Цель: показать родителям значимость самообразования в формировании образовательных компетенций обучающихся; дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: классный руководитель, родители, педагог-психолог, педагог-тьютор.
План проведения:
1. Выступление классного руководителя.
2. Выступление педагога-тьютора.
3. Выступление педагога-психолога.
4. Практическая часть.
5. Подведение итогов собрания.
Подготовительная работа:
Проведение анкетирования обучающихся.
Анкета для обучающихся
1. Какие предметы в школе тебе нравятся больше?
2. Пытаешься ли ты приобрести дополнительные знания по этим предметам?
3. Нравится ли тебе самостоятельно приобретать знания?
4. Из каких источников информации ты получаешь новые знания?
5. Для чего тебе нужны знания, которые ты приобретаешь самостоятельно?
6. Нужна ли тебе помощь в самостоятельном приобретении знаний?
1. Выступление классного руководителя.
- Что такое самообразование? Это процесс целенаправленного, осознанного приобретения новых знаний, умений и навыков. В основе его лежит не только естественная потребность человека в информации, любознательность, но и приложение волевых усилий. Смело можно утверждать, что самообразование - это двигатель развития личности.
Школьная программа построена так, что большую часть знаний школьнику необходимо получать самостоятельно. Что такое самообразование в школе, можно понять, просмотрев дневник ребенка. Множество заданий на дом предполагает, что, кроме обучения на уроках, школьник будет заниматься и дома. Самообразование ребенка может быть дополнением к основной школьной программе или развитием творческого потенциала. Также самообразование может полностью заменить занятия в учебном заведении. В качестве дополнения к школьным занятиям самообразование присутствует в учебном процессе каждого ребенка. Все преподаватели задают домашние задания по пройденным на уроках темам. Это делается с целью проверить, насколько ученик усвоил полученный материал. Также такой метод обучения применяется для закрепления пройденного материала. Подобным способом можно «подтянуть» те темы по предметам, которые ребенку не удается усвоить. Например, если ему непонятны какие-то правила орфографии, то стоит позаниматься по этой теме дома. Если ребенок сам хочет понять сложную для него тему, то занятия дома ему будут только в радость. В противном случае без помощи педагога не обойтись.
Стремление к самообразованию складывается у учащихся на основе совокупности различных мотивов, среди которых доминирующую роль, особенно в средних классах, играет познавательный интерес к определенной области знаний. Познавательный интерес является эффективным мотивом самообразования в силу своих положительных побудительных свойств. Он вызывает определенные эмоциональные состояния, стремление к активному поиску знаний.
Технологии самообразования в наше время доступны любому человеку. В первую очередь, конечно же, оно заключается в чтении. Причем если раньше мы пользовались библиотеками, то сейчас поиск нужной информации предельно упростился. В Интернете можно найти книги и статьи на любых языках и по любой теме. Но одного чтения порой недостаточно. Особенно это касается тех сфер, где необходимы и другие навыки, например конструирование, рисование. В них также многое может дать самообразование. Это и просмотр обучающих программ, освоение материала на компакт-дисках, выполнение упражнений и прослушивание радио. Все может пойти на пользу, достаточно научиться использовать свое время и способности. К примеру, человек, желающий самостоятельно освоить иностранный язык, очень многого может добиться с помощью самообразования.
Стимулирование школьников к самообразованию, осуществляемое на уроке, продолжается во внеклассной работе, где значимыми являются мероприятия, которые подводят итог предыдущей длительной работы. К ним относятся: «предметные недели», научно-практические конференции, презентации работ различных спецкурсов и т. п. Стимулирование самообразования должно опираться на формирующиеся познавательные интересы школьников, на профессиональные интересы в старших классах, на уровень притязаний учащихся. Причем следует стремиться к тому, чтобы влияние учителя и родителей гармонировало со сложившейся у каждого школьника структурой мотивов самообразования. Например, наказание не может являться эффективным стимулом самообразования, а поощрение за успехи в самообразовательной деятельности играет немалую роль, так как укрепляет у ученика мнение о пользе этой деятельности, фиксирует уровень его притязаний, влияет на эмоциональную сферу.
