Цель: актуализация воспитательного воздействия средств визуальной коммуникации на нравственное сознание и поведение подростков.
Задачи: проанализировать воспитательное влияние средств визуальной коммуникации на нравственное сознание и поведение подростка; изучить и обобщить позитивные и негативные тенденции воспитательного воздействия СМИ на подростков; рассмотреть положительное воздействие средств визуальной коммуникации на учебную деятельность и поведение подростков; разработать педагогические меры по нейтрализации и предотвращению негативного воспитательного влияния СМИ на подростков.
Форма проведение: традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог.
Подготовительный этап
Анкета для учащихся
1. Что, по вашему мнению, относится к средствам массовой информации:
• пресса;
• телевидение;
• художественная литература;
• другое?
2. Какое значение для тебя имеют СМИ?
3. Выпиши по мере значимости роль СМИ в жизни человека:
• информируют;
• воспитывают;
• развлекают;
• помогают делать выбор;
• образовывают;
• развивают;
• формируют общественное мнение.
4. Какую пользу человеку и обществу приносят СМИ?
5. Какой вред человеку и обществу наносят СМИ?
Оформление помещения, оборудование и инвентарь
На доске:
«Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе» (Сэмюэл Батлер).
I. Вступительное слово классного руководителя
Добрый вечер, уважаемые родители! Если раньше безоговорочным другом человека являлась собака, то теперь эту роль взял на себя телевизор. Для одних он становится окном в мир, для других - средством убить время, для третьих - неосознанным уходом от реальности в виртуальную жизнь.
Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно? Или, может быть, вообще не забивать свою голову информацией? Может быть, она не столько полезна, сколько вредна? Доверять или не доверять этой информации, следовать ей или не следовать? Должна ли эта информация иметь какие-либо ограничения или нет?
II. Активизирующая игра «Испорченный телефон»
Я предлагаю вам сыграть в игру «испорченный телефон» по рядам. Сидящим на первых партах я передам информацию, которую они должны запомнить и быстро (например, за 2 минуты) передать сидящим сзади.
1 ряд. Запомни и передай: «Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику, и домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушиваться к общественному мнению». Последний на вашем ряду, получив данную информацию, должен поднять руку.
2 ряд. Запомни и передай: «Свободная пресса - это существенная часть демократического общества. А общество - это мы». Последний на вашем ряду, получив данную информацию, должен будет встать.
3-й ряд. Запомни и передай: «Те, кто причиняют ущерб своему народу и подавляют его, провоцируют недовольство и жалобы». Последний на вашем ряду, получив данную информацию, должен подойти к столу учителя.
- С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?
- Что произошло с информацией после того, как вы ее передали?
- Почему так получилось?
- Кто несет ответственность?
III. Обобщение материала по теме собрания
Средства массовой информации (СМИ) - методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории (Большой толковый социологический словарь. Т. 2. М., 1999).
Информация - сведения, передаваемые одними людьми в процессе межличностной коммуникации или распространяемые по каналам специальной или массовой коммуникации с целью создать, пополнить, изменить представления, их ориентацию в событиях и явлениях окружающего мира. В узком смысле информация - совокупность кратких не комментированных сведений об актуальных фронтах жизни общества. В широком смысле информация включает все имеющие значение сведения, получаемые, хранимые, перерабатываемые, распространяемые и используемые в биологических объектах, машинных системах и человеческом обществе, в котором функционируют различные виды социальной информации (Краткий политический словарь. М., 1989).
Средства визуальной коммуникации - понятие комплексное. Оно является производным от понятия СМИ, под которыми понимаются «средства передачи между отправляющей и принимающей сообщение стороной в процессе массовой коммуникации». Таким образом, они включают институты и системы, которые посредством газет, журналов, радио и телевидения производят и передают большое количество информации, направленной не на определенного адресата, а на всех адресатов без их определения. Если дать обобщенное определение понятия средств визуальной коммуникации, то можно сказать, что средства визуальной коммуникации означают технические средства создания видеообраза, т. е. кинематограф, видео, телевидение, компьютеры и т. д.
Слово «телевидение» является составным, включает в себя греческую морфему tele (далекий, далеко) и латинскую морфему Визион (смотреть, видеть) и иногда обозначается сокращением TV. Данный технический термин означает механизм живого воспроизведения происходящих в определенном месте событий и их трансляции на большие расстояния, который является общим для всего мира средством коммуникации.
Общеизвестно, что социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды. Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. В нее органично вошли и средства визуальной коммуникации, глубоко проникшие в различные сферы его жизни. Такие факторы современного социума, как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства визуальной коммуникации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении громадному числу людей, обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, Интернета СМИ становятся важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений.
Средства визуальной коммуникации оказывают неоднозначное влияние на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Влияние, оказываемое телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на школьников в процессе их социального развития, отражается в их стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Склонность подростка к фантазиям, замене реальной жизни воображаемыми событиями, в которые он сам начинает искренне верить, также не безобидны, что становится фактором часто возникающих подростковых проблем. Поэтому роль СМИ в воспитании подростков не может не являться объектом для педагогического внимания.
Изменения в социальной среде оказывают заметное влияние на процесс воспитания детей в школе и семье. Исследователи отмечают устойчивую тенденцию к чрезмерной опеке детей со стороны родителей, что ведет за собой инфантилизм, индивидуализм, эгоизм в их поведении. С другой стороны, некоторая самостоятельность, предоставляемая семьей подростку, инициирует создание собственной подростковой субкультуры как отражения этой самостоятельности и относительной независимости. Поиск подростками нравственного идеала, смысла и образа жизни, сопровождаемые бурным физическим, интеллектуальным, нравственным, эмоциональным развитием, являются важнейшими для них. Поэтому их чувствительность к влиянию средств визуальной коммуникации значительно выше, чем в любом другом возрасте. Вот почему глубокое и всестороннее изучение их воспитательного потенциала является актуальной проблемой научных исследований.
