Конкурсы

Родительское собрание в 5 классе. Профилактика вредных привычек

Сценарий родительского собрания для 5 класса на тему «Профилактика вредных привычек школьников»

Цель: актуализация знаний об отрицательном влиянии вредных привычек на развитие детей.

Задачи: пополнить знания родителей о причинах и признаках вредных привычек; определить пути помощи детям, подверженным вредным привычкам.

Форма проведения: диспут

Участники: родители учащихся, классный руководитель, медицинский работник.

Подготовительная работа

Работа с учащимися. Ассоциативный тест.

Учащимся предлагается в течение 2 минут написать как можно больше слов, которые им приходят на ум, когда они слышат слово:

Привычка - ...

Сигарета - ...

Алкоголь - ...

Здоровье - ...

Оформление помещения, оборудование

У каждого родителя чистый лист, ручка.

На доске или плакатах высказывания:

Трудно себе представить то благотворное влияние, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом. (Л. Толстой)

Никакие напасти и преступления не уничтожают столько народа и народного богатства, как пьянство. (Ф. Бэкон)

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи, и, что всего ужаснее, губит души людей, их потомство. (Л. Толстой)

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые родители! Вспомните, пожалуйста, сколько раз за последние две-три недели вы приходили домой и искренне, без какой-то особой воспитательной задачи, «в трезвом уме и здравой памяти» говорили своему ребенку о том, как прекрасна жизнь, какое наслаждение быть живым и здоровым, любить, смеяться, плакать...

Среди всеобщего нытья о плохих людях, растущих ценах, нелучших жилищных условиях, плохой погоде, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках помогаем ли мы своим собственным детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, - великий и бесценный дар?..

Ведь если мы сами не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, и не доказываем это детям на своем примере, что же мы можем противопоставить наркокультуре, утверждающей: кроме табака, алкоголя, наркотиков, психоделического рока, разврата и скотского поведения, в этой жизни радоваться совершенно нечему, да и жить-то без этого практически не имеет смысла. Мы не имеем права забывать, что для ребенка самый действенный образец жизнелюбия или смертной скуки - это его родители.

II. Активизирующая игра «Ассоциации»

Классный руководитель. Уважаемые родители! Возьмите, пожалуйста чистый лист, ручку. Взяли? А теперь попробуйте в течение двух минут написать как можно больше слов-ассоциаций на слово:

Привычка - …

Сигарета - …

Алкоголь - …

Здоровье - …

Профилактика - …

Сосчитайте количество слов-ассоциаций на каждое слово. Какую эмоциональную окраску в большинстве случаев несут слова-ассоциации?

По какому из предложенных понятий вы обладаете большей информацией?

Есть ли необходимость пополнить свои знания?

III. Анализ ответов учащихся

Классный руководитель. Аналогичную работу выполняли ваши дети. Сравним результат:

Максимальное количество слов, названных к первому слову - ...

Из них имеют положительную эмоциональную окраску - ... слов, что составляет ... %, отрицательную - ... слов,...%.

Также анализируются все остальные слова. Наиболее точные определения можно зачитать. Классный руководитель дает оценку самому «привлекательному» слову. Делает выводы, о каком понятии дети обладают большей информацией, что они знают, в чем ошибаются, какое отношение имеют.

IV. Организация обсуждения причин возникновения вредных привычек

Классный руководитель. Привычка - вторая натура... как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычки - это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. Каковы же причины появления вредных привычек в младшем подростковом возрасте?

Причины нарушения поведения и возникновения вредных привычек

1. Игнорирование особенностей пубертатного периода. Для учащихся 4-6 классов большую роль играет окружение, в первую очередь друзья. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма высока тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой.

Наибольшие трудности возникают при общении с подростками 12-17 лет. И это не случайно. Подростковый (пубертатный) период характеризуется тем, что вчерашний ребенок вступает в процесс полового созревания. У ребенка формируется социально-психологическое отношение к окружающим, и в первую очередь к сверстникам, учителям, родителям; начинают довольно четко вырисовываться черты характера, складываются интересы, наклонности к той или иной деятельности, т. е. проявляются основы личности.

Становление характера и личностных свойств неразрывно связано со стремлением к самостоятельности, отсюда попытки освободиться от опеки родителей и старших, определить свое отношение к окружающему. Отсутствие жизненного опыта и еще нечеткая направленность стремлений и убеждений нередко создают для подростка целый ряд трудностей, в частности при общении с окружающими.

Наиболее характерными для раннего подросткового возраста являются реакции протеста или оппозиции, имитации и компенсации. Эти реакции периодически возникают в кругу семьи или школьном микроколлективе (классе) в связи с неблагоприятно сложившейся для подростка ситуацией, имеют четкую направленность против тех лиц, которые, по его мнению, повинны в ее возникновении.

Самое важное в этот период - постараться воспитать в учениках независимость, способность отстаивать свое мнение, не идти на поводу у других.

Нужно формировать у ребенка критическое отношение к заманчивым предложениям рекламы и к соблазнительным предложениям сверстников (что-то попробовать, с чем-то поэкспериментировать).

