Родительское собрание «Роль семьи в развитии способностей ребёнка», 8 класс

Разработка родительского собрания для 8 класса на тему «Способности и роль семьи в их развитии»

Цели: продолжить психологическое просвещение родителей, познакомить их с понятием «способности ребенка», «разные виды способностей»; напомнить о роли родителей в развитии способностей ребенка; дать практические советы по развитию способностей ребенка в семье.

Участники: родители, классный руководитель, школьный психолог.

Форма проведения: круглый стол.

Подготовка:

• на классном часе с детьми проводится тест «Диагностика структуры способностей»;

• учитель анализирует тест и готовит выступление перед родителями.

Оформление: на доске высказывание: «Статуя есть в каждом камне. Надо только уметь ее высечь» (Микеланджело).

Ход собрания

I. Выступление классного руководителя

- Уважаемые родители! Каждый из вас, несомненно, хотел бы, чтобы ваше собственное дитя, закончив школу, стало умным, образованным, чтобы способности, заложенные в нем природой, получили бы наибольшее развитие. Я не ошибусь, если скажу, что каждый родитель считает своего ребенка способным, только каждый это слово понимает по-своему. Кто-то имеет в виду умственные способности, а кто-то способность вышивать или декламировать стихи. Долгое время считалось, что неспособных детей нет, что способны все, отсюда возникал вопрос: надо ли заниматься талантами, разрабатывать особые методики развития и воспитания?

II. Анкетирование родителей

Родителям раздаются отпечатанные листы с вопросом:

Где, по-вашему, ваш ребенок в наибольшей степени может проявить свои способности? (Подчеркните ответы, которые соответствуют вашему мнению.)

• на уроке;

• в общественных делах;

• на занятиях кружка, клуба, секции;

• при проведении досуга;

• нигде;

• где-то еще (допишите) ____________.

- У некоторых детей и, соответственно, взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Их называют одаренными. Очень часто в качестве синонима слова «одаренный» употребляют выражения «очень способный» и даже просто «способный». Чаще всего мы говорим об одаренности детей, если они опережают в своем развитии сверстников, необыкновенно легко усваивают новую информацию. Но есть и другая одаренность, гораздо более трудная и для родителей, и для учителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть и не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. Еще прибавим, что у творчески одаренного ребенка, как правило, менее уживчивый характер, чем у «нормальных» детей, из-за чего нередки трудности в общении.

Несмотря на то что многие убеждены: неспособных детей нет - это не совсем соответствует истине. Дело в том, что от природы нет никаких способностей, есть только задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки, которые могут превратиться (а могут и не превратиться) в способности. У очень многих детей задатки так и не стали способностями, и они действительно неспособны. Им часами растолковывают азы математики или языка, а они не понимают. Таких неспособных детей в нашей школе немало. Сначала они пытаются учиться. Но идет трудно, плохо, без радости. Год, два, от силы три - и ребенку не хочется больше стараться, он не любит школу. Да, задатки есть у всех. Но задатки у всех разные. Считается, что у девочек чаще всего обнаруживаются задатки к усвоению языков, а у мальчиков - к математике и технике. Кроме того, задатки надо развивать, превращать в способности в определенное время. Если это время упустить, то потом способности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить.

Но если от природы есть задатки, то как их превратить в способности? Существует ложное мнение, что для развития способностей нужна усиленная деятельность. Так ли это на самом деле? Тысячи бедных детей, часами барабанящих гаммы ничуть не становятся от этого музыкальнее. Бесконечным репетиторам так и не удается сделать ребенка по-настоящему способным. В младших классах большинство детей достаточно прилежны, но почему так мало способных детей в старших классах, и особенно среди девочек, как правило, отличающихся прилежанием? Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших оценок, но чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать. И здесь для развития способностей очень важна познавательная потребность, которая характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы.

К сожалению, развитие способностей происходит таким образом, что лишь деятельность, вызванная собственной познавательной деятельностью, может их развивать. Необходимость положительных эмоций, чувства удовольствия от деятельности - жесткое условие для развития любых способностей, даже таких «натуральных», как, скажем, музыкальные. И может быть, выдающиеся педагоги - не те, кто владеет какой-то особенной методикой, а те, кто умеет в ребенке вызвать это чувство удовольствия, без которого нет таланта.

