Математическая игра по станциям в начальной школе

Этапная игра для младших школьников «Математический поезд»

Цели: развивать гибкость мышления, логику, внимание; повышать интерес к математике; развивать речь, кругозор учащихся; способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование: для участников - ручки, карандаши; для руководителей - маршрутные листы, вывески - названия каждого этапа, которые прикрепляются на двери определенного кабинета; задания для каждого этапа; грамоты для награждения победителей.

Подготовительная работа. Проводится подготовительная работа с учащимися 5-9 классов, которые будут руководителями на этапах (желательно на каждом этапе поставить по два ученика).

Руководители этапа должны уметь грамотно, четко объяснить команде задание.

Каждый этап - это отдельный кабинет, в котором постоянно находятся руководители этапа, а команды переходят от этапа к этапу в соответствии с маршрутным листом. Маршрутный лист вручается каждой команде на линейке в начале игры. Маршрутные листы составляются таким образом, чтобы команды попали на разные этапы и чтобы на последующих этапах не получилось совмещения двух команд на одном этапе.

В игре может принимать участие любое количество команд по числу этапов или их должно быть меньше, чем этапов, но не наоборот. В каждой команде может быть любое количество игроков. На каждый этап отводится определенное количество времени (5-10 мин).

Игра начинается с общего построения.

Ведущий. Сегодня у нас праздник - праздник математики. Математика - царица наук. Мир математики увлекательный и интересный. Думаю, что многие из вас интересуются математикой и любят решать занимательные задачи, головоломки, ребусы. Сегодня вы можете показать, как хорошо вы знаете и любите математику.

Куда пропала математика?

(Читают учащиеся 5-9 классов.)

1. Прости, Катюша, я спешил,

Извини за опоздание,

Не мог задачу я решить.

Ну что за наказание!

 

2. Ты ж математик был у нас!

Что случилось в этот раз?

 

1. Ты назначила на десять,

А до парка метров двести.

Было девять на часах...

Все считал я впопыхах...

Сколько надо мне минут,

Чтоб проделать этот путь?

Не мог решения найти,

Чтобы вовремя прийти.

И делил, и умножал,

Но, как видишь, опоздал.

 

2. Ведь есть таблица умножения,

Есть и правила деления.

Что тут думать и решать –

Тут сложить, а там отнять!

 

1. Ничего не понимаю!

Давай вместе порешаем!

 

3. А у меня часы стоят

И показывают пять.

А Москва «сказала» семь.

Я запутался совсем.

Скажите мне, который час

Не в Москве, а здесь, у нас?

 

4. Купила я себе конфет,

Положила их в пакет...

Сколько стоят? Сколько сдачи?

Очень сложная задача!

К рублям прибавила конфеты,

Отняла потом пакет,

Получила я ответ:

Нет ни денег, ни конфет!

 

5. Я вокруг парка обошла,

Еле-еле вас нашла!

Мне б с угла на угол пройти,

Не было б проблем в пути.

Если б правило я знала,

Меньше б времени теряла.

Мы это правило учили.

Но почему-то все забыли...

 

6. Прихожу сегодня в школу,

Там не уроки, а приколы...

Все перепуталось, смешалось,

Будто что-то потерялось.

 

7. Купил в трамвае я билет,

Говорят мне: сдачи нет!

Как же так? Я дал десятку.

Отвечают: все в порядке.

 

8. Что творится кругом, братцы?

Надо в этом разобраться!

 

3. Я сейчас новость узнала:

Математика пропала!

 

4. Что за бред? Что за напасть?

Кто посмел ее украсть?

Ведь без этой без науки

Пропадем мы все от скуки.

 

5. Я - шапки вязать мастерица.

Взяла нитки, взяла спицы,

Но, чтобы шапочку связать,

Надо петли рассчитать.

Я считала и сбивалась,

Путалась и распускала.

Все не этак и не так –

Получается колпак.

Бросила клубок и спицы –

Свяжу завтра рукавицы.

 

6. Вы о чем здесь говорите?

Лучше в небо посмотрите!

Кружит в небе самолет.

Непонятно, где пилот?

 

7. В чем причина? В чем загадка?

Идти надо на посадку.

 

8. Кружит он не для красы...

 

1. Рассчитать не может штурман

Длину взлетной полосы!

 

3. Я сейчас новость узнала:

Математика пропала.

Ищут все, уж сбились с ног.

Кто ее похитить мог?

 

4. Математика пропала –

Жизнь невыносимой стала.

 

5. Я б ее сейчас учила...

И решала б, и зубрила.

Только бы она нашлась.

Все отдать... я б поклялась.

 

9. Вы все ворчали на уроках:

В математике нет проку,

Математика скучна,

О, кому она нужна...

Я решил в один момент

Провести эксперимент:

Математику-царицу,

Премудрейшую девицу,

Что важней других наук,

Спрятал в золотой сундук

И закрыл на семь замков

От лентяев без мозгов!

Чтоб замочки те открыть,

Надо кое-что решить.

А никто не ошибется –

Математика вернется.

Ведущий. Математика пропала! А как же наш праздник? Ребята, математику надо вернуть. Вы согласны отправиться за математикой? Нас много, и мы отправимся за математикой на поезде, но необычном поезде - он будет математический. Я думаю, нам предстоит увлекательное путешествие. Обязательно остановитесь на каждой станции и попытайтесь найти там математику.

Вы согласны? Ну тогда в путь! Имейте в виду - каждый класс отправится по своему маршруту. Получите маршрутные листы.

