Цели: повторить знания учащихся о растениях, растущих в огороде; познакомить с историей некоторых растений; рассмотреть роль и значение растений огорода; составить экологические правила по охране урожая; развивать мышление, речь учащихся; воспитывать экологическое мышление.
Оборудование: иллюстрации с изображением растений огорода; кроссворд «Овощи»; овощи, рисунок с изображением кролика для игры.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
Учитель. Вырос в поле чудный город Огород. Улочки- грядочки чистые, опрятные, ровненько стоят. Сегодня мы отправимся в интересное путешествие в город Огород.
Ученик.
Нет, не зря, не зря, ребята,
От рассвета до заката
При любой почти погоде
Мы трудились в огороде.
Щедро грядки поливали,
С сорняками воевали,
В эти жаркие недели
Мы без дела не сидели.
Нашим школьным урожаем
Даже взрослых поражаем.
Эх, какое было это
Замечательное лето!
III. Жители города Огорода.
Учитель. В этом городе на улочках-грядках живут дружные ребятки. Отгадайте, как их зовут.
Учитель читает загадки и прикрепляет отгадки-картинки на плане города Огорода.
1. Захотелось плакать вдруг -
Слезы лить заставил... (лук).
2. Набирай скорее в миску
Краснощекую... (редиску).
3. Отыскали наконец
И зеленый... (огурец).
4. Под кустом копнешь немножко –
Выглянет на свет... (картошка).
5. Завалился на бочок
Лежебока... (кабачок).
6. Разве в огороде пусто,
Если там растет... (капуста).
7. Удивляет горожан
Темнокожий... (баклажан).
8. За ботву, как за веревку,
Можно вытащить... (морковку).
9. Кто, ребята, не знаком
С белозубым... (чесноком).
10. Держится за землю крепко,
Вылезать не хочет... (репка).
IV. Историческая станция в городе Огороде.
Учитель. Много дел летом в Огороде. Недаром в народе говорят: «Летний день за зимнюю неделю», «Что летом родится, то зимой пригодится».
Нас тоже ждет работа в городе Огороде: мы познакомимся поближе с жителями этого города. А поможет нам в этом городской страж порядка - огородное Пугало.
Выходит огородное Пугало. Одежда рваная, старая шляпа.
Пугало. Ребята, разрешите представиться.
Тело мое деревянное,
Одежда рваная,
Не ем, не пью,
Огород стерегу.
В огороде стою,
Ничего не говорю.
Сам не беру
И воронам не даю.
- Ребята, отгадайте загадку и вы узнает, что я уважаю в этом огороде больше всего.
Прежде чем мы его съели,
Все наплакаться успели. (Лук.)
Учитель. В средние века луковице приписывали чудесное свойство - предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман - обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».
Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У восточных народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».
- А какая поговорка о луке есть у славянского народа? (Лук от семи недуг.)
Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Российский ученый П. Б. Токин установил, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии и даже лягушки и крысы.
Достаточно в течение 3 минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.
Пугало. Отгадайте следующую загадку:
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол с полей она пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная... (картошка).
— Верно. Это картофель. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» - о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы - корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.
Учитель. С историей картофеля связано много забавных рассказов.
Еще в XVI веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.
Много занятного писали про аптекаря Пармантье. Цветы картофеля, принесенные им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими прическу.
В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.
Но был в России в XVIII веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель - хлебу подспорье», «Картошка - хлебу присошка».
Родиной картофеля считается Южная Америка.
Пугало. Ребята, послушайте, сколько загадок сочинил русский народ об этом жителе города Огород.
1. Красный нос В землю врос,
А зеленый хвост снаружи,
Мне зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос.
2. Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
3. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая.
На вкус - как сахар, сладкая. (Морковь.)
Учитель. В средние века морковь считали лакомством гномов - сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.
Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу.
В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1 м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на глубину 1,5 м.
Пугало. Ребята, закончите загадку:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста.
Если я ... (капуста).
Учитель. Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».
Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.
Капуста стала основой русских национальных блюд.
Великий полководец А. В. Суворов любил «кипящие» русские щи.
Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в ее составе много (до 90 %) воды. Сок ее улучшает пищеварение. В капусте содержится много витамина С.
