Цели: информировать родителей об основных проблемах учащихся в школе; определить совместно с родителями основные правила взаимодействия с учащимися; активизировать деятельность родительской общественности.
Участники: родители, учащиеся, классный руководитель.
Форма проведение: собрание-диалог.
Подготовка:
• проведение анкетирования учащихся на тему «Я и моя школа» (см. дополнительный материал к собранию);
• проведение психологического практикума среди детей (см. пункт III);
• подготовка анкеты для родителей (см. дополнительный материал к собранию).
Оформление: на классной доске написаны высказывания:
• «Не существует такой проблемы, в которой не было бы бесценного дара для тебя. Ты создаешь себе проблемы, потому что эти дары тебе крайне необходимы» (Р. Бах);
• «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание» (У. Джеймс).
I. Вступительное слово классного руководителя
- Родительское собрание мы начнем с игры. Игра пробуждает интерес друг к другу, помогает родителям вспомнить детство и лучше понять своего ребенка, формирует социокультурные навыки у подростков, а также повышает уровень коммуникативной культуры участников собрания, способствуя их единению.
Игра называется «Шапка ответов». Ведущий задает вопрос. В данном случае это: «Что самое трудное в общении учеников и учителей?». Все записывают ответ на листочках (его можно не подписывать) и опускают в «шапку». После этого ведущий (классный руководитель) вынимает записки с ответами, зачитывает их, и начинается обсуждение.
II. Анализ анкетирования, проведенного среди учащихся и их родителей
- Среди ответов на вопросы анкеты прозвучали и такие, как «ребенок приходит из школы расстроенный, неудовлетворенный работой», «в школу идет без желания или без интереса». Причиной плохого настроения могут быть трудности в учебе, а также всевозможные стрессы, конфликты с учителями. Вот об этих проблемах мы сегодня и поговорим.
Прежде всего стоит сказать о состоянии тревожности учащихся. Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Школьное обучение (познание нового, проверка знаний, умений и навыков) всегда сопровождается повышением тревожности. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей.
Но когда уровень тревожности превышает оптимальный предел, ребенка охватывает паника. Школьники могут испытывать тревогу по поводу общения со сверстниками, по поводу получения плохих отметок, вызова к доске и т. д.
III. Рассказ о психологическом практикуме, проведенном среди детей
- Детям предлагалось по методу незаконченных предложений продолжить своими словами две фразы:
• «В школе я больше всего боюсь...»
• «Мне больше всего неприятно...».
- Как выяснилось, учащиеся больше всего боятся:
• плохих оценок;
• старшеклассников;
• директора;
• не выучить уроки;
• родительского собрания;
• контрольной;
• отсутствия дисциплины и др.
- Больше всего им неприятно:
• что их называют по фамилии;
• когда много уроков;
• дежурить;
• плохое настроение учителя;
• опоздать на урок;
• сказать что-нибудь глупое;
• читать трудные учебники и др.
IV. Продолжение беседы
- Как видим, у учеников много причин испытывать тревогу или страх. В преодолении подобной тревожности требуется сотрудничество семьи и школы. Так, например, чтобы преодолеть страх ребенка перед выходом к доске, учителю при выставлении плохой оценки надо прежде всего поддержать ученика, сказать ободряющие слова. Простая фраза «В следующий раз у тебя все получится» придаст ребенку новые силы и желание сделать свою работу лучше, чтобы получить более высокую оценку. Страх получить плохую оценку идет оттого, что ребенок боится разочаровать своих родителей, поэтому дома нужно также поддержать его, доброжелательно поговорить, успокоить, тем самым поднять его самооценку.
Неудачный ответ на уроке, несправедливое замечание учителя, ссора с одноклассниками - эти коллизии не проходят бесследно для психики современного ученика. Отрицательные эмоции так или иначе оказывают влияние не только на здоровье ребенка, но и на успехи в учебе. То же можно сказать и о переживаниях, связанных с предстоящей контрольной работой. В данном случае учителю полезно давать профилактическую установку на положительный результат и таким образом снимать напряжение в коллективе. В подобных ситуациях именно от чуткости и проницательности педагога зависит то, насколько успешно ученики будут преодолевать свой негативный опыт и связанные с ним страхи. Особую ценность здесь приобретают взаимопонимание и взаимоуважение между подростком и учителем. А среди качеств педагога на первое место выходит способность к сочувствию, или эмпатия.
- Как известно, взаимоотношения в рамках «подросток - школа» включают в себя несколько направлений, а именно:
• «подросток - учитель»;
• «подросток - учебный процесс»;
• «подросток-одноклассники».
- Анализ результатов опроса учеников показал, что больше всего отрицательных эмоций, т. е. тех, которые могут спровоцировать появление стресса, они испытывают в следующих ситуациях:
• когда учитель кричит;
• когда учитель проявляет несправедливость к ученику;
• когда учитель вызывает к доске;
• когда родителей вызывают в школу;
• перед контрольной работой.
