Игра-путешествие по станциям для младших школьников на тему «Экология»

Игровое занятие в 1 классе на тему «Путешествие в город Огород»

Цели: повторить знания учащихся о растениях, растущих в огороде; познакомить с историей некоторых растений; рассмотреть роль и значение растений огорода; составить экологические правила по охране урожая; развивать мышление, речь учащихся; воспитывать экологическое мышление.

Оборудование: иллюстрации с изображением растений огорода; кроссворд «Овощи»; овощи, рисунок с изображением кролика для игры.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

Учитель. Вырос в поле чудный город Огород. Улочки- грядочки чистые, опрятные, ровненько стоят. Сегодня мы отправимся в интересное путешествие в город Огород.

Ученик.

Нет, не зря, не зря, ребята,

От рассвета до заката

При любой почти погоде

Мы трудились в огороде.

 

Щедро грядки поливали,

С сорняками воевали,

В эти жаркие недели

Мы без дела не сидели.

 

Нашим школьным урожаем

Даже взрослых поражаем.

Эх, какое было это

Замечательное лето!

III. Жители города Огорода.

Учитель. В этом городе на улочках-грядках живут дружные ребятки. Отгадайте, как их зовут.

Учитель читает загадки и прикрепляет отгадки-картинки на плане города Огорода.

1. Захотелось плакать вдруг -

Слезы лить заставил... (лук).

 

2. Набирай скорее в миску

Краснощекую... (редиску).

 

3. Отыскали наконец

И зеленый... (огурец).

 

4. Под кустом копнешь немножко –

Выглянет на свет... (картошка).

 

5. Завалился на бочок

Лежебока... (кабачок).

 

6. Разве в огороде пусто,

Если там растет... (капуста).

 

7. Удивляет горожан

Темнокожий... (баклажан).

 

8. За ботву, как за веревку,

Можно вытащить... (морковку).

 

9. Кто, ребята, не знаком

С белозубым... (чесноком).

 

10. Держится за землю крепко,

Вылезать не хочет... (репка).

IV. Историческая станция в городе Огороде.

Учитель. Много дел летом в Огороде. Недаром в народе говорят: «Летний день за зимнюю неделю», «Что летом родится, то зимой пригодится».

Нас тоже ждет работа в городе Огороде: мы познакомимся поближе с жителями этого города. А поможет нам в этом городской страж порядка - огородное Пугало.

Выходит огородное Пугало. Одежда рваная, старая шляпа.

Пугало. Ребята, разрешите представиться.

Тело мое деревянное,

Одежда рваная,

Не ем, не пью,

Огород стерегу.

В огороде стою,

Ничего не говорю.

Сам не беру

И воронам не даю.

- Ребята, отгадайте загадку и вы узнает, что я уважаю в этом огороде больше всего.

Прежде чем мы его съели,

Все наплакаться успели.     (Лук.)

Учитель. В средние века луковице приписывали чудесное свойство - предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман - обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».

Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У восточных народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».

- А какая поговорка о луке есть у славянского народа? (Лук от семи недуг.)

Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Российский ученый П. Б. Токин установил, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии и даже лягушки и крысы.

Достаточно в течение 3 минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Пугало. Отгадайте следующую загадку:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная... (картошка).

— Верно. Это картофель. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» - о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы - корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

Учитель. С историей картофеля связано много забавных рассказов.

Еще в XVI веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.

Много занятного писали про аптекаря Пармантье. Цветы картофеля, принесенные им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими прическу.

В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.

Но был в России в XVIII веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель - хлебу подспорье», «Картошка - хлебу присошка».

Родиной картофеля считается Южная Америка.

Пугало. Ребята, послушайте, сколько загадок сочинил русский народ об этом жителе города Огород.

1. Красный нос В землю врос,

А зеленый хвост снаружи,

Мне зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос.

 

2. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

 

3. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая.

На вкус - как сахар, сладкая.           (Морковь.)

Учитель. В средние века морковь считали лакомством гномов - сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу.

В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1 м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на глубину 1,5 м.

Пугало. Ребята, закончите загадку:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста.

Если я ... (капуста).

Учитель. Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».

Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Капуста стала основой русских национальных блюд.

Великий полководец А. В. Суворов любил «кипящие» русские щи.

Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в ее составе много (до 90 %) воды. Сок ее улучшает пищеварение. В капусте содержится много витамина С.

