Кружок по математике в начальной школе, 1-4 классы

Математический кружок. Планирование занятий

Организация кружковой работы по математике способствует расширению кругозора учащихся в различных областях математики, содействует развитию математического образа мышления, формирует положительное отношение к учению, помогает раннему выявлению и развитию индивидуальных творческих задатков и способностей учеников, развивает коммуникативные качества личности и т. д.

Кружковая работа в школах создает своеобразную творческую и познавательную атмосферу в коллективе, в которой дети живут в течение года. Она сказывается положительным образом не только на самих кружковцах, но и на учащихся всего класса. Увлеченность детей математикой делает их более серьезными, ответственными, что положительно отражается на их успехах и по другим предметам.

Кружки создаются на добровольных началах. Учителю следует учитывать то обстоятельство, что в школе и в классе могут быть организованы одновременно несколько кружков и дети стремятся принять участие сразу в нескольких из них. Задача педагога — предостеречь школьников от перегрузки и посоветовать только отдельным ученикам включиться в работу математического кружка, а остальным посещать другие кружки.

Занятия кружка должны проводиться систематически (1 раз в месяц) с постоянным составом учащихся по определенному плану. Обычно кружок организуется для учащихся параллельных классов одной школы.

В ходе подготовительной работы к организации занятий математического кружка учитель может провести индивидуальные беседы с целью выяснения интересов и потребностей школьников.

Методы проведения занятий в кружке могут быть разнообразными: короткие сообщения членов кружка по отдельным вопросам математики, которые не изучаются в соответствии со школьной программой; решение ребусов, загадок,

задач повышенной трудности и выполнение логических упражнений; экскурсии и т. д.

В работе кружка значительное внимание следует отводить заданиям практического содержания, а также занимательным задачам, учитывая, что занимательность не есть самоцель, но средство привлечения внимания к определенному математическому материалу. Методику проведения отдельного заседания математического кружка целесообразно строить на основе блоков родственных задач и задач-аналогов, которые способствуют формированию приемов их решения.

Ниже предлагаются примерные планы работы математических кружков по классам.

1 класс

Занятие 1

1. Отгадывание ребусов.

2. Анализ объектов с целью выявления геометрических фигур, из которых они составлены.

3. Инсценировка стихотворения С. Маршака «От одного до десяти».

4. Математический лабиринт.

Занятие 2

1. Отгадывание простейшего кроссворда.

2. Чтение наизусть стихотворения о математике, выученного в ходе подготовки к заседанию кружка.

3. Игра «Помогите числам занять свои места по порядку».

4. Математические фокусы.

Занятие 3

1. Магические квадраты.

2. Математическая эстафета.

3. Задачи-смекалки.

4. Игра-путешествие.

Занятие 4

1. Игра «Кто быстрее и точнее всех найдет и покажет?».

2. Математические ребусы.

3. Фокусы с кубиками.

4. Математика в музыке.

Занятие 5

1. Задачи в стихах.

2. Какой путь самый короткий?

3. Игра «Составим поезд».

4. Задачи-смекалки.

Занятие 6

1. Как люди учились считать?

2. Пирамида из кубиков.

3. Математический лабиринт.

4. Игра «Угадай место игрушки».

Занятие 7

1. Музыка в математике.

2. Игра с палочками.

3. От зарубок через символы к цифрам.

4. Задачи-шутки.

Занятие 8

1. Собери пословицу.

2. Открытие нуля.

3. Знаете ли вы геометрические фигуры?

4. Загадки.

Занятие 9

1. Логические упражнения.

2. Задачи в стихах.

3. Игра «Продолжай».

4. Загадки.

Ниже приведен сценарий занятия 9.

1. Логические упражнения,

а) Продолжи ряд направо и налево.

б) Зачеркни лишний предмет. Объясни.

в) Нарисуй недостающую фигуру.

2. Задачи в стихах.

Задача 1.

Восемь храбрых малышей

Переходят вброд ручей.

Один отстал: «Домой хочу».

Сколько их пришло к ручью?1

Задача 2.