Пугало. Отгадайте загадку:
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка (Тыква.)
Учитель. О тыкве можно рассказать немало интересного.
В Средней Азии из тыквы делают различную посуду: бутылки, ведра, ложки. В больших тыквах хранят зерно и крупу. В Африке в дождливую погоду путешественники прячут в тыкву свою одежду. Используют тыквы и при переправе через реку, сооружая из них плот.
В Индии оригинально используют тыкву для ловли обезьян. Просверлив в большой тыкве небольшое отверстие, индусы насыпают в нее немного риса или других семян. Зоркие обезьянки чрезвычайно любопытны и жадны. Только успеют скрыться люди, как обезьянки быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и, заметив отверстие, запускают в него лапку. Что там? Лапка нащупает зерна риса, наберет их полную горсть. Но сжатый кулачок не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трех лапах, волоча большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко выпускать зерна, и охотники легко забирают жадного зверька.
Пугало. Отгадайте загадку:
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)
Учитель. Родина огурца - Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.
В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей три раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям. Со шпалер свисают громадные плоды огурцов 1,5 м длиной.
В старое время, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.
С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России.
Пугало. В городе Огороде живет много иностранцев. И хорошо, между прочим, живут там, процветают. Ребята, отгадайте, кто же это?
1. Растут на грядке зеленые ветки,
А на них красные детки. (Помидоры.)
2. В огороде сидит, «куку» говорит. (Кукуруза.)
3. В суп попал, а ноты знал. (Фасоль.)
4. В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него не горячи. (Подсолнух.)
Учитель. Подсолнух растет у нас повсюду. Поэтому многие удивятся, узнав, что подсолнечник - «иностранец». А это действительно так. Его родина - далекая Мексика. Когда-то там он считался священным растением. Соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Древние мексиканцы назвали растение «солнечным цветком», отливали его соцветия из золота и устанавливали в храмах.
В XVI веке заморская диковинка красовалась на клумбе в ботаническом саду Мадрида. Возле нее всегда толпились любопытные. Каждый, у кого был сад, старался вырастить необычный цветок. Мода на «солнечный цветок» перекинулась в другие страны. И всюду в нем видели лишь прелестное растение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.
И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарев додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать из семян масло. Было это в 1829 году. Лишь тогда крестьяне поняли огромную выгоду от разведения подсолнечника и принялись спешно переселять его на поля.
Прошло немало времени, и «солнечный цветок» стал нашим главным масличным растением. Русским агрономам и крестьянам принадлежит и другая заслуга: создание новых, более урожайных сортов растения. Теперешние сорта трудно сравнить с диким «мексиканцем», его головка была размером с ромашку. А у наших - с целое блюдо. В России подсолнух не только нашел свою вторую родину, но и буквально переродился. И отсюда же начал новое путешествие по всему миру.
Пугало. Подсолнух все любят, особенно непослушные воробьи-шалуны. Работа у меня тяжелая, и в град, и в дождь на посту стою.
Учитель.
Не печалься, чучело,
Ты не зря помучилось,
Потрудилось ты недаром,
Сберегло наш урожай,
И поэтому в подарок Рукавицы получай.
IV. Экологическая станция.
- У каждого урожая есть свои вредители. Назовите вредителей картофеля, яблони, огурцов, моркови.
- Как же человек может сохранить свой урожай?
Задание 1.
Найдите в правом столбике, что повреждают перечисленные животные. Соедините линиями.
Колорадский жук Листья яблонь и других культурных растений
Яблонная плодожорка Листья картофеля
Тли Зерновые культуры
Полёвки и мыши Яблоки
Задание 2.
Составьте схемы цепей питания:
а) в поле;
б) в саду;
в) в огороде.
а) пшеница ➙ полевки ➙ совы;
б) яблоки ➙ яблонная плодожорка ➙ скворцы;
в) картофель ➙ колорадский жук ➙ жужелица.
Задание 3.
Выберите экологические способы сохранения урожая:
а) использование химических средств;
б) повесить скворечники;
в) ловить бабочек;
г) собирать колорадского жука вручную;
д) поставить пугало в огороде.
Ответы: б; г; д.
