Литературный турнир по сказкам Пушкина для начальных классов

Литературная игра занятие по сказкам А. С. Пушкин для младших школьников

Цели: познакомить детей с фактами биографии поэта; проверить знание детей сказок Пушкина; расширить кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет писателя, книги сказок писателя, черный ящик, жетоны для поощрения, медали.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Вступительное слово учителя.

В начале нашего занятия я предлагаю вам разгадать кроссворд, когда вы его разгадаете, поймете, о чем тема нашего урока.

1. Герой сказки, к которому обращаются со словами «Не гонялся бы ты за дешевизной!». (Поп.)

2. Сказочное дерево, у которого «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». (Дуб.)

3. Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «стерег границы его царства». (Петушок.)

4. К кому обращалась героиня сказки со словами: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»? (Зеркальце.)

5. Герой сказки, который произносит слова:

«Ты волна, моя волна!

Ты гульвива и вольна!

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас наружу!». (Гвидон.)

6. Героиня «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Чернявка.)

Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?

Ученик. Пушкин.

- Правильно. Сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине, (показывается портрет).

Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.

- А кто из вас знает, как звали няню?

Ученик. Арина Родионовна.

Когда Александр Сергеевич был еще совсем маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

Ученик. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке».

III. Литературный турнир.

Сегодня мы проведем литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина.

Класс делится на две команды (по рядам).

1-я команда будет называться «Золотая рыбка», 2-я - «Золотой петушок» (на доске эмблемы каждой команды).

Разминка. (Команды отвечают по очереди.)

1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).

2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? («Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!».)

3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля».)

4. Откуда эти строки?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного?»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

5. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)

6. С чем приходил невод? (Первый раз - с тиной, второй раз - с травою морскою, третий раз - с золотой рыбкой.)

7. О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (О зиме.)

8. Какое приданое приготовил царь-отец царевне в «Сказке о мертвой царевне»? (Семь торговых городов да 140 теремов.)

9. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? («Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую, под сосной оставить там на съедение волкам».)

10. Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогаткой.)

Задание 1.

Вспомните и скажите, сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, дом, дворянка, царица.)

Задание 2.

Узнайте, кто это?

«В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузли шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки».

(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Задание 3.

Угадайте, что в черном ящике. О каком фрукте идет речь, и из какой он сказки?

«Соку спелого полно

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь...»

(Яблоко. «Сказка о мертвой царевне»).

Задание 4. «Сказочные объявления».

Учитель. У меня в руках конверт, в нем первый выпуск газеты «Волшебные известия», который полностью посвящен публикациям сказочных объявлений.

- Кто мог дать такое объявление?

1) Предлагаю свои услуги: работаю за 7-х. Могу:

- запрягать лошадь;

- топить печь;

- закупать продукты на рынке;

- печь яйца, варить кашу;

- нянчить детей.

Мой адрес...

(Балда. «Сказка о попе...)

2) На работу в лесопункт требуются:

- повар;

- конюх;

- плотник.

Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год.

Мой адрес...

(Поп. «Сказка о попе...».)

3) Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:

- соболя, черно-белые лисицы;

- чистое серебро;

- злато.

И все это по доступным ценам! «Пальмира» ждет Вас!

Адрес фирмы...

(«Сказка о царе Салтане...».)

4) Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:

- кругом лавки, крытые коврами;

- под святыми стол дубовый;

- печь с лежанкой изразцовой.

Мой адрес...

(«Сказка о мертвой царевне».)

5) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:

- укусы правого и левого глаза;

- волдыри на носу.

Начало ближайших занятий...

(«Сказка о царе Салтане...».)

6) Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?

Наш адрес... Обращаться к...

(Царице-мачехе из «Сказки о мертвой царевне».)

7) Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес ...

(«Сказка о золотом петушке».)

8) Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?

Обращаться к...

(Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Задание 4.

На доске расположены листы, вырезанные в виде яблок. С обратной стороны записаны вопросы. Вы подходите по очереди, берете по одному яблоку, читаете вопрос вслух и отвечаете на него.

- Какие чудесные дары получил от царевны-лебедя князь Гви- дон? (Чудесный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, и сама она согласилась стать его женой.)

- С каких слов начинается «Сказка о попе...»? (Жил-был поп, толоконный лоб.)

- Последнее желание сварливой старухи? (Стать владычицей морскою.)

- С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

- Верный страж царя Дадона? (Петушок.)

- Кем хотела стать старуха? (Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою.)

- В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

- Изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по свету. (Монеты.)

- Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.)

- Чем потчевали старуху бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами, печатными пряниками...)

V. Подведение итогов.

Подсчитывание жетонов. Определение команды-победителя. Награждение.

Автор: Бурова Г.

Рекомендуем посмотреть:

Кроссворд «Басни Крылова» с вопросами и ответами, 3 класс

Вопросы к рассказу Чарушина «Никита-охотник»

Классный час на тему «Сказки», 2 класс

Конкурс чтецов в начальной школе. Сценарий необычный и веселый

Игра путешествие по сказкам Гримм для младших школьников, 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!