Предложенные ниже дидактические игры помогут сформировать вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 10.
Дидактическая цель. Закрепление приема образования каждого числа в ряду чисел от 1 до 10 путем прибавления (вычитания) единицы, формирование и закрепление умения читать простейшие математические выражения вида: 1 + 1, 3 + 2 и т. п.
Средства обучения. Рисунки игрушек.
Содержание игры. Учитель записывает на обратной стороне демонстрируемых рисунков примеры вида 7 + 1 и рисует на магнитной доске лесенку. Он говорит: «Чебурашка предлагает нам интересное задание — расставить игрушки на лесенке по своим местам. Порядковый номер каждого рисунка записан на его обратной стороне в виде примера. Кто правильно решит пример, тот узнает место игрушки на лесенке». Дети поочередно выходят к доске, решают примеры и расставляют рисунки на свои места.
Для закрепления пройденного полезны задания на определение положения игрушек относительно друг друга, на сравнение их по цвету и размеру.
Дидактическая цель. Ознакомление детей с приемом прибавления и вычитания 1.
Содержание игры. Перед началом игры учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником. Просит показать, как покачивается маятник. Предлагает детям покачиваться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.
Учитель пишет на доске примеры на прибавление и вычитание чисел вида: 5 + 1, 6 + 1, 7 + 1 и т. д. Учащиеся, покачиваясь, как маятники, считают, решают примеры. Например, наклоняясь влево, проговаривают: «5 да 1 — 6», наклоняясь вправо, продолжают: «6 да 1 — 7». И т. д. Учитель задает ритм наклонов взмахом руки. Аналогично дети, покачиваясь, отсчитывают по 1. Игру «Маятник» можно также проводить и при счете парами.
I вариант
Дидактическая цель. Воспроизведение приемов прибавления и вычитания 1 по памяти.
Содержание игры. Учитель бросает мяч ученику и составляет пример на прибавление или вычитание 1. Ученик, получивший мяч, называет ответ примера и возвращает мяч учителю и т. д.
II вариант
Учитель, бросая мяч, называет число 10, затем 9 и т. д. Поочередно он дает ученикам задание: «Назвать число на 1 меньше». Каждый, получивший мяч, называет нужное число.
Дидактическая цель. Ознакомление с приемами прибавления и вычитания 2.
Средства обучения. Рисунки: деревья, под которыми растут грибы, изображения отдельных грибов.
Содержание игры. Учитель изображает на магнитной доске, закрепляя на ней рисунки, лесную поляну и «отправляется с детьми на прогулку за грибами». Сначала они «идут» по широкой, а затем по узкой тропинке, которые показаны на доске мелом, и «находят» под деревьями грибы. Например, они видят под сосной 6 сыроежек, а затем 1 белый гриб и 1 масленок (к шести грибам учитель присоединяет еще два, прикрепляя их изображения рядом с уже имеющейся на доске карточкой). По рисункам дети составляют и решают задачу. Прием ее решения по ходу анализа учитель записывает на доске:
Вычислительный прием дети проговаривают хором: «Чтобы к числу 6 прибавить 2, надо прибавить сначала 1, а потом еще 1».
Затем учитель «срывает» 2 больших гриба — пусть остальные подрастут! Чтобы показать прием вычитания двух, он «снимает» грибы по одному. Опять по рисункам дети составляют и решают задачу. По ходу ее анализа учитель записывает на доске:
А ученики все вместе проговаривают: «Чтобы из 8 вычесть 2, надо сначала вычесть 1, а потом еще 1».
«Путешествуя» по лесу, дети встречают другую лесную полянку, на которой выросли 4 подберезовика, 2 сыроежки и 1 лисичка. При решении задач на сложение и вычитание по этому рисунку выясняется прием прибавления и вычитания трех. Аналогична методика работы с этим наглядным материалом при изучении приема прибавления и вычитания четырех.
Полезно закрепить вычислительные приемы на основе других игровых заданий — при «составлении» поезда из вагонов, например, трех цветов; при «покупке» воздушных шаров трех оттенков и т. д.
Дидактическая цель. Формирование приема прибавления и вычитания 2.
Средства обучения. Рисунки геометрических фигур, карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель в каждом секторе магнитного моделеграфа размещает 1, 2, ..., 7 геометрических фигур. Вращая круг, учитель открывает сектор за сектором и предлагает мысленно в каждом секторе разместить еще 2 геометрические фигуры, вычислить результат и показать его на карточке с цифрой.
