Цели: развивать навыки и умения логического мышления, умственные способности детей; пробуждать интерес к предмету математики через игру.
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас праздник, посвященный математике - царице всех наук. Математика — очень важная наука, которая любит задачи, кроссворды, ребусы, головоломки на досуге решать, хитроумные книги читать, размышлять. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии. Сейчас мы отправимся в путешествие в Страну математики. В этом путешествии вы встретитесь с интересными задачами, головоломками, ребусами. Открывают наше путешествие «Цифры».
Выходят ученики с карточками цифр 1, 2, 3 ... 7 и читают стихотворения.
1-й ученик.
Наш юный друг!
Сегодня ты пришел сюда,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Увидеть наш веселый праздник,
Умом своим на все взглянуть.
2-й ученик.
Математика повсюду,
Глазом только поведешь-
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдешь.
3-й ученик.
Вот строительство большое.
Прежде чем его начать
Нужно было все подробно
Начертить и рассчитать.
4-й ученик.
А иначе в этом доме
Счастья нам не увидать:
Стекла будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите
Это может нравиться?
5-й ученик.
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
И при этом, и при этом
Вы заметьте-ка, друзья,
Очень важная наука –
Математика!
6-й ученик.
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что
Вы заметьте-ка, друзья,
Капитанам помогает
Математика!
7-й ученик.
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Математику знать!
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка, друзья,
Где бы нам ни пригодилась
Математика!
Ведущий. А для этого рассаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в игру-путешествие по Стране математики на поезде. Путешествие интересное, поэтому с собой берем смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков. Ну а как же нам быть без Королевы Математики? Давайте ее позовем. (Дети зовут Королеву Математику.)
Входит Королева Математика.
Королева Математика. Здравствуйте, ребята!
Я самая интересная и занимательная наука в мире. Мое королевство не имеет границ. При прохождении станций вам необходимо:
- быть внимательными;
- активными;
- соблюдать тишину и порядок.
Сели в поезд - поехали!
Разминка (проводит Королева).
1. Какая цифра, если перевернуть сверху вниз, уменьшается на 3? (9.)
2. Когда мы смотрим на число 3, а говорим «пятнадцать»? (Когда смотрим на циферблат часов.)
3. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина до того, как он поймал золотую рыбку? (33 года.)
4. Сколько раз старик ходил к морю в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, чтобы рыбка выполнила желания старухи? (5 раз.)
5. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на дубе не растут.)
6. На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько, так как остальные воробьи улетели.)
Ведущий. Молодцы, ребята! Пока была разминка, наш поезд подошел к первой станции.
1-я станция «Эстафетная»
На доске цепочка из чисел и знаков для 1 и 3 классов. Дети выходят по очереди и заполняют кружки (квадраты).
1 класс:
3 класс:
Ведущий.
Молодцы, ребята! Наш паровозик подошел к станции.
2-я станция «Ребусная»
1. Разгадайте ребус:
1 класс
3 класс
2. Выглянув на повороте поезда в окно, Ира заметила, что впереди 9 вагонов, а позади еще 7. Сколько вагонов в этом поезде?
Ведущий. Ребята, не успели мы выполнить задания на одной станции, как на нашем пути уже другая станция, и называется она...
3-я станция «Цифроград»
1 класс
Задание: вставить недостающее число.
3 класс
Задание: в квадрате расставьте цифры 0, 1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8 так, чтобы суммы чисел по горизонтали, вертикали и диагонали равнялись 12.
Вариант ответа:
3 |
8 |
1 |
2 |
4 |
6 |
7 |
0 |
5 |
Ведущий. А сейчас вы сразу догадаетесь, из какой сказки следующее задание. Речь в ней пойдет о маленькой девочке, такой маленькой, что скорлупка грецкого ореха была ей колыбелькой, голубые фиалки - периной, а лепесток розы - одеялом. Как звали эту девочку? (Дюймовочка.) Вспомните, пожалуйста, сколько заплатила женщина старой колдунье за ячменное зернышко? (12 грошей.) Грош - это старинная мелкая монета. Ответьте на вопрос: чему равнялся грош? Одной, двум или трем копейкам? А поможет вам в этом следующая подсказка.
На доске цепочка:
8 – 6 + 7 – 4 + 3 – 4 + 1 - 3= ?
Итак, один грош - 2 копейки. А сколько копеек составляют 12 грошей? (24.)
- Сколько раз по 2 копейки надо взять? (12 раз.)
Ведущий. Ребята, вспомните литературные произведения, в названиях которых встречаются числа. («Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Семь Симеонов, семь работников», «Два жадных медвежонка», «Два товарища», «Три поросенка», «Три медведя», «Пятнадцатилетний капитан», «Три толстяка».)
Молодцы, ребята! Мы подъехали к следующей станции, где понадобятся ваша смекалка и сообразительность, поэтому будьте внимательны, не спешите.
А вот и станция...
4-я станция «Смекалистых»
1) Хитрые задачи с цветными кубиками.
(1 класс: коробка, 2 красных и 2 зеленых кубика.)