Реклама табака и алкогольной продукции действует, в основном, на детей и подростков. Это происходит в силу отсутствия у них критического осмысления красиво оформленных, соблазнительных предложений. Приманкой служат яркие краски, красивые люди и престижные вещи. Привлекают великолепные пейзажи, иностранные слова и обещания чего-то необычного: путешествия, приключения, новые возможности.

Дети бессознательно стремятся подражать рекламным «героям» и верят, что приобретение, использование этого товара принесут им обещанное счастье, успех, процветание, красивую внешность, приятное общение и популярность. Дети должны знать, для чего служит реклама, кому это выгодно. Для этого поиграйте в интересную игру: поищите и обсудите возможные приманки и ловушки, например, рекламы сигарет «Мальборо».

На картинке - сильный, мужественный, загорелый мужчина с белозубой улыбкой, на которого очень хочется быть похожим. Это приманка.

Ловушка - человек начинает курить и покупает сигареты, обогащая фирму, производящую данный сорт сигарет.

Кроме того, курение способствует появлению серого цвета лица, желтых зубов и уж точно не прибавляет объема мышцам.

Или реклама «продвинутого» пива.

Ребенок может спросить: «Почему же рекламируют табак и алкоголь, если это опасные вещества?» ответить можно так: «Реклама не запрещена. И люди сами должны научиться видеть ловушки, чтобы в них не попадать».

Значительно расширяются социальные контакты подростка, перед ним возникает много социальных и личностных проблем, которые он пытается осмыслить. Неудачи переживаются крайне болезненно и бурно, так как для пубертатного периода типичны повышенная эмоциональная лабильность, ранимость и впечатлительность.

Подростки часто жалуются на снижение работоспособности, утомляемость, головные боли, нарушения процесса засыпания. Нередко в этот период отмечаются так называемые пубертатные поведенческие кризы:

1. Повышенное внимание к своему здоровью и страх заболеть тяжелой болезнью.

2. Ложное убеждение в своей физической неполноценности (неправильные черты лица, некрасивая фигура, тонкие ноги и т. п.).

3. Стремление все осмыслить самостоятельно, понять, найти ответ на волнующие вопросы в книгах и даже философских трудах. Такие подростки избегают контактов со сверстниками, стремятся к уединению.

4. Нарушения поведения - грубость, озлобленность, негативное отношение к взрослым. Иногда в поведении подростка звучат романтически-таинственные мотивы, иногда - нелепо-циничные, что обусловлено особенностями воспитания и темперамента.

В силу эмоционально-волевой незрелости подросток при слабом воспитательном контроле может легко попасть под влияние асоциальных элементов, маскирующих свою истинную сущность красивыми фразами и рассуждениями об «истинной жизненной философии» без запретов и условностей, не согласующейся с официально принятой «учебной».

Пубертатные поведенческие кризы, как правило, возникают при неблагоприятных условиях воспитания или у детей, страдающих хроническими заболеваниями (ревматизмом, туберкулезом, пороком сердца и др.). Возможны они и на фоне остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы. У физически здоровых подростков с правильными жизненными и трудовыми установками пубертатный период протекает относительно благоприятно.

2. Органические поражения головного мозга, хронические заболевания, интоксикациии и др. Одной из причин, способных вызвать вредные привычки, нервно-психические нарушения, является органическое поражение головного мозга. Наиболее часто встречаются остаточные явления черепно-мозговой травмы. Она может возникнуть как в период родов, так и в ранние годы жизни.

Эти поражения могут длительное время не проявляться какими-либо болезненными нарушениями, в результате чего родители забывают о них.

Поражения центральной нервной системы возникают и вследствие перенесенных мозговых инфекций (менингит, энцефалит) или общих инфекций (ревматизм, вирусный грипп). Травматические повреждения на этом фоне вызывают довольно выраженные нарушения в психическом развитии ребенка.

Крайне неблагоприятно влияют на нервно-психическое состояние ребенка различные физические дефекты как врожденного, так и приобретенного характера, особенно косметические дефекты лица (заячья губа, волчья пасть и др.), такие дети с раннего возраста при общении с окружающими, особенно со сверстниками, начинают мучительно переживать свою «неполноценность».

Среди причин, вызывающих нарушения поведения и порождающих вредные привычки, особое место занимает интоксикация. Наиболее распространенной является алкогольная интоксикация - чаще периодическая под влиянием старших подростков, родителей или близких сверстников. Другая форма интоксикации возникает в результате употребления наркотических средств - транквилизаторов (седуксена, элениума и др.) и антигистаминных препаратов. Нейроинтоксикация оказывает крайне неблагоприятное воздействие как на организм ребенка, так и на его личностное становление.

3. Психические травмы - сверхсильные для личности переживания, сопровождающиеся отрицательными эмоциональными реакциями. Они играют значительную роль в появлении различных нарушений поведения и вредных привычек. Причинами чаще всего бывают различные конфликтные ситуации.