2. Выступление педагога-тьютора.
- Как важно научить детей ориентироваться в огромном потоке информации, уметь самостоятельно совершенствовать свои знания! Эти навыки позволят школьнику быстро приспосабливаться к новым требованиям, предъявляемым жизнью, быть обучаемым, гибким, уметь быстро мобилизовывать свои силы и волю для освоения новых профессий.
Способный к самообучению человек не боится делать осознанный выбор, решать возникающие проблемы, при этом он понимает, что несет за принятые решения полную ответственность.
Современная система образования помогает школьнику ориентироваться в образовательной среде с помощью составления индивидуального образовательного маршрута, а сопровождает его в этом процессе опытный педагог-тьютор.
Тьюторское сопровождение учащихся в процессе самообразования - вид гуманитарного педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия для осуществления и осмысления подростком самообразовательных действий. Под самообразовательным действием понимается любое действие подростка, направленное на достижение целей самообразования.
Педагог-тьютер знакомит родителей с функциями своей работы, составлением индивидуального образовательного маршрута для школьников.
3. Выступление педагога-психолога.
- Как понять родителям, что ребенок встал на путь самообразования, умеет находить необходимую информацию, планировать и контролировать свои действия, имеет твердую жизненную позицию?
Если школьник сам выполняет домашнюю работу, заданную учителем, рефераты, проекты, значит ли это, что он занимается самообразованием? Нет, потому что он делает работу, объем которой, тему, примерное наполнение и время выполнения определяет учитель.
Что же может подтолкнуть школьника к самообразованию?
Серьезным стимулом к расширению познавательных интересов является необходимость сдавать экзамены в 9 и 11 классах, желание успешно учиться в университете, состояться в выбранной профессии.
Старшеклассники более глубоко погружаются в процесс самообразования, который иногда даже занимает больше времени, чем уходит на усвоение школьного объема знаний. И уже ни учитель, ни родители не определяют рамки объема новой информации по интересующему школьника вопросу. Только он сам решает, как искать нужные знания, когда и сколько. Деятельность ребенка в этом случае добровольна.
Интересная, насыщенная жизнь школьника (серьезные занятия в центрах дополнительного образования и кружках, посещение театров, музеев, выставок, познавательные поездки, походы и т. д.) способствует развитию креативной, творческой, самостоятельной личности. Чем больше видит, слышит, знает ребенок, тем раньше и сильнее пробудятся мотивы для самообразования, желание подробнее узнать о чем-то, интерес к дополнительным источникам знания.
Могут ли родители развить у ребенка тягу к самообразованию? Да! Но как? Любимое чадо необходимо хвалить за проявляемое усердие, искренне радоваться его успехам, корректно помогать, чаще говорить с ним о том, что его интересует, поддерживать желание добиться положительного результата.
4. Практическая часть.
Родители знакомятся с результатами анкетирования, обсуждают ответы своих детей.
Проводится игра-тренинг «Карусель проблем». Все участники родительского собрания делятся на 3 на группы. Общая проблема («Как помочь ребенку настроиться на процесс самообразования») разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы записана в верхней части листа. Получив по одному такому листу, в течение 3-5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы все группы поработали с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению прекращается, ее участники обобщают полученные ответы и представляют их всем. Обсуждение выделенных проблем дает представление о том, как решить общую проблему «Как помочь ребенку настроиться на процесс самообразования».
5. Подведение итогов собрания.
Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда», 7 класс
Родительское собрание «Половое созревание в подростковом возрасте», 7 класс
Темы родительских собраний в 7 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Переходный возраст», 7 класс
Родительское собрание «Воспитание в труде. Роль семьи», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!