Важное место при подготовке ребёнка к школе принадлежит развитию речи. Правильная речь - показатель интеллектуального развития ребенка.
До определённого периода линии развития мышления и речи проходят как бы независимо друг от друга. Однако в период около 2-2,5 лет «линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своём развитии и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека...». По Л. С. Выготскому: «...Начиная с этого периода речь выполняет интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым».
Много детей-дошкольников при поступлении в школу имеют те или иные отклонения в речевом развитии. Необходимо своевременно проконсультировать ребёнка у логопеда, чтобы избежать проблем в обучении. Занятия у логопеда помогут ребёнку исправить дефекты речи, которые затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма на слух. Кроме того, ребенок под влиянием каких-либо речевых нарушений становится стеснительным, замкнутым, что осложняет его школьную адаптацию.
Схема обследования будущих первоклассников на выявление письменноречевых предпосылок:
1. Исследование состояния звукопроизношения и фонематического слуха.
1) Состояние звукопроизношения:
- изолированно;
- в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных): са, ас, ста,
- в словах;
- в речи.
(Параллельно исследуется произношение парных мягких звуков).
2) Исследование фонематического слуха.
Пробы на повторение парных фонем, а также серий из трёх звуков и простых слогов: а-о-у, б-р-к, п-б-п, д-т-д, би-ба-бо, ба-би-бо- и т. д.
При произношении ряда слогов: ас, аш, ащ, ас, ац, ас - ребёнку предлагается поднять руку, если он услышит в составе слога определённый звук ([с]), затем повторить слова с этим звуком, подобрать предметные картинки, которые начинаются с этого звука.
2. Обследование слоговой структуры слова.
Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому при обследовании используются слова различной слоговой структуры - со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложных слов, слов, состоящих из сходных звуков. Ребёнок произносит слова самостоятельно, называя предъявленные ему картинки, а затем отраженно.
Примерный перечень картинок: книга, клубника, скамейка, стрекоза, ствол дерева, гнездо, белка, миска, трактор, трамвай, корабль, термометр, милиционер, картина, корзина, клубок, колобок.
Повтори предложения: Ребята слепили снеговика. Хоккеисты играют в хоккей. На ёлке зажглись разноцветные лампочки.
3. Обследование уровня фонематического восприятия (дифференциации фонем).
Определение способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твёрдость - мягкость, свистящие - шипящие и т. д.
1) Проверка умения определять заданный звук среди других звуков.
2) Проверка умения определять заданный звук в слове.
3) Проверка умения слышать и выделять слова с заданным звуком из ряда других слов.
Например: хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук [с].
[с] - собака, машина, лиса, замок, шапка, санки, щётка, корзина, дом, автобус, лента, самолёт, шуба, цветок, палец, зонт.
4) Проверка выделения звука (без опоры на слуховое восприятие).
Это подбор слов с помощью предметных картинок, начинающихся на определённый звук.
5) Различение ребёнком слов, близких по звучанию, но разных по смыслу.
Например, мишка - миска, тук - сук, том - дом, коза - коса, день - тень и т. п.
6) Проверка уровня фонематического восприятия, а также степень развития внимания и слуховой памяти.
Повторение сходных слов: Маша - Паша - каша, Паша- Саша -Даша, бак - лак - мак -рак, жук - сук - тук.
4. Исследование языкового анализа и синтеза.
1) Анализ предложения на слова.
2) Фонематический анализ:
- выделение звука на фоне слова (есть ли звук [м] в словах);
- выделение первого звука слова;
- выделение последнего звука из слова;
- определение места звука (начало, середина, конец) в слове;
- определение количества звуков в словах.
3) Фонематический синтез:
- составление слов из последовательно названных звуков (М, А, К - мак);
- составление слов из звуков, названных в нарушенной последовательности (М, К, А - мак).
5. Обследование словарного запаса (активный и пассивный словарь).
1) Называние предметов, действий, качеств и признаков (показ предметов и картинок).
2) Называние предмета по его описанию.
(Как называется предмет, в котором подают суп? - Тарелка.)
3) Нахождение общих названий (назвать ряд предметов одним общим словом).
4) Называние действия по предъявленному предмету.
(Кузнечик что делает? - Прыгает.)
5) Подбор определения к слову.
(Небо какое? - Голубое, ясное, пасмурное. Стул какой? — Деревянный.)
6) Подбор синонимов и антонимов.
7) Понимание значения употребляемых слов.
(Почта — письма, клумба - сад и т. п.)
6. Обследование грамматического строя речи.
1) Составление предложений или коротких рассказов по специально подобранным сюжетным или серийным картинкам. (Характеристика употребляемых предложений, какие части речи использует и каково их грамматическое оформление, правильно ли используются предлоги.)
2) Составление предложения по опорным словам.
3) Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке. (Например: На, дети, санки, горка, катаются.)
4) Проверка использования в самостоятельной речи предлогов. (Например: Где лежит карандаш? - На столе, в книге. Откуда взяли карандаш? - Из коробки.)
5) Употребление существительных в разных падежах. (Например: Чем девочка кушает суп? - Ложкой. Откуда возвращаются дети? - Из леса.)
6) Употребление падежей в зависимости от числительных. (Например: 5 яблок, 3 дерева, 2 дома.)
7) Образование множественного числа от существительных в единственном числе и наоборот. (Например: Стол - столы, рука -руки и т. д.)
8) Образование уменьшительной формы существительного. (Игра: Я называю большой предмет, а ты - маленький. Если я скажу «рука», ты скажи «ручка».)
9) Образование прилагательных от данного существительного. (Например: Если предмет сделан из дерева, например, стол, то какой он? - Деревянный.)
7. Исследование зрительно-пространственных функций.
1) Определение ведущей руки, правых и левых частей тела (схема тела).
Для выявления ведущей руки использовались следующие пробы:
- проба на переплетение пальцев;
- проба на аплодирование;
- проба «позы Наполеона».
Использовалось также сравнение ширины ногтей пальцев (мизинца).
Для определения ведущей ноги ребёнку предлагалось встать на одно колено, сделать небольшой прыжок в длину.
Для определения ведущего глаза - посмотреть в дырочку, калейдоскоп.
Для определения ведущего уха - прислушаться, приложив ухо (например, к шуму в коридоре, приложив ухо к двери, к тиканью часов).
2) Ориентировка в окружающем пространстве.
- Назови, что находится справа от тебя. А что слева?
3) Выполнение проб Хэда («показать правой рукой левое ухо», «левой рукой правый глаз», «показать правые и левые части тела напротив сидящего человека»).
4) Составление картинки, разрезанной на 5, 6, 7, 8 частей.
5) Конструирование фигур из палочек (по образу, по представлению).
Автор: И. В. Щербакова
Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду
Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!