Цели:
– ввести понятие о данных и искомом задачи, учить выделять эти компоненты в тексте, находить правильный способ решения, оформлять условие и решение задачи;
– закреплять умение классифицировать треугольники по видам углов;
– развивать логическое мышление, познавательный интерес к изучаемому предмету;
– воспитывать аккуратность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей.
Оборудование: учебники, наглядный материал (таблички и схемы), магнитная доска; рабочие листы на каждого ученика.
I. Актуализация опорных знаний.
На доске записано выражение:
6 + 9
Учитель. Что вы скажете об этом выражении? (Записана сумма, первое слагаемое - 6, второе слагаемое - 9.)
- Назовите выражения, которые имеют такое же значение. (Учащиеся называют суммы и разности, значением которых является число 15.)
- Что нужно сделать со слагаемыми, чтобы значение суммы увеличилось на 4? (Чтобы изменилось значение суммы, нужно изменить одно из слагаемых либо оба слагаемые.)
(6 + 4) + 9
6 + (9 + 4)
(6 + 2) + (9 + 2)
(6 + 3) + (9 + 1)
(6 + 1) + (9 + 3)
- Составьте с числами 6 и 9 математические записи, которые не являются задачами.
Учащиеся составляют математические записи.
6 + 9 = 15
9 - 6 = 3
6 < 9
9 > 6
9 <> 6
х + 6 = 9
9 - х = 6
х - 9 = 6
- А можно ли с этими числами составить задачу? (Учащиеся проговаривают составленные задачи.)
Учитель выставляет на магнитную доску схемы составленных задач.
II. Сообщение темы, целей урока.
На магнитной доске - изображение улыбающейся Точки.
- Что это? По какой стране путешествовали с Точкой?
- Если с Точкой мы путешествовали по стране Геометрия, то сегодня отправляемся в страну Арифметика. В ней есть интересный город Математических заданий и задач. Но здесь нас поджидает опасность заблудиться и перепутать их. Будьте особенно внимательны и используйте все свои знания.
- Тема нашего урока - «Работа над задачей» (лист с записью на магнитной доске).
III. Изучение нового материала.
1. Работа но учебнику.
Задача: с. 35, № 89.
• Выполнение 1 -го задания.
• Выполнение 2-го задания.
ДАННЫЕ (Лист на магнитной доске.)
- Назовите данные. (6 тигрят и 9 медвежат.)
• Выполнение 3-го задания.
- Какое число нужно найти в задаче? (Общее число малышей.)
- Где оно содержится? (В вопросе.)
- Число, которое нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи, называется ИСКОМОЕ (лист на магнитной доске).
Назовите искомое. (Общее число малышей.)
• Выполнение 4-го задания.
- Запишем задачу кратко (на доске и в тетрадях).
- Какое действие выбираете для решения задачи? Почему?
- Запишите решение и ответ задачи.
Проверка.
- Прочитайте ответ задачи.
- Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась вычитанием.
Ответы учащихся.
Учитель выставляет табличку с представленной краткой записью новой задачи.
Решение задачи учащиеся выполняют устно.
- Итак, каким же действием узнаём, на сколько одно число больше другого или на сколько одно число меньше другого? (Действием вычитания.)
Физкультминутка для глаз
На счет 1-4 посмотреть прямо перед собой, в одну точку.
На счет 1-4 посмотреть влево, не поворачивая головы.
На счет 1-4 посмотреть вправо, не поворачивая головы.
На счет 1-4 посмотреть вверх, не поднимая голову вверх.
Па счет 1-4 посмотреть вниз, не опуская голову вниз.
На счет 1-4 посмотреть прямо перед собой, в одну точку.
2. Работа по рабочим листам.
- Прочитайте запись в левой части листа.
В нашем классе 12 мальчиков, а девочек на 2 меньше.
-Это задача? Докажите! (Это условие - то, что известно в задаче. Нет вопроса.)
- Прочитайте предложения, записанные справа.
1. Сколько мальчиков в классе?
2. Сколько девочек в классе?
3. Кого меньше и па сколько меньше?
- Что скажете? (Это вопросы - то, что нужно узнать.)
- Выберите вопросы, которые подходят к данному условию. (Вопрос № 2.)
- Почему не подходят другие вопросы? (Это уже известно по условию задачи.)
- Итак, повторите задачу.
- Назовите данные. (12 мальчиков, на 2 девочки меньше.)
- Назовите искомое. (Число девочек.)
- Какое действие выбираете для решения и почему? (Действие вычитания, так как на 2 девочки меньше.)
- Запишите решение и ответ.
Самопроверка по табличке на магнитной доске.
12 – 2 = 10 (д.)
Ответ: 10 девочек в классе.
- Итак, что же нового сегодня узнали о задачах?
Вернёмся к нашим рабочим листам.
- Посмотрите на чертежи в нижней части листа. Что видите?
(Углы: 1-й вариант - прямой и тупой, 2-й вариант - прямой и острый; незамкнутые ломаные из двух звеньев.)
- Замкнём ломаные.
Учащиеся работают в листах.
- Что у вас получилось? (Замкнутые ломаные из трёх звеньев или треугольники.)
- Что знаете о треугольниках? (3 вершины, 3 угла и 3 стороны.)
- Какие треугольники представлены на чертежах? (1-й вариант - прямоугольный и тупоугольный, 2-й вариант - прямоугольный и остроугольный.)
- Какие же треугольники называются прямоугольными? тупоугольными? остроугольными?
Учащиеся дают определения.
IV. Итоги урока.
- Мы благополучно завершили наше путешествие. Зоркость, смекалка, знания помогли нам.
- Кто самый наблюдательный?
- Кто самый внимательный?
- А кто самый смекалистый?
- Ребята, вы все молодцы! Наш урок окончен.
Сценарий математической игры для 4 класса
Праздник по математике в начальной школе «Путешествие в страну Математики», 1-3 класс
Сценарий математической сказки для начальной школы
Математические кроссворды и головоломки с ответами для 1-4 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!