Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что классному руководителю необходимо предварительно провести собеседование с учителями-предметниками. Цель этой встречи — персональное обсуждение учебных достижений и поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно.
В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например).
При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как школьный дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей.
Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал доброжелательный, приветливый педагог в праздничном и чисто убранном классе.
Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей его класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов- предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление проступков школьников.
3. Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей — одна из важнейших задач работы и сотрудничества классного руководителя. Следует предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т. д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Отметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
5. Личные беседы с родителями. На этом этапе особое внимание следует обратить на тех родителей, дети которых имеют проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний. Задача классного руководителя — стремиться обеспечить им чувство безопасности, дав понять, что их здесь не осуждают, а стремятся помочь.
Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!».
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании.
Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию. Разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом дальнейших размышлений.
Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Советы психологов
1. Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
2. Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.
3. Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
4. Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
5. Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
6. Предупредите родителей, что не вся информация должна стать достоянием детей.
7. Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
8. Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
9. В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
10. Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
11. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
— осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы;
— сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;
— давать негативную оценку всему классу;
— переоценивать значение отдельных предметов;
— избирать для общения назидательный тон.
Будьте предельно корректны и тактичны!
Работа с родителями в начальной школе. Из опыта работы
Деловые игры в работе с родителями
Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей. Доклад
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старшеклассников в школе
Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников
Нет комментариев. Ваш будет первым!