Приведённые ниже дидактические игры позволяют рассмотреть разные вопросы нумерации чисел в пределах 10.
Например, игры «Правильно расставь вагоны поезда», «Бег навстречу друг другу» помогают (среди других средств обучения) осознать и закрепить знание последовательности чисел от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.
Для сознательного усвоения принципа образования каждого числа в ряду чисел от 1 до 10 путем прибавления 1 к предыдущему числу или вычитания 1 из следующего за ним при счете предназначены игры «Составим поезд» и «Подарки Петрушки».
Закрепить умение соотносить каждую цифру с соответствующим числом предметов помогут игры с использованием средств наглядности и без нее, с подключением различных анализаторов: «Подарки Петрушки», «Лучший счетчик», «Число и цифру знаю», «Тук-тук», «Курочка и цыплята».
К числу важных вопросов нумерации чисел в пределах 10 относится умение сравнивать «соседние» числа и устанавливать, какое из них больше или меньше другого. Этой цели служат игры «Лучший счетчик», «Число и цифру я знаю», «Молчанка».
Для закрепления знания цифр, чисел и определения их места в ряду чисел служат игры «Веселый счет», «Угадайка» (I вариант), «Помогите числам занять свои места по порядку».
При изучении нумерации и состава чисел в пределах 5, при подготовке к изучению состава чисел в пределах 10, при выполнении задания на узнавание геометрических фигур большую помощь окажут игры «Составим букет», «Угадайка» (II вариант), «Отгадай загадки Буратино».
Таким образом, описанные ниже игры охватывают все основные вопросы нумерации чисел в пределах 10.
Дидактическая цель. Дальнейшее обучение счету и установлению порядкового номера предмета (при одновременном закреплении пространственной ориентировки).
Средства обучения. Рисунки вагонов; таблички с числовыми фигурами.
Содержание игры. Работа может быть построена в форме такой беседы: «Что изображено на картинках?» (Поезд.) «Сколько вагонов в поезде?» (10 вагонов.) «Угадайте номер вагона». (Показывают соответствующую табличку с числовыми фигурами.) «Назовите, кто едет в первом вагоне, во втором, в третьем ит. д. Кто начальник поезда?» (Петрушка.) «Расставьте вагоны по порядку». (Один ученик на доске, а остальные с помощью раздаточного материала на партах «составляют поезд» в заданном им порядке.) «Петрушка решил поменять номера вагонов. Он расставил их по-другому, начиная с большего номера и кончая меньшим. Расставьте и вы вагоны в том же порядке». (Снова задание один ученик выполняет у доски, а остальные — на своих партах.) «Кто теперь едет в первом вагоне? Кто в последнем? Кто находится слева от лошадки? Кого вы видите справа от кролика? Кто едет между лисой и лебедем? Перед лошадью? За кошкой? Левее коровы? Правее слона? Назовите и покажите порядковый номер каждого вагона слева направо, а потом справа налево».
Для овладения прямым и обратным счетом без использования средств наглядности можно проводить игру «Бег навстречу друг другу». В этой игре один из учеников «бежит по числовому ряду» от 0 до 10, другой от 10 до 0, проговаривая вслух числа парами (с паузами между ними): 0, 10; 1, 9; 2, 8; 3, 7; 4, 6; 5, 5; 6, 4 и т. д. Эта игра способствует подготовке детей к изучению состава чисел в пределах 10.
Дидактическая цель. Ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение: «Два да один — это три». И т. д. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: «Три без одного — два. Два без одного — один». И т. д.
Учащиеся в игре закрепляют знания о порядковом и количественном значении числа и снова делают обобщение, как образуются предыдущее и последующее числа.
Для закрепления нумерации используются и такие игры, в которых предметом счета являются звуки.
Дидактическая цель. Закрепление нумерации чисел первого десятка.
Средства обучения. Рисунки игрушек, карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель по одному прикрепляет рисунки на магнитной доске. По ходу их размещения все дети проговаривают хором: «Один да один — два, два да еще один — три». И т. д. Один из учеников после проговаривания хором каждый раз стучит карандашом столько раз, сколько рисунков игрушек размещено на доске, а остальные обозначают число рисунков соответствующей цифрой и показывают ее на карточках учителю.