Чаще других встречается так называемый конфликт поколений, возникающий в результате чрезмерной опеки и контроля старших за поведением и поступками подростков. Очень болезненно переживают подростки насильственное лишение общения со сверстниками, с которыми установились прочные и эмоционально значимые взаимоотношения.

Крайне болезненно воспринимается детьми и ломка привычных жизненных установок: переезд в другой город или район города, переход в другую школу.

Иногда причиной переживаний становится конфликт в результате комплекса собственной неполноценности. Чаще он возникает у подростка с пограничной умственной отсталостью, как результат его несостоятельности в усвоении учебной программы, частных «воспитательных бесед» учителей, угроз и наказаний со стороны родителей.

Причиной психической травмы могут быть необоснованные обвинения в неблаговидном поступке, пробудившаяся и отвергнутая пылкая юношеская влюбленность, ущемленное самолюбие, раскрытие тщательно скрываемых секретов и др.

4. Негармоничная семья и неправильное воспитание. Типичная ошибка - дефицит внимания к ребенку в семье. Когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Психологическая безнадзорность особенно вредна в случае, если она сочетается с гиперопекой... Там, где господствует жесткая рекомендация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности. Поскольку нравственность в основе своей предполагает, прежде всего, свободу выбора, направления и способов действия.

Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, как, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем, нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, личностной несостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти...

В какие бы благопристойные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение - она все равно остается самой распространенной, то есть типичной ошибкой воспитания.

Чем опасна гиперопека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Этим можно объяснить ситуацию, когда отличник, послушный сын заботливых родителей вдруг оказывался вовлеченным в противоправные действия, включая употребление наркотических веществ.

Необходимо помнить, что искусственно сдерживаемая путем запретов активность ребенка, подростка все равно найдет какой- либо выход. И если все разумные и полезные направления для этой активности перекрыты, то выход ее будет неожиданным и неблагоприятным. Иначе быть не может. Поэтому, по каким-либо причинам ограничивая детей в той или иной деятельности, необходимо одновременно дать им возможность проявить себя в чем-то другом, интересном и полезном для них.

Работа над ошибками начинается с понимания, осознания собственной неправоты и неправомерности своих действий. Важно понять: ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие нет; что можно делать, а чего следует избегать.

Так, гиперопека у некоторых детей подавляет инициативу, других, более активных, ведет к импульсивным, немотивированным действиям, третьих - подталкивает к скрытности, стремлению обмануть взрослых. И тогда важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества как раз и являются «тихими» в отличие от тех, кто употребляет алкоголь.

Импульсивные, немотивированные поступки особенно часто наблюдаются в подростковом возрасте. Чем это обусловлено?

Во-первых, процесс полового созревания на определенных стадиях сопровождается повышением возбудимости подкорки, а кора головного мозга временно не справляется с функцией контроля.

Во-вторых, возрастающее стремление ребенка к самостоятельности, которое для родителей оказывается неожиданным, встречает с их стороны наиболее активное противодействие именно в подростковом возрасте. Так как это желание проявляется время от времени, старшие не всегда осознают необходимость предоставления своему сыну или дочери большей самостоятельности, даже если внутренне почти готовы к этому непростому решению.

Как избежать искушения авторитарностью?

Кто с высоты своего положения родителя не требовал от подростка безусловного подчинения, признания своей правоты во всех ситуациях, даже при разногласиях? Подумайте, чем оплачена такая «победа»? Испугайтесь, что этим самым вы, может быть, перечеркиваете атмосферу взаимопонимания, доверия? Научитесь отличать авторитетность (когда ребенок, уважая вас, согласится с вашим мнением) от авторитарности (когда вы попросту подавляете его инициативу, ломая ему жизнь).

Поймите, что безусловное подчинение, которого вы добиваетесь, подавляет способность человека к самостоятельному анализу жизненных ситуаций, возможность самому разобраться в поведении и личностных качествах других людей, программирует ситуационность поведения и подчиняет случайным мнениям. В итоге - препятствует выработке собственной позиции, решению выбора, умению сказать «Нет!», в том числе и на предложение попробовать наркотик.

А теперь время исправлять ошибки. Необходимо научиться доверять ребенку, предоставив ему пространство для жизни, для его ошибок, для его собственного опыта, проявления самостоятельности. Попробуйте, сделайте шаг в этом направлении и увидите: ваш ребенок не растеряется от неожиданного предложения попробовать наркотик. Это даже не придет ему в голову, так как он сделал самостоятельный (без нажима с вашей стороны), альтернативный выбор.

Семья способствует формированию как психологических, так и социальных свойств личности. Если подросток воспитывается в гармоничной семье, все члены которой связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, то неблагоприятная среда (асоциальная компания) не оказывает на него такого деформирующего воздействия, как на подростка из неблагополучной (негармоничной) семьи.

Гармоничные отношения чаще устанавливаются в полных семьях, где есть отец, мать, бабушки, дедушки и другие родственники. Негармоничными нередко бывают семьи, где отсутствует один из родителей, имеется отчим или мачеха, не нашедшие эмоционального контакта с ребенком. Различные нарушения в поведении часто бывают у подростков, которых родители отдали на воспитание бабушке и дедушке.

