. Любить вообще - родителей, стариков, детей, больных, увечных, слабых... И конечно, жениха или невесту, мужа или жену, собственных будущих детей, природу, все живое. Вступая в брак вроде бы по любви, они не умеют ценить ее, не имеют понятия о самоотверженности, заботе, внимании к другому человеку. Выйдя из благополучных семей, они видят в своих избранниках таких же хороших и добрых людей, какими были их родители; и малейшее несоответствие созданному идеалу воспринимается как измена, вызывает гневное возражение, дает начало конфликтам. Тот же, кто сызмальства привык к семейным распрям, переносит прежние впечатления в новую, уже свою, семью. И в том, и в другом случае жизнь молодых не налаживается: они привыкли думать только о себе, игнорировать образ мыслей, привычки, вкусы, желания и настроения супруга или супруги. А учить терпимости, заботе, ласке, выдержке, вниманию - иными словами, учить любви - необходимо с детства, в семье. Думать обо всем этом родителям надо много раньше, прежде чем произнести при детях злое слово.
IV. Психологическая разминка для родителей. Анализ ситуаций
Ситуация 1. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «5». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.
- Папа! Папа! Я сегодня по истории «5» получила!
Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном:
- Молодец.
- Папа, ты слышал? Я же по истории «5» получила.
- Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди встречай.
Света бросается к матери.
- Мам! А у меня сегодня пятерка!
- Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.
Света мрачно начала мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.
Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы?
Ситуация 2. Вы приходите домой неожиданно для сына и застаете его курящим возле открытого окна. Увидев вас, он не прекращает курение, а с вызовом говорит вам, что он уже самостоятельный и что таким образом расслабляется после нервного учебного дня.
Ваши действия?
V. Заключительное слово классного руководителя
- Дорогие мамы и папы! Сегодня мы обсудили важнейшие условия формирования моральных качеств наших детей. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на ребенка.
В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятку для родителей». Пусть она помогает вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.
Памятка для родителей
1. Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родителя приносят себя в жертву, он вырастает эгоистом.
2. Главный закон семьи - все заботятся о каждом, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всех. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.
3. Воспитание ребенка в семье - это непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка - это пример родителей, их поведение, их деятельность.
4. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.
Анкета для детей «Мои проблемы»
1. Поводы, приводящие к недомолвкам, к недовольству друг другом возникают в вашей семье:
а) часто;
б) иногда;
в) всегда.
2. Ваши обязанности в семье:
а) постоянные;
б) в зависимости от ситуации;
в) нет обязанностей.
3. Доверяют ли вам родители?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
4. Что бы вы хотели получить от семьи, в которой живете?
а) хорошую организацию быта;
б) радость общения;
в) покой и защищенность.
5. Хотите ли вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на вашу сегодняшнюю семью?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
6. Что для вас вечер дома?
а) радость общения;
б) возможность быть самим собой;
в) мучение и пытка.
Анкета «Мнения»
1. Счастливы ли вы в своей семье?
2. Представляете ли вы свою жизнь без семьи?
3. Что дает человеку, по вашему мнению, семья?
Тест «Понимаете ли вы своих детей?»
Прочтите некоторые «типичные» высказывания детей. Отметьте в списке предложенных вариантов, какие именно чувства стоят за этими словами. Можно указать не более двух.
Что чувствует ребенок, если говорит:
1. Ура! Осталось только десять дней до каникул!
а) радость;
б) усталость;
в) нелюбовь к учебе;
г) облегчение.
2. Смотри, пап, я сделал самолет своими новыми инструментами!
а) хочет, чтобы похвалили;
б) доволен собой;
в) хвастается;
г) чувствует гордость.
3. Ты будешь держать мою руку, когда я буду сидеть у зубного?
а) боится;
б) капризничает;
в) не хочет идти к врачу;
г) требует внимания к себе.
4. Здесь нет ничего интересного, совершенно нечем заняться.
а) хочет, чтобы его развлекали;
б) злится;
в) скучает;
г) чувствует себя лишним.
5. У меня никогда не будет таких же результатов, как у Саши. Я занимаюсь очень много, но он все равно оказывается впереди.
а) завидует;
б) потерял уверенность;
в) чувствует себя несостоятельным;
г) злится.
6. Новая учительница слишком много задает на дом. Я никогда не могу выполнить все полностью. Что делать?
