С древнейших времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать.
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум, внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и художнику.
Математика земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
В веках овеяна ты славой.
Светило всех земных светил,
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела.
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!!!
Работа педагогов проводится в соответствии с планом проведения Недели и направлена на расширение кругозора обучающихся, развития смекалки, умения мыслить логически. Разгадывание ребусов, головоломок, разнообразные занимательные задачи способствуют в увлекательной форме развитию творческого мышления детей младшего возраста.
1 классы:
1-й ДЕНЬ. Презентация «Встреча с Королевой Математикой»: «Веселый счет».
2-й ДЕНЬ. Игра-соревнование «Час занимательной математики».
3-й ДЕНЬ. Конкурс «Юный математик».
4-й ДЕНЬ. Защита проектов: «Математика в нашей жизни» (рисунки, стихи, задачи-шутки, ребусы).
5-й ДЕНЬ. Праздник «Путешествие в Страну математики».
2 классы:
1-й ДЕНЬ. Презентация «Встреча с Королевой Математикой»: «Математический калейдоскоп».
2-й ДЕНЬ. Турнир смекалистых.
3-й ДЕНЬ. Олимпиада «Юный математик».
4-й ДЕНЬ. Защита проектов: «Математика в нашей жизни» (рисунки, ребусы, кроссворды, задачи-шутки).
5-й ДЕНЬ. Праздник «Путешествие в Страну математики».
3 классы:
1-й ДЕНЬ. Презентация «Встреча с Королевой Математикой»: «Это интересно знать: знакомство с великими математиками».
2-й ДЕНЬ. «Устный счет» - беседа по картине. «Путешествие в историю математики».
3-й ДЕНЬ. Классная олимпиада по математике.
4-й ДЕНЬ. Защита проектов: «Математика в нашей жизни» (рисунки, ребусы, кроссворды, задачи-шутки). Выпуск газеты «Юный математик».
5-й ДЕНЬ. Праздник «Путешествие в Страну математики».
4 классы:
1-й ДЕНЬ. Презентация «Встреча с Королевой Математикой»: «Это интересно знать: знакомство с великими математиками».
2-й ДЕНЬ. Брейн-ринг (урок-соревнование между классами).
3-й ДЕНЬ. Классная олимпиада по математике.
4-й ДЕНЬ. Защита проектов: «Математика в нашей жизни» (рисунки, ребусы, кроссворды, задачи-шутки). Выпуск газеты «Юный математик».
5-й ДЕНЬ. Праздник «Путешествие в Страну математики».
Королева Математика. Здравствуйте, ребята! Я самая интересная и занимательная наука в мире. Моё королевство не имеет границ. А вот и мои подданные - числа. Представьтесь, пожалуйста!
Число 2. Число «2» является самой любопытной системой счисления. Эта система применяется в современных вычислительных машинах.
Число 5. Числом «5» пользуются при округлении. Кроме того, «5» - самая желанная для ученика оценка.
Число 9. Число «9» помогает проверить правильность деления.
Число 12. Число «12» называют дюжиной. Оно соперничает с числом «10». Мы имеем дюжину месяцев в году, две дюжины часов в сутках, час делится на 5 дюжин минут.
Число 13. Число «13» - сосед 12. Его называют «чёртовой дюжиной». Это число примечательно тем, что его не любят суеверные люди. В некоторых странах не дают номера 13 домам, автобусам, самолётам, этажам в домах. 13-го числа не отправляются в путь корабли.
Королева Математика. Ну вот вы и познакомились с моей свитой. Скажите, а па каком языке числа общаются между собой?
- Правильно, на математическом. И помогают им в этом арифметические действия, скобки, буквы.
- Дорогие ребята, сегодня я хочу пригласить вас в чудесную Страну математики, где вас ждут увлекательные приключения, конкурсы, кроссворды, ребусы. А чтобы вы не запутались в пути, я дарю вам маршрутный лист. Вы должны строго следовать маршруту и не сворачивать с пути, и тогда в конце путешествия вас ждёт большой праздник в моём дворце.
Счастливого пути, ребята! И до встречи!
Королева Математика вручает маршрутный лист.
Автор: И. В. Зайцева
Это интересно знать
Пифагор Самосский - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, математик.
Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций и многое другое.
