Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания.
Планируемые результаты: предметные: размышлять над текстом, определять настроение, главную мысль и последовательность событий в тексте, обобщать изученное, строить рассуждения; метапредметные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге; личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Оборудование: тексты контрольной работы.
I. Работа по теме урока
Контрольная работа
— Прочитайте текст, выполните задания к нему.
Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии и что случилось потом
Очень давно это было. Пришли в страну жара и засуха. И не стало воды ни в одной реке, пруду или ручье. Люди, животные и птицы начали падать и умирать. Исчезли тучи и облака, и единственной тенью на земле была тень смерти.
Перестали охотники гоняться за дичью и умирали вместе с животными.
Собрались те, кто еще был жив, у высохшего главного водопоя и стали обсуждать, куда делась вся вода в стране.
Оказалось, что ее выпила лягушка небывалой величины.
И решили те, кто был еще жив, люди, животные и птицы, рассмешить лягушку, чтобы вся вода вылилась из нее обратно. Но напрасно хохотала перед лягушкой птица-хохотунья, напрасно смешно прыгал перед ней кенгуру и танцевал на одной ноге журавль. Лягушка небывалой величины крепко сжала рот и не хотела смеяться.
Тогда забрался маленький юркий червячок на ее брюхо и начал щекотать его кончиком хвоста.
Долго крепилась гигантская лягушка, но наконец не выдержала, затряслась от смеха, и вода хлынула водопадом из ее огромного рта.
И сразу наполнились водой реки, пруды и ручьи, и жизнь всего живого была спасена.
Вопросы и задания
1. Где происходит действие?
а) около засохшей реки
б) у высохшего главного водопоя +
в) около высохшего пруда
г) у высохшего ручья
2. Как бы вы озаглавили этот текст?
3. Определите жанр произведения.
а) повесть в) сказка +
б) рассказ г) пьеса
4. Разделите текст на четыре части. Озаглавьте их.
5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать лягушку?
6. Сформулируйте основную мысль текста.
7. Как вы понимаете выражение: «Единственной тенью на земле была тень смерти».
— Прочитайте текст, выполните задания к нему.
Позарившись на чужое, потеряешь свое
Купец закупал товары в одном месте и вез их продавать в другое.
Однажды остановился купец возле реки, пообедал, а потом вновь навьючил свой караван и двинулся дальше. Да через некоторое время вспомнил, что оставил на привале кошель с деньгами.
Воротился он быстрее назад, чтобы поискать потерянные сто монет, и повстречал человека. Незнакомец его спрашивает:
- Что ты здесь ищешь?
— Да вот деньги потерял.
— А сколько денег у тебя пропало?
— Сто монет, — ответил купец.
Обрадовался незнакомец:
— Их-то я, видимо, и нашел! Вот твои деньги!
Купец взял деньги, а потом и говорит:
- У меня пропало двести монет! Верни мне остальные!
- Не может того быть! Я нашел сто! — удивился незнакомец.
Пришлось им идти к царю — пусть сам царь рассудит их.
Царь спросил у купца:
— Сколько денег у тебя пропало?
— Двести монет.
— А сколько ты нашел? — обратился царь к незнакомцу.
— Сто, — ответил тот.
Тогда царь сказал:
— Раз у тебя, купец, пропало двести монет, спрашивай у того, кто нашел двести. А тот, кто нашел сто, вправе взять их себе, потому что это не твои деньги.
Вопросы и задания
1. Где происходит действие?
а) в лесу в) у реки +
б) в поле г) у озера
2. Как бы вы озаглавили этот текст?
3. Определите жанр произведения.
а) повесть в) сказка
б) рассказ + г) пьеса
4. Разделите текст на четыре части. Озаглавьте их.
5. Какими словами вы бы могли охарактеризовать купца?
6. Сформулируйте основную мысль текста.
7. Объясните, как вы понимаете заголовок «Позарившись на чужое, потеряешь свое».
II. Подведение итогов урока
(Во второй части урока можно провести защиту выполненных ранее проектов либо чтение стихотворений наизусть теми учащимися, которые не выступали на предыдущих уроках.)
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»
Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»
Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!