При формировании вычислительных навыков важно обращать внимание и на проговаривание вычислительных приемов. С этой целью проводятся игры «Цепочка», «Эхо».
Дети совместно с учителями по цепочке воспроизводят вычислительные приемы. Например:
Учитель. Чтобы к числу 5 прибавить 2... Продолжай, Коля.
Коля. Можно к числу 5 прибавить сначала 1, получится 6.
Учитель. Продолжай, Марина.
Марина. Потом надо к 6 прибавить еще 1, получится 7.
Один из учеников проговаривает прием прибавления по частям с паузами. «Эхо» (ученики всего класса) воспроизводят его так же (с теми же паузами).
Перед проведением игр на прибавление и вычитание 3, 4 необходимо воспроизвести состав чисел: 2, 3, 4.
Дидактическая цель. Формирование приема прибавления и вычитания.
Средства обучения. Рисунки: Петрушка, разноцветные вагоны; разрезные цифры и математические знаки.
Содержание игры. «Петрушка-машинист составил поезд из вагонов трех цветов и придумал такой пример, — говорит учитель и записывает на доске:
Догадайтесь, как Петрушка сформировал поезд. Составьте такой же из своих рисунков, а затем решите записанный пример».
Учащиеся могут «составить» свой поезд по-разному: «прицепив», например, к трем зеленым вагонам два оранжевых и один голубой, либо к трем зеленым вагонам один оранжевый и два голубых. Учитель записывает на доске оба приема прибавления трех:
«Потом Петрушка «отцепил» три вагона в два приема. Как он это сделал? — спрашивает учитель. — Покажите свое решение на рисунках поезда».
Дети «составляют» поезд и решают соответствующий пример на доске и на партах с помощью рисунков, разрезных цифр и условных математических знаков.
На последующих уроках эти рисунки можно использовать для иллюстрации приемов сложения и вычитания в случаях ⃞ ± 4.
При изучении вычитания числа 4 Петрушка «составляет» поезд из вагонов трех цветов и «отцепляет» сначала вагоны одного цвета, а затем другого: одновременно на доске записывается, а затем решается соответствующий пример на вычитание:
Дидактическая цель. Закрепление знания приемов прибавления и вычитания 2, 3, 4.
Средства обучения. Рисунки: Петрушка, разноцветные воздушные шары.
Содержание игры. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок Петрушки с пятью (например, красными) воздушными шарами. Справа от них он размещает в один ряд изображения трех голубых и одного зеленого шаров. На доске записывается пример:
так, чтобы каждое число оказалось под соответствующей иллюстрацией. Это поможет детям угадать пропущенные в нем цифры 3 и 1.
Затем учитель записывает под рисунками пример на вычитание:
А ученики опять с их помощью угадывают пропущенные цифры.
Дидактическая цель. Формирование навыков сложения и вычитания чисел 2, 3, 4 и других в пределах 10.
Средства обучения. Рисунки: ель, елочные игрушки (пронумерованы); цифры.
Содержание игры. Игру начинает учитель: «Дед Мороз и Снегурочка придумали для вас интересное задание. Они развесили номера игрушек на елке, а на доске записали их в виде примеров 6 + 3 и 10 - 3». И т. д. Учитель показывает на пример, ученик, решив этот пример, вешает рисунок игрушки на соответствующий номер. Кто правильно выполнит задание, тот узнает, на какое место надо повесить каждую игрушку.
Один ученик развешивает у доски, а остальные раскладывают на своих партах рисунки игрушек — каждую на свой номер.
Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Средства обучения. Карточки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание; разрезные цифры.
Содержание игры. Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем). Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на карточке номер дома, записанного примером (решить пример), и разнести письма в соответствующие дома. Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.
Правильность решения примеров проверяют все ученики.
Дидактическая цель. Обучение детей приемам прибавления и вычитания 2,3,4 с опорой на числовой ряд (выставляются цифры на наборном полотне).