Знаменита выведенная Пифагором теорема: квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов. Известность получили также так называемые пифагоровы числа - тройка таких натуральных чисел, что треугольник, длины сторон которого пропорциональны (или равны) этим числам, является прямоугольным. Например, тройка чисел: 3,4,5.
По теории Пифагора число - основа всего существующего. Числовые соотношения - источник гармонии космоса. Именно Пифагору и его последователям принадлежит утверждение о шарообразности Земли.
Лобачевский Николай Иванович (1792-1856) - русский математик, создатель неевклидовой геометрии. Ректор Казанского университета (1827-1846). Открытие Лобачевского, не получившее признания современников, совершило переворот в представлении о природе пространства, в основе которого более 2 тысяч лет лежало учение Евклида, в котором для объяснения математических понятий использовались наглядные представления об окружающем нас мире (например, прямые линии - натянутые нити), и оказало огромное влияние на развитие математического мышления.
Лобачевский исходил из допущения, согласно которому через точку, лежащую вне данной прямой проходит несколько прямых, не пересекающихся с данной прямой.
Признание этой теории пришло лишь через 12 лет после кончины Лобачевского, когда в 1868 году Э. Бельтрами показал, что геометрия Лобачевского может быть реализована на псевдосферических поверхностях, если за прямые принять геодезические.
Геометрия Лобачевского действует только в пространстве близких к скорости света скоростей.
Архимед (около 287 г. до н. э.) - древнегреческий учёный, математик и механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Разработал методы нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел.
Ему принадлежит множество технических изобретений: системы для поднятия тяжестей, военные метательные машины и др.
Архимед получил образование у своего отца, астронома и математика Фидия, родственника сиракузского тирана Гиерона II, покровительствовавшего Архимеду. В юности он провёл несколько лет в крупнейшем культурном центре того времени- Александрии Египетской. Затем до конца жизни жил в Сиракузах.
Во время Второй Пунической войны, когда Сиракузы были осаждены римлянами, Архимед участвовал в обороне города и строил метательные орудия. Военные изобретения учёного в течение двух лет помогали сдерживать осаду.
Архимеду приписывается и сожжение римского флота через систему вогнутых зеркал солнечными лучами.
До нас дошло 13 трактатов Архимеда. В самом знаменитом из них - «О шаре и цилиндре» - он установил, что площадь поверхности шара в четыре раза больше площади наибольшего его сечения; сформулировал соотношение объемов шара и описанного около него цилиндра как 2:3- открытие, которым он так дорожил, что в завещании просил поставить на своей могиле памятник с изображением цилиндра и вписанным в него шаром и надписью расчёта.
В трактате «Исчисление песчинок» Архимед предложил систему счисления, позволявшую записывать сверхбольшие числа, что поражало воображение современников.
Но самым знаменитым стал, пожалуй, закон гидростатики, вошедший в науку как закон Архимеда, по которому тело, погруженное в воду, вытесняет объем воды, равный объему самого тела. Существует предание, что идея этого закона посетила Архимеда, когда он принимал ванну. С возгласом «Эврика!» он выскочил из ванны и нагим побежал записывать пришедшую ему в голову научную мысль.
Рене Декарт (1596-1650) французский математик и философ. Происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в 1621 г.; после нескольких лег путешествий переселился в Нидерланды (1629 г.), где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения - «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (1637 г.), «Размышления о первой философии...» (1641 г.), «Начала философии» (1644 г.). В 1649 г. по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер. Математические исследования Декарта тесно связаны с его работами по философии и физике. Заложил основы аналитической геометрии. В «Геометрии» (1637 г.) Декарт впервые ввёл понятия переменной величины и функции.
Н. П. Богданов-Бельский, художник-передвижник конца XIX и начала XX века, посвятил своё творчество изображению жизни современной ему деревни. Для художника Н. П. Богданова- Бельского большинство искусствоведов употребляют эпитет «крестьянский» (крестьянский художник). А ведь он был, прежде всего, талантливым живописцем, прошедшим обучение в лучших художественных заведениях и у замечательных педагогов.
Николай Петрович родился в 1868 г. в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии. Был в детстве пастухом. Учился в образцовой народной школе профессора С. А. Рачинского, начальное художественное образование получил в школе Рисования при Троице-Сергиевой лавре под Москвой. В 1884 г. поступил в Московское училище живописи. Его учителями были В. Д. Поленов, В. Е. Маковский, И. М. Тряпишников. Начинал обучение в пейзажном классе, но затем увлёкся жанровой живописью.