К негармоничным следует относить и семьи, где нарушены внутренние солидарные отношения, нет взаимопонимания при решении жизненных проблем, отмечается чрезмерное доминирование одних членов над другими, отсутствует эмоциональная теплота, часто возникают конфликтные ситуации.

Здоровая семья

Семья с проблемами

1. Это открытая система

1. Это закрытая система

2. Самооценка у каждого члена семьи высокая

2. Самооценка у членов семьи низкая

3. Внутри семьи общение прямое и ясное; способствует росту «Я»

3. Общение неадекватное, непрямое (нет умения выражать свои чувства и потребности напрямую), препятствует росту «Я»

4. Есть ясные каждому члену семьи правила и традиции, однако эти правила гибки и могут быть изменены, если этого потребуют новые условия

4. Правила жесткие, скрытые. Люди измеряют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила. В семье существуют запреты на обсуждение правил

5. Семья открыта для самых прямых доверительных контактов внутри и вне ее: есть пространство для развития каждого «Я» и «Мы»

5. Ролевые взаимоотношения сводятся к семейным сценариям, где каждый участник играет свою роль. (Например, в алкогольной семье: отец-алкоголик «зависимый», мать «созависимая», ребенок «герой», «козел отпущения», «шут», «потерянный ребенок»

Здоровая семья

Семья с проблемами

6. Все сочувствуют друг другу, переживают. Верят, что для обеспечения внутреннего комфорта достаточно того, чтобы человек чувствовал поддержку семьи. Думают, что человек сам отвечает за свои поступки, доверяют или принимают людей такими, какие они есть

6. Созависимый чувствует ответственность за других. Он исправляет, защищает, спасает, контролирует

     

V. Формы проявления нарушений поведения и вредных привычек

Классный руководитель. Различные формы нарушения поведения и вредные привычки не всегда закрепляются. С возрастом они могут сглаживаться. Однако эти изменения являются начальными проявлениями нервно-психического заболевания. Возникшие в подростковом возрасте болезненные проявления на какое-то время могут исчезнуть, но непременно проявятся в более зрелом возрасте.

1. Страхи и навязчивости. Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны (10-20 минут), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы, у ребенка появляется критическое отношение к ним.

У старших детей и подростков навязчивые страхи усложняются, а действия принимают вид болезненных защитных, порой довольно сложных ритуалов. Навязчивый страх заразиться сопровождается частым мытьем рук, навязчивый страх получить плохую отметку приводит к целому ряду запретов (например, не ходить в кино или не смотреть телевизор и т. д.).

2. Двигательная расторможенность. Двигательная расторможенность относится к наиболее распространенным нарушениям поведения в детском и раннем подростковом возрасте. Проявляется она в неусидчивости, обилии недостаточно целенаправленных движений. Буйная резвость, стремление бегать наперегонки, прыгать, затевать Различные подвижные игры сочетаются у таких детей с повышенной отвлекаемостью, неспособностью длительно концентрировать внимание. Ребенок не может сосредоточиться на объяснениях учителя, легко отвлекается при выполнении домашних заданий, в результате чего серьезно страдает его успеваемость.

Наряду с двигательной расторможенностью нередко встречается эмоциональная неустойчивость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям и конфликтам, такие подростки, как правило, постоянные нарушители дисциплины.

3. Побеги из дома и бродяжничество. Такие нарушения поведения, как повторяющиеся уходы из дома, иногда многодневное бродяжничество проявляются чаще в период от 7 до 13 лет. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку.

Важно отметить, что уходы из дома осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. При частых уходах подросток нередко попадает в компанию асоциальных элементов и начинает привыкать к алкоголю.

4. Расстройство аппетита. Расстройство аппетита или нарушения «пищевого поведения» у детей и подростков возникают по различным причинам. Это может быть стремление обратить на себя внимание и добиться желаемой цели или реакция на ссору, разлуку с родными и близкими, тяжелые переживания. Причиной ограничения в еде или отказа от пищи является также желание похудеть, исправить фигуру.

5. Страх перед своей физической неполноценностью. Под этим понимается необоснованная убежденность в наличии у себя физического недостатка, неприятного для окружающих. Этот феномен чаще встречается у девочек.

6. Патологические увлечения (хобби). Патологическое увлечение характеризуется крайней одержимостью или чрезмерно интенсивным характером, необычностью и вычурностью, когда все остальное (учеба, развлечения, встречи с друзьями) отодвигается на задний план.

7. Табакокурение. Курение - одна из распространенных вредных привычек у подростков. В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослым и чувствовать себя взрослым. Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремится подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребенок начинает курить тайком в компании сверстников, вдали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. При курении можно поговорить на запретные темы, найти взаимопонимание и поддержку у собеседника, повысить свой авторитет среди сверстников, расширить дружеские контакты и др. Чтобы купить сигареты, подросток начинает «выкраивать» деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино и т. п.). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. Эмоциональный фон, создаваемый запретом и желанием пообщаться с единомышленниками, способствует закреплению привычки, хотя у большинства подростков на первых этапах курение вызывает неприятные ощущения (кашель, першение в горле, головокружение, тошноту и т. п.).

