Игра путешествие по сказкам Гримм для младших школьников, 4 класс

Конспект игры-путешествия по сказкам братьев Гримм. Тема: «По дорогам сказки»

Подготовка к игре.

Все ученики получают предварительное задание прочитать следующие сказки братьев Гримм:

1. «Белоснежка и Краснозорька»,

2. «Бременские музыканты»,

3. «Гном-Тихогром»,

4. «Король Дроздовик»,

5. «Король-Лягушонок, или Железный Генрих»,

6. «Маленькие человечки»,

7. «Три брата»,

8. «Храбрый портняжка».

Подготовить выразительное чтение отрывка полюбившейся сказки.

Оборудование: портреты сказочников братьев Гримм; книжная выставка «Сказки братьев Гримм»; карточки со словами из названий сказок; картинки с изображениями дорожной кибитки, сказочных предметов.

Ход игры

Ведущий. Здравствуйте, любители книг! Начну свой рассказ, как в сказке...

Давно это было, в начале XIX века.

Тогда еще люди из города в город ходили пешком или ездили на лошадях. Железных дорог и автомобилей в помине не было.

Так вот, в осеннюю мокрую пору тащилась по дороге карета. Хмурое небо Германии который день сеяло дождь.

А вот и трактир. Трактирщик вышел встречать гостей, но кучер только рукой махнул, велено ехать дальше.

- Кого везешь? - спросил недовольный трактирщик. - В такую погоду надо сидеть дома у камина.

- Спят господа, - кучер глянул в переднюю фортку кареты.

- Да кто ж такие? Куда держат путь?

- В Бекендорф.

- По какому делу?

- Смешно сказать. За сказками.

- В каком же смысле? - спросил трактирщик. - Сказок послушать хотят?

- Да пишут все. Им говорят, а они на бумагу. Скрип-скрип пером. Женщину на дороге остановили и ее попросили побасенку рассказать. Теперь же спят - голова к голове. Один на другого похож, словно братья.

Так говорили кучер с трактирщиком и не знали того, что в карете действительно братья, Вильгельм и Якоб. И спали они голова к голове, утомившись от трудной дороги.

Братья Гримм едут за сказками. Предлагаю и вам совершить путешествие по дорогам Германии. Итак, в путь!

Разминка перед дорогой.

Ведущий. Предлагаю вам из предложенных слов собрать названия сказок, с которыми нам предстоит сегодня встретиться.

Ведущий. Разминка закончена. Теперь, в путь! Тихо едет карета, а мы с вами слышим разговор кучера и трактирщика.

- Господам любая причуда годится, - вздохнул трактирщик. - Мудреное ли дело - записывать сказки. Да и кому это нужно?

Ах, господин трактирщик, знали бы вы, что дело и впрямь мудреное. Годы, десятки лет на это ушли. А уж сколько умения, упорства надо! И дети ваши, господин трактирщик, первым делом, как подрастут, возьмут из шкафа книгу с золотым обрезом: «Детские и семейные сказки. Собрано братьями Гримм».

- Холодно, - кучер потер руки. - А до Бекендорфа еще далеко. Сказали, что едут к Гакстгаузенам.

- Гакстгаузены уважаемые люди, а глава семьи - барон. Причем же здесь сказки? - сказал трактирщик. - Хотел бы я всю жизнь ездить и слушать сказки.

Ох, господин трактирщик, не только сказками занимались два брата. Интересовала их и немецкая грамматика, и мифология, и история. Труды их жизни завалили бы ваш трактир доверху, сотни тысяч страниц заполняют аккуратные строчки Якоба и Вильгельма. Сейчас они еще молоды, но скоро станут известными людьми, более уважаемыми, чем барон Гакстгаузен.

Что до поездки в селение Бекендорф, то, как оказалось, была она очень удачной. Братья записали больше двадцати сказок. В семействе Гакстгаузенов сказки любили. Вильгельм написал об этом в письме: «Они знают массу сказок, песен, легенд, поговорок. Рассказывали даже малыши. Рассказывали даже портной и служанка. Пришлось бы пробыть там четыре-шесть недель, чтобы записать все точно и в спокойной обстановке».

На первый взгляд, задача братьев кажется простой: слушай и записывай. Большинство людей, которые потом читали сказки, так и думали. Но одна вещь не приходила им в голову. Только после издания «Сказок» они стали общенародными, знаменитыми, а до того, по меткому выражению современника, у них было место за печкой, кухонной плитой, чердачной лестницей.

Нет, трудно, очень трудно было братьям искать и записывать сказки ...

Кучер еще раз заглянул в карету:

- Спят, как младенцы. И сказки свои во сне видят.

- Да, они спали. И может быть, правда, в гости к ним приходили Золушка и Снегурочка, гномики в красных шапках, бравый солдат и заколдованный королевич.

Остановка «Угадай название сказки».

Ведущий. Ребята, угадайте название сказки по отрывку.

• «Голос у тебя хороший, ты будешь петь, а я на балалайке играть». (2.)

• «Неподалёку от королевского замка стеной стоял большой тёмный лес, а в лесу, под старой липой, колодец». (5.)

• «Девочки принесли метёлку, обмели и почистили густой медвежий мех». (1.)

• «Опустив голову, не глядя по сторонам, шла она вслед за своим мужем по каменистой пыльной дороге». (4.)