- Интересно, что целый ряд учащихся оказались способны отнести некоторые психологически напряженные ситуации к разряду оказывающих на них положительное влияние. Так, например, часть школьников, слыша замечания в свой адрес, пытаются почерпнуть в них энергию для своего развития, стремясь измениться к лучшему. По итогам опроса также можно сделать вывод, что наиболее конфликтными являются отношения «подросток - учебный процесс» и «подросток - учитель». Причем большее число отрицательных эмоций учащиеся связывают с личностью педагога, особенностями его взаимоотношений с учениками. Недостаточная квалификация учителя, скучные уроки, неумение взаимодействовать с подростками - все это вызывает у школьников реакцию протеста. Издеваясь над преподавателем, который из-за мягкости характера не способен поддержать дисциплину в классе, они проявляют редкую изобретательность. И если такой учитель решается на открытый конфликт, значит, дело серьезное. Конфликт - это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход. Вот некоторые советы.
1. Оценка ситуации. Не допускайте, чтобы противостояние учителя и ученика затянулось. Вот несколько признаков, по которым уже на ранней стадии можно определить, что у ребенка сложились напряженные отношения с учителем:
• школьник пренебрегает учебой или каким-то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно;
• ребенок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нем, раздражается, когда вы задаете вопросы о его уроках.
2. Беседа с ребенком. Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие-либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Будьте готовы к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.
Главная цель вашего разговора с ребенком - дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого сын или дочь смогут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:
• когда ребенок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя. Не прерывайте эту пламенную речь;
• после того как ребенок выплеснет свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т. д.;
• в ходе беседы демонстрируйте ребенку свое сочувствие, не ражая при этом агрессии в адрес учителя. Ваша задача - убедить школьника в том, что ни у него, ни у учителя нет стремления причинить зло противнику. Просто им трудно понять друг друга;
• в конце разговора разработайте совместный план действий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребенка. Допустим, может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания и т. д. В то же время родителю не стоит ограничиваться ролью слушателя, старайтесь убедить ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.
3. Разговор с учителем. Беседуя с педагогом, следите за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не его личных впечатлений. Не стесняйтесь уточнять и переспрашивать, почему учитель сделал именно такие выводы насчет поведения школьника. Учитывайте не только особенности действий ребенка, но нюансы атмосферы учебного заведения: отношения в классе, стиль преподавания учителя. Не заискивайте перед преподавателем, не преувеличивайте вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бойтесь, что учитель «испортит жизнь» вашему сыну или дочери. Вы защищаете права ребенка, стремясь к тому, чтобы он комфортно чувствовал себя в школе. Если преподаватель злоупотребляет властью, на него можно всегда найти управу через завуча, директора или представителя департамента образования. Посмотрите на конфликт с высоты жизненного опыта. Разве из-за того, что у вас когда-то была тройка по истории, вы не можете устроиться на хорошую работу или не имеете друзей?
Не забывайте, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог - как человек, профессионально занимающийся питанием детей. Если разговор с учителем зашел в тупик, спросите прямо: каким он видит благополучный выход из сложившейся ситуации?
Хорошие отношения между родителями и учителями могут уберечь учеников от излишних придирок и завышенных требований. Речь идет не о «подкупе» с помощью подарков, а об участии пап и мам в жизни школы.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок имел интересное хобби, спортивные или музыкальные успехи, с одной стороны, позволят представлять школу на различных конкурсах и соревнованиях, а с другой, помогут менее остро переживать конфликты с учителями и одноклассниками.
V. Обсуждение ситуаций
Ситуация 1. Ученик дома жалуется на то, что учитель к нему придирается - слишком часто вызывает к доске. - Как вы прокомментируете такую ситуацию?
(Высказывания родителей.)
- Если правильно разобрать подобную ситуацию, то, скорее всего, выяснится, что если учитель часто вызывает к доске, чтобы убедиться в том, что домашнее задание выполнено, - это еще не придирки и не ущемление прав, а рабочий момент.
Ситуация 2. Ученик все годы учебы получал только оценки «хорошо» и «отлично». Но сейчас решил, что одинаково уделять внимание всем предметам он не будет, учить будет только физику и математику, а остальное - как получится, даже если по другим предметам будут тройки и двойки.
- Как вы разрешите этот вопрос?
(Высказывания родителей.)
- По-видимому, этот ученик уже выбрал направление, по которому будет продолжать обучение после школы. Родителям стоит проявить интерес к тому, как он делал выбор, какова его жизненная цель. В то же время стоит проявить бдительность и выяснить, есть ли у него четкий план достижения цели, нет ли у него конфликтов в школе. Родителям полезно в такой момент обеспечить подростка моральной поддержкой, проявить веру в его способности. А низкие оценки по «неважным» предметам вовсе не означают, что ребенок станет малокультурным человеком, перестанет читать. Общий уровень его культуры, эрудированности закладывается с детства, закрепляется школой, о чем свидетельствуют его хорошие оценки за предыдущие годы. Единственное, о чем нужно подумать - это о двойках.
