Форма проведение: час общения.
Цели: коррекция отношений родителей и детей-подростков; воспитание ценностного отношения к семье.
I. Анкетирование родителей
- Уважаемые мамы и папы, предлагаю вам ответить на вопросы небольшого теста. Обведите кружком номер того ответа, который вы выбираете.
Тест для родителей «Понимаете ли вы своего ребенка?»
1. Я знаю, кто его (ее) лучший друг:
а) совершенно точно;
б) приблизительно;
в) не знаю.
2. Мой сын (моя дочь) поссорился(-лась) со своим лучшим другом. Я...
а) делаю вид, что ничего не замечаю;
б) сразу же подробно обо всем расспрашиваю;
в) проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам.
3. Как обо мне думают его (ее) друзья?
а) положительно;
б) меня это не интересует;
в) не очень хорошо.
4. Как я отреагирую, если у моего сына (моей дочери) появится взрослый(-ая) друг (подруга) вне семьи?
а) отрицательно;
б) постараюсь узнать его (ее) поближе;
в) все оставлю на усмотрение сына (дочери).
5. Узнав, что друг (подруга) моего сына (моей дочери) вел(-а) себя недостойно, я...
а) запрещу дружить;
б) обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод;
в) не обращу внимания.
6. Был(-а) ли у меня самого (самой) в жизни хороший(-ая) друг (подруга)?
а) был;
б) не был;
в) не могу сказать.
7. Я запрещу сыну (дочери) дружить с каким-то конкретным человеком, если...
а) он плохо влияет на сына (дочь);
б) его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой;
в) он не соответствует моим представлениям о друге.
8. Друзья сына (дочери) пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?
а) в большинстве случаев могу;
б) это удается только иногда;
в) вообще не удается.
9. Рассказывает ли сын (дочь) мне о своих переживаниях, вызванных дружбой?
а) всегда подробно;
б) не рассказывает совсем;
в) рассказывает только об отдельных случаях.
10. Лучший(-ая) друг (подруга) сына (дочери) выразил(а) желание участвовать вместе с нашей семьей в летнем путешествии или в какой-то другой поездке. Я...
а) радуюсь;
б) категорически возражаю;
в) мне все равно.
Ключ к тесту
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
а |
5 |
2 |
5 |
0 |
1 |
3 |
3 |
5 |
1 |
5 |
б |
3 |
0 |
0 |
5 |
5 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
в |
0 |
5 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
0 |
Анализ результатов теста
Оптимальное количество баллов - 44, минимальное - 3. Чем больше баллов вы получили, тем больше оснований думать, что ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, вы должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию и лучше приглядеться к себе.
Тест для детей «Ваши контакты с родителями»
1. Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с родителями?
2. Беседуете ли вы со старшими по душам, советуетесь лис ними по личным вопросам?
3. Интересуетесь ли вы работой своих родителей?
4. Знают ли родители ваших друзей?
5. Бывают ли ваши друзья у вас дома?
6. Занимаетесь ли вы вместе с родителями хозяйственными делами?
7. Вам скучно дома и вы предпочитаете проводить свободное время вне дома?
8. Есть ли у вас общие со старшими занятия или увлечения?
9. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?
10. Хотите ли вы, чтобы в ваш день рождения родители были вместе с вами и вашими гостями?
11. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?
12. Обсуждаете ли вы с родителями телепередачи и/или фильмы?
13. Бываете ли вы все вместе на прогулках, в турпоходах?
14. Бываете ли вы все вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
15. Вы предпочитаете проводить выходные дни вместе с родителями?
Ключ к тесту
По всем вопросам, кроме № 7, начислите себе за каждый ответ «да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. В вопросе № 7 начислите себе за ответ «да» - 0 баллов, «иногда» - 1 балл, «нет» - 2 балла.
Анализ результатов теста
Больше 20 баллов - твои отношения со старшими можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов - удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены.
Менее 10 баллов - твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.
- Каждый сделал вывод, достаточны ли ваши контакты с ребенком (с родителем). Попытаемся их возобновить, укрепить или восстановить.
