Занимательные задачи по математике с ответами, 4 класс

Занимательная математика для младших школьников 4 класса. Математические задачи, ребусы, кроссворды, интересные факты

Тема «Многозначные числа. Класс тысяч. Нумерация многозначных чисел»

1. Разгадать кроссворд:

1) единица измерения массы;

2) компонент действия вычитания;

3) название одного из разрядов;

4) результат действия 25 : 5 = ... ;

5) цифра;

6) текст, в котором есть условие и вопрос.

- Какое слово получилось по вертикали? (Тысяча.)

2. Задание «Из истории чисел».

В далеком прошлом число 10 000 на Руси называли тьмой, а число 100 000 - неведомо.

Любители небылиц Стасик с Костей рассказывали друг другу.

- Я взял в библиотеке книгу. В ней тьма страниц, - сказал Стас.

- Как же ты ее нес?

- В портфель положил - и на плечо.

Костя почесал, почесал в затылке и начал:

- Я купил карандаш неведомо миллиметров длины.

- Как же ты его домой принес?

- Положил в карман и принес. У меня карманы глубиной до пят.

• Могло ли быть такое, или это фантазия ребят? Чему же все-таки равна длина карандаша в метрах? А толщина книги в метрах (если учесть, что толщина одной страницы равна 0,1 мм)?

Решение:

10 000 мм : 1000 = 1 (м) - толщина книги.

100 000 мм : 1000 = 100 (м)-длина карандаша.

Таких размеров книгу и карандаш нельзя нести в ранце или кармане.

Ответ: это фантазия ребят.

3. Запиши в таблицу разрядов.

1) Наименьшее пятизначное число.

2) Наибольшее двузначное число.

3) Последний год нашего века.

4) Число, следующее за числом 70 000.

5) Число, предшествующее 30 00.

6) Число, предшествующее наибольшему пятизначному числу.

7) Первый год следующего века.

4. Прочитайте числа, определите закономерность и продолжите ряд чисел.

1415,                1425,               1435...

6999,                5998,               4997 ...

13 300,             14 400,            15 500...

5. Выпиши все шестизначные числа в порядке их убывания (читай числа по часовой и против часовой стрелки)

6. Катя составляла узор из мозаики. На одной из деталей стерлась цифра. Восстановите ее, если известно, что сумма цифр равна 23.

Выпишите все шестизначные числа в порядке их убывания (читать числа по часовой и против часовой стрелки).

7. 3адание «Подумайте!».

Медведь и леопард написали по отрезку натурального ряда из 5 чисел. В каждом отрезке - одно пятизначное число. Число у медведя больше, чем у леопарда. Запиши эти числа.

8. Математический ребус

Катится, катится Колобок, а навстречу ему Змея. Обвила беглеца и говорит:

- Колобок, Колобок, я тебя съем.

- Не ешь меня, я тебе песенку спою.

- Я песен не люблю. Выполни мое задание. Впиши в восьмиугольные ячейки, которые ты видишь на моей коже, числа так, чтобы в любых трех соседних ячейках сумма чисел равна была 9, в первой - 1, в последней - 5, тогда я тебя отпущу.

- Все знают: не Змея съела Колобка, но все же какие числа он вписал? А как прочитать это шестизначное число? (135 135.)

9. Задача на смекалку.

Миша написал одну и ту же цифру три раза подряд.

- Как интересно! - воскликнула Маша. - Получилось трехзначное число, все слова в названии которого начинаются с разных букв, а цифры одинаковые.

Маша заинтересовалась такими многозначными числами и написала тремя разными цифрами трехзначное число, все слова в названии которого начинаются с одинаковых букв.

- Попробуйте отгадать, что это за числа. (111, 147.)

10. Это интересно!

1) Если вы хотите узнать имя французского художника, создателя первых мультипликаций, то расположите буквы в порядке возрастания четных чисел, а чтобы узнать фамилию, то буквы надо расположить в порядке убывания нечетных чисел.