8. Злоупотребление алкоголем. В целях изучения вопроса становления влечения к алкогольным напиткам или развития алкоголизма обследован большой контингент подростков ряда школ и профессионально-технических училищ Москвы, обнаруживших тенденцию к алкоголизации. Установлено, что большинство опрошенных впервые познакомились с алкоголем в возрасте 10-14 лет, т. е. до наступления пубертатного возраста.

При анализе полученных результатов и при контрольном сравнении выявлен интересный факт: акселерация отражается и на употреблении спиртных напитков населением. Так, если у лиц 1940-1950 гг. рождения средний возраст систематического употребления спиртных напитков составляет 18,3 года, то у родившихся в 1961 -1966 гг. - 16,1 года. Современное поколение подростков характеризуется более быстрым формированием интересов, в частности и к спиртным напиткам.

Знакомство с алкоголем происходит преимущественно в праздничные дни, на торжествах и т. п., где подросток зачастую тайком пробует алкоголь в небольшом количестве, причем им движет любопытство к напитку, пользующемуся у взрослых популярностью. Между первым знакомством с алкоголем и пубертатным кризом имеется определенный перерыв - воздержание. В пубертатном возрасте подросток хочет казаться взрослым, мужественным, лучше других или хотя бы не отставать от других (не быть «белой вороной»). В этом возрасте (15-17 лет) и начинается систематическое курение и алкоголизация. Изменяются и мотивационные моменты употребления алкоголя: если до пубертатного криза это были любопытство и имитация, то в пубертатном возрасте уже чувство престижа, реакция эмансипации.

Большинство подростков испытывают при первом употреблении алкоголя отвращение или безразличие и лишь 24% получают Удовольствие. После первого незначительного употребления алкоголя симптомов алкогольной интоксикации не наблюдается. Будет ли подросток пить в дальнейшем, во многом зависит от отношения к пьянству окружающих.

Развитию алкоголизма способствует целый комплекс социально- бытовых условий и прежде всего - отношение к алкоголю родителей. В семьях, где алкоголизация родителей отсутствует, средний возраст первого знакомства со спиртными напитками - 12-15 лет, а в неблагополучных в этом отношении семьях - 9-12 лет. Чем выраженнее пристрастие к алкоголю родителей, тем раньше происходит знакомство ребенка со спиртным. На основании изложенного можно сделать вывод, что в тех случаях, когда для родителей употребление спиртного - явление привычное, ставшее своеобразной структурой их поведения, алкогольные установки передаются детям. Свои первые стереотипы поведения ребенок получает от родителей, копируя их, при этом дети не сомневаются, что поведение родителей не подлежит осуждению, ибо все, что делают папа и мама, - правильно.

В случае развития алкоголизма у одного из родителей подростка, у него возможна повышенная переносимость алкоголя и выраженное влечение к повторному приему алкоголя, что свидетельствует о наличии определенных биологических факторов, обусловливающих формирование алкоголизма.

Установлено, что подростка влечет не вкус напитка, а его действие - состояние опьянения. Степень достигаемого опьянения у 90% легкая, с ощущением прилива сил, чувства довольства, комфорта, повышения настроения. У некоторых опьянение протекает с элементами дурашливости. При таком опьянении не бывает выраженной алкогольной интоксикации, потери самоконтроля, за небольшое отклонение в поведении никто не ругает, в таком состоянии подросток не попадает в милицию, медвытрезвитель. У него формируется убеждение, что это вполне естественное и закономерное явление в жизни, и он продолжает принимать алкоголь. И лишь в тех случаях, когда формируется явный алкоголизм, родители, общественность начинают обращать на это внимание и прибегать к помощи медицины.

Существует мнение, что более раннее, систематическое употребление спиртных напитков почти всегда сопряжено с более быстрым формированием и злокачественностью алкоголизма (П.Н. Литвинов), поэтому в условиях акселерации вопросы комплексной противоалкогольной работы с подростками приобретают особую актуальность. Систематическое употребление спиртных напитков следует относить к наиболее вредным привычкам подростков, так как оно ведет не только к различным нарушениям поведения, но и развитию алкоголизма, болезненного состояния, которое правильнее называть алкогольной наркоманией. В отличие от эпизодических приемов спиртного, алкоголизм - заболевание, при котором у больных возникает болезненное влечение к алкоголю и тесно связанная с этим потеря чувства меры и контроля за количеством выпитого спиртного.

VI. Методы профилактики вредных привычек

Классный руководитель.Что удерживает ребенка от вредных привычек?

1. Раннее развитие интересов и увлечений.

2. Плотная загруженность трудными, но увлекательными занятиями - очень важно притом, чтобы детская самооценка не подвергалась риску: самолюбивые дети, «пропустившие гол» (переругали, недохвалили, кто-то оказался успешнее...) часто пускаются по наклонной плоскости.