Содержание игры. Перед началом игры учитель проводит беседу: «Прибавляя единицу, какое число получаем?» (Следующее.) «Если прибавим к числу 2 единицы, то на сколько чисел мы продвинемся от него вправо по числовому ряду?» (На 2 числа.) «Если вычтем из числа 2 единицы, то на сколько чисел продвинемся влево от него по числовому ряду?» (На 2 числа.) И т. д. Называя числа и составляя примеры, учитель предлагает детям бежать глазами вправо по числовому ряду, если к числу прибавляют несколько единиц, или влево, если из него вычитают. «Например, к 7 надо прибавить 3. На какое число в числовом ряду надо посмотреть сначала?» (На число 7.) «Куда затем нужно побежать глазами?» (Вправо.) «Сколько чисел надо «прошагать» от числа 7, исключая его?» (3 числа.) «Третье число будет ответом. Если из 7 надо вычесть 3, то куда побежите глазами от числа 7?» (Влево.) «Сколько чисел надо пробежать влево, не считая числа 7?» (3 числа.) «Третье число слева от числа 7 будет ответом».
Далее учитель составляет пары примеров на сложение и вычитание, дети называют результат каждого примера:
4 + 3 = 7 5 + 4 = 9 7 + 3 = 10
4 - 3 = 1 5 - 4 = 1 7 - 3 = 4 и т. д.
Дидактическая цель. Воспроизведение приемов прибавления и вычитания по представлению числового ряда.
Содержание игры. Учитель записывает числовой ряд на доске: 0123456789 10. Когда детям предлагают примеры, при слове «ночь» они закрывают глаза и мысленно пробегают по числовому ряду вправо, если пример на сложение, или влево, если пример на вычитание. При слове «день» они открывают глаза, проверяют себя по числовому ряду и по указанию учителя отвечают. Например: «Ночь! Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Найти сумму. День!» (6.)
Дидактическая цель. Формирование навыков прибавления и вычитания 4.
Средства обучения. Карточки с примерами.
Содержание игры. Учитель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10.
Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет.
Как только сказано последнее слово, учитель выдает каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.
После изучения приемов прибавления и вычитания 2,3,4 вводится переместительное свойство сложения. С этой целью проводятся следующие игры.
Дидактическая цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.
Средства обучения. Рисунки: ель, елочные игрушки.
Содержание игры. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок елочки. На ее ветках он «развешивает» слева 3 игрушки, а справа — 2. С помощью карточек из раздаточного материала дети украшают так же свои елочки на партах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3 + 2. После того как он будет решен, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, дети замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется еще один пример на сложение: 2 + 3. Решив его, первоклассники получают тот же ответ: 5.
Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3—4 пары примеров на сложение, можно подвести учащихся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
I вариант
Дидактическая цель. Раскрытие понятия переместительного свойства сложения.
Средства обучения. Картонный круг, в отверстие в центре которого вставлен карандаш; фигурки разных зверюшек, вылепленные детьми из пластилина.
Содержание игры. Учитель ставит по диаметру круга вылепленные из пластилина фигурки, например 3 зайцев и 2 белок, и предлагает детям составить пример на сложение. Затем, покатав зверей на каруселях (учитель вращает круг против часовой стрелки и останавливает его так, чтобы зверюшки поменялись местами по отношению к детям), снова предлагает учащимся составить пример на сложение. В результате дети составляют два примера на сложение:
3 + 2 = 5 2 + 3 = 5
Катая на каруселях по очереди других зверюшек, учитель предлагает детям составлять пары примеров на сложение. В итоге дети делают вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
II вариант
Дидактическая цель. Закрепление знания переместительного закона сложения.
Средства обучения. Рисунки: Дед Мороз на карусели, игрушки (например, жираф, Чебурашка, Петрушка, зайчик, попугай, цыпленок).
Содержание игры. Учитель размещает на магнитной доске рисунки в таком порядке: Дед Мороз на карусели, слева от него две игрушки, например, жираф и Чебурашка, а справа четыре — Петрушка, зайчик, попугай и цыпленок. По этим иллюстрациям дети составляют пример на сложение: 2 + 4. Потом они по просьбе учителя закрывают глаза, а он быстро переставляет рисунки. Теперь два из них будут справа, а четыре — слева. Открыв глаза, дети замечают, что игрушки поменяли местами, и составляют второй пример на сложение: 4 + 2. Решив его, они убеждаются, что ответ остается прежним — 6. Аналогично «катая» другие игрушки на карусели, дети составляют еще 2-3 пары примеров на сложение и делают необходимый вывод о переместительном законе сложения.
Дидактическая цель. Закрепление переместительного свойства сложения.