Дидактическая цель. Формирование навыков счета.
Средства обучения. Маска (шапочка) курочки из бумаги.
Содержание игры. Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее маску (шапочку) курочки, остальные дети — цыплята.
Учитель читает стихи.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки:
Курочка: «Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
(Т. Волгина)
Курочка в игре клюет (стучит карандашом по столу), а дети должны откликнуться столько же раз.
Дидактическая цель. Закрепление нумерации чисел первого десятка.
Средства обучения. Рисунки: Петрушка, разноцветные воздушные шары различной формы и размера; карточки с цифрами.
Содержание игры. На доске закреплены изображения Петрушки и двух воздушных шаров разного цвета. Учитель говорит, что Петрушка сегодня подарит воздушные шары тем детям, которые правильно назовут число рисунков, составят пример и без ошибок покажут на карточке ответ каждого примера.
Учитель несколько раз добавляет по одному рисунку шаров разных цветов (формы и размера). Дети составляют примеры вида ⃞ + 1 и поочередно выходят к доске с карточкой, на которой изображена соответствующая цифра. Затем шары «улетают» по одному, дети составляют примеры на вычитание и считают каждый раз число оставшихся шаров; кто правильно назовет его, получает воздушный шар. Полезно провести соревнование между рядами и подвести его итоги.
Материалы урока удобно использовать для закрепления ранее изученных вопросов (сравнения предметов по цвету, размеру и форме, различных групп предметов).
Дидактическая цель. Установление соответствия между числом рисунков и цифрой.
Средства обучения. Десять любых рисунков, карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе1 по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и показать карточку с нужной цифрой. Кто быстрее всех сосчитает рисунки и покажет цифру, тот лучший счетчик. Затем учитель показывает вразбивку цифры, ученики — соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где рисунков больше, где меньше и на сколько.
Дидактическая цель. Закрепление образования чисел первого десятка, установление связи между цифрой и числом, сравнение чисел.
Средства обучения. Рисунки: Петрушка, воздушные шары; карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель прикрепляет на магнитной доске рисунок Петрушки с двумя воздушными шарами, затем добавляет шары по одному. Каждый раз дети молча считают число шаров в новой связке и показывают карточку с соответствующей цифрой. В конце игры учитель показывает две карточки с какими-либо числами от 1 до 10. Дети должны показать карточку, на которой будет большее или меньшее из этих чисел.
Затем игра продолжается, но уже в обратном порядке: Петрушка дарит шары по одному, а дети составляют из карточек примеры вида: 10 - 1 = 9, 9 - 1 = 8.
Дидактическая цель. Закрепление знания цифр.
Средства обучения. Карточки с цифрами 0, 1, 2, ..., 9.
Содержание игры. Карточки с цифрами перемешаны и разложены на столах учителя и учащихся. Двое вызванных учеников на подставке доски выкладывают карточки (остальные — у себя на столах) по порядку, а затем хором читают их одновременно.
I вариант
Дидактическая цель. Закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.
Содержание игры. Детям предлагают отгадать число, если оно находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает? (Седьмое.) Следующее число на 1 больше 5 и на 1 меньше 7. Какое место в ряду оно занимает? (Шестое.)
Мой сосед слева в зале кинотеатра сидит на восьмом месте (считая слева направо), сосед справа сидит на десятом месте (считая слева направо). На каком месте сижу я? (На девятом.) И т. д.
Дидактическая цель. Закрепление представления о порядковом значении числа.
Средства обучения. Карточки с цифрами 0, 1, ..., 9.
Содержание игры.
I вариант.
Учитель расставляет на планке цифры, обозначающие числа от 0 до 9, в беспорядке и обращается к детям: «Числа заблудились, помогите им занять свои места». Дети расставляют числа первого десятка по порядку: 0, 1, 2, 3, ..., 10. Учитель спрашивает, сколько понадобилось цифр для обозначения числа 10.
