1. В парке посадили 4 ряда деревьев по 12 штук в ряду, из них 16 деревьев — хвойные, остальные — лиственные. Сколько лиственных деревьев посадили в парке?
Сделаем краткую запись задачи. О каких деревьях говорится в задаче? О хвойных и лиственных. Обозначим их первыми буквами: X и Л; запишем, что хвойных деревьев было 16, а лиственных — неизвестное количество. Поставим вопросительный знак.
Что ещё известно? Что всего посажено 4 ряда деревьев, по 12 деревьев в каждом ряду. Изобразим фигурной скобкой «всего», запишем: 4 ряда по 12 деревьев. Вопрос задачи «Сколько лиственных деревьев посадили в парке?» уже обозначен.
Краткую запись этой задачи можно сделать с помощью схематического чертежа. Всего 4 ряда по 12 деревьев — это целое, начертим отрезок прямой. Количество хвойных деревьев — это часть целого, отметим на этом отрезке его часть, подпишем: 16 деревьев. Оставшаяся часть отрезка обозначает неизвестное количество лиственных деревьев; поставим вопросительный знак.
Повтори задачу по краткой записи (скажи, что обозначают каждое число в записи задачи и вопросительный знак).
Проведём анализ задачи и начертим схему анализа. Можно ли сразу, в одно действие, ответить на вопрос задачи? (Нет.)
Запишем вопросительный знак и от него начертим два «усика» — два отрезка.
Значения каких двух величин должны быть известны, чтобы ответить на вопрос задачи?
(Сколько всего деревьев в парке и сколько из них — хвойных?)
Сколько хвойных деревьев в парке, мы знаем; запишем это количество на схеме: 16 д. Сколько всего деревьев в парке, неизвестно; обозначим это количество на схеме вопросительным знаком.
Значения каких двух величин должны быть известны, чтобы определить, сколько всего деревьев посадили в парке? (Количество рядов — 4 — и количество деревьев в каждом ряду — 12).
Дополним схему анализа.
Мы провели рассуждения от главного вопроса к числовым данным — аналитический способ разбора задачи. Нам известно всё, что необходимо для её решения. Можно решать задачу.
Составим план решения задачи.
1. Узнаем, сколько всего деревьев посадили в парке. (12 умножим на 4.)
2. Узнаем, сколько лиственных деревьев посадили в парке. (Из количества всех посаженных в парке деревьев вычтем количество хвойных деревьев.)
Запишем решение задачи.
1) 12*4 = 48 (д.)
2) 48 - 16 = 32 (д.)
Ответ: 32 лиственных дерева посадили в парке.
2. 1 л молока — это 4 стакана. У мамы 3 л молока. 5 стаканов молока она дала детям. Сколько стаканов молока у неё осталось?
Ответ: 7 стаканов
3. Ученики первого класса сдали на выставку 13 рисунков, ученики второго класса — на 3 рисунка больше, чем ученики первого класса, ученики третьего класса — на 6 рисунков меньше, чем ученики второго класса, а ученики четвёртого класса — столько рисунков, сколько ученики первого и второго классов вместе. Сколько всего рисунков сдали ученики на выставку?
Закончи краткую запись задачи.
Проведём анализ этой задачи и начертим схему анализа.
Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо знать, сколько рисунков сдали ребята каждого из четырёх классов.
Сколько рисунков сдали ученики первого класса, мы знаем; запишем: 13 рис. Сколько рисунков сдали остальные ученики (II, III и IV классов), неизвестно; поставим вопросительные знаки. Чтобы узнать, сколько рисунков сдали ученики второго класса, надо знать: сколько рисунков сдали ученики I класса и на сколько рисунков больше сдали ученики II класса, чем ученики
Чтобы узнать, сколько рисунков сдали ученики III класса, надо знать: сколько рисунков сдали ученики II класса и на сколько рисунков меньше сдали ученики III класса, чем ученики II класса.
Чтобы узнать, сколько рисунков сдали ученики IV класса, надо знать: сколько рисунков сдали ученики I класса и сколько рисунков сдали ученики II класса.
Анализируя задачу, мы закончили движение по «усикам». Теперь можно решать задачу.
Реши эту задачу. Нахождение суммы четырёх слагаемых можно записать в одно действие.
Ответ: 68 рисунков
4. В школьную столовую привезли 9 пакетов муки, по 2 кг в каждом пакете. Чтобы испечь пирожки, работники столовой израсходовали 3 пакета. Сколько килограммов муки осталось в столовой?
Закончи краткую запись задачи в виде таблицы.
|
Масса муки в 1 пакете |
Количество пакетов |
Общая масса муки |
Привезли |
2 кг |
9 |
|
Израсходовали |
|
|
|
Осталось |
|
? |
Реши задачу.
Ответ: 12 кг.
5. Для офиса купили 30 карандашей, а ручек — на 20 штук больше, чем карандашей. Все карандаши и ручки разложили поровну в несколько коробок. В каждой из них оказалось по 3 карандаша. А сколько ручек в каждой коробке?
Ответ: 5 ручек
6. Для изготовления модели парусника Саша купил 4 маленьких тюбика с клеем — по 3 г клея в каждом — и 1 большой тюбик, в котором было 50 г клея. Сколько всего граммов клея купил Саша?
Ответ: 62 г.
7. Игорь планировал затратить на приготовление уроков 1 ч. Задачу он решал 12 мин, а на решение примеров у него ушло на 10 мин больше, чем на решение задачи. На выполнение упражнения по русскому языку он затратил на 5 мин меньше, чем на решение примеров. На составление и запись плана рассказа ушло ещё 20 мин, после чего все уроки были сделаны. Уложился ли Игорь в запланированное время?
Ответ: 1 ч 11 мин > 1 ч; не уложился
8. Гончар изготовил 4 вазы, кувшинов — в 3 раза больше, чем ваз, а горшков — на 7 штук меньше, чем кувшинов. Сколько горшков изготовил гончар?
Ответ: 5 горшков
9. По данным Итальянского союза производителей макарон, за месяц американец съедает 9 кг макарон, россиянин — на 3 кг меньше, чем американец, а итальянец — на 22 кг 200 г больше, чем россиянин. Сколько килограммов макарон съедает за месяц итальянец?
Ответ: 28 кг 200 г.
Дидактические игры по математике, 1 класс
Сценарий математической сказки для начальной школы
Математические кроссворды и головоломки с ответами для 1-4 класса
Сценарий математической игры для 4 класса
Праздник по математике в начальной школе «Путешествие в страну Математики», 1-3 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!