Средства обучения. Рисунки вагонов с таблицами кружков, карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель сообщает детям, что в класс пришел Незнайка, который сцепил парами вагоны по правилу игры в домино и предложил детям составить примеры на сложение, учитывая число кружков на табличках вагонов. Учащиеся из разрезных карточек с цифрами составляют следующие примеры:
3 + 5 3 + 7 2 + 5
Учитель предлагает проверить, правильно ли Незнайка сцепил вагоны. Учащиеся замечают ошибки Незнайки, меняют вагоны местами, снова составляют пары примеров на сложение и делают вывод о переместительном свойстве сложения.
Дидактическая цель. Закрепление знания приемов прибавления и вычитания 5, 6, 7, 8 и 9.
Средства обучения. Рисунки 6-10 пароходов; карточки с цифрами.
Содержание игры. На магнитной доске учитель размещает рисунки пароходов и записывает под каждым пример вида: ⃞ + 5, ⃞ + 6, ⃞ + 7, ⃞ + 8, ⃞ + 9. Справа от рисунков он закрепляет ряд карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и пишет над ними: «Пристани».
До начала игры учитель рассказывает: «Многое должен знать капитан, чтобы идти намеченным курсом. Представьте себе, что на море шторм (высокие волны), пароход качает из стороны в сторону. Любая ошибка в расчетах может потопить его, погибнут люди».
Почему пароход не садится на мель,
А по курсу идет сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитану помогает арифметика.
Учитель вызывает 6-10 учеников («капитанов») к доске и объясняет: «Курс каждого парохода зашифрован примером, а его пристань обозначена номером. Каждый «капитан» должен определить «курс» (решить пример под выбранным им рисунком), а потом «причалить» свой пароход к нужной «пристани», где находится его номер (ответ примера). Кто раньше всех встанет на свое место у пристани, тот будет лучшим капитаном».
Дидактическая цель. Закрепление знания приемов прибавления 5, 6, 7, 8, 9.
Средства обучения. Рисунки.
Содержание игры. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунки, символизирующие ту или иную профессию, и записывает под каждым пример на сложение вида: ⃞ + 5, ⃞ + 6, ..., ⃞ + 9 и вычитание вида: 5 - 4, 7 - 3 и т. д.
В беседе с учениками он выясняет, кем работают их родители, рассказывает о том, как много существует профессий, читает стихи В. Маяковского «Кем быть?», отрывок из пьесы В. Коростылева и М. Львовского «Димка-невидимка»:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего
Арифметику знать.
А на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Ариф-ме-ти-ка.
Учитель сообщает детям, что математику, которую они изучают, называют еще арифметикой. Затем он предлагает выбрать наиболее интересную для каждого профессию и решить пример, который записан под соответствующим рисунком.
В ходе изучения сложения и вычитания в пределах 10 учитель работает над составом этих чисел. Особое внимание обращается на состав чисел перед изучением вычитания чисел 5, 6, 7, 8, 9. Решая примеры вида: 10 - 6, 9 - 7, ученики должны на память знать состав уменьшаемого.
Дидактическая цель. Закрепление знания состава первого десятка.
Средства обучения. Рисунки машин.
Содержание игры. Учитель на магнитной доске до урока схематически (прямоугольниками) изображает аэровокзал и на некотором расстоянии — стоянку такси. Ученик у доски, выполняющий роль диспетчера, отправляет по 1 машине от стоянки к аэровокзалу (перемещает по 1 легковой машине из одного прямоугольника в другой). Контролеры (все остальные учащиеся класса) ведут учет, сколько машин отправили к аэровокзалу и сколько остается после отправления каждой машины. Чтобы не забыть число отправленных и оставшихся машин, они выкладывают разрезные цифры таким образом:
Дидактическая цель. Закрепление знания состава чисел первого десятка.
Средства обучения. Узкая полоска бумаги, 10 кругов (треугольников, квадратов), карточки с цифрами.
Содержание игры. На магнитной доске прикрепляются в ряд 10 кругов сверху вниз. Нужно полоской бумаги разделить эти фигуры на 2 неравные части. Дети должны быстро и правильно сосчитать число фигур, расположенных над и под полоской, и обозначить с помощью цифр состав числа 10. Передвигая полоску бумаги по ряду, учитель предлагает назвать другие варианты состава числа 10.