Пугало. Отгадайте загадку:

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка     (Тыква.)

Учитель. О тыкве можно рассказать немало интересного.

В Средней Азии из тыквы делают различную посуду: бутылки, ведра, ложки. В больших тыквах хранят зерно и крупу. В Африке в дождливую погоду путешественники прячут в тыкву свою одежду. Используют тыквы и при переправе через реку, сооружая из них плот.

В Индии оригинально используют тыкву для ловли обезьян. Просверлив в большой тыкве небольшое отверстие, индусы насыпают в нее немного риса или других семян. Зоркие обезьянки чрезвычайно любопытны и жадны. Только успеют скрыться люди, как обезьянки быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и, заметив отверстие, запускают в него лапку. Что там? Лапка нащупает зерна риса, наберет их полную горсть. Но сжатый кулачок не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трех лапах, волоча большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко выпускать зерна, и охотники легко забирают жадного зверька.

Пугало. Отгадайте загадку:

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.      (Огурец.)

Учитель. Родина огурца - Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.

В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей три раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям. Со шпалер свисают громадные плоды огурцов 1,5 м длиной.

В старое время, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.

С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России.

Пугало. В городе Огороде живет много иностранцев. И хорошо, между прочим, живут там, процветают. Ребята, отгадайте, кто же это?

1. Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки.           (Помидоры.)

2. В огороде сидит, «куку» говорит.         (Кукуруза.)

3. В суп попал, а ноты знал.          (Фасоль.)

4. В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи

У него не горячи.              (Подсолнух.)

Учитель. Подсолнух растет у нас повсюду. Поэтому многие удивятся, узнав, что подсолнечник - «иностранец». А это действительно так. Его родина - далекая Мексика. Когда-то там он считался священным растением. Соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Древние мексиканцы назвали растение «солнечным цветком», отливали его соцветия из золота и устанавливали в храмах.

В XVI веке заморская диковинка красовалась на клумбе в ботаническом саду Мадрида. Возле нее всегда толпились любопытные. Каждый, у кого был сад, старался вырастить необычный цветок. Мода на «солнечный цветок» перекинулась в другие страны. И всюду в нем видели лишь прелестное растение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.

И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарев додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать из семян масло. Было это в 1829 году. Лишь тогда крестьяне поняли огромную выгоду от разведения подсолнечника и принялись спешно переселять его на поля.

Прошло немало времени, и «солнечный цветок» стал нашим главным масличным растением. Русским агрономам и крестьянам принадлежит и другая заслуга: создание новых, более урожайных сортов растения. Теперешние сорта трудно сравнить с диким «мексиканцем», его головка была размером с ромашку. А у наших - с целое блюдо. В России подсолнух не только нашел свою вторую родину, но и буквально переродился. И отсюда же начал новое путешествие по всему миру.

Пугало. Подсолнух все любят, особенно непослушные воробьи-шалуны. Работа у меня тяжелая, и в град, и в дождь на посту стою.

Учитель.

Не печалься, чучело,

Ты не зря помучилось,

Потрудилось ты недаром,

Сберегло наш урожай,

И поэтому в подарок Рукавицы получай.

IV. Экологическая станция.

- У каждого урожая есть свои вредители. Назовите вредителей картофеля, яблони, огурцов, моркови.

- Как же человек может сохранить свой урожай?

Задание 1.

Найдите в правом столбике, что повреждают перечисленные животные. Соедините линиями.

Колорадский жук                        Листья яблонь и других культурных растений

Яблонная плодожорка               Листья картофеля

Тли                                               Зерновые культуры

Полёвки и мыши                         Яблоки

Задание 2.

Составьте схемы цепей питания:

а) в поле;

б) в саду;

в) в огороде.

а) пшеница ➙ полевки ➙ совы;

б) яблоки ➙ яблонная плодожорка ➙ скворцы;

в) картофель ➙ колорадский жук ➙ жужелица.

Задание 3.

Выберите экологические способы сохранения урожая:

а) использование химических средств;

б) повесить скворечники;

в) ловить бабочек;

г) собирать колорадского жука вручную;

д) поставить пугало в огороде.

Ответы: б; г; д.

- А теперь мы с вами отправляемся на Занимательную станцию, где нас ждут загадки, игры и викторина.

VI. Занимательная станция в городе Огороде.

1.Викторина «Что растет на грядке?».