• «А когда наутро король пришёл посмотреть, что поделывает его пряха, он увидел, что она крепко спит, а вокруг неё лежит столько золота, сколько вчера было соломы». (3.)

• «Схватил он тазик и мыло, взбил кисточкой пену, а потом догнал зайца, на бегу намылил ему мордочку и выбрил ему обе щеки». (7.)

• «Встал он утром, умылся, смотрит, готовы обе пары сапог». (6.)

Ведущий. Продолжаем наше путешествие. Пока едет карета, прочитайте понравившиеся фрагменты сказок.

Ученики читают отрывки из полюбившихся сказок.

Остановка «Музей».

Ведущий. Спасибо! Следующая остановка «Музей», где собраны экспонаты-предметы из сказок братьев Гримм. Угадайте, из каких сказок эти экспонаты.

На стенде предложены для просмотра предметы или их изображения.

Скрипка (2)

Горшок (4)

Сапожок (6)

Роза (1)

Пряжа (3)

Цветная ленточка (3)

Мячик (5)

Нитки (8, 6)

Солома (3)

Подкова (7)

Ведущий. Спасибо! А мы едем дальше.

А карета еле двигалась по раскисшей дороге. И вот дернулись кони раз и другой, карета ни с места. Застряли. Кучер вздохнул. Делать нечего, надо будить господ, одному карету не вытащить.

Выбрались братья из кареты, лица бледные, утомленные. Дождик моросит. Якоб дохнул на замерзшие руки, а тут и первая снежинка упала.

- Зима, - сказал Вильгельм.

Толкали карету плечами. А хмурое небо стало мягким и светлым, пошел снег. Первый снег в черном поле Вестфалии.

- Смотри, Якоб, госпожа Метелица машет нам с неба, - сказал Вильгельм.

- А вот и Снегурочка, - ответил Якоб.

И они увидели, как по обочине шла к ним крестьянская девочка. Малым-мала и снегом слегка побелена. Деревянные башмачки кладут на поле черную стежку. А щеки, как красные яблоки!

- Куда идешь, Снегурочка? - спросили братья.

А девочка застеснялась и опустила головку.

- Эй, эй! - крикнул Якоб. - Не ты ль потеряла серебряный талер?

Глядь, лежит на дороге снегом еще не тронутая монета. У девочки глаза широко открылись. Такое богатство, а никем еще не подобрано.

- А вот еще и еще! - крикнул Вильгельм. Целых три талера блестят на дороге.

- Я не теряла, - лепечет девочка.

- А талеры-то посыпались с неба, - сказал Якоб. - Я видел сам. Как ты появилась, они и упали. Значит, твои, положи-ка в кармашек. Это за то, что ты добрая, честная девочка.

И сунул ей деньги, большой ладонью сжал ее маленькую ручонку, тут карету столкнули, сели в нее, уехали. А девочка замерла на дороге с талерами в руке, не понимая сама, за что ей такое счастье. А снег все шел и делал осеннюю землю красивой и чистой.

Ах, господа сказочники! Все чудится в жизни вам сказка. Вот девочку одарили, а у самих ни гроша не осталось, последний талер бросили на дорогу.

- Как жалко, что не было горсти, - пробормотал Вильгельм. Представляешь, целая россыпь талеров на дороге!

Да, в сказках талеров больше. Но ведь и сказки ваши - такое богатство! Пройдут годы, девочка вырастет и сама прочитает про Снегурочку, про бравого солдата, обманувшего злую ведьму, про мальчика, ростом с мизинчик, и короля Дроздоборода.

Остановка «Сказочный аукцион».

Ведущий. Последняя остановка. Нас приглашают на сказочный аукцион. На этом аукционе платят не монетами, а словами. Торги начинаются с пяти первых слов. Если сказка не отгадана, то добавляется по одному слову до тех пор, пока сказку не отгадаем!

• «Они сделали нас богатыми. Надо... и нам сделать... для них что-нибудь...» (6).

• «Девочки так привыкли к нему, ...что даже дверей... не закрывали, пока не придёт их мохнатый зверь» (1).

• «Кончик его бороды попал в ... трещину дерева и малыш...» (1).

• «Целый день ходил я по... лесам и горам, но не услышал, ... ни одного неизвестного Вам имени» (3).

• «Так быстро вертит, что ни одна ... капля на него не попадёт» (7).

• «Вынул он потихоньку кусок творожного сыру ...и стиснул в кулаке... Из кулака вода так и полилась на землю» (8).

• «Не пристало жене нищего жить в ... королевском дворце. ... Можешь отправляться... со своим мужем... на все четыре стороны» (4).

• «Он рассказал королевне, что злая колдунья... превратила его в лягушонка» (5).

Ведущий. Спасибо! Наше путешествие подходит к концу, но расставаться со сказкой не хочется. А чтобы вновь вернуться в сказку, надо просто взять книгу и прочитать. Приглашаем посмотреть нашу книжную выставку. До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра по сказке Пушкина. Сказка о царе Салтане…

Интересные задания по сказкам для начальной школы с ответами

Викторина. В стране сказок Братьев Гримм

Эстафета по сказкам для 1 класса

Литературный турнир по сказкам Пушкина для начальных классов

Нет комментариев. Ваш будет первым!