Существует миф о способностях, который лучше всего отражается в известном присловье: «Было у матери три сына: два умных, третий - футболист». К сожалению, считается, что у футболистов, как и других спортсменов, отсутствуют умственные способности. Здесь надо иметь в виду 2 обстоятельства. Невозможно иметь какие угодно специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей.

Дело в том, что основой всех специальных способностей, в т. ч. и моторных (спортивных), являются общие способности. Все специальные способности как бы вырастают из общих способностей, не могут существовать без них. Именно поэтому выдающийся футболист не может быть совсем уж глупым человеком, и чаще всего он будет умнее своих менее талантливых (именно в футболе) коллег. Это предположение основывается на научных фактах.

Кроме того, что для всех специальных способностей полагается общая основа, и специальные способности не могут достичь высокого развития на слабой основе, важно еще следующее: умственные, интеллектуальные способности - это лишь один из видов одаренности. Есть еще моторная одаренность (спорт, танцы), и социальная (организаторские способности), и практическая (замечательный кулинарный талант - тоже талант), и другие. Вот пример. К психологу на прием пришли мама и девочка подросток. Мама - интеллектуалка, кандидат наук. Ее 14-летняя дочь - модница, красавица, обожает придумывать и шить себе наряды, любит современную музыку, знаменитых актеров и, как жалуется мать, книжку по своей воле в руки не возьмет. В своей дочери ничего хорошего не видела. Ей нужен был ребенок с интеллектуальными способностями, а эта девочка, одаренная по- другому, вызывала у нее протест, доходящий до невроза. Выяснилось, что дочь давно мечтает заниматься в драматическом кружке, а для мамы это глупости. Девочка одарена художественным вкусом, одарена «практическим» талантом, возможно, даже сценическим, а это оказалось непонятным маме-интеллектуалке. Самое грустное, что идею о «тупости» девочки поддержали учителя. Девочка, которая учится на тройки, не блещет в науках, была для них неспособной. И здесь стоит сказать еще об одном мифе: одаренные дети - это те, кто схватывает на лету, быстро соображает, кто может лучше всех учиться. Это самый опасный и самый важный миф.

Школьников, которые могут быстрее всех решить трудную задачу, выступить с успехом на олимпиаде, - именно этих школьников и считают одаренными в школе. Несомненно, это тоже способности. Только какие? И как быть с детьми «другого образца»? Здесь в пример можно привести хотя бы Пушкина, который в лицее совсем не блистал в математике, да и по другим предметам не имел высоких баллов.

Список выдающихся людей, вовсе не поражавших в детстве учителей своими способностями, не так уж мал - тут и Лобачевский, и Чехов, и Булгаков. Так что же, они сначала были самыми обыкновенными, а потом вдруг стали гениальными неожиданно для всех? Нет, такого быть не может.

- Уважаемые родители, проведем с вами один эксперимент. Попробуйте выступить сейчас в роли учителя и на листочках отметить качества учеников, которые вам нравятся, и качества, которые не нравятся.

III. Тестирование «Личностные и деловые качества»

Родителям раздаются листочки с названными качествами учеников. Родители, которые выступают в роли учителей, должны отметить знаком «+» те качества, которые нравятся в детях, а знаком «-» то, что в них не нравится.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, «на лету» схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

- А сейчас подсчитайте количество плюсов: каких «+» у вас больше - на четных номерах или на нечетных? Если четных плюсов больше - вы совершенно нестандартный учитель, честно говоря, такие встречаются редко. Первые - «нечетные» школьники - понятные, любимые учителями. Их чаще всего и называют способными или одаренными.

Кто же такие вторые, «четные»? Проведем еще один эксперимент.

(Родителям раздаются листочки с нарисованным кружочком. Задание: придумать какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка)

- Чаще всего рисуют человечка, помидор, луну, солнце и так далее. Это стандартные ответы, которые дает большинство. А вот если попытались изобразить кусок сыра «Чедер», или след неизвестного животного, или стаю вирусов под микроскопом, то это уже нестандартно.

