Воспитание толерантности в семье. Доклад к родительскому собранию

Воспитание толерантности у детей

Особенно способствует появлению нетерпимости в отношениях между различными группами населения экономическое неравенство. Часто в одном классе учатся дети из семей, относящихся к разным социальным слоям, с разным материальным достатком, разным уровнем культуры.

Как объяснить детям, что любой человек представляет собой ценность? Как решить проблему воспитания толерантного, т. е. терпимого отношения друг к другу?

Толерантность предусматривает такие общественные отношения, где нет насилия и принуждения. Существуют два подхода к развитию толерантности. Один из них требует обуздания негативных, агрессивных или враждебных реакций. В международных стандартах прав человека, в законах указывается на то, чего не должны делать граждане по отношению друг к другу. Прежде всего люди должны уважать друг друга, мирно сосуществовать на определенном пространстве. Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека и утверждения демократии. Эти два подхода не конкурируют между собой, а находятся в состоянии взаимного дополнения.

В сфере воспитания развитие толерантности означает культивирование отношений открытости, развитие способностей распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий.

Ключевая роль в воспитании толерантного, миролюбивого отношения к человеку, к правам человека принадлежит дому, семье.

Существенным признаком толерантности является способность ценить мир, мирные взаимоотношения и побуждать других брать на себя ответственность за действия ради мира. Активность всего сообщества может стать важным фактором в деле воспитания толерантности.

Насколько каждый из нас толерантен, можно определить, если проанализировать следующие признаки толерантности:

1. Толерантные люди знают не только о своих достоинствах, но и о своих недостатках. Относятся к себе и своим детям критично и не стремятся во всех бедах обвинять окружающих. Они не удовлетворены собой и постоянно стремятся к саморазвитию.

2. Толерантные люди ответственны, не перекладывают на других те проблемы, которые возникают, а решают их сами; не обвиняют во всем других, а стараются сделать все возможное для изменения себя.

3. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творчестве. Они находят время и силы и для своих детей, и для других членов семьи, и для общественной работы.

4. Толерантные люди верно оценивают других людей, интолерантные во всем видят только плохое.

5. Толерантные люди имеют чувство юмора и способность посмеяться над собой (важная черта толерантной личности). У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути.

Если симптомы нетерпимости существуют в обществе, то они существуют и в детских коллективах: насмешки, оскорбления, запугивание, подавление, насилие и др. Эти симптомы могут проявляться в отношениях между всеми участниками образовательного процесса.

В сфере образования толерантность можно понимать как признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, способность конструктивно преодолевать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. Но для того, чтобы успешно решать задачи по воспитанию толерантности, педагог сам должен быть толерантен, должен учиться толерантности. Когда-то в большой семье, на деревенской улице, в городском дворе дети постигали навыки терпимости, общения, взаимопонимания. Теперь очень часто в семье — единственный ребенок, а общение со сверстниками во дворе и на улице заменило «общение» с компьютером. В этих условиях школа является оптимальным местом, где можно приобретать опыт социального взаимодействия, навыки толерантного поведения.

Современный культурный человек — это не только образованный человек, но и человек, уважающий себя и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть. Задача учреждения образования состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но чтобы это были люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой жизненной позиции личности.

Жители многих стран мира 16 ноября отмечают Международный день толерантности (или День терпимости). Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Он посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить число случаев проявления насилия и экстремизма.

Рассмотрим конкретно, что же такое толерантность. В разных языках это объясняется в общем одинаково: французский — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; английский — готовность быть терпимым, снисходительность; русский: терпимость — способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Как видим, толерантность — это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети — зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

1. Не обижать ребенка.

2. Выслушивать его мнение и считаться с ним.

3. Уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

4. Уметь договариваться без ссор.

5. Не унижать достоинство ребенка (нельзя проявлять неуважение к его увлечениям и др.).

6. Не заставлять ребенка делать то, что хочется вам.

От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, каким вырастет ребенок. Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложно, но это наиболее эффективно.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему Толерантность 4 класс

Толерантные и интолерантные люди

Урок толерантности в 6 классе

Классный час, 10-11. Странный человек

Классный час «Толерантная личность», 11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!