3. Длительная, развивающаяся дружба с родителями - открытость, душевность плюс общее дело, предмет единения (спорт, походы, автомобиль, домашний театр, видеотека, музицирование, животные, совместная работа...).

4. Все клубные, политические, церковные и иные формы детско- подростково-молодежной жизни, не имеющие в обиходе никотина, алкоголя и наркотиков.

5. Благоприятный психологический климат семьи.

6. Здоровый образ жизни семьи.

VII. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Подведем итог собрания. Наиболее распространенными причинами появления вредных привычек являются:

1. Игнорирование возрастных особенностей детей.

2. Неправильное семейное воспитание.

Методы профилактики:

1. Занятость учащихся во внеурочное время.

2. Пропаганда здорового образа жизни.

3. Эффективное общение детей и родителей.

В качестве решения собрания предлагается памятка для родителей «Правила эффективного общения», тест-задание «Я и мой ребенок».

Дополнительный материал

Наглядно (тест)

Инструкция. Уважаемые родители! Этот тест поможет вам получить приблизительный ответ на вопрос о том, подвержен ли ваш ребенок риску пристраститься к алкоголю и наркотикам. Отвечайте «да» или «нет».

1. Может ли ваш ребенок купить себе алкогольные напитки (пиво, вино, водку)?

2. Замечали ли вы, что в магазинах вашего района алкоголь продают несовершеннолетним?

3. Считают ли взрослые, близкие вашему ребенку, что пить, курить, принимать лекарства в больших количествах - вполне нормально?

4. Есть ли недалеко от вашего дома или школы винные магазины?

5. Живете ли вы в крайне тяжелых материальных условиях (постоянные долги, недоедание) или, напротив, ваши материальные условия далеко отстоят от возможностей окружающих (в этом случае тоже отвечайте «да»)?

6. Напиваются ли ваши соседи, нарушают ли закон, хулиганят ли они в пьяном виде?

7. Есть ли в семье родственники, зависимые от алкоголя или наркотиков?

8. Пьет ли кто-либо в семье (употребляет наркотики) хотя бы время от времени?

9. Даете ли вы детям полную свободу поведения в отношении алкоголя и наркотиков?

10. Ваш брак - в состоянии затяжного и серьезного конфликта (постоянные ссоры, дни молчания, отсутствие согласия в решении важных вопросов)? Может быть, существует конфликт между другими взрослыми, воспитывающими ребенка?

11. Ваш ребенок проводит с вами время неохотно (мало разговаривает, избегает контактов, замыкается в себе)?

12. Часто ли ваш ребенок бывал агрессивен в раннем детстве (до 10 лет)?

13. У вашего ребенка постоянные неудачи в школе?

14. Вы замечаете у своего ребенка пренебрежение по отношению к своему будущему, обучению, профессии?

15. В раннем детстве вашего ребенка не принимали в свою компанию ровесники?

16. Друзья и подруги вашего ребенка курят, выпивают, пробуют наркотики?

17. Ваш ребенок испытывает чувство одиночества, он изолирован, у него нет друзей?

18. Случалось ли вам замечать, что ваш ребенок положительно отзывается о курении или алкоголе, что он ждет удовольствий от употребления алкоголя или наркотиков?

19. Был ли у вашего ребенка ранний (до 10-11 лет) контакт с алкоголем, курением, наркотиками?

20. Испытывали ли вы трудности при ответах на эти вопросы?

Обработка результатов.

Каждое «да» считается за одно очко. Чем больше ответов «да», тем выше степень риска у вашего ребенка. Каждый вопрос соответствует научно исследованным факторам риска. Конечно, эти факторы неравноценны, одни несут большую угрозу, другие - меньшую, однако общую степень риска можно установить достаточно достоверно.

От 1 до 6 очков. Средняя степень риска. Ей подвержено большинство (90%) молодых людей. Тут все определяет ситуация в обществе (например, количество винных магазинов и цены в них). На ситуацию, впрочем, вы можете повлиять - протестуя, к примеру, против продажи алкоголя несовершеннолетним. К сожалению, мало кто обращает внимание на это массовое безобразие. Вы можете также поддерживать профилактическую работу в школе, укреплять эмоциональную связь с собственным ребенком.

От 7 до 13 очков. Повышенная степень риска. В зависимости от местного круга общения и типа школы, так рискуют от одной до двух третей учеников. Что можно сделать? Может быть, изменить поведение взрослых, отношения в семье, усилить воспитательное воздействие.

От 13 до 17 очков. Степень риска очень высока. В эту группу входят от 10 до 15 процентов учеников средних школ, которые уже пьют и наносят вред здоровью. Тут от вас требуется серьезное участие в судьбе ребенка. Действовать надо всем миром - вместе со школьными учителями, с другими родителями.

Больше 17 очков. Крайне высокая степень риска. Нужна помощь специалиста. Внимание: период, за который подросток становится наркозависимым, очень короткий - меньше полугода.