Бегали по лесу

Восемь резвых коз,

Беленьких и сереньких,

Вверх задравши хвост.

Пять козочек белых.

Сколько было серых?1

Задача 3.

Два снегиря и шесть синиц.

Ребята, сколько всего птиц?

Задача 4.

Все ли здесь цыплятки-детки,

Надо сосчитать наседке:

Шесть — на грядках, три — во ржи.

Сколько их всего, скажи.

Задача 5.

На пирог пришли к волчишке

Две лисы, три толстых мишки,

Два бобра и горностай.

Всех зверюшек сосчитай!

Задача 6.

В кружку сорвала Марина

Девять ягодок малины.

Пять дала своей подружке.

Сколько у нее осталось в кружке?

3. Игра «Продолжай».

Содержание игры: учащиеся должны закончить начатое учителем предложение.

Утром я пошел в школу, а вернулся домой ... (днем).

Я редко хожу в кино, а старший брат ... (часто).

Мы завтракаем утром, а ужинаем ... (вечером).

Солнышко светит днем, а луна ... (ночью).

После зимы наступает весна, а после весны ... (лето). Раньше наступает осень, а зима ... (позже).

4. Загадки.

— Послушайте загадки и ответьте на вопрос: «Когда это бывает? »

Загадка 1.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

Загадка 2.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна.)

Загадка 3.

Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов. (Лето.)

Загадка 4.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень.)

— Когда наступает Новый год? Какое время года наступает после зимы? После весны какое время года наступает? В какое время года начинаются занятия в школе? Какое время года наступает позже — осень или лето?

Затем учитель предлагает первоклассникам отгадать загадки, в тексте которых встречаются числительные.

Загадка 1.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Загадка 2.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза.)

Загадка 3.

На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина. (Град.)

Загадка 4.

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний —

Появляется передний.

(Дни недели.)

Загадка 5.

О шести ногах, о четырех крылах,

Не зверь, не птица, а нос как спица.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)

2 класс

Занятие 1

1. Игра «Забей гол в числовые ворота».

2. Задачи в стихах.

3. Магические квадраты.

4. Задачи-смекалки.

Занятие 2

1. Верны ли утверждения?

2. Логические упражнения на классификацию.

3. Игра «Где произойдет стыковка космических кораблей?»

4. Загадки.

Занятие 3

1. Инсценировка «Спор цифр».

2. Составление различных объектов из геометрических фигур.

3. Задачи о математических приключениях гномов.

4. Игра «Математический телефон»

Занятие 4

1. Беседа о Л. Ф. Магницком.

2. Задачи-шутки.

3. Математика в музыке.

4. Игра «Кто быстрее пробежит через свои ворота?*.

Занятие 5

1. Математические считалки.

2. Как в старину измеряли объем?

3. Геометрические задачи.

4. Игра «Прочитаем пожелание морского льва».

Занятие 6

1. Игра «Чем похожи и чем отличаются?».

2. Игры со спичками.

3. Как взвешивали в старину?

4. Игра «Знаете ли вы времена года?».

Занятие 7

1. Как расплачивались в старину?

2. Конкурс стихотворений о математике.

3. Игра «Из каких фигур составлен дом?».

4. Загадки.

Занятие 8

1. Игра «Путешествие по городам».

2. Упражнения для развития памяти.

3. Из истории арифметических действий.

4. Задачи в стихах.

Занятие 9

1. Математика в сказках.

2. Игра «Самый быстрый почтальон».

3. Математический кроссворд.

4. Задание на внимание.

Ниже приведен сценарий занятия 9.

1. Математика в сказках.

Учитель предлагает второклассникам ответить на вопросы.

• Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (30 лет и 3 года.)

• В сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» царь послал стрелка Андрея «за тридевять земель». «Тридевять» — это сколько? (3 • 9 = 27.)

• В какой сказке девочка идет в зимний лес за цветами? (В сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)

• Какова длина удава из произведения Г. Остера? (38 попугаев и 1 крылышко.)

Решите задачи о сказочных персонажах.