Для активизации деятельности детей в таблице на доске учитель отмечает звездочкой дружную работу команд. Чья команда наберет больше звездочек, та и побеждает.
Дидактическая цель. Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10 и знания состава этих чисел.
Средства обучения. Рисунки: Дед Мороз, ель, маски героев сказок и мультфильмов; карточки с цифрами.
Содержание игры. На магнитной доске учитель закрепляет вначале рисунки Деда Мороза и ели. Затем он размещает на катке «фигуристов» — маски героев сказок или мультфильмов. Под этими рисунками учитель записывает примеры на сложение и вычитание. Дети выбирают «любимую маску» и решают записанный под ней пример. По вызову учителя они выходят к доске с карточкой, на которой записан полученный ответ. По нему остальные учащиеся узнают («угадывают») любимую новогоднюю маску того, кто отвечает у доски. Затем им полезно определить положение «фигуристов» относительно друг друга.
Дидактическая цель. Закрепление знания о составе числа.
Средства обучения. Карточки чисел от 0 до 10.
Содержание игры. Дети берут карточки с числами 0, 1, ..., 10 и встают в пары — образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки, в свободных руках держат карточки). Так образуется несколько ворот, и один ребенок остается без пары. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составляли число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает себе пару. Игра продолжается аналогично. Все дети, сидящие за столами, подтверждают правильность подбора пар.
Дидактическая цель. Закрепление знаний о составе числа.
Содержание игры. Учитель записывает на доске числовой ряд:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рисует на доске числовой домик, каждый этаж которого состоит из двух клеточек. На крыше дома записан его номер. Учащиеся должны распределить числа в клеточки так, чтобы их сумма была равна номеру дома. Чтобы не забыть, какие числа распределили в соседние квартиры, надо отмечать их стрелками.
Один ученик у доски распределяет числа в клеточки, другие показывают их учителю на карточках. После «расселения» чисел учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при распределении чисел в соседние клеточки?» (В соседних клеточках находятся числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду.)
Дидактическая цель. Воспроизведение состава чисел в пределах 10 по памяти.
Содержание игры. Учитель говорит: «Я задумал два числа и сложил их. У меня получилось 5. Какие числа я сложил?»
Дидактическая цель. Закрепление знаний по составу числа в пределах 10. Выявление закономерности о сумме чисел, стоящих на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду.
Содержание игры. Учитель предлагает детям записать в тетради числа от 0 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:
Он спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров?» Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа в числовом ряду, составляют в сумме 10.
Дидактическая цель. Составление цепочки взаимосвязанных примеров. Обобщение и систематизирование знаний учащихся.
Средства обучения. Карточки с цифрами.
Содержание игры. Учитель раздает детям карточки с цифрами 0, 1, 2, 3, ..., 8. Затем вызывает к доске одного из них, например с цифрой 1, и просит подойти к нему ученика с такой цифрой, чтобы в сумме получилось число 9. Следовательно, к доске выходит ученик с цифрой 8. Класс хором составляет пример на сложение: 1 + 8 = 9. Затем ученики, стоящие у доски с цифрами, меняются местами. Класс составляет второй пример на сложение и 2 примера на состав числа 9. Выходит следующая пара, например с цифрами 2 и 7. Так же составляются примеры: 2 — на сложение и 2 — на состав. И т. д.
Дидактическая цель. Закрепление знания состава чисел первого десятка.
Содержание игры. Учитель распределяет детей на две команды. Два контролера у доски следят за правильностью ответов.
По сигналу учителя (движению руки) ученики первой команды делают несколько ритмичных наклонов влево и вправо и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число выполненных наклонов (например, 5). Ученики второй команды по сигналу дополняют число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 — прибавил 1,7 — прибавил 2, 8 — прибавил 3). Затем они называют число выполненных ими наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками первой и второй команд, называется состав числа. Учитель говорит: «8 — это...»; ученики продолжают: «5 и 3». Контролеры показывают зеленые круги в правой руке, если согласны с ответом. Если допущена ошибка, упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу (движению руки) сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав числа на основе хлопков, выполненных учениками двух команд. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или сделает меньшее число ошибок.
Чтобы прочитать поздравление Снегурочки, нужно решить примеры и вписать буквы в шарики. Ответ, полученный при решении примера, укажет номер шарика.
Дидактическая цель. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.