Я и мой ребенок (тест-задание)

Инструкция. Уважаемые родители, если вы чувствуете какую-то напряженность в отношениях с ребенком, если у вас появились проблемы и вы хотите что-то изменить, у вас есть такая возможность.

В таблице отмечайте - неделя за неделей, месяц за месяцем, удается ли вам следовать этим простым, но очень важным правилам. Если успехи налицо, ставьте кружок; заштрихованный - если собой все-таки недовольны. При «переменных успехах» делите кружок надвое.

По истечении нескольких месяцев проанализируйте, как связаны ваши достижения с положительными изменениями в отношениях с ребенком.

1. Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Умейте выслушать внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет алкоголь или наркотик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Общайтесь с его друзьями: подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Показывайте пример. Алкоголь, табак, медикаменты - их употребление привычно, хотя может вызвать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни, - пример для ваших детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить в свои силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Не запугивайте: они могут перестать вам верить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

Анкета для детей

Инструкция. Внимательно прочитай каждое утверждение. Если оно кажется тебе справедливым, отметь галочкой.

1. Я чувствую любовь и поддержку семьи.

2. Я всегда могу серьезно поговорить с родителями.

3. Я часто разговариваю с родителями на разные темы.

4. Я могу обратиться за помощью не только к родителям, но к другим взрослым.

5. Я часто серьезно разговариваю не только с родителями, но и с другими взрослыми.

6. Родители интересуются моей учебой, иногда помогают делать домашние задания и посещают школьные мероприятия.

7. В моей школе хорошо.

8. Родители четко формулируют свои требования к моему поведению.

9. Родители наказывают меня, когда я нарушаю принятые в семье правила.

10. Когда я куда-то иду, родители спрашивают, куда я иду, с кем и когда вернусь.

11. Количество вечеров, которые я могу проводить вне дома, с друзьями, ограничено.

12. Мои друзья хорошо учатся, не употребляя алкоголь и наркотики.

13. Я занимаюсь музыкой.

14. Я занимаюсь в спортивной секции.

15. Я занимаюсь спортом вне школы.

16. Я стараюсь хорошо учиться.

17. После окончания школы я собираюсь учиться дальше.

18. Мои оценки выше среднего.

19. Ежедневно не менее часа я учу уроки.

20. Мне нравится помогать людям.

21. Мне небезразличны катастрофы и стихийные бедствия, такие как голод.

22. Мне небезразличны чувства окружающих.

23. Я придерживаюсь собственных убеждений.

24. Я умею принимать решения.

25. Я легко нахожу друзей.

26. Я умею планировать будущее.

27. Я доволен собой.

28. У меня будет счастливая жизнь.

Анкета для родителей

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое утверждение. Если оно покажется вам справедливым, отметьте его галочкой.

1. Дома мой ребенок окружен теплом и заботой.

2. Когда мой ребенок хочет серьезно со мной поговорить, я к этому готов(а).

3. Я часто серьезно разговариваю с ребенком.

4. Кроме меня, мой ребенок имеет возможность посоветоваться с другими взрослыми.

5. Мой ребенок разговаривает с другими взрослыми на серьезные темы.

6. Я интересуюсь тем, как мой ребенок учится, иногда помогаю делать домашние задания и посещаю школьные мероприятия.

7. В школе, где учится мой ребенок, доброжелательная атмосфера.

8. Я отчетливо выражаю свои требования к поведению моего ребенка.

9. Я устанавливаю правила поведения и наказываю ребенка за нарушение правил.

10. Когда мой ребенок уходит из дома, я знаю, куда он пошел, с кем и когда вернется.

11. Я ограничиваю количество вечеров, которые мой ребенок может провести вне дома.

12. Друзья моего ребенка влияют на него хорошо. Они хорошо учатся, не употребляют алкоголь и наркотики.

13. Мой ребенок занимается музыкой (в музыкальной школе, рок-группе и т. п.) не менее одного часа в неделю.

14. Мой ребенок посещает спортивную секцию в школе не реже одного раза в неделю.

15. Мой ребенок занимается спортом вне школы не менее одного часа в неделю.

16. Мой ребенок старается хорошо учиться в школе.

17. Мой ребенок продолжит образование после школы.

18. Мой ребенок готовит уроки как минимум шесть часов в неделю.

19. Мой ребенок стремится помогать окружающим.

20. Моему ребенку небезразличны глобальные катастрофы и стихийные бедствия, такие как голод.

21. Моему ребенку небезразличны чувства других людей.

22. Убеждения моего ребенка таковы, что не позволяют ему заниматься сексом в подростковом возрасте.

23. Мой ребенок придерживается собственных убеждений.

24. Мой ребенок умеет принимать собственные решения.

25. Мой ребенок легко находит друзей.

26. Мой ребенок умеет принимать разумные решения.

27. Мой ребенок умеет планировать свое будущее.

28. Мой ребенок надеется на счастливое будущее.