Задача 1. Красная Шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, грибами и капустой. Пирожков с капустой было больше, чем всех остальных. При этом их было вдвое больше, чем пирожков с мясом. Сколько пирожков с мясом несла Красная Шапочка?

Задача 2. Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь и сказали ему: «Это поле чудес. Если закопаешь здесь золотые монеты, то на утро вырастет дерево, на котором будет в 3 раза больше золотых монет. Затем полученные монеты можно снова закопать в землю, и опять вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Мы можем посторожить ночью эти монеты».

В награду за услуги лиса и кот потребовали отдавать им после каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованиями. Он понял, что после двух урожаев у него совсем не останется денег. Уж лучше он сам посторожит их. Сколько золотых монет было у Буратино?

Задача 3. Поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф бежали от волка к домику Наф-Нафа. Волку бежать до них (если бы они стояли) 4 мин. Поросятам бежать до домика 6 мин. При этом волк бежит вдвое быстрее, чем поросята. Успеют ли поросята добежать до домика Наф-Нафа?

2. Игра «Самый быстрый почтальон».

Учитель вызывает к доске несколько учеников. Они будут «почтальонами». Педагог раздает им по одинаковому числу карточек («писем»), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание в пределах 100. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны решить пример («определить номер дома») и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, которые держат ответы). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Правильность решения примеров проверяют все ученики.

3. Математический кроссворд.

Ученики решают примеры и записывают ответы в клетки кроссворда.

По горизонтали.

188 – 71

353 – 30

597 – 13

781 – 65

975 – 18

1160 – 24

1371 – 29

1537 – 18

По вертикали.

287 – 15

469 – 31

684 – 43

892 – 27

1090 – 17

1279 – 15

1437 – 16

4. Задание на внимание.

— Послушайте стихотворение И. Синицыной.

Если взять, к примеру, двадцать...

Или три... А лучше — пять...

Или девять... Нет, пятнадцать...

Нет, четыре лучше взять!

И прибавить единицу...

Восемь! Нет, пожалуй, шесть!

Сколько ж может получиться?

Стоп! Пример еще не весь!

Мы ж еще прибавим! Скажем...

Два... Нет, пять... А лучше — семь!

Будет столько! Страшно даже!

Сколько же получится, если мы «распутаемся»? (17.)

3 класс

Занятие 1

1. Логические задачи на сравнение фигур.

2. Магический квадрат.

3. Игра «Путешествие по зоопарку».

4. Защита проектов по теме «Составление задач на краеведческом материале».

Занятие 2

1. Защита проектов по теме «Составление составных задач, которые решаются в 3 действия».

2. Разрезание геометрической фигуры на части и сложение из них новой фигуры.

3. Игра «Веселый счет».

4. Инсценировка стихотворения С. Я. Маршака «Алик - математик».

Занятие 3

1. Рассказы учащихся о выдающихся ученых-математиках.

2. Математический лабиринт.

3. Конкурс «Кто больше знает считалок наизусть?».

4. Задачи-смекалки «Сложи геометрические фигуры из палочек».

Занятие 4

1. Какая фигура лишняя?

2. Великий Архимед.

3. Составление задач с числами из газетных или журнальных публикаций.

4. Конкурс «Прочитай-ка».

Занятие 5

1. Составление математического кроссворда.

2. Задание «Раздели циферблат».

3. Задачи-шутки.

4. Старинные русские меры.

Занятие 6

1. Занимательные задачи.

2. Из истории календаря.

3. Пословицы с секретом.

4. Математические игры и забавы.

Занятие 7

1. Подбор загадок по теме «Геометрический материал».

2. Стихотворение Н. Разговорова «Начнем с хвоста».

3. Игры со спичками.

4. Солнечные часы.

Занятие 8

1. Особенности некоторых чисел и действий с ними.

2. Пословицы и поговорки с математическим материалом.

3. Математический кроссворд.

4. Защита проекта «История возникновения часов».

Занятие 9

1. Игра «Не скажу».

2. Таблица умножения на пальцах.

3. Задачи в стихах.

4. Математический кроссворд.

