Использование дидактических игр, предназначенных для изучения этого раздела математики, позволяет решить различные образовательные задачи.
Так, в игре «Составим поезд» дети образуют числа второго десятка путем прибавления единицы к предыдущему числу или вычитания единицы из последующего числа.
Игра «Математическая эстафета» (I вариант) знакомит учащихся с другим принципом образования чисел, основанным на знании десятичного состава числа.
В играх «Сколько палочек в другой руке?», «Стук-стук», «Хлопки» и других учащиеся закрепляют прием образования чисел из десятка и единиц.
Играя в «Цепочку», дети закрепляют прием сложения чисел в пределах 20, основанный на знании десятичного состава числа.
«Математическая эстафета» (II вариант) позволяет преобразовывать одни приемы в другие на основе использования знаний устной и письменной нумерации в пределах 20.
В играх «Лучший следопыт» и «Загадки Веселого Карандаша» учащиеся повторяют изученный ранее материал.
Дидактическая цель. Обеспечить свободное владение последовательностью чисел от 1 до 10 и прочные навыки счета, сознательного усвоения образования числа прибавлением 1 к предыдущему числу и вычитанием 1 из следующего за ним при счете, сравнение числа на основе сопоставления двух групп предметов.
Средства обучения. Рисунки 10 цветных вагонов, в которых едут герои сказок; таблички с числовыми фигурами.
Содержание игры. На доске учитель закрепляет по одному несколько рисунков вагонов. Дети перечисляют их цвет и находящихся в них героев сказок, отвечают на вопросы: «Какой вагон находится слева от зеленого? справа от желтого? между голубым и красным?», «Кто едет за Красной Шапочкой? между Винни-Пухом и Петушком — Золотым гребешком?» И т. д. При счете вагонов они вспоминают название и последовательность чисел от 1 до 10. Изменение числа и последовательности вагонов способствует совершенствованию полученных детьми знаний и умений. Затем учитель вновь расставляет по одному рисунки пяти, потом десяти вагонов, а ученики проговаривают образование чисел: один да один — два, два да еще один — три и т. д.
«Составив поезд», учитель вкладывает поочередно или произвольно в карманы (их надо сделать заранее из бумаги или прозрачной пленки и закрепить в нижней части каждого рисунка вагона) на этих рисунках таблички с числовыми фигурами. Ученики считают число фигур и показывают карточку с соответствующей числовой фигурой. Затем они определяют, какой из двух номеров вагонов больше, какой — меньше. Аналогично — по одному — учитель «отцепляет» вагоны, а дети проговаривают: «Десять без одного — это девять, девять без одного — восемь». И т. д. Потом дети составляют на доске «свой поезд», закрепляя рисунки в ином порядке, и вновь определяют номера всех вагонов.
I вариант
Дидактическая цель. Ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
Средства обучения. 10 кругов и 10 треугольников, карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель делит класс на команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенное число, третий — его состав, четвертый показывает число на карточках. Аналогичные упражнения выполняют ученики из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее число ошибок.
Дидактическая цель. Закрепление знания десятичного состава двузначного числа.
Средства обучения. Набор отдельных палочек и пучков палочек, карточки с цифрами.
Содержание игры. Вызванный ученик берет пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки в другую и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.
Затем задание усложняется: нужно угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой — пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10 + 5 = 15.
Дидактическая цель. Закрепление знания нумерации чисел в пределах 20.
Содержание игры. Ученик, поймав мяч, брошенный ему учителем, должен слушать и считать вслух хлопки учителя. Когда учитель перестает хлопать, ученик возвращает ему мяч. В игру вступает следующий ученик, который, получив мяч, продолжает счет. Игра длится до тех пор, пока дети не досчитают до 20. Аналогично проводится обратный счет.
Дидактическая цель. Закрепление знаний по нумерации чисел в пределах 20.
Средства обучения. На доске изображена таблица с двумя разрядами.
Десятки |
Единицы |
|
|
Содержание игры. Учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточках с цифрами.
Дидактическая цель. Закрепление знания десятичного состава числа.
Содержание игры. Учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий слева — десятки. Учитель называет двузначное число, ученик, стоящий справа, обозначает хлопками число единиц в этом числе, а стоящий слева — число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролеров. Они сигналят красной карточкой, если десятичный состав числа показан учениками неверно.
Дидактическая цель. Закрепление приемов сложения чисел в пределах 20, основанных на нумерации.
Средства обучения. Круги разных цветов. Содержание игры. Учитель прикрепляет один кружок, затем правее прикрепляет сверху вниз несколько кружков. Один из учеников называет получившееся число, второй добавляет один кружок в правый столбик, третий составляет пример на сложение, четвертый называет сумму. Затем учитель иллюстрирует следующее число. Далее ведется аналогичная работа.
II вариант.
Дидактическая цель. Обучение детей преобразованию одних примеров в другие.
Содержание игры. Класс разбивается по рядам на 3 команды. Для каждой команды учитель пишет примеры вида:
10 + 5 10 + 9 10 + 7
Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример, составить другой пример с этими же числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят всех возможных примеров. Цепочки примеров могут быть, например, такими:
Побеждает та команда, которая раньше других правильно составит цепочку взаимосвязанных примеров на сложение, вычитание и состав чисел.
В конце игры по одной цепочке примеров дети воспроизводят названия компонентов сложения, переместительное свойство сложения, названия компонентов вычитания.
Дидактическая цель. Систематизация и обобщение знаний детей.
Содержание игры. Учитель сообщает детям условия игры: «Миша ходил в лес на разведку. (Учитель на доске изображает схему расположения деревьев.) В менее опасных местах он оставлял следы — около деревьев писал палочкой примеры, обозначающие номера полянок, на которых останавливался». Учитель на доске около деревьев пишет мелом примеры вида:
и говорит: «Мы с вами следопыты. Наша задача — расшифровав номера полянок, пойти по следам разведчика, показать его путь г рассказать, в каком направлении он двигался».
Учащиеся под руководством учителя намечают план своих действий:
1. Расшифровать номера полянок {решают примеры).
2. Показать мелом путь разведчика.
3. Рассказать и показать, в каком направлении двигался разведчик, употребляя слова «слева направо», «справа налево», «между», «слева от сосны» и т. д.
Примечание. Слова, которые нужно употребить в рассказе, учитель пишет на доске до проведения игры и предлагает детям прочитать их.
Если вызванный ученик показывает путь разведчика неправильно, то остальные следопыты подают сигнал тревоги (показывают красный круг). Выигрывает тот следопыт, который не допустил ошибок.
Направление движения разведчика можно изменять многократно, записывая под деревьями другие примеры.
Примечание. Эту игру целесообразно проводить во второй половине дня.
Дидактическая цель. Составление из кругов, квадратов, треугольников разных рисунков.
Средства обучения. Круг, треугольник, квадрат.
Содержание игры. На магнитной доске расположены фигуры: круг, треугольник, квадрат. Учитель говорит, что в гости к детям пришел Колобок. Он хочет загадать им загадки: «Что можно нарисовать, используя квадрат? (Парусную лодку, домик.) Треугольник? (Флажок.) Составьте из любой фигуры рисунок, какой вам больше нравится».
Математические загадки в стихах для 1 класса с ответами
Математические задачи в стихах для 1 класса с ответами. Счет в пределах 10
Задачи в стихах для 1 класса на сложение и вычитание в пределах 10 с ответами
Математические игры для 1 класса на тему «Числа от 1 до 10. Число 0»
Нет комментариев. Ваш будет первым!