II. Игра «Знаем ли мы друг друга?»
В паре играют ребенок с родителем. Ребенку и родителю задаются одни и те же вопросы, на которые они отвечают письменно у доски таким образом, что не видят ответы друг друга. Выигрывает та пара, у которой больше совпадений в ответах.
Вопросы для игры
1. Любимое блюдо родителей/ребенка?
2. Любимое занятие в детстве родителя/ребенка?
3. Что в первую очередь сделает родитель/ребенок, когда придет с работы/из школы?
4. Какое качество родитель/ребенок ценит в людях?
5. Назовите любимый праздник родителя/ребенка.
6. Как родитель/ребенок любит, чтобы его называли?
7. Какой цвет любит родитель/ребенок?
8. Назовите любимую одежду родителя/ребенка.
9. Какой предмет в школе любил/любит родитель/ребенок?
10. Что может обрадовать родителя/ребенка?
III. Экспресс-опрос (анонимный)
Родителям раздаются листы бумаги зеленого, а детям желтого Цвета. Ведущий предлагает закончить предложения:
1. Я боюсь, что мои родители (мой ребенок)...
2. Я хочу, чтобы мои родители (мой ребенок) поняли...
3. Я хочу, чтобы родители (ребенок) простили...
4. Я хочу поговорить с родителями (ребенком) о...
5. Мне приятно, когда родитель (ребенок)...
6. Я хочу видеть моих родителей (ребенка)... (Указывается, какими).
7. Я благодарю моих родителей (ребенка)...
8. Для того чтобы проверить, понял ли я родителей (ребенка), я...
Когда все заканчивают первое предложение, учитель собирает листы и читает по очереди ответ учащегося и родителя (не называя имен). На доске помощник записывает повторяющиеся ответы.
- Итак, родители больше всего боятся..., дети...
(Затем все заканчивают следующее предложение и т. д.)
IV. Вариант 1. «Корзина мнений»
Из «корзины мнений» и родители, и дети поочередно достают и читают листы с правилами жизни, которые помогут наладить взаимопонимание в семье. После прочтения каждого правила надо прокомментировать его или привести пример ситуации, где оно «работает».
Правила жизни, которые помогут понять друг друга
• Ставь интересы других людей выше собственных.
• Будь верен своей семье и надежен.
• Уважая других людей, ты уважаешь себя.
• Терпимо относись к чужим точкам зрения.
• Воспринимай людей как равных себе. (Родители - не боги: они тоже могут ошибаться; дети могут, несмотря на возраст, принимать правильные и мудрые решения).
• Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
• Умей прощать и не будь обидчив.
• Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
• Проявляй чуткость.
• Будь свободен от лжи и обмана.
• Умей контролировать свои желания и поступки.
• Стремись все сделать как можно лучше.
IV. Вариант 2. «Корзина народной мудрости»
Из «корзины народной мудрости» и родители, и дети поочередно достают и читают листы с пословицами разных народов, касающимися проблемы взаимопонимания в семье.
• Лучше матери друга не сыщешь (русская пословица).
• Сердце матери лучше солнца греет (марийская пословица).
• Ради ребенка мать и в огонь бросится (белорусская пословица).
• У дитя заболит пальчик, а у матери - сердце (украинская пословица).
Материнская молитва со дна моря вынимает (русская пословица).
• Отец сына на худо не учит (русская пословица).
• Родители детям плохо не скажут (мордовская пословица).
• Человек в беде спешит к родителям, птица - к гнезду (калмыцкая пословица).
• Что есть в сыне лучшего - от родителей (армянская пословица).
• Кто слушает родителей - не обеднеет (абхазская пословица).
• Наши родители - не гонители (русская пословица).
• Обидишь отца-мать - счастья не найдешь (белорусская пословица).
• Береги отца и мать - других не сыщешь (русская пословица).
• Слушай наставления отца-матери - не заблудишься (белорусская пословица).
V. «Давайте говорить друг другу комплименты»
Родители и дети говорят друг другу законченную ими фразу: «Что мне нравится в моем ребенке/родителе, так это...», «Я люблю, когда мы с тобой...», «Я благодарен моему ребенку/родителю за то, что...».
VI. Подведение итогов
- Благодарим всех за участие, откровенность и просим на листках закончить предложения.
• «Для меня было новым...»