Ниже приведен сценарий занятия 9.

1. Игра «Не скажу».

Учитель предлагает школьникам считать от 1 до 30, но вместо тех чисел, которые делятся на 3 без остатка, надо либо хлопать в ладоши, либо говорить: «Не скажу».

2. Таблица умножения на пальцах.

При умножении на 9 пальцы рук могут служить счетным прибором. Для этого обе руки кладутся на парту. Пусть требуется умножить 4 на 9. Считая слева направо, надо найти четвертый палец и загнуть его. Тогда слева от него будут 3 прямых пальца, которые обозначают количество десятков в произведении. Справа от согнутого пальца прямыми окажутся 6 пальцев. Они обозначают количество отдельных единиц в произведении. Итак, в произведении чисел 4 и 9 содержится 3 десятка и 6 единиц, т. е. 4 • 9 = 36.

3. Задачи в стихах.

Задача 1.

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

Задача 2.

Шли четыре гусака,

Вдаль глядели свысока.

Сколько шло голов и ног,

Сосчитаешь ли, дружок?

Задача 3.

Пять пушистеньких котят

Подросли у кошки.

Сколько лапок так хотят

Поиграть с Антошкой?

Задача 4.

Три веселые мартышки

Покупать ходили книжки.

И купили книг — по 5,

Чтобы было, что читать.

Только глупые мартышки

Сосчитать не могут книжки.

Ты мартышкам помоги,

Сколько книг у них, скажи.

Задача 5.

Пять зайчат сидят в углу,

Чистят репу на полу.

Начистили 20 штук,

Как делить, забыли вдруг.

Мамы с папой нет нигде —

Помогите им в беде.

Задача 6.

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Три несут травинку,

Три несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой?

Задача 7.

Три большие клеточки,

В каждой по три веточки.

Села кошка на кровать,

Стала веточки считать,

Но никак не может.

Кто же ей поможет?

Задача 8.

Однажды три цыпленка,

А с ними три мышонка,

А с ними три веселых

Умытых поросенка

Бежали спозаранку.

Сколько было всех друзей,

Что утром спозаранку

Играли на полянке?

4. Математический кроссворд.

По горизонтали.

3. Период в 100 лет.

4. Результат сложения.

6. Четырехугольник, у которого все углы прямые.

8. Что получится, если к разности прибавить вычитаемое?

9. Результат вычитания.

По вертикали.

1. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

2. Промежуток времени, равный 60 мин.

4. Что получится, если из суммы вычесть слагаемое?

5. Прибор для измерения длины предметов.

7. Промежуток времени, равный 12 месяцам.

Ответы.

По горизонтали. 3. Век. 4. Сумма. 6. Прямоугольник. 8. Уменьшаемое. 9. Разность.

По вертикали. 1. Квадрат. 2. Час. 4. Слагаемое. 5. Линейка. 7. Год.

4 класс

Занятие 1

1. Инсценировка на тему «Откуда пошло слово миллион?»

2. Конкурс пословиц и поговорок с числительными.

3. Логические задачи.

4. У нас в гостях старинные единицы длины.

Занятие 2

1. Сообщения учащихся на тему «Кто изобрел часы?».

2. Ребусы.

3. Задачи-шутки.

4. Путешествие по лабиринту.

Занятие 3

1. Первый русский учебник математики.

2. Веселые вопросы.

3. Составление магических квадратов.

4. Происхождение слова календарь.

Занятие 4

1. Поиск задуманных чисел.

2. Конкурс математических скороговорок.

3. Математический лабиринт.

4. Беседа об истории единиц времени.

Занятие 5

1. Считалочки.

2. Решение логических задач.

3. Кто быстрее всех сосчитает?

4. Конкурс песен, в которых встречаются числительные.

Занятие 6

1. История геометрии.

2. Ребусы.

3. Считай, смекай, отгадывай.

4. Игра «Забей гол в ворота».

Занятие 7

1. Задачи в стихах.

2. Старинные задачи.

3. Математический кроссворд.

4. Полезные наблюдения.

Занятие 8

1. Задачи-шутки.