Какое наименьшее количество кубиков надо достать, не глядя в коробку, чтобы было 2 одинаковых кубика?
(3 класс: коробка, 3 красных, 3 зеленых, 3 синих кубика.)
Какое наименьшее количество кубиков надо достать, не глядя в коробку, чтобы было 3 одинаковых кубика?
Отгадай-ка!
Вспомните название породы собаки, состоящей из 3 букв. Если это слово прочитать справа налево, то получится название промежутка времени, длящегося 12 месяцев. (Дог- год.)
1 класс:
3 класс:
Ведущий. Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, знающие.
А сейчас, ребята, мы поиграем!
Игру проведет Королева Математика (или сам ведущий).
- Ребята, сколько пальчиков у вас на каждой руке? (5.) Правильно.
Вам надо быть внимательными и правильно называть цифру в конце предложения.
Все вы должны, ребята, знать,
Как мы любим цифру... (пять).
О чудесной цифре... (пять)
Можно многое сказать.
В воскресенье и в субботу
Мама стала отдыхать,
И рабочих дней в неделе
Остается только... (пять).
Тем, кто к звездам в высь стремится,
Космонавтом хочет стать,
Надо в школе не лениться,
Знать любой предмет на... (пять).
Надо хорошо учиться,
Надо дома помогать,
Коль работать не лениться,
Так обязательно на... (пять).
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь,
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой... (пять).
Кто урок совсем не знает
И трудиться не желает,
Спишет у других страничку,
Тот получит... (единичку).
Молодцы, ребята, все правильно выполнили!
Инсценировка сказки С. Маршака.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ВЕСЕЛЫЙ КРУГЛЫЙ НОЛЬ
Сказал веселый круглый Ноль
Соседке - Единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым гордым взглядом:
- Ты, Ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил Ноль:
- Я признаю, что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Ведущий. Но не только цифра ноль имеет такие удивительные способности. Цифра 1 не менее знаменита. Расскажите, чем? (Если к любому названному числу прибавим «единицу», то получим последующее число, а если из любого названного числа вычтем «единицу», то получим предшествующее число.)
5-я станция «Головоломки»
Вот из спичек составлен дом. Надо повернуть его к нам другой стороной, переложив только 2 спички.
Из спичек составлено равенство VI-IV=XI. Как переложить:
1) 2 спички;
2) 1 спичку, чтобы равенство стало верным?
Ответ:
1) VI + V = XI (1 спичка);
2) V + IV = IX (2 спички).
6-я станция «Кроссворды»
По вертикали:
1. Как называется математический текст, в конце которого есть вопрос?
2. Знак, с помощью которого выполняется уменьшение числа на несколько единиц.
3. Число меньше 10 на 2.
4. Действие, выполняемое при увеличении числа на несколько единиц.
По горизонтали:
5. Действие, выполняемое при уменьшении числа на несколько единиц.
6. Число меньше одного на один.
7. Знак, с помощью которого увеличивают число на несколько единиц.
8. Число больше 3 на 4.
Ответы:
По вертикали:
1. Задача.
2. Минус
3. Восемь.
4. Сложение.
По горизонтали:
5. Вычитание.
6. Нуль.
7. Плюс.
8. Семь.
Учащиеся 3 класса читают стихотворение.
В наше время, чтобы строить,
Чтоб машиной управлять,
Всего прежде нужно в школе
Математику познать.
На войне ли современной,
В годы мирного труда
При расчетах непременно
Математика нужна.
Без нее побед не будет,
А победы - это жизнь.
Без нее российским людям
Не построить лучше жизнь.
Наше путешествие подошло к концу. Мы очень хорошо потрудились.
Я очень рада, что вы осознаете, какое важное место занимает математика в жизни человека, что вы с честью выдержали предложенные вам испытания.
Сейчас ребята 1 класса дадут клятву. (Клятву читает Королева Математика.)
КЛЯНЕМСЯ!
1. Не опаздывать на уроки математики, прилежно вести тетрадь и всегда выполнять домашние задания.
2. Принимать активное участие в олимпиадах и внеклассных мероприятиях по математике.
3. Быть другом своих одноклассников, но не давать списывать.
4. Не отказывать товарищу в помощи, действуя по принципу: «Научился сам - научи другого».
5. Всегда активно работать на уроке, при этом не мешать другим.
6. Любить, уважать и слушаться учителя математики как родную маму.
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Ученик.
Математику мы любим,
Любим веселиться,
После праздника такого
Хочется учиться.
Учитель. Надеюсь, вам было весело на нашем празднике. Но думаю, что вы не только повеселились, но и вынесли для себя немало полезного и нужного, а главное, что математика - действительно Королева всех наук и что с ней надо дружить!
Все.
Математику учить! Математику любить!
С математикой навеки крепко-накрепко дружить!
Учитель вручает грамоты учащимся 1-4 классов за участие в путешествии по стране Математики.
Автор: Н. И. Дианова
Дидактические игры по математике, 1 класс
Предметная неделя в начальной школе. План проведения
Неделя математики в начальной школе. План мероприятий
Математические кроссворды и головоломки с ответами для 1-4 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!