И  

16 546

Р  

302 507

О

1 765

И

19 761

М

9 728

Э

7 542

Н

3 699

Ь

28 468

Е

165 049

Л

22 908

Ответ: Эмиль Ренэ.

2) Для того чтобы узнать, в какой стране жил великий математик Карл Гаусс, надо расположить буквы в порядке возрастания четных чисел.

Т   

212915   

Д   

817 947    

Р    

187 372

Н

875 000

Л

999 999

Г

90 004

М

188 350

Я

900 005

К

295 787

Ф

91 111

А

345 112

Е

177 138

И

883 006

С

892 003

Я

891 004

Ответ: Германия.

Тема «Действия с многозначными числами»

1. Найдите лишнее слово:

а) делимое, делитель, сложение;

б) уменьшаемое, вычитаемое, умножение;

в) слагаемое, деление, сумма;

г) множитель, разность, произведение.

2. Задание «Подумайте!».

Сумма трех чисел 30 212. Первое слагаемое - наименьшее пятизначное число, второе - наибольшее четырехзначное.

Найти разность третьего слагаемого и числа 7 539.

Ответ: третье слагаемое 10 213, разность третьего слагаемого и числа 7 539 равна 2 674.

3. Это интересно!

Учитель дал задание сложить все числа от 1 до 100. Скоро он заметил, что задание выполняют все, кроме одного ученика. Учитель подошел к нему и увидел, что мальчик выполнил задание так: 1 + 2 + 3 + ... 98 + 99 + 100 = (100 + 1) + (99 + 2) + (98 + 3) + ... + (52 + 49) + (51 + 50) = 101 • 50 = 5 050.

- Как он вычислял?

Этот мальчик впоследствии стал великим математиком, которого звали Карл Гаусс.

4. Выполни действия в «цепочке», и ты узнаешь, когда жил Карл Гаусс.

1) Год рождения:

2) Год смерти:

Ответ: год рождения - 1777; год смерти - 1855.

5. Соедините числа 1280, 740, 600, 60 математическими знаками «плюс» и «минус» так, чтобы в результате получился ноль (не применяя скобок).

Ответ: 1280-740-600 + 60 = 0.

6. В гости в сказку.

В поисках Царевны-лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по 357 кочек, а на каждой кочке сидело по 9 лягушек. Сколько лягушек поцеловал Иван-царевич?

Ответ: 357 • 9 • 4 = 12 744 (лягушек).

7. Прочитайте пословицы.

Выписать в один столбик выражения с четными значениями, а в другой с нечетными (не производя вычислений).

Найдите значения выражений; если расположите четные и нечетные в порядке их убывания, то сможете прочитать пословицы.

Ответ: на красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко. Только умный делу научит, а глупый наскучит.

Тема «Решение уравнений с многозначными числами»

1. Составить слово, взяв его части из середины каждого следующего: Мурат, обвал, снег, феникс, среда.

Ответ: уравнение.

2. Разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Единица длины.

2. Трехзначное число.

3. Равенство с переменной.

4. Разряд.

5. Название шестого месяца в году.

6. Разгадай ребус:

По вертикали:

1. Значение переменной в уравнении. (Корень.)

3. Определить закономерность и назвать недостающее слово:

4. Игра «У гадай-ка!».

а) Витя задумал число, прибавил к этому числу 3, а затем отнял 30, у него получилось 1 605. Какое число задумал Витя? (1 632.)

Составьте уравнение по условию задачи и решите его.

б) Катя задумала число, уменьшила его на 48 и в дальнейшем получила число, равное сумме наибольшего однозначного и наибольшего двузначного числа. Какое число она задумала? (156.)

в) Ваня задумал число и от пятой части его отнял 12. После чего у него получилось 18. Какое число он задумал? (150.)

5. Задачи на смекалку.

а) Снится Митрофанушке странный сон, будто бы он взял в охапку ненавистные ему уменьшаемое, вычитаемое и разность и понес их на свалку. Слышит голос Марии Петровны: «Взвесь, прежде, чем выбросить!». Свалил Митрофан все три числа на весы. Весы показали 162. «Ну-ка, - скрипит тот же голос, - сочти, чему равно уменьшаемое?» Тут Митрофанушка и проснулся весь в холодном поту.

