Конкурсы

Клуб веселых математиков для начальной школы

КВМ (Клуб веселых математиков) для младших школьников

Само название говорит о том, что это веселое состязание команд по математике. В нем могут участвовать 2-4 команды. Если играют две команды, остальные становятся болельщиками, так же поделившись на две команды.

Задачи игры: при помощи веселых нестандартных заданий, задач заинтересовать детей математикой; дать пищу для ума детям, увлекающимся математикой; тренировка быстроты реакции, находчивости.

Планируя игру, дети обсуждают состав команд, выбирают ведущих, жюри, продумывают конкурсы. В результате обсуждения решают, что во время игры будут проводиться такие конкурсы: разминка «Веселый счет», «Домашнее задание», логические задачи, «Сложи фигуру», «Математика вокруг нас».

Команды выбирают капитанов, придумывают названия, девизы, эмблемы, приветствия, выполняют домашнее задание на тему «Для чего нужна математика». Домашнее задание может быть в стихах, рисунках, сценках. Форма тоже свободная — шуточная или серьезная.

Игра проводится в классе. Команды — в центре класса, за столами, за ними — болельщики, тоже представляющие две команды. Если команда не справляется со своим заданием, за нее могут ответить болельщики.

Начинается представление и приветствие команд, затем проводится разминка "Веселый счет".

1. Народная задача

Прилетели галки,

Сели на палки.

Если на каждой палке

Сядет по одной галке,

То для одной галки

Не хватит палки.

Если же на каждой палке

Сядет по две галки,

То одна из палок

Будет без галок.

Сколько было галок?

Сколько было палок?

(4 галки, 3 палки)

2. Сколько ЛЕТ?

— Я на два года старше льва, —

Сказала мудрая сова.

— А я в два раза младше вас, —

Сове ответил дикобраз.

Лев на него взглянул и гордо

Промолвил, чуть наморщив нос:

— Я старше на 4 года,

Чем вы, почтенный иглонос. —

А сколько всем им вместе лет?

Проверьте дважды Свой ответ.

Н. Разговоров

Ответ. Льву — 10 лет, сове — 12, дикобразу — 6 лет. Всего — 28 лет.

3. Начнем с хвоста

По тропинке вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

Сколько было петухов?

И узнать я был бы рад,

Сколько было поросят?

Ты сумел найти ответ?

До свиданья, всем привет!

Н. Разговоров

Ответ. 7 петухов, 4 поросят.

4. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

Ответ. Через 72 часа, т. е. ровно через трое суток, будет ночь, значит, солнечной погоды не будет.

5. Трем девочкам задали вопрос: «Сколько им лет?» Наташа ответила: «Я моложе Тамары на 4 года». Маша сказала: «Мне вместе с Наташей 21 год». А Тамара ответила: «Нам троим вместе 32 года».

Ответ. 7, 14, 11 лет.

6. Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько всего? (Трое)

7. Когда мы смотрим на число 3, а говорим «15»? Ответ. Когда смотрим на часы, которые показывают 3 часа дня, т. е. 15 часов.

8. Какое число записано римскими цифрами: XXXXIV?

Разминка проводится в быстром темпе. Некоторые задачи можно дать в письменном виде, так как на слух они плохо воспринимаются.

Задания для конкурса капитанов

1. Известно, что 10 единиц составляют десяток, 10 десятков — сотню, 10 сотен — тысячу и т. д. Мы видим, что число 10 играет большую роль. Почему именно число 10, а не другое?

Ответ. Потому что на наших руках 10 пальцев. Именно руки были одним из первых «аппаратов» для счета у древнего человека, а пальцы — первой счетной «машинкой».

2. Мы часто пользуемся словом километр. Метр в переводе с французского означает мера. Что означает в переводе с французского слово кило?

Ответ. Кило — тысяча. Километр — 1000 м, килограмм — 1000 г.

3. Известно, что масса монеты в 1 копейку — 1 г, а монеты в 2 копейки — 2 г. Что дороже: килограмм 1-копеечных монет или килограмм 2- копеечных монет?

Ответ. Одинаково.

4. В известной сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» царь послал стрелка Андрея за «тридевять земель». Тридевять — это сколько?

Ответ. Тридевять —- это 27. Дело в том, что на Руси считали по девяткам: тридевять — это 9 х 3 = 27.

После конкурса капитанов — логические задачи, задачи на поиск закономерностей. Их нужно четко написать (нарисовать) фломастером на отдельных карточках и дать каждой команде. Все задачи команды должны решить, скажем, за 5 минут. Засекается время, команды начинают работать. Через 5 минут листочки у команд забираются и оценивается правильность решения.

1. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число.

Ответ. Ё 7 Буквы идут в алфавитном порядке через одну поочередно в числителе и знаменателе. Числа располагаются подобным же образом.

2. Вставьте недостающее число.

Ответ. 10 (сумма чисел на колесиках локомотива равна числу на трубе.)

3. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных.

Ответ. 6 (есть 3 фасона юбок, 3 положения рук, типа обуви.)

4. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных.

Ответ. 6 (имеются три типа ушей и лиц, три формы шляп. Каждый из этих признаков встречается лишь один раз в ряду или колонке.)

Следующий конкурс — сложить фигуру. У каждой команды в конверте лежит таким образом разрезанный квадрат.

Задания: из 7 фигурок сложите

1) домик;

2) свечу в подсвечнике;

3) молоток;

4) наковальню.

Задания даются командам игроков и болельщиков.

Конкурс «Математика вокруг нас»

1. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина до того, как он поймал золотую рыбку?

Ответ. Ровно 30 лет и 3 года.

2. Назовите пословицы, связанные с числом.

Ответ. Семь раз отмерь — один отрежь. Семеро одного не ждут. Один с сошкой, семеро с ложкой. Один за всех, все за одного. Семь пятниц на неделе. За семь верст киселя хлебать.

3. Сколько лет, месяцев, дней и часов прошло от начала нашего летосчисления до 19 часов вчерашнего дня?

4. 12 мальчиков получили 7 больших яблок и решили их разделить так, чтобы ни одно яблоко не пришлось разрезать больше, чем на 4 части. Исполнимо ли это решение?

Ответ. Надо 4 яблока разделить на 3 части, а 3 — на 4 части. Тогда каждый мальчик получит по семи двенадцатых частей яблока.

5. На уроке физкультуры учитель дал команду — построиться в шеренгу по одному с интервалом в 1 м. Шеренга растянулась на 25 м. Сколько детей было на уроке?

Ответ. В шеренге было 26 учеников.

6. Два мальчика катаются на велосипедах. У одного из них велосипед с большими колесами, а у другого — с маленькими. Мальчики едут с равными скоростями. У кого из них ярче горит фонарь, работающий от динамо-машины на ободе колеса? Динамо-машины одинаковые.

Ответ. Яркость фонаря одинакова, так как скорости велосипедистов одинаковые.

Пока жюри подводит итоги конкурсов, команды показывают домашнее задание.

По типу КВМ можно проводить конкурсы не только по математике, но и по другим предметам. Меняются только задания, а сама игра строится так же.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры по математике, 1 класс

Сценарий математической сказки для начальной школы

Математические кроссворды и головоломки с ответами для 1-4 класса

Праздник по математике в начальной школе «Путешествие в страну Математики», 1-3 класс

Сценарий математической игры для 4 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!