п/п

Вопросы

Ответы

1

2

3

1

Цветами какого растения украшала прическу королева Франции?

Картофеля

2

От какого слова происходит название «капуста», что оно означает?

От слова «капут»- голова

3

Что носили рыцари на груди как талисман?

Луковицу

4

В каком овощном растении содержится 90 % воды ?

В капусте

5

Какое растение используют в Индии для ловли обезьян?

Тыкву

6

Какое растение в средние века считалось лакомством гномов?

Морковь

7

Откуда родом картофель?

Из Южной Америки

8

В какой стране огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы?

В Индии

9

Из какого растения в Средней Азии делают посуду?

Из тыквы

10

От летучих веществ какого растения гибнут болезнетворные бактерии?

От лука; вещества называются фитонцидами

11

Какое вещество особенно ценится в моркови?

Каротин; попадая в организм человека превращается в витамин А

12

Почему в пищу надо употреблять больше овощей?

В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ

13

Откуда родом подсолнечник?

Из Мексики

14

Масло из семян какого растения стали получать в России в 1829 г.?

Из подсолнечника

2. Кроссворд «Овощи».

По горизонтали:

1. Под кустом в земле плоды -

Человеку за труды.          (Картофель.)

 

2. Привязан кустик к колышку,

На кустике - шары,

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары.    (Помидоры.)

 

4. Нужнее всех из овощей

Для винегретов и борщей

Из урожая нового

Красавица лиловая.    (Свекла.)

 

6. Сколько стрел

Растет на грядках.

А стрельнуть

Нельзя ребяткам.    (Лук.)

 

7. Белый, тощий корнеплод

Под землей растет.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят,    (Хрен.)

 

8. Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго.         (Чеснок.)

 

По вертикали:

1. Воду пьет - себя торопит.

И растет, и листья копит.

Набирает вес кубышка,

В середине - кочерыжка. (Капуста.)

 

3. Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий.

Тоже держится за плеть...

Приходите посмотреть.           (Кабачок.)

 

5. Играли в прятки

Ребятки с грядки.

И прямо с грядки

Попали в кадки.            (Огурцы.)

 

9. Снаружи красна.

Внутри бела,

На голове хохолок –

Зелененький лесок.            (Редис.)

3. Игра «Найди на ощупь».

Ученикам предлагается найти на ощупь и достать из мешочка какой-нибудь заданный овощ.

4. Игра «Дай кролику морковку».

Для игры нужна мишень, на которой нарисована голова кролика. Играющий становится в 4-5 шагах от мишени, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Нужно подойти к кролику и дать ему морковку.

5. Назовите в каждом ряду «лишнее» слово. Объясните свой выбор:

а) пшеница, рожь, морковь, ячмень;

б) томат, капуста, лук, слива;

в) Яблоня, кукуруза, вишня, абрикос;

г) огурец, пион, лилия, нарцисс.

6. Игра «Посадка картофеля».

Дети становятся в две колонны. У детей, стоящих первыми, в руках по мешочку с 5-6 картофелинами. Напротив колонн чертится 5-6 кружков в ряд. По сигналу первые игроки бегут к своим кружкам, раскладывают картофелины по одной в кружок, возвращаются и передают пустые мешочки следующим. Те бегут к кружкам, собирают картофелины в мешочки, возвращаются и передают следующим по очереди игрокам. Таким образом, одни сажают картошку, другие ее собирают. Выигрывает та колонна, все игроки которой раньше выполнят задание.

VII. Итог занятия.

- Объясните пословицы:

• Огород для семьи подмога.

• Огород - семье доход.

- Какую роль выполняют растения, которые мы сажали в огороде?

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для младших школьников «Тридевятое царство»

Игровая программа по сказам братьев Гримм, 1-2 класс

Сценарий игровой программы для группы продлённого дня

Сценарий конкурсной программы для детей 6-7-8 лет

Сценарий игровой программы для младших школьников «Волшебный сундучок»

Валерия Сергеевна Боденова # 2 июля 2020 в 17:36 0
Данный материал знакомит детей с различными овощами, которые они уже знают, но дополнительно подобрана информация об этих овощах, которую дети ещё не знают. Много интересных загадок про овощи. Игры помогают детям развить различные личностные качества и получить удовольствие. Эта программа развивает у учащихся любовь к окружающей их природе.
Это программа хорошо продумана. Этапы занятия соблюдены. Цель этой игровой программы достигнута.