А вы можете сказать, чему равно уменьшаемое? Чему равны остальные два числа, если известно, что здесь разность - это следующее за вычитаемым натуральное число? (81, 40, 41.)

б) Одно уравнение увидело в зеркале свое отражение:

81 = 88 -х.

Чему равен корень уравнения, посмотревшего в зеркало, и чему равен корень его отражения? (106, 7.)

• Придумайте подобные задания, используя цифры 1, 8, 6, 9 и любые переменные.

Тема «Именованные числа. Действия с величинами»

1. Разделить числа на две группы: 246, 15 см, 1742, 9/12, 10600 м, 5/7, 342 кв. см, 4726 км, 4 ч 15 мин.

2. Найти лишнее в каждой строке.

4 м 6 см, 460 см, 46 дм, 4 м 60 см

3 243 км, 5 604 дм, 6 210 ц, 2 600 м

3 000 кв. см, 30 000 кв. см, 300 кв. дм, 3 кв. м

3. Найти начальное и конечное число цепочки.

Какое из этих чисел больше и во сколько раз?

Ответ: начальное число равно 3 м, конечное -18м.

4. Задачи.

а) Ровно в три часа ночи с балкона двенадцатого этажа выплеснут ведро воды. Вода долетит до земли через 9 секунд. Сколько минут осталось быть сухим коту Барсику, если он, сидя на том самом месте, куда прилетит вода, начал еще в полночь петь свою любимую песню и поет ее уже 2 часа 46 минут 9 секунд? (14 минут.)

б) У Маши и Миши весы, а в кухне лежат тыква, арбуз и дыня. У детей всего четыре гири по 10 кг, 5 кг, 1 /2 кг и 100 г. На рисунке представлены результаты взвешиваний. Сосчитайте, сколько весит тыква.

Сколько арбуз и сколько дыня?

Ответ: 9 кг 800 г; 4 кг 700 г;

в) В лифте кнопка первого этажа находится на высоте 1 м 20 см от пола. Кнопка каждого следующего этажа выше предыдущей на 10 см. До какого этажа сможет доехать в лифте маленький мальчик, рост которого 90 см, если он, подпрыгивая, может дотянуться до высоты, превышающей его рост на 45 см? (До третьего этажа.)

г) Два пассажира в одно и то же время сели в одну и ту же электричку, отправляющуюся к станции Максимка, и двинулись в противоположные стороны. Скорость первого пассажира, идущего к головному вагону электрички, 2 м/с, а скорость второго, идущего к хвостовому вагону, 1 м/с. Скорость электрички, в которой идут оба пассажира, 64 км 800 м в час. Вычислите скорость, с которой приближается к этой же станции второй пассажир.

О т в е т: 72 км в час; 61 км 200 м в час.

5. Старинные меры.

В старину единым мер для всех стран не было. Даже в различных местностях одной страны единицы измерения были неодинаковы. В Туле считали, что мера зерна составляет 4 четверти, в Калуге - 3 четверти, а во Владимире только две. Меры выбирали так, чтобы они всегда были под рукой. Навертел купец на свой локоть материи и говорит: «За 5 локтей сукна с вас 15 гривен». Портной сделал примерку и отметил себе: «В талии расширить на два пальца». Размахнул косарь руками, меряя скирду, - вот тебе и сажень маховая. Но как говорится: «Каждый на свой аршин мерит».

Особенно это было неудобно для торговли. Стали тогда вводить образцы. В 1101 году указом английского короля Генриха 1 установлено, что мера длины ярд, является расстоянием от кончика носа его Величества короля до конца среднего пальца вытянутой руки. Но у других это расстояние было другим. Такие эталоны единиц измерения были неудобными. Вторым недостатком были затруднения при переходе от одних единиц измерения к другим. Например: 1 верста = 500 саженей; 1 сажень = 3 аршина; 1 аршин = = 16 вершков = 28 дюймов. Сосчитайте, сколько в версте вершков. А сколько в версте дюймов?