Правила эффективного общения (памятка для родителей)

Правило 1. Слушая ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы «убьете» сразу трех «зайцев»:

• ребенок убедится, что вы его слышите;

• ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

• ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Правило 2. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...»

Два мгновения для целебного одобрения

Похвали своего ребенка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее - не бойся и не скупись, даже если собственное настроение никуда... (Кстати, это и средство его улучшить!). Твое доброе слово, твое объятие, поцелуй, ласковый взгляд - подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забудь!..

И на ночь не отпускай во тьму без живого знака живой любви...

Кто сильнее: вы или ребенок? (Тест)

Инструкция. Этот тест поможет понять, насколько грамотно вы реагируете на «неправильное» поведение собственных детей. Поставьте себе отметку за «воспитательское» поведение в последние два месяца - от нуля до трех баллов, в зависимости от того, насколько вы уверенны в ответе.

1. Если мой ребенок не оставляет меня в покое...

 

Я не обращаю на это никакого внимания

3 2 1 0 1 2 3

Тут же реагирую на его поведение

 

2. Если я обещаю наказать ребенка...

 

То уверен(а), что смогу выполнить угрозу

3 2 1 0 1 2 3

Я знаю, что не смогу выполнить свою угрозу

 

З.Я...

Четко говорю ребенку, что ему можно делать, а что нет

3 2 1 0 1 2 3

Позволяю ребенку делать все, что он захочет

4. Если мой ребенок плохо ведет себя...

Я повышаю голос или кричу на него

3 2 1 0 1 2 3

Я говорю с ним спокойно

5. Если ребенка нет рядом

Часто я не знаю, чем он сейчас занимается

3 2 1 0 1 2 3

В основном я знаю, что он делает в это время

6. Если мой ребенок поступает так, как мне не нравится...

Я всегда принимаю ответные меры

3 2 1 0 1 2 3

Я просто не обращаю на это внимания

7. Если ребенок меня не слушается...

Я быстро выхожу из себя и совершаю поступки, о которых потом сожалею

3 2 1 0 1 2 3

Я всегда держу себя в руках

8. Если я обращаюсь к ребенку с угрозой или предупреждением...

Часто это остается только на словах

3 2 1 0 1 2 3

Привожу угрозу в исполнение

9. Если мой ребенок поступает плохо...

Я все равно не позволяю ему разозлить меня

3 2 1 0 1 2 3

Я злюсь так сильно, что ребенок замечает это

10. Если мой ребенок плохо себя ведет...

Я редко говорю ему грубости и ругаю его

3 2 1 0 1 2 3

Часто прибегаю к грубым словам

11. Если я сначала что-то запрещал(а) ребенку...

В итоге я делаю ему послабление

3 2 1 0 1 2 3

Я до конца стою на своем

12. Если мой ребенок делает то, что мне не нравится...

Я никогда не говорю ему обидных слов

3 2 1 0 1 2 3

Я обычно говорю ему обидные слова

13. Если у ребенка начинается истерика, потому что я ему что-то запретил(а)...

Я отказываюсь от запрета

3 2 1 0 1 2 3

Я упорно стою на своем

         

Обработка результатов.

Тест позволяет оценить не саму систему воспитания, принятую в вашей семье, а только ваше отношение к «проблемному» поведению, то есть последовательны ли вы в своих поступках и адекватно ли реагируете на действия ребенка.

1. Просчитайте ответы на вопросы 1,2,3, б, 9,10,12 по следующей схеме:

Ответ

3

2

1

0

1

2

3

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

Пример: в первом вопросе вы выбрали вариант 0 - запишите себе 4 балла. 2. Просчитайте ответы на вопросы 4,5,8,11,13 по следующей схеме:

Ответ

3

2

1

0

1

2

3

Баллы

7

6

5

4

3

2

1

3. Сложите все полученные баллы, разделите сумму на 13 (число вопросов), и вы получите общую оценку за подход к «проблемному» поведению.

Для оценки того, насколько вы последовательны, сложите баллы, полученные за ответы на вопросы 2, 3,6, 8,11,13 и разделите сумму на 6.

Для оценки адекватности реакции, сложите баллы, полученные за ответы на вопросы 1,4, 7,9,10,12 и разделите сумму на 6.

Интерпретация. Чем выше полученная оценка, тем менее эффективно ваше отношение к «проблемному» поведению детей. Сравните свои данные со средними показателями.

Средние показатели:

Общая оценка - 3,43.

Последовательность - 3,43.

Адекватная реакция - 4,34.

Родители, набравшие количество баллов, примерно равное средним показателям, устанавливают детям четкие правила поведения и при этом редко теряют контроль над собой.

Для «либеральных» родителей (их показатель «последовательности» существенно выше среднего) не важно выполнение правил, и это лишь провоцирует агрессию детей.

Слишком эмоциональные родители (показатель «адекватность реакции» выше нормы) часто приходят в ярость, когда важно оставаться спокойным. Это также мешает добиться нужных результатов.

Рекомендуем посмотреть:

Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями

Подготовка и проведение родительского собрания в школе

Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»

Положение о родительском собрании в школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!