Тематические классные часы в старших классах. Возрастные особенности учащихся старших классов

Тематические классные часы в старших классах. Возрастные особенности учащихся старших классов

Особенности тематических классных часов в старших классах

Тематика классных часов определяется с учетом возрастных психологических особенностей учеников. Подготовка и организация классных часов, выбор формы, тактика поведения, воспитательные цели тоже учитывают психологические особенности учащихся. Поэтому важно более подробно рассмотреть этот аспект.

Возрастные особенности учащихся старших классов

Возраст старшеклассников — от 15 до 17 лет. Это трудный период жизни. Ученик уже вышел из детского возраста, и его мир становится более сложным. Беспечность и простота уходят, их место занимают сумятица и беспокойство. Юношам и девушкам приходится самим делать нравственный выбор в своей жизни. Как не запутаться и принять правильные решения? Они задают себе вопросы: «Что делать?», «Как мне следует поступить?», «Как узнать, что правильно, а что нет?» и т. п.

Задачами классного руководителя являются подготовка старшеклассников ко взрослой жизни, которая ожидает их за воротами школы, помощь в поиске правильного пути в жизни, попытка уберечь их от тяжелых или непоправимых ошибок. На пороге зрелой жизни им необходима сильная духовная поддержка преподавателя. В связи с этим на классных часах должны рассматриваться насущные и важные для юношества вопросы и проблемы, их переживания и нужды. Для этого необходимы понимание молодых людей, участие и забота о них.

Физическое развитие. Этому возрастному периоду свойственно быстрое физическое развитие. У девушек созревание происходит быстрее, чем у парней. Девчонки вдруг становятся цветущими барышнями. Мальчишки тоже меняются — появляются мускулатура, сила, ломается голос, начинают расти борода и усы.

В психологическом отношении развивается мужское и женское поведение. Юноши и девушки начинают уже относить себя к миру взрослых, стремятся к самоутвер­ждению, независимости. Возникает беспокойство о внешности. Эмоции неуравновешенны, в поведении часто наблюдаются крайности. И девушки, и юноши стремятся к интимным и эмоциональным отношениям с противоположным полом.

Отношения. Отношения со взрослыми меняются. От молодых людей теперь ожидают более ответственного поведения. Девушек подключают к домашней работе, а юноши начинают помогать отцам. Считается, что игры для дальнейшего развития им уже не нужны. Да и времени на игры общество им не оставляет, особенно это касается девушек.

У юношей и девушек значительно возрастает интерес к противоположному полу. Кроме того, они становятся более сплоченными в группе, коллективе. Создаются также группы одного пола. Выше уже упоминалось о том, как необходимо школьникам принадлежать к какой-то группе.

Для учеников этого возраста очень важно признание, в связи с этим они стремятся присоединиться к группе, где могли бы самоутвердиться. Если юношеская жажда принадлежности группе не удовлетворяется, возникает отчужденность. Такие ученики чувствуют себя отверженными, ненужными.

Отчуждение может появиться резко и явно, а может тихо, незаметно. Но в обоих случаях оно очень ранит молодых людей.

В помощь преподавателю

Если в классе есть ученики, которые испытывают отчуждение со стороны одноклассников, можно порекомендовать следующее: стимулировать их к предприимчивости. Когда школьник может предложить какую-то полезную идею членам группы, он начинает чувствовать себя нужным, появляется ощущение принадлежности к ней.

Предприимчивость подразумевает уверенность в своих знаниях и способностях и умение применять их в жизни. Чтобы развить в себе предприимчивость, необходимо трудиться над собой. Учитель должен помочь юношам и девушкам научиться придумывать и делать что-то полезное не только для группы, но и для общества в целом.

Однако следует остерегаться неудачи. Когда у подростка не получается что-то сделать хорошо, он начинает чувствовать себя неполноценным. У школьника может даже сложиться убеждение, что он не способен сделать ничего полезного.