I этап. Станция «Внимательная».

1. Сколько групп из трех последовательных цифр в сумме дают 12 (а), 17 (б), 19 (в)?

а) 2 6 3 5 4 3 6 8 1 7 4 8 3 2 7 4 1 5 6 1.

б) 3 7 5 3 8 6 5 4 7 9 1 3 5 6 9 2 8 7.

в) 1 4 8 7 2 8 9 2 7 4 6 9 4 5 1 4 9 6.

2. Прочитайте один раз внимательно текст и ответьте на вопрос.

а) Мальчик пошел в магазин и купил 100 граммов перца, 2 литра сока, 1,5 килограмма масла, 600 граммов конфет.

— Сколько муки должен купить мальчик, чтобы общий вес продуктов равнялся пяти килограммам?

б) Однажды в начале осени Мишу с мамой Еленой Сергеевной и папой Дмитрием Ивановичем пригласили в деревню на день рождения дедушки, которого звали Ваня.

Семья отправилась в гости восьмичасовым поездом с Киевского вокзала. Ехать было не очень долго: нужная остановка - по счету седьмая от конца. Дедушка был очень рад встрече с внуком.

- Как будут называть Мишу, когда он станет взрослым?

- На какой по счету остановке они вышли, если всего на этой ветке 12 остановок?

- Чьим отцом был дедушка Ваня - папиным или маминым?

- Сколько времени они добирались до деревни, если от станции до станции поезд идет 6 минут?

- В котором часу они вышли из поезда?

- Какими словами начинался рассказ?

II этап. Станция «Переливай-ка».

1. Как с помощью пятилитровой кастрюли и трехлитровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 литра воды?

2. Как с помощью двух бидонов, емкостью 5 литров и 8 литров, отлить из молочной цистерны 7 литров молока?

III этап. Станция «Геометрическая».

1. Мальвина дала Буратино лист бумаги, на котором нарисованы квадрат и треугольник. Буратино поставил внутри квадрата 3 точки, а внутри треугольника - 2 точки. Всего получилось 4 точки, причем ни одна из них не расположена на сторонах квадрата или треугольника. Покажите, как Буратино поставил точки.

2. Шел солдат по дороге. Навстречу ему старая ведьма. Пообещала ему ведьма рассказать, где находится клад:

- Иди прямо на север по этой дороге. Дойди до башни и сверни налево, пройди столько же через дремучий лес. Затем сверни на юг и по топкому болоту пройди путь в 2 раза короче того, что был пройден, считая от места, где мы стоим. Выйдешь на тропинку - она проходит под прямым углом к пути по болоту. Иди дальше по тропинке налево, на этот раз твой путь будет в 3 раза меньше, чем прошел. В конце пути - клад. Стоит ли идти солдату по этому маршруту? Что ответил солдат?

(Доказать, выполнив чертеж.)

3. Из 17 спичек составили одинаковые треугольники и одинаковые квадраты со стороной в одну спичку. У составленных фигур нет общих спичек. Сколько получилось отдельно треугольников и квадратов, если использовали все спички. (Для выполнения задания детям предлагаются спички.)

IV этап. Станция «В гостях у квадрата».

1. Квадрат разрезали на 4 равные части и составили из них 2 квадрата. Как это сделали?

2. В углах квадратной формы растут кусты - всего 4 куста. Площадь клумбы увеличили в 2 раза, не выкапывая кустов. Расширенная клумба тоже квадратная, а внутри нее кустов нет. Как это сделали? Выполните чертеж.

3. Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков. Нарисуйте, как это сделать.

4. Как сложить квадрат из прямоугольных плиток: четыре плитки длиной 3 см и шириной 1 см и две плитки длиной 2 см и шириной 1 см. Меньшие плитки не должны соприкасаться друг с другом. Покажите, как это сделать.

5. Сколько всего квадратов?

     

     

     

     

     

 

 

 

 

 

V этап. Станция «Тайны слов».

1. Прочитайте полезный совет, воспользовавшись таблицами.

(Никогда не предавайте друзей.)

2. У русского народа мудрых высказываний не счесть. Одно из них зашифровано в криптограмме. Расшифруйте его, прочитайте и, как говорится, намотайте на ус. Для начала разгадайте ключевые слова и определите, какие буквы скрываются под соответствующими номерами.

Ключевые слова.

Денежная единица России - 16, 7, 2, 1,8.

Волосяной покров животных - 12, 10, 16, 13, 3, 8.

Специалист по приготовлению пищи - 15, 9, 6, 17, 16.

Месяц года - 11, 17, 5.

Мера длины, различная в разных странах - 11, 14, 1,4.

7 11 10 1 9 12 14 2 14 3 8 13 4-7 11 105 14 15 9 15 16 176 14 3 8 13 4!

(Рубль, шерсть, повар, май, миля.

Умел ошибиться - умей и поправиться!)

3. Составьте три слова, в каждом из которых по три слога.

ГЕ - СУ - МОТ - ВО - БЕ - РО - ЛЯ - КО - БЕЙ

(Бегемот, воробей, косуля.)

Общее построение.

Пока жюри подводит итоги, команды показывают домашнее задание (инсценировки, стихи, загадки о математике). Подведение итогов. Награждение команд. 

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий математической игры для 4 класса

Сценарий математической сказки для начальной школы

Дидактические игры по математике, 1 класс

Праздник по математике в начальной школе «Путешествие в страну Математики», 1-3 класс

Математические кроссворды и головоломки с ответами для 1-4 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!