Содержание игры. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи:
7 - 5 = 2 2 + 6 = 8 8 + 2 = 10 10 - 8 = 2
Учащиеся составляют цепочку примеров по заданному правилу.
Дидактическая цель. Обучение составлению примеров по ответу, воспроизведение порядка чисел при счете и определение направления движения самолета.
Содержание игры. Учитель обращается к детям: «Летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил направление движения самолета из одного населенного пункта в другие, обозначив каждый пункт маршрута своим номером. Самолет должен лететь от меньшего числа к большему». Номер каждого города записан примером частично — дан только ответ. Надо составить примеры по предложенному ответу. Далее надо показать штрихами (маленькими линиями), как двигался самолет. Для этого мелом сделать круг над городом № 1 и лететь дальше к городам №2, 3 и т. д., делая над каждым из них круг. Учитель играет роль летчика-командира, а ученики — роль летчиков-курсантов.
Игровые задания выполняются поэтапно.
1. Дети зашифровывают номера городов (составляют из разрезных карточек примеры по заданному ответу). Наиболее сложный пример учитель записывает на доске.
2. Ученики по порядку называют номера населенных пунктов от меньшего числа к большему.
3. Учащиеся поочередно показывают пунктирными линиями на доске путь движения самолета.
4. По цепочке дети рассказывают, в каком направлении двигался летчик.
До проведения игры учитель на доске записывает:
После выполнения игровых заданий на доске появляются следующие записи:
Учащиеся поочередно показывают и рассказывают, в каком направлении двигался самолет.
Аналогично дети могут определить маршрут движения пароходов, машин (от дальних пунктов к ближним — от больших чисел к меньшим).
Примечание. Эту игру лучше проводить во второй половине дня.
Дидактическая цель. Закрепление знания таблиц сложения и вычитания в пределах 10.
Содержание игры. Учитель при изучении любой таблицы сложения и вычитания отводит определенное время на ее запоминание. Чтобы оно стало более продуктивным и целенаправленным, он вводит элемент игры: говорит детям, что проверит, у кого глаз, как фотоаппарат, сфотографирует таблицу сложения и вычитания (ученик должен запомнить ее). Таблица дается с ответами. Через 5-7 мин ответы примеров стираются, учитель спрашивает по порядку учащихся, они воспроизводят таблицу сложения и вычитания вразбивку (примеры составляют дети).
Дидактическая цель. Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Средства обучения. Рисунок «На арене цирка».
Содержание игры. Учитель сообщает детям, что на этом уроке они отправляются на чудесное представление — в цирк. Он выясняет у учащихся, кто из них был в цирке, каких артистов видел. Затем идет работа по рисунку, на котором изображена арена цирка с веселым Петрушкой, придумавшим для ребят интересную игру-загадку. Он разделил арену цирка на 10 частей, каждую из них обозначил своим номером, а место каждого артиста зашифровал примером. Решив примеры правильно, артисты узнают свои места на арене цирка. Но артисты незнакомы с приемами устного счета. «Помогите им», — обращается учитель к детям. Каждый ученик, решив примеры, написанные под изображениями артистов, «расставляет» их по своим местам.
Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Средства обучения. Рисунки: карусель, игрушки.
Содержание игры. Учитель сообщает, что Снегурочка пригласила игрушки «покататься». Каждая из них должна найти свое место на карусели. Номер места на карусели зашифрован примером. Игрушки затрудняются найти свои площадки на карусели и обращаются к детям за помощью. Дети, решив примеры, записанные под рисунками игрушек, распределяют их по местам.
Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Средства обучения. Рисунок.
Содержание игры. Играют две команды: мальчики — в команде Волка, девочки — в команде Зайца. Учитель выполняет роль судьи. Он знакомит детей с правилами игры: «По футбольному полю мчится мяч. Он попадает то в один, то в другой квадрат футбольного поля. Все квадраты обозначены номерами». Игроки (по одному от каждой команды) выходят поочередно к доске и направляют мяч в нужный квадрат. Удар -— и мяч летит в первый квадрат. Игроки зашифровывают направление удара примером с ответом 1, записав его на мяче, соединенном с первым квадратом стрелкой. Например, 3 - 2 = 1. Затем игроки направляют мяч во второй, третий и т. д. квадраты. Выигрывает команда, которая забьет все мячи правильно или допустит меньшее число ошибок в игре.
Соревнование можно проводить по игровой карточке между двумя учениками — соседями по парте.