Иначе говоря, это творческие ответы. Такие ответы часто дают именно эти неудобные ученики, которые не только не числятся в школе одаренными, но иногда гуляют в двоечниках и даже исключаются из школы. Что это за дети? Творческие. У этих детей другая одаренность, творческая. Такое исследование поводил американский психолог П. Торранс среди обычных школьников и обратил внимание именно на двоечников. Именно они оказывались более самобытными, чем послушные, дисциплинированные отличники.

Очень часто оказывалось, что эти странные школьники не понимают, казалось бы, очевидных истин, не могут усвоить то, что другим дается легко. У них на все свое мнение, своя позиция, иногда отличающаяся от общепринятой. Конечно, не все из таких детей учатся совсем уж плохо, есть среди них и отличники, но не усвоение знаний главное для них, а именно собственная работа мысли. Таким образом, одаренность, кроме разных видов (умственная, социальная, моторная, практическая), имеет два разных типа: усваивающая, «учебная», и творческая.

IV. Анализ теста учащихся «Диагностика структуры способностей»

V. Роль семьи в развитии способностей ребенка

- «Пока все народы не научатся использовать интеллектуальные способности молодого поколения, мир не избавит себя от мрака, голода, расового шовинизма, войн нетерпимости. Это один из аргументов, почему необходима работа по стимулированию интеллектуально-познавательной активности и развитию компетентности как у старших, так и у младших детей», - так считает польский психолог Леон Ниебржидовски. К сожалению, большинству родителей трудно определить интеллектуальный потенциал своих детей, поэтому они не могут выбрать нужный метод для их развития.

Маленькие дети обучаются главным образом путем подражания тому, что они видят вокруг себя, особенно дома. Поэтому их непосредственное окружение - родители и воспитатели - должны в повседневной жизни сами тоже хотеть и любить учиться. Такой пример поощрит детей делать то же самое. Если родители сами ценят знания и с удовольствием пользуются книгами, ходят на экскурсии в музеи и на выставки, любят природу, они могут быть уверены - это повлияет на интеллектуально-познавательное развитие детей. В работе психолога Гортцеля показано, что интеллект ребенка может быть увеличен на 50-60 пунктов в 130-мерной шкале интеллекта, если окружающая среда побуждает его думать и тренировать свой ум. И наоборот, показатель интеллектуального развития на столько же снизится, если окружающая среда духовно бедна и не стимулирует развитие.

В исследованиях других ученых обследовались знаменитые люди, уже добившиеся успеха в жизни. В результате были определены важные для развития способностей качества:

• в раннем детстве все получали поддержку от родителей в развитии познавательной активности;

• у них всегда были шансы для развития интеллекта под руководством профессионала;

• они тесно общались с людьми близких интересов и способностей;

• их успехи всегда поддерживались семьей.

- Очень важно, чтобы хоть кто-то из родителей поддерживал развитие интеллектуального потенциала своих детей. Если ребенок лишен положительного родительского влияния, существующие в нем интеллектуальные способности могут зачахнуть. Наиболее решающие факторы в развитии познавательных способностей у детей - следующие:

• родители, которые высоко ценят искусство, спорт или интеллектуальные занятия - и это является естественной частью их жизни;

• родители с высокими нравственными ценностями и убежденные, что усилия детей не напрасны и обязательно приведут к будущим успехам;

• первые учителя у таких детей-сердечные и понимающие люди. Они пытаются дать детям все, на что способны;

• учителя в более старших классах придают большое значение индивидуализации обучения, выработке навыков учения, воспитания самодисциплины.