Лучше убедить подростка, что в современном мире особенно актуально такое качество человека, как амбициозность, стремление быть в целом успешным, что с двойками несовместимо.
Все родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был счастлив, считают, что жизнь удалась, если у детей все прекрасно. Еще А.С. Макаренко напоминал всем: «Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». И очень страшно представить, что из этих милых, симпатичных человечков могут вырасти плохие люди. Мы так устроены, что всегда верим в лучшее. А чтобы эта вера не была беспочвенной, необходимо видеть конечную цель воспитания. Это возможно только при определении основных целей, задач, при осознании необходимости единства усилий семьи и школы в воспитании и развитии учащихся. Добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей.
VI. Решение родительского собрания
1. Стараться строить взаимоотношения в семье, а также между школой и семьей на основе взаимного уважения и доверия.
2. Учитывать, что разумная система взысканий и положительное стимулирование - путь к успеху.
3. Не следовать правилу: плохая оценка - плохой ученик. Верить в творческие силы ребенка.
Анкета для детей «Я и моя школа»
Давайте поразмышляем о школе, поговорим о том, что вам нравится и не нравится в школьной жизни, что необходимо изменить. Ваши искренние суждения помогут сделать наш школьный дом более красивым и комфортным. Предлагаем вам ответить на некоторые вопросы:
1. Нравится ли вам ваша школа? Подчеркните один из предложенных ответов:
• да;
• скорее да, чем нет;
• трудно сказать (и да, и нет);
• больше нет, чем да;
• нет.
2. Что больше всего вам нравится в школе?
3. Что вам не нравится в школе?
4. Если бы вы стали директором школы, то какие изменения внесли бы в школьную жизнь?
5. Предлагаем вам выполнить небольшое задание. Внимательно прочитайте нижеперечисленные утверждения и оцените по предлагаемой шкале, в какой степени вы согласны с ними. Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести цифру, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения. Цифры означают следующие ответы: 4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать; 1 - не согласен; 0 - совершенно не согласен.
• Я иду утром в школу с радостью. 0 1 2 3 4
• В школе у меня обычно хорошее настроение. 01 2 3 4
• В нашем классе хороший классный руководитель. 01 2 3 4
• К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 0 1 2 3 4
• У меня есть любимый школьный учитель. 01 2 3 4
• В классе я всегда свободно могу высказать свое мнение. 0 1 2 3 4
• Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 01 2 3 4
• У меня есть любимые школьные предметы. 0 1 2 3 4
• Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 0 1 2 3 4
• На летних каникулах я скучаю по школе. 0 1 2 3 4
6. Оцените, пожалуйста, отношения между учащимися в вашем классе. С этой целью подчеркните один из предложенных ответов:
• наш класс дружный и сплоченный;
• наш класс дружный;
• в нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе;
• в нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя;
• наш класс недружный, часто возникают ссоры;
• наш класс очень недружный, в нем трудно учиться.
7. А каким вы представляете образ своей школы? Попробуйте его описать наиболее подходящим словом или строкой стихотворения, схемой или рисунком.
Анкета для родителей
(анкета может быть анонимная)
1. Нравится ли вам школа, в которой учится ваш ребенок? Подчеркните один из предложенных ответов:
• да;
• скорее да, чем нет;
• трудно сказать (и да, и нет);
• скорее нет, чем да;
• нет.
2. С каким настроением чаще всего идет ваш ребенок в школу (подчеркните):
• с большим желанием;
• по обязанности, но без желания (интереса);
• с большим нежеланием.
3. С каким настроением чаще всего приходит ваш ребенок из школы (подчеркните):
• веселый и жизнерадостный;
• уставший, но удовлетворенный;
• раздраженный, расстроенный, неудовлетворенный своей работой.
4. Как вы думаете, учитывают ли в школе индивидуальные особенности вашего ребенка (подчеркните):
• учитывают;
• в основном учитывают;
• и да, и нет (трудно сказать);
• мало учитывают;
• не учитывают.
5. Что больше всего вы цените в школе, в которой учится ваш ребенок?
6. Что не нравится вам в школе?
7. Каким бы вы хотели видеть своего ребенка по окончании школы? Какими качествами должен обладать он как выпускник школы?
8. Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в школе?
Авторы составители: Черных Ольга Геннадьевна, Малюгина Валентина Александровна
Родительское собрание о вреде алкоголя, 8 класс
Темы родительских собраний в 8 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Стили воспитания в семье», 8 класс
Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс
Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!