Дидактическая цель. Закрепление вычислительных приемов. Формирование пространственных представлений.
Средства обучения. Рисунок.
Содержание игры. Учитель, выполняющий роль судьи, объясняет детям правила игры: «На игровом поле любимые вами герои сказок. (Дети называют их и рассказывают, из каких сказок пришли они на лед.) Они играют в математический хоккей, но плохо знают вычислительные приемы, а потому обращаются к вам за помощью. Первой включается в игру Лисичка-сестричка. Она направляет шайбу третьему номеру (Колобку). Составьте под Лисичкой-сестричкой пример с ответом 3». Аналогично шайба направляется к мастеру Самоделкину, Буратино и т. д. Направляя удары шайбы, дети составляют примеры под каждым героем сказки и определяют направление движения шайбы по игровому полю, строят высказывания вида: «Сначала шайба движется сверху вниз, затем слева направо, потом снизу вверх, после этого справа налево» и т. д.
Дидактическая цель. Закрепление вычислительных приемов. Формирование пространственных представлений.
Средства обучения. Рисунок.
Содержание игры. Учитель знакомит детей с правилами игры: «Наступает Новый год! Много радости принесет он взрослым и детям. Дед Мороз поздравит всех с праздником и принесет подарки. Не забыл он и героев сказок. Дед Мороз придет в клуб, где они интересно проводят время». Дети называют героев сказок и рассказывают, чем они заняты. Учитель продолжает: «Дед Мороз придумал для вас интересную игру-загадку. Он зашифровал свой маршрут примерами по определенному правилу. Дед Мороз предлагает разгадать это правило и определить маршрут в клубе. Сначала он зашел в первую комнату...
Примечание. Дети в начале урока под диктовку учителя записывают примеры в клетках карандашом по следующему правилу: ответ предыдущего примера должен равняться номеру следующей комнаты, в которую заходит Дед Мороз. После решения примеров дети определяют маршрут Деда Мороза, строя высказывания вида: «Сначала Дед Мороз пошел справа налево. Потом поднялся наверх. Затем пошел слева направо». И т. д.
Средства обучения. Рисунок.
Содержание игры. Учитель рассказывает: «Шведский ученый Карл Линней придумал для вас интересную игру-загадку. Наблюдая за растениями, он заметил, что растения раскрывают и закрывают свои цветки по определенному расписанию, по ним, как по часам, можно определять время. Надо помнить, что цветки раскрываются полностью в солнечные дни, а в пасмурные — только наполовину или совсем не раскрываются.
На рисунках вы видите разные растения. Как они называются? Под рисунками зашифровано время раскрытия цветов. Решив примеры, вы узнаете, по какому расписанию раскрываются цветки у этих растений.
В какое время раскрываются цветки полевой гвоздики? мать-и-мачехи? шиповника? И т. д. Покажите на циферблате часов».
Дидактическая цель. Формирование вычислительных навыков. Проверка решения примеров с помощью составления слов.
Средства обучения. Рисунки вагонов с отмеченными на них буквами алфавита — по одной на вагоне — и окошками для записи примеров.
Содержание игры. Рисунки наклеиваются на плотную бумагу и разрезаются. Учащиеся под руководством учителя записывают в пустые клетки карандашом примеры на рисунках вагонов. Примерами зашифровываются номера вагонов. Решив примеры и расположив вагоны по порядку, дети, проставив буквы на рисунках вагонов, получают слово. Например, на вагоне с буквой «В» дети пишут пример (5 - 4), с буквой «А» — (6 - 4), с буквой «Г» — (7 - 4), с буквой «О» — (8 - 4), с буквой «Н» — (9 - 4). «Составив поезд», дети прочитают на нем слово «вагон».
Аналогично можно составить любое слово, используя другие правила записи примеров.
Средства обучения. Рисунок.
Содержание игры. Морской лев, подбрасывая шарики в воздух, образовал из них 4 «букета». Каждый шарик зашифрован буквой. Дети располагают буквы в порядке решения круговых примеров, начиная с того из них, ответ которого равен единице. Затем они читают слова в каждом «букете» из шариков, двигаясь слева, вверх, направо и вниз.
Кроссворды по математике, 2 класс с ответами и вопросами
Конспект урока математики в начальной школе «Работа над задачей»
Кроссворды по математике, 1 класс с ответами и вопросами
Нет комментариев. Ваш будет первым!