6. Старинная задача.

Прохожий, догнавший другого, спросил: «Как далеко до деревни, которая у нас впереди?» Другой прохожий ответил: «Расстояние, которое ты прошел, равно третьей части всего расстояния между деревнями, а если еще пройдешь две версты (верста = 1 км 076 м), тогда будешь ровно посередине между деревнями». Сколько верст осталось еще идти первому прохожему, и какое расстояние между деревнями?

Ответ: весь путь 12 верст, осталось 8 верст.

Тема «Точные и приближенные числа»

1. Для математических понятий слева найти соответствующие справа:

равенство                  меньше

четные                       приближенные

точные                       неравенство

больше                      нечетные

2. Найти выражения, в которых числовые значения приближенные: на лугу распустились около тысячи ромашек, в классе 7 девочек, в парке 7 дубов, в коробке 6 карандашей, в небе тысячи звезд, в книге примерно 400 страниц.

Точное количество населения города Михайловки 300 540 человек. Чему может быть равно приближенное?

Чему равна разность между точным и приближенным значением?

3. Найдите значения выражений.

Расположив ответы в порядке уменьшения значений, вы узнаете, как называется разность между точным и приближенным значением.

17 x 6          19 x 24           32 x 46              127 x 8             267 x 123        3164 : 4

29519 : 7     680 : 4           29349 : 9            7005 x 34          2215 : 5

1472 - е       791 - н           3261 - р             102 - ь               456 - о           32841 - о

1016 - ш      4217 - г         238170 - п          170 - т               443 - с

Ответ: погрешность.

4. Назовите приближенные значения:

1) если масса арбуза 3 кг 200 г, 5 кг 890 г,

2) длина отрезка 5см 3 мм, 5 см 7 мм,

3) расстояние от города до села 7 км 160 м, 8 км 960 м,

4) стоимость книги 6 р. 10 к., 6 р. 97 к.

5. Найдите выражения, для которых значения являются погрешностью.

Рассматривая выражения по горизонтали и выписывая буквы, соответствующие им, ты узнаешь, насколько правильно выполнил задание.

13 x 4 = 52(б)               256 + 44 = 300 (к)               5640 - 5600 = 40 (в)

5640 - 5000 = 640 (е)

160: 4 = 40 (с)              310 - 300= 10 (р)                 5640 - 640 = 5000 (у)

7320 - 7300 = 20 (н)

5640 - 40 = 5600 (ж)    310 - 10 = 300 (л)                 300 - 44 = 256 (ф)

7320 - 7000 = 320 (о)

Ответ: в результате получается слово-подсказка «верно».

6. Замените точные числа приближенными, найдите разные решения: 1547, 12 346, 154 927, 309 406, 370 241.

7. Разделите значения на две группы:

а) с избытком;        б) с недостатком

Точные

653

653

940

940

346

346

1547

2607

541

Приближенные

650

660

900

1000

400

300

1540

2700

550

8. Округлите:

1) В городе 42 376 человек, округлите это число до сотен человек.

2) Взвесили сахарный песок, насыпанный в чайный стакан, при этом вес его оказался равный 247 г. Округлите это число до десятков граммов.

3) Измерили рулеткой длину и ширину школьного двора и получили следующие данные: длина 57 м 8 дм, ширина 32 м 2 дм. Округлите эти числа до целых метров. Найдите площадь, округлите до целых кв. м.

Ответ: площадь равна 186 116 кв. дм., это примерно 1 861 кв. м.

Рекомендуем посмотреть:

Занимательные вопросы по математике 2 класс с ответами

Занимательные задания для устного счёта, 3 класс

Математические кроссворды и головоломки с ответами для 1-4 класса

Логические задачи на сообразительность с ответами, 2 класс

Занимательные задачи по математике на сложение и вычитание в пределах 10

Нет комментариев. Ваш будет первым!