а) считает работу непосильной;
б) испытывает досаду;
в) чувствует себя глупым;
г) хочет все бросить.
7. Все ребята разъехались на лето. Мне совсем не с кем играть.
а) хочет тоже куда-нибудь поехать;
б) чувствует себя одиноким;
в) хочет привлечь к себе внимание;
г) чувствует себя забытым.
8. Родители Дениса разрешают ему ездить на велосипеде по городу, но я ведь лучше катаюсь, чем Денис.
а) считает запрет несправедливым;
б) старается разжалобить родителей;
в) гордится своим искусством;
г) завидует Денису.
9. Зря я так резко вел себя с маленьким Витей. Думаю, я был не прав.
а) хочет казаться лучше в глазах окружающих;
б) сожалеет о своем поступке;
в) задабривает родителей;
г) чувствует себя виноватым.
10. Я хочу носить длинные волосы, ведь это мои волосы.
а) протестует против вмешательства родителей;
б) капризничает;
в) отстаивает свои права;
г) ленится следить за собой.
11. Как ты думаешь, у меня нормальный доклад получится? Он достаточно хороший?
а) старается привлечь к себе внимание;
б) сомневается в результатах своей работы;
в) хочет, чтобы его похвалили;
г) не уверен в себе.
12. Почему эта училка заставила меня остаться после уроков? Не только я разговаривал. Сказал бы я, что про нее думаю.
а) злится;
б) выгораживает себя;
в) мстит;
г) считает наказание несправедливым.
13. Я и сам справлюсь. Не нужно мне помогать.
а) чувствует уверенность в своих силах;
б) хочет чувствовать себя взрослым;
в) не хочет помощи;
г) хочет произвести впечатление на окружающих.
14. Математика - слишком трудный предмет. Мне не разобраться в ней никогда.
а) надеется получить помощь;
б) пришел в отчаяние;
в) оправдывается;
г) чувствует себя несостоятельным.
15. Уходи, оставь меня в покое. Я не хочу ни с кем говорить. Тебя на самом деле не интересует, что со мной происходит.
а) чувствует боль;
б) негодует;
в) старается привлечь к себе внимание;
г) ощущает себя нелюбимым.
16. Раньше у меня получалось хорошо, а сейчас ничего не получается. Я стараюсь изо всех сил, но это не помогает. Какой смысл стараться?
а) оправдывает собственную лень;
б) хочет все бросить;
в) старается привлечь к себе внимание;
г) ощущает безнадежность усилий.
17. Я бы хотел встретиться с Олей, но не могу ей позвонить. Вдруг она будет смеяться надо мной.
а) очень хочет пойти;
б) боится;
в) не хочет идти;
г) страдает от комплекса неполноценности.
18. Я больше не буду играть с Машей. Она жадина и тупица.
а) сердится;
б) чувствует свое превосходство;
в) хочет, чтобы Машу наказали;
г) чувствует обиду.
19. Здорово, что я родился у вас с папой, а не у других родителей.
а) хочет заслужить ответную похвалу;
б) гордится родителями;
в) чувствует благодарность;
г) хвастается перед другими.
20. Мне кажется, я знаю, что делать, но, может быть, я не прав. Я все время делаю что-то не то. Как ты думаешь, пап, что мне пойти в 10 класс или поступит в училище?
а) хочет переложить ответственность на других;
б) задабривает отца в расчете на что-то;
в) чувствует неуверенность;
г) подводит родителей к желательному для него решению.
Ключ к тесту
Каждое совпадение оценивается в 1 балл. Обратите внимание, что в ряде пунктов возможны сразу два правильных ответа. Если вы указали оба, то за каждый из них прибавьте себе 1 балл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
а, г |
б, г |
а |
в |
б, в |
а, б |
а, г |
а, в |
б, г |
а, в |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
б, г |
а, г |
а, в |
б, г |
а, г |
б, г |
а, б |
а |
б, в |
в |
Анализ результатов теста
• 28-36 баллов - чрезвычайно высокая эмоциональная чуткость;
• 19-27 баллов - высокая чуткость;
• 10-18 баллов - недостаточная эмоциональная чуткость;
• 0-9 баллов - слабое распознавание эмоций.
Авторы составители: Черных Ольга Геннадьевна, Малюгина Валентина Александровна
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!