2. Абак и счеты.

3. Хитрые вопросы.

4. Защита проекта по теме «Составь и реши интересные уравнения».

Занятие 9

1. Сообщения учащихся на тему «Как появились знаки «+», «—», « = »?».

2. Математический кроссворд.

3. Задача в стихах.

4. Отгадывание задуманных чисел.

Ниже приведен сценарий занятия 9.

1. Сообщения учащихся на тему «Как появились знаки «+», «—», «=»?».

— Когда-то очень давно знаки « + » и «-» стали применять в торговом деле купцы, продававшие вино. На пустых бочках из-под вина они ставили знак «-», который означал убыль. Когда бочку вновь заполняли вином, то знак «—» перечеркивали, получался знак « + », который означал прибыль. В XV в. знаки « + » и «-» были введены Л. Видманом для обозначения действий сложения и вычитания в математике. До появления этих знаков математические действия записывали так: 8 и 2; 10 без 2; 18 без 5 и т. д. Однако широкое распространение знаки « + » и «-» получили не сразу, а только в конце XVI в. Знак равенства в разное время обозначался по-разному: сначала просто словом, затем словом равно. Знак «=», такой удобный и понятный нам всем сейчас, вошел во всеобщее употребление только в XVIII в. Использовать его предложил в 1557 г. английский математик Роберт Рекорд. Он объяснил это тем, что ничего не может быть более ровным, чем два параллельных отрезка. Общепринятым знак «=» стал благодаря другому математику — Г. В. Лейбницу.

Заранее подготовленные учащиеся могут прочитать стихи.

Вычитание

Я — Минус,

Тоже добрый знак.

Ведь не со зла я отнимаю,

А роль свою лишь выполняю.

Проходила наша Таня

С малышами вычитанье.

Вычитанье как понять?

Надо что-нибудь отнять.

У Аришки — орешки,

У Маришки — матрешки,

У Андрюшки — новый мяч.

Во дворе — и вой, и плач.

Получился ответ:

Игрушки есть — подружек нет.

(А. Строило)

Сложение

Я — Плюс,

И этим я горжусь!

Я для сложения гожусь.

Я — добрый знак соединения,

И в том мое предназначение.

2. Математический кроссворд.

По горизонтали.

2. Математическое действие.

3. Какое математическое действие нужно выполнить, чтобы найти произведение?

5. Промежуток времени в 24 ч.

8. Компонент умножения.

10. Результат деления.

11. Единица измерения объема жидкости.

По вертикали.

1. Математическое действие.

3. Равенство с одним неизвестным.

4. Сумма длин всех сторон многоугольника.

6. Прибор для построения окружности.

7. Произведение длины на ширину прямоугольника.

9. Единица длины.

Ответы.

По горизонтали. 2. Сложение. 3. Умножение. 5. Сутки. 8. Множитель. 10. Частное. 11. Литр.

По вертикали. 1. Деление. 3. Уравнение. 4. Периметр. 6. Циркуль. 7. Площадь. 9. Метр.

3. Задача в стихах.

Лев старше дикобраза

В два с половиной раза,

А год назад в три раза старше был.

(Запомните все это для полного ответа,

Но я еще не все вам сообщил.)

По сведеньям удода,

Тому назад три года

В семь раз лев старше был, чем дикобраз.

Учтите все и взвесьте,

А сколько лет им вместе,

Позвольте мне теперь

Спросить у вас.

(Н. Разговоров)

4. Отгадывание задуманных чисел.

— Задумайте число. Удвойте его, прибавьте 3, полученную сумму умножьте на задуманное число, а затем отнимите задуманное число. Разность разделите на удвоенное задуманное число. Сколько получилось?

Для получения задуманного числа надо от ответа отнять 1.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по математике. Сценарий, 4 класс

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе. Занимательная геометрия

Внеклассное мероприятие «Занимательная математика», 2 класс

Числа великаны, 4 класс. Внеурочная деятельность

Решение ребусов и логических задач, 3 класс. Внеурочная деятельность

Нет комментариев. Ваш будет первым!