Расцвет его творческой деятельности приходится на последнее десятилетие XIX века. Художник изображает крестьян и их жизнь. Особенно близка ему тема просвещения. Правдиво и убедительно рассказывает он о сельской дореволюционной школе, о крестьянских детях, о народной тяге к образованию. Часто изображая в работах крестьянских детей, он привлекал к ним внимание художественной общественности.
Одна особенность отличает картины живописца: от них исходит сама доброта, которую художник вложил в свои творения при создании. Известны такие картины, как: «Воскресное чтение», «У больного учителя», «Проба голосов», «У дверей школы», «Устный счёт», «Ученицы».
«Устный счёт» - самая известная картина Николая Петровича Богдано-Бельского - впервые появилась на выставке передвижников в 1896 году. Критики и художники приняли её с восторгом. Им вторили журналисты «талантливо», «бесподобно», «лучшая картина выставки». Репродукции «Устного счёта» тысячами тиражировались в хрестоматиях и букварях. Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. С 1833 года по 1902 год жил известный русский педагог Сергей Александрович Рачинский, замечательный представитель русских образованных людей XIX века. Он был доктором естественных наук, профессором ботаники Московского университета, талантливым журналистом и писателем, более 25 лет занимавшимся воспитанием и обучением крестьянских детей. С. А. Рачинский родился в с. Татево Вельского уезда Смоленской губернии, происходил из старинного дворянского рода Рачинских-Баратынских. Получил прекрасное образование, был утонченным знатоком музыки, знал несколько языков, занимался живописью, дружил с Чайковским и Львом Толстым, переписывался с известными педагогами.
В 1875 году Рачинский строит в Татево первую в России сельскую школу с общежитием для крестьянских детей. Тщедушный, страдающий от многих болезней, он по 12-14 часов в сутки занимается с ребятами и находит, что шестьдесят крестьянских мальчиков по уровню умственных способностей и нравственной силе выше шестидесяти мальчиков «наших высших сословий».
Школа в Татево особая - здесь помимо Закона Божьего и обычных для сельской школы предметов ведется обучение культуре земледелия, пчеловодству, плотничьему и столярному делу. В художественной мастерской, специально пристроенной к зданию школы, - курсы рисования. Круглый год идут в школе занятия по музыке и хоровому пению. Есть своя фисгармония и рояль. В учебный план введены геометрия, начала физики, черчение, география, естествознание.
Но особенно поражала посетителей потрясающая скорость, с какой ученики Татевской школы производили устные вычисления, то радостное оживление, с которым они предавались этой умственной гимнастике. Ребята с легкостью умножали и делили в уме, запросто обращались с мерами квадратными и кубическими, молниеносно решали сложные задачи. Как вспоминали очевидцы, с ними было нелегко состязаться даже взрослому и образованному человеку.
Ну а теперь давайте вместе рассматривать картину. Вы уже поняли, что здесь изображены учащийся и учитель. Необычны костюмы детей.
- Чем они необычны?
Ответы детей.
- Правильно, художник изобразил крестьянских детей. Только в то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Посмотрим на картину: ведь только трое из учеников в лаптях, а остальные как обуты? (Ответы детей: в сапогах. Очевидно, остальные ребята из богатых крестьянских семей.)
- А почему на картине не изображены девочки? (Девочек, как правило, в школу не принимали. Считалось, что учение не их дело.)
- А как вы думаете, что делают эти ученики? (Ответ детей.)
- Что-то считают, там числа написаны?
- Верно, эта картина так и называется «Устный счет».
- Посмотрите-ка, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно, нелёгкую задачу дал им учитель. Но, наверное, этот ученик уже скоро закончит свою работу, а ошибки не должно быть: уж очень серьёзно относится он к устному счёту. А вот ученик, который что-то шепчет на ухо учителю, видно, уже решил задачу, только ответ его не совсем правильный. Смотрите: учитель слушает ответ ученика внимательно, но на лице его нет одобрения, значит, ученик сделал что-то не так. А может быть, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же как первый, и поэтому не спешит одобрить его ответ.
В картине просто, без прикрас рассказано о жизни детворы. Художник создал вереницу образов ребятишек, различных по облику и характерам. Раскрывает непосредственность ума, одарённость. Он показывает, как дети увлечены школой.
Создание воспитательной среды в начальных классах
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!