Содержание программ, предоставляемых телевидением, охватывало различные сферы человеческой жизни в целом - сообщения и обзоры на темы политики, культуры и текущих событий, образовательные, развлекательные и художественные передачи, поэтому его влияние на жизнь нации нельзя вкратце назвать иначе как огромным. Так, исследование, проведенное в Японии, установило, что японские подростки до окончания повышенной средней школы проводят в школьных классах в целом 12 000 часов, тогда как время, проводимое ими за просмотром телепередач, составляет 22 000 часов. Таким образом, японские подростки в среднем ежегодно проводят в школе по 980 часов, а у телеэкрана - 1340 часов. Японские исследователи выявили также, что дошкольник до поступления в школу проводит перед телевизором 9000 часов. Эти исследования убеждают, что дети и подростки в течение длительного времени подвергаются воздействию телевидения. Анализ телевизионных программ в различных государствах, например, в Корейской республике, США, Германии и других свидетельствует, что основное время телевещания отдано боевикам, в которые включено неоправданное изобилие сцен насилия. Вот почему телевидение и другие средства визуальной коммуникации называют «школой насилия». Согласно исследованию, проведенному министерством здравоохранения США, просмотр демонстрировавшихся на телевидении за последние 10 лет сцен насилия и программ агрессивного характера оказывает вредное влияние на формирование характера и жизненной позиции человека. Анализ материалов, полученных телекомпанией Columbia Broadcasting System от 1650 лондонских тинэйджеров, показал, что чем чаще подросток смотрит телевизионные программы со сценами насилия, тем больше он вовлекается в совершение насильственных действий тяжкого характера.
Существуют объективные причины, побуждающие педагогов, родителей и общественность принимать активные меры по ограничению демонстрации на телевидении сцен насилия, оказывающих отрицательное влияние на зрителей. Сцены насилия на телевидении приводят к пониманию мира как насильственного и опасного для человека и могут сформировать негативный взгляд на реальный мир.
Понятие новых средств визуальной коммуникации включает в себя кабельное телевидение, компьютерную связь, компьютерные электронные игры и прочие, вновь возникающие средства. На практике первое знакомство с компьютером в большинстве случаев происходит через игры, которые распространились настолько, что их можно назвать неизбежным компьютерным злом. Таким образом, компьютерные игры являются средством, оказывающим наибольшее влияние на подростков. Компьютерные (электронные) игры повсеместно проникают в жизнь подростков, а по ежедневно затрачиваемому на них времени, составляющему в среднем 76 минут в день, они занимают второе место среди средств визуальной коммуникации, уступая только телевидению.
IV. Анализ результатов анкетирования учащихся
По результатам российских исследований, СМИ:
• информируют;
• воспитывают;
• развлекают;
• помогают делать выбор;
• образовывают;
• развивают;
• формируют общественное мнение.
Шкала мнений
СМИ приносят пользу человеку и обществу |
СМИ наносят вред человеку и обществу |
1. Дают полезную, объективную информацию |
1. Дают неправдивую, предвзятую информацию |
2. Воспитывают нравственные качества |
2. Пропагандируют жестокость и насилие |
3. Развивают личность |
3. Вмешиваются в личную жизнь: политиков, государственных деятелей, известных музыкантов, певцов и т. д. |
4. Формируют общественное мнение |
4. Развращают людей |
5. Развлекают |
5. Наносят вред здоровью |
По мнению наших детей, к средствам массовой информации относится:
• пресса -...%
• телевидение - ...%
• художественная литература -...%
• другое-...%
Роль СМИ в жизни человека:
• информируют-...%
• воспитывают-...%
• развлекают-...%
• помогают делать выбор - ...%
• образовывают - ...%
• развивают -...%
• формируют общественное мнение - ...%
СМИ приносят пользу человеку и обществу - ...%
СМИ наносят вред человеку и обществу - ...%
V. Подведение итогов
Человек ежедневно получает огромное количество информации, достоверной и недостоверной, порой очень противоречивой. Но именно это и дает человеку возможность проанализировать, сравнить эту информацию, критически осмыслить и сделать осознанный выбор.
СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемой через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя.
Воздействие средств визуальной коммуникации на процесс нравственного развития подростка и его социализации может быть как положительным, так и отрицательным.
Повышение эффективности воспитания подростков средствами визуальной коммуникации во многом зависит от учета уровня их воспитанности и нравственной направленности, от подготовленности подростков к адекватному восприятию кино, теле- и видеопродукции, от организации целесообразного педагогического руководства просмотрами со стороны взрослых, их помощи в выборе визуальных средств коммуникации с целью формирования эстетического вкуса и опыта их нравственной оценки. При объединении воспитательных усилий школы, семьи и общественных организаций, занимающихся данной проблемой, станет возможным усиление положительного воспитательного потенциала и нейтрализация негативного влияния теле- и видеопродукции на подростков, особенно на школьников, имеющих отрицательный опыт нравственного поведения и асоциальную направленность.
Автор-составитель: Дюкина Ольга Викторовна
Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда», 7 класс
Родительское собрание «Половое созревание в подростковом возрасте», 7 класс
Родительское собрание «Воспитание в труде. Роль семьи», 7 класс
Темы родительских собраний в 7 классе на учебный год по ФГОС
Татьяна Анатольевна Орлянская # 23 февраля 2019 в 13:02 0 |