Цели: познакомить детей с фактами биографии поэта; проверить знание детей сказок Пушкина; расширить кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет писателя, книги сказок писателя, черный ящик, жетоны для поощрения, медали.
I. Организация класса.
II. Вступительное слово учителя.
В начале нашего занятия я предлагаю вам разгадать кроссворд, когда вы его разгадаете, поймете, о чем тема нашего урока.
1. Герой сказки, к которому обращаются со словами «Не гонялся бы ты за дешевизной!». (Поп.)
2. Сказочное дерево, у которого «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». (Дуб.)
3. Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «стерег границы его царства». (Петушок.)
4. К кому обращалась героиня сказки со словами: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»? (Зеркальце.)
5. Герой сказки, который произносит слова:
«Ты волна, моя волна!
Ты гульвива и вольна!
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас наружу!». (Гвидон.)
6. Героиня «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Чернявка.)
Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?
Ученик. Пушкин.
- Правильно. Сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине, (показывается портрет).
Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой.
- А кто из вас знает, как звали няню?
Ученик. Арина Родионовна.
Когда Александр Сергеевич был еще совсем маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.
Ученик. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке».
III. Литературный турнир.
Сегодня мы проведем литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина.
Класс делится на две команды (по рядам).
1-я команда будет называться «Золотая рыбка», 2-я - «Золотой петушок» (на доске эмблемы каждой команды).
Разминка. (Команды отвечают по очереди.)
1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).
2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? («Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!».)
3. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля».)
4. Откуда эти строки?
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного?»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
5. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)
6. С чем приходил невод? (Первый раз - с тиной, второй раз - с травою морскою, третий раз - с золотой рыбкой.)
7. О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (О зиме.)
8. Какое приданое приготовил царь-отец царевне в «Сказке о мертвой царевне»? (Семь торговых городов да 140 теремов.)
9. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? («Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую, под сосной оставить там на съедение волкам».)
10. Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогаткой.)
Задание 1.
Вспомните и скажите, сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, дом, дворянка, царица.)
Задание 2.
Узнайте, кто это?
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузли шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
Задание 3.
Угадайте, что в черном ящике. О каком фрукте идет речь, и из какой он сказки?
«Соку спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...»
(Яблоко. «Сказка о мертвой царевне»).
Задание 4. «Сказочные объявления».
Учитель. У меня в руках конверт, в нем первый выпуск газеты «Волшебные известия», который полностью посвящен публикациям сказочных объявлений.
- Кто мог дать такое объявление?
1) Предлагаю свои услуги: работаю за 7-х. Могу:
- запрягать лошадь;
- топить печь;
- закупать продукты на рынке;
- печь яйца, варить кашу;
- нянчить детей.
Мой адрес...
(Балда. «Сказка о попе...)
2) На работу в лесопункт требуются:
- повар;
- конюх;
- плотник.
Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год.
Мой адрес...
(Поп. «Сказка о попе...».)
3) Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:
- соболя, черно-белые лисицы;
- чистое серебро;
- злато.
И все это по доступным ценам! «Пальмира» ждет Вас!
Адрес фирмы...
(«Сказка о царе Салтане...».)
4) Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:
- кругом лавки, крытые коврами;
- под святыми стол дубовый;
- печь с лежанкой изразцовой.
Мой адрес...
(«Сказка о мертвой царевне».)
5) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:
- укусы правого и левого глаза;
- волдыри на носу.
Начало ближайших занятий...
(«Сказка о царе Салтане...».)
6) Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?
Наш адрес... Обращаться к...
(Царице-мачехе из «Сказки о мертвой царевне».)
7) Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес ...
(«Сказка о золотом петушке».)
8) Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?
Обращаться к...
(Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
Задание 4.
На доске расположены листы, вырезанные в виде яблок. С обратной стороны записаны вопросы. Вы подходите по очереди, берете по одному яблоку, читаете вопрос вслух и отвечаете на него.
- Какие чудесные дары получил от царевны-лебедя князь Гви- дон? (Чудесный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой Черномором, и сама она согласилась стать его женой.)
- С каких слов начинается «Сказка о попе...»? (Жил-был поп, толоконный лоб.)
- Последнее желание сварливой старухи? (Стать владычицей морскою.)
- С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)
- Верный страж царя Дадона? (Петушок.)
- Кем хотела стать старуха? (Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою.)
- В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
- Изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по свету. (Монеты.)
- Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.)
- Чем потчевали старуху бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами, печатными пряниками...)
V. Подведение итогов.
Подсчитывание жетонов. Определение команды-победителя. Награждение.
Автор: Бурова Г.
Классный час на тему «Сказки», 2 класс
Конкурс чтецов в начальной школе. Сценарий необычный и веселый
Вопросы к рассказу Чарушина «Никита-охотник»
Кроссворд «Басни Крылова» с вопросами и ответами, 3 класс
Игра путешествие по сказкам Гримм для младших школьников, 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!