- А теперь мы с вами отправляемся на Занимательную станцию, где нас ждут загадки, игры и викторина.
VI. Занимательная станция в городе Огороде.
1.Викторина «Что растет на грядке?».
№ п/п |
Вопросы |
Ответы |
1 |
2 |
3 |
1 |
Цветами какого растения украшала прическу королева Франции? |
Картофеля |
2 |
От какого слова происходит название «капуста», что оно означает? |
От слова «капут»- голова |
3 |
Что носили рыцари на груди как талисман? |
Луковицу |
4 |
В каком овощном растении содержится 90 % воды ? |
В капусте |
5 |
Какое растение используют в Индии для ловли обезьян? |
Тыкву |
6 |
Какое растение в средние века считалось лакомством гномов? |
Морковь |
7 |
Откуда родом картофель? |
Из Южной Америки |
8 |
В какой стране огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы? |
В Индии |
9 |
Из какого растения в Средней Азии делают посуду? |
Из тыквы |
10 |
От летучих веществ какого растения гибнут болезнетворные бактерии? |
От лука; вещества называются фитонцидами |
11 |
Какое вещество особенно ценится в моркови? |
Каротин; попадая в организм человека превращается в витамин А |
12 |
Почему в пищу надо употреблять больше овощей? |
В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ |
13 |
Откуда родом подсолнечник? |
Из Мексики |
14 |
Масло из семян какого растения стали получать в России в 1829 г.? |
Из подсолнечника |
2. Кроссворд «Овощи».
По горизонтали:
1. Под кустом в земле плоды -
Человеку за труды. (Картофель.)
2. Привязан кустик к колышку,
На кустике - шары,
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. (Помидоры.)
4. Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей
Из урожая нового
Красавица лиловая. (Свекла.)
6. Сколько стрел
Растет на грядках.
А стрельнуть
Нельзя ребяткам. (Лук.)
7. Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен:
Все, от взрослых до ребят,
С холодцом его едят, (Хрен.)
8. Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку –
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок.)
По вертикали:
1. Воду пьет - себя торопит.
И растет, и листья копит.
Набирает вес кубышка,
В середине - кочерыжка. (Капуста.)
3. Все узнают молодца,
Что растет на грядке:
Он побольше огурца,
Толстый он и гладкий.
Тоже держится за плеть...
Приходите посмотреть. (Кабачок.)
5. Играли в прятки
Ребятки с грядки.
И прямо с грядки
Попали в кадки. (Огурцы.)
9. Снаружи красна.
Внутри бела,
На голове хохолок –
Зелененький лесок. (Редис.)
3. Игра «Найди на ощупь».
Ученикам предлагается найти на ощупь и достать из мешочка какой-нибудь заданный овощ.
4. Игра «Дай кролику морковку».
Для игры нужна мишень, на которой нарисована голова кролика. Играющий становится в 4-5 шагах от мишени, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Нужно подойти к кролику и дать ему морковку.
5. Назовите в каждом ряду «лишнее» слово. Объясните свой выбор:
а) пшеница, рожь, морковь, ячмень;
б) томат, капуста, лук, слива;
в) Яблоня, кукуруза, вишня, абрикос;
г) огурец, пион, лилия, нарцисс.
6. Игра «Посадка картофеля».
Дети становятся в две колонны. У детей, стоящих первыми, в руках по мешочку с 5-6 картофелинами. Напротив колонн чертится 5-6 кружков в ряд. По сигналу первые игроки бегут к своим кружкам, раскладывают картофелины по одной в кружок, возвращаются и передают пустые мешочки следующим. Те бегут к кружкам, собирают картофелины в мешочки, возвращаются и передают следующим по очереди игрокам. Таким образом, одни сажают картошку, другие ее собирают. Выигрывает та колонна, все игроки которой раньше выполнят задание.
VII. Итог занятия.
- Объясните пословицы:
• Огород для семьи подмога.
• Огород - семье доход.
- Какую роль выполняют растения, которые мы сажали в огороде?
Сценарий игровой программы для младших школьников «Тридевятое царство»
Сценарий игровой программы для младших школьников «Волшебный сундучок»
Сценарий игровой программы для группы продлённого дня
Валерия Сергеевна Боденова # 2 июля 2020 в 17:36 0 |