Семья. Покидая детство, подросток оставляет присущую этому возрасту беспечность и теряет чувство безопасности. Между тем он еще не умеет принимать решения вообще, тем более правильные решения в различных жизненных ситуациях и проблемах. В построе­нии своей позиции подросток уже опирается на авторитет не родителей, а других взрослых — звезд эстрады, спорта, учителей, друзей и т. д.

Всякие традиции, существующие в семье, подвергаются критике. В современном мире, переполненном информацией и развлечениями, подростки обнаруживают очень много такого, что не было известно или доступно их родителям. Молодые люди склонны постоянно искать и испытывать все новое, открывать мир, искать правду. Принципы, которыми руководствовались родители, легко подвергаются сомнению и даже отвергаются.

В юности обостряется восприятие добра и зла. Подростки резко реагируют на любые действия родителей, говорят все, что приходит ум. В то же время они перестают быть откровенными с родителями, пытаются скрывать от них свои мысли и чувства. Правила, стесняющие свободу, безоговорочно нарушаются. Если родителям не хватает терпения и мудрости, в семье то и дело вспыхивают конфликты.

Чувства. Физиологические и гормональные изменения в юношестве затрагивают также и психику. Подростки становятся очень эмоциональными и чувствительными. В этих сферах они склонны к крайностям. Подростки бурно проявляют радость и легко впадают в глубочайшую депрессию. Могут испытывать как силь­ную симпатию, так и сильную ненависть.

Между тем подросткам открывается новая сфера чувств, которых они не испытывали в детстве. Например, обостряется чувство справедливости, появляется склонность к идеализированию. Появляются увлечения противоположным полом, завязываются отношения, которые впоследствии перерастут в мужскую дружбу. Все эти чувства пока еще незрелы и со стороны могут выглядеть смешно. Однако это живые чувства, поэтому всякие насмешки со стороны взрослых и сверстников глубоко ранят юное сердце. Со временем чувства созреют и придут в равновесие, станут более адекватными.

Если не считаться с чувствами подростка в этот период, можно причинить ему сильную боль и навсегда потерять доверие. Особенно важно для них признание в группе сверстников. Опозориться в глазах друзей представляется самым страшным событием для любого подростка.

Мораль. Мораль подростков определяется теми ценностями и нормами поведения, которыми руководствуются люди их окружения. Нравственные и моральные принципы у подростков еще не сформированы и не утверждены. Кроме того, возникшие новые сексуальные чувства еще не уравновешены. Все это делает юных людей слабыми перед различными безнравственными искушениями, подстерегающими их в мире. Так, реклама, фильмы, откровенные клипы эстрадных исполнителей — все это может вызвать чрезмерный интерес к сексу. А открытый доступ к порнографической продукции может спровоцировать сексуальную распущенность. Молодежные вечеринки, тусовки, клубы, а также давление со стороны одноклассников, друзей могут привести к курению табачных изделий, увлечению алкоголем, наркотиками. В этом возрасте подростки очень сильно подвержены влиянию тех, с кем они общаются.

Рекомендуем посмотреть:

Пословицы и поговорки о детстве, юности и молодости

Что такое тематический классный час

Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов

Тематический классный час. Основные составляющие тематического классного часа

Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов

Татьяна Дмитриевна Меркулова # 7 сентября 2013 в 10:45 +1
К нам в профессиональный лицей как раз приходят дети именно этого возраста, поэтому не могу не согласиться с автором данной статьи. Это сложный период взросления, поиска себя, своего места в современном мире.  Мне кажется, что важно в это время не оставлять подростка в одиночестве. Для любого взрослеющего ребенка необходима поддержка с любой стороны его окружения, будь то родители, друзья, или преподаватели в лицее.
Виктория # 16 мая 2016 в 19:47 0
Важно правильно подбирать темы и содержание тематических классных часов в старших классах. Так как современное поколение очень трудно чем-то заинтересовать.