- В формировании личности и развитии способностей огромную роль играют также различные интересы, характер которых зависит опять-таки от индивидуальных особенностей ребенка. Изучая интересы своих детей, родители могут оказывать основное влияние на развитие способностей и полезных увлечений ребенка. Для этого необходимо:

• в процессе воспитания устранять или снижать те интересы, которые затрудняют в настоящий период выполнение своих обязанностей;

• помогать ребенку в развитии и формировании полезных интересов, обогащающих его личность;

• способствовать формированию разнообразных интересов, чтобы избежать ограниченности увлечений, т. к. только специальная направленность интересов обедняет интеллект ребенка, ослабляет его общее развитие;

• помогать ребенку закреплять неожиданно возникшие полезные интересы, которые кажутся кратковременными и изменчивыми;

• объяснять детям отрицательные последствия неправильной реализации некоторых даже полезных интересов. Иногда ребенок, увлекаясь той или иной деятельностью, ведет в основном сидячий образ жизни, что ухудшает физическое, а следовательно, и духовное развитие;

• пробуждать, вызывать интерес к различным областям знаний у тех детей, которые не проявляют его сами.

- Изучение интересов и способностей своего ребенка во все периоды его жизни является для родителей одним из важнейших элементов воспитания.

VI. Практические советы родителям

- Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам - советы американского педагога и психолога Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети.

• Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

• У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

• Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.

• Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

• Я предоставляю ребенку посильную помощь, проявляя заботу.

• Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.

• Я стараюсь показать ребенку интересные места.

• Я помогаю ребенку улучшать результаты его работы.

• Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя дома.

• Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

• Я никогда не наказываю ребенка унижением.

• Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.

• Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

• Я приучаю ребенка к чтению с детства.

• Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.

• Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.

• Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.

• Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки.

• Я хвалю ребенка за учебную инициативу.

• Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

• Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.

• В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

• Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

• Я помогаю ребенку быть личностью.

• Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

• Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я это тоже не умею».

• Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

Если вы согласны с 20% этих советов, вам необходимо срочно подумать над остальным.

Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50%, у вас все должно получиться, у вас есть на это шансы.

Если вы выполняете эти советы на 90%, дайте больше свободы ребенку и себе.

VII. Решение родительского собрания

В качестве решения родительского собрания родителям раздаются памятки с советами Д. Льюиса.

Дополнительный материал

Тест «Диагностика структуры способностей»

Тест позволяет выявить степень развития образной фантазии и способности к воображению как основе творческого мышления, а также способности к словесному описанию действительности, абстрагированию и ручным навыкам.

Инструкция. Ответьте на вопросы «да» или «нет» и внесите ответ в таблицу.

1

8

15

22

29

36

43

50

2

9

16

23

30

37

44

51

3

10

17

24

31

38

45

52

4

11

18

25

32

39

46

53

5

12

19

26

33

40

47

54

6

13

20

27

34

41

48

55

7

14

21

28

35

42

49

56

Вопросы

1. Чтобы понять что-либо, часто ли вы обращаетесь к образным представлениям?

2. У вас есть тяга к рисованию?

3. Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков?

4. Доставляет ли вам удовольствие пересказывать увиденное друзьям?

5. Стараетесь ли вы скорее обобщить имеющуюся информацию? Перейти от конкретных фактов к обобщению?

6. У вас обычно много времени занимает обдумывание того, что вы видели, слышали, происходит вокруг?

7. Вам проще понять устройство вещи, повертев ее в своих руках, разобрав и вновь собрав?

8. Вы стараетесь обогатить свою речь метафорическими выражениями?

9. Является ли декоративно-прикладное искусство вашим любимым занятием?

10. При объяснении чего-либо вы часто прибегаете к языку знаков, символов, чертежей?

11. Вы обладаете литературными способностями?

12. Вам нравится абстрактная живопись?

13. Вы легко находите смысл в абстрактных изображениях?

14. Вам удавалось своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство?

15. Вы согласны, что речь без эпитетов, метафор и образных выражений суха неинтересна?

16. Читая книгу, вы живо представляете себе происходящее, как будто являетесь непосредственным участником событий?

17. У вас хорошая память на знаки, символы, цифры?

18. Вас считают хорошим рассказчиком?

19. Вы легко придумываете для себя какое-нибудь новое словечко, чтоб заменить им большое словесное выражение?

20. Случается ли, что вы ловите себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несет в себе большой смысл?

21. Вас часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?

22. Вас радует удачно употребленная метафора, иносказание или притча в речи говорящего?

23. Хочется ли вам собрать себе коллекцию репродукций живописи, библиотеку книг по искусству?

24. Вы свободно владеете языком знаков, формул?