• «Я задумался сегодня о...»
• «Я бы провел собрание на тему...»
В конце собрания родителям и детям раздаются памятки.
Памятка для учащихся
1. Любите, цените и берегите своих родителей. Это самые близкие и родные вам люди. Их никто не заменит.
2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям - это принесет им радость.
3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы ваши родители были спокойны и счастливы. Это зависит от вас.
4. Старайтесь следовать совету Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
Памятка для родителей
1. Проводите больше времени вместе с детьми. Постарайтесь, чтобы время вашего общения с ребенком было для него радостным.
2. Не вмешивайтесь в те занятия, с которыми ребенок справляется сам. Помогайте только в том случае, когда он об этом попросит.
3. Поддерживайте успехи ребенка и помогайте решить его проблемы.
4. Будьте примером для ребенка - это самый эффективный и ненавязчивый прием воспитания.
5. Делитесь с подростком своими чувствами и мыслями, и он увидит в вас друга.
6. Помните, что ребенок - это гость в вашем доме, который со временем покинет свое гнездо. И надо воспитать его так, чтобы он всегда с благодарностью вспоминал родной дом.
Если мама неправа...
К сожалению, родители не всегда бывают правы, не всегда ведут себя по-взрослому. Могут раскричаться из-за пустяков или обидеть подростка неосторожным словом. Как же вести себя, чтобы этого не произошло?
Некоторые взрослые предпочитают просто забывать о тех случаях, в которых были неправы. Им кажется важным сохранять образ непогрешимости и уверенности в себе, чтобы не потерять уважение детей. Однако следует учитывать тот факт, что ребенку свойственно испытывать чувство вины всегда, когда он видит, что родитель чем-то недоволен. Извиняясь перед сыном или дочерью, взрослый берет на себя ответственность, облегчая эмоциональный груз, давящий на детские плечи. Теряя репутацию безупречного человека, вы делаете гораздо более важные приобретения:
• увеличиваете степень доверия в ваших отношениях с ребенком: оказывается, вы такой же живой человек, как и он, и тоже можете ошибаться;
• учите ребенка прощать,
• даете подростку повод уважать вас: ведь необходима смелость, чтобы признать свою неправоту;
• помогаете ребенку чувствовать уверенность в том, что вы и впредь будете поступать с ним справедливо.
Как признать свою неправоту?
1. Не затягивайте с извинениями. Чем дольше вы не признаете свою неправоту, тем большее напряжение и отчуждение испытывает подросток, пытаясь найти причину в себе.
2. Не оправдывайте допущенные ошибки усталостью, плохим настроением или другими причинами. Иначе у ребенка может сложиться впечатление, что он менее важен для вас, чем, например, конфликт с начальником. Перекладывая ответственность на какие- либо обстоятельства, вы обесцениваете свои извинения. Детям важно понимать ваши чувства, ощущать любовь, видеть стремление помириться, поэтому не стесняйтесь навернувшихся слез и не скрывайте волнения. Можно поделиться с ребенком своими проблемами, добавив при этом, что нельзя было срываться на нем.
3. Не пытайтесь загладить вину с помощью преувеличенного внимания, ласки или подарка. Детское восприятие и мышление отличаются конкретностью, поэтому, пока ребенок не услышит слова «прости» или «извини», его не покинет чувство недосказанности и неопределенности.
4. Не пытайтесь перевести серьезный разговор в шутку. Делая вид, что ничего особенного не произошло, вы тем самым даете понять ребенку, что его переживания не имеют большого значения.
5. В то же время не стоит драматизировать ситуацию и заниматься самобичеванием, заявляя, что вы «плохая мать» или «не умеете воспитывать детей». Ребенок может решить, что впредь к вашим советам не стоит прислушиваться, раз вы сами не уверены в своей родительской компетентности.
6. Не обещайте подростку, что никогда больше не повысите голос, не испытаете раздражения и т. д. Вы не можете гарантировать, что всегда будете владеть собой и не совершите больше ни одной ошибки. Дети очень чувствительны к любым обещаниям, поэтому не стоит давать ребенку повод для новых обид.
Авторы составители: Черных Ольга Геннадьевна, Малюгина Валентина Александровна
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!