II вариант
Учитель раздает детям карточки с числами первого десятка. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку!» дети строятся по порядку, начиная с меньшего числа: 0, 1, 2, ..., 10.
Дидактическая цель. Изучение состава чисел в пределах пяти, введение числа 0.
Средства обучения. Рисунки: Петрушка, разноцветные воздушные шары различной формы и размера; карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель прикрепляет к магнитной доске рисунок Петрушки, в руке которого два воздушных шара — красный и голубой. Чтобы вызвать больший интерес детей к игре, задание им может быть дано в стихотворной форме:
Петрушка в школу прибежал,
Чтоб загадки вам задать,
По картинкам разноцветным
Состав чисел угадать.
По первому рисунку разбирается состав числа 2 (один да один — это два). Дополняя имеющийся набор воздушных шаров новым рисунком нужного цвета, учитель продолжает рассмотрение состава чисел первого пятка: один и два (два и один) — это три, один и три (три и один, два и два) — это четыре и т. д. Каждый раз дети должны показать учителю две карточки с цифрами, обозначающими состав демонстрируемого им числа (2, 3, 4, 5).
Затем шары «улетают» по одному или сразу все, а учащиеся составляют примеры вида: 5 – 1 = 4, 4 - 1 = 3, 3 - 1 = 2, 2 - 1 = 1, 1 - 1 = 0, 5 - 5 = 0.
В дальнейшем игра может быть использована при изучении состава любого числа в пределах от 1 до 10.
Воздушные шары дети опять могут сравнить по цвету, размеру и форме, а также составлять из них группы на установление взаимно однозначного соответствия с использованием слов «больше», «меньше», «столько же», «больше (меньше) на».
Дидактическая цель. Закрепление усвоения детьми всех случаев состава чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых.
Средства обучения. Рисунки: Дюймовочка, ваза с прорезями, 3 красных и 2 белых розы.
Содержание игры. В прорези вазы учитель вставляет рисунки роз: 3 красных и 2 белых, а слева от вазы закрепляет карточку с изображением Дюймовочки. Карточки с рисунками цветов перевернуты, чтобы учащиеся могли подумать перед ответом на вопрос: «Как составила свой букет Дюймовочка, если она выбрала красные и белые розы?»
Дети перечисляют возможные варианты состава числа 5: «Дюймовочка могла поставить в вазу 4 красные и 1 белую розы или 3 красных и 2 белых» и т. д.
Учитель переворачивает рисунки цветов. Выясняется, что кто-то из детей догадался, как составила свой букет Дюймовочка. Другие «букеты» составляют учащиеся, проговаривая состав числа 5: «5 — это 4 и 1, 1 и 4, З и 2, 2 и З».
Аналогичная работа может быть проведена для изучения состава любого числа в пределах 10.
II вариант
Дидактическая цель и методы работы с наглядным материалом сходны с рассмотренными в игре «Составим букет».
На последнем этапе проводятся игры на закрепление состава чисел без использования средств наглядности. Например: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5. Какие числа я сложила?»
Дидактическая цель. Закрепление нумерации чисел первого десятка: знание последовательности чисел первого десятка, установление соответствия между числом и цифрой.
Средства обучения. Рисунок «Зоопарк», карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель сообщает детям, что на этом уроке они отправятся «в необыкновенное путешествие — в зоопарк». Он выясняет, кто из учащихся был в зоопарке, каких животных видел. Затем дети рассматривают рисунки, называют животных, считают их число в каждом вольере и кладут рядом нужную карточку с цифрой.
После самостоятельной работы проводится обобщающая беседа:
— Сколько жирафов?
— Сколько слонов?
— Сколько из них больших? Сколько маленьких?
— Сколько медведей? И т. д.
— Кого больше: слонов или медведей?
— Кого меньше: оленей или зебр?
Математические игры «Числа от 11 до 20», 1 класс
Задачи в стихах для 1 класса на сложение и вычитание в пределах 10 с ответами
Математические загадки в стихах для 1 класса с ответами
Математические задачи в стихах для 1 класса с ответами. Счет в пределах 10
Нет комментариев. Ваш будет первым!