25. Вы пишете стихи?

26. Ваши знакомые говорят вам, что вы слишком часто прибегаете к абстракциям?

27. Случается ли, что смотрите один и тот же фильм несколько раз, переосмысливая его по-новому?

28. Вас называют мастером золотые руки?

29. Вы любите поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации?

30. Язык наглядных образов вам более понятен, чем язык знаков и формул?

31. Используете ли вы при письме аббревиатуры, сокращения слов до начальных букв?

32. Вам нравится выступать перед аудиторией?

33. Ваша деятельность связана со знаковыми системами, машинными языками и т. д.?

34. Ложась спать, вы часто перебираете в памяти прошедший день, стремясь привести в порядок впечатления?

35. Работа с техникой доставляет вам удовольствие?

36. Вы стараетесь чаще обращаться к художественным произведениям в поисках нужных вам образов, метафор, метких выражений, забавных высказываний?

37. Вы обладаете богатым воображением, яркой и бурной фантазией?

38. Могли бы вы стать программистом, создавать новые компьютерные программы?

39. Вы владеете иностранными языками?

40. Вас иногда подмывает ввернуть в разговоре фразу позаковыристей и понепонятней?

41. Вы стремитесь тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?

42. Вы обладаете способностью к техническому изобретательству?

43. Вам нравится придумывать образные метафоры?

44. Вас часто можно застать за рисованием?

45. Часто ли вы используете графики, формулы, чтобы упростить объяснение?

46. Вы много времени уделяете стихосложению?

47. Для запоминания чего-либо часто ли вы используете абстрактные знаки, изображения, понятные только вам?

48. Ваши друзья и знакомые считают вас чересчур глубокомысленным человеком?

49. Вам много приходится заниматься ручной работой, требующей терпения, аккуратности?

50. Вы хорошо владеете языком метафор, оригинальных образов?

51. Вам часто снятся яркие, интересные сны, полные захватывающих событий?

52. Вам не составляет труда придумать свою систему знаков, хотя бы для собственного употребления?

53. Вам доставляет удовольствие рассказывать о чем-либо так, что слова будто льются сами собой?

54. Вы часто используете в речи абстрактные понятия?

55. Вам удается обычно найти в тех или иных событиях свой, весьма неординарный смысл?

56. Вам легче делать что-либо руками, чем решать теоретические задачи?

Анализ результатов теста

Подсчитайте количество ответов «да» в горизонтальных строках таблицы.

1. Сумма ответов «да» 1 ряда: 1,8, 15, 22, 29, 36, 43, 50 - «метафоризация», способность замечать метафору в речи, образах, стихах, художественных произведениях. Использование метафоры в речи, умение самому придумать метафорическое выражение - признак творческой одаренности. Здесь и далее - максимальная выраженность - 8 баллов, низкие значения - 2-3 балла.

2. Сумма ответов «да» 2 ряда: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51 - «образность представлений», способность к яркому образному представлению, фантазии, образному мышлению, стремление выразить эти образы в рисунках, художественные способности.

3. Сумма ответов «да» 3 ряда: 3,10,17,24,31,38,45,52 - «символизация», способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками. Соответствует наличию способностей к точным наукам.

4. Сумма ответов «да» 4 ряда: 4,11,18,25,32,39,46,53 - «вербализация», легкость речи, способность рассказчика, умение без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях.

5. Сумма ответов «да» 5 ряда: 5,12,19, 26, 33, 40, 47, 54 - «абстрагирование», способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на образы в процессе мышления.

6. Сумма ответов 6 ряда: 6,13,20,27, 34,41,48,55 - «рефлексивность», способность долго удерживать в памяти одну и ту же информацию, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий.

7. Сумма ответов «да» 7 ряда: 7,14,21,28,35,42,49,56 - «ручные навыки», способность мастерить, ремонтировать, осуществлять тонкие ручные манипуляции с предметами, технические навыки.

Авторы составители: Черных Ольга Геннадьевна, Малюгина Валентина Александровна

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание «Стили воспитания в семье», 8 класс

Родительское собрание о вреде алкоголя, 8 класс

Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс

Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!