Конкурсы

Математические задачи с экологическим содержанием для начальной школы

Занимательный материал для уроков математики. Начальная школа

Применение учителем на уроках математики системы заданий и упражнений экологического содержания.

Задача 1.

Лесник на расстоянии 100 км увидел браконьера, который прицеливался в зубра. Успеет ли лесник задержать браконьера, прежде чем тот выстрелит, если лесник бежит со скоростью 5 м/с, а браконьеру понадобится 25 с, чтобы выстрелить?

Беседа.

- Кого называют браконьерами?

- Да, людей, которые незаконно убивают животных. Они охотятся в местах, где охота запрещена. В основном это заповедники, заказники, где люди охраняют животных, находящихся на грани исчезновения.

- Как вы думаете, почему некоторые животные исчезают?

- Конечно, люди убивают их, они умирают от голода и холода. Мы с вами встанем на защиту животного и растительного мира нашей планеты, ведь только благодаря ей мы можем жить!

Задача 2.

С одного цветка на другой, расстояние между которыми 30 м, со скоростью 3 м/с летел майский жук. За сколько секунд долетел бы до цветка майский жук, если бы школьник Вася не поймал его для своей коллекции?

Беседа.

- Посмотрите на майского жука (педагог показывает иллюстрацию с насекомым).

- Какие необыкновенные цвета собрала природа, чтобы создать такой перламутровый волшебный цвет. В жизни нас окружает удивительный мир живой природы. Мы видим вокруг себя чудесные цветы, пестрых бабочек, голосистых птиц, различных зверюшек. Сколько радости дарит нам этот мир - цветы радуют глаз, птицы - слух.

- Закройте на минутку глаза и представьте себе, что все это исчезнет. Мир станет серым, мрачным, безжизненным. Из мира исчезнут все краски.

- А теперь поговорим о задаче. Можно ли лишать насекомых жизни только для того, чтобы они стали украшением коллекции? Представьте себе, что сегодня Вася поймал жука, а завтра каждый его одноклассник поймает жука, сорвет цветок, а послезавтра каждый школьник мира сделает то же самое.

- Что будет с нашей планетой, если исчезнут цветы, погибнут насекомые? Зверям и птицам нечем будет питаться. Они тоже погибнут. А если не будет ни растений, ни насекомых, ни птиц, ни зверей - человеку также грозит гибель. Чтобы этой трагедии не случилось, мы должны бережно относиться ко всему, что нас окружает в природе.

Задача 3.

Животный и растительный мир Ростовской области насчитывает 100 видов лекарственных растений, 180 видов птиц, рыб на 100 видов меньше, чем птиц, а наземных животных на 20 видов больше, чем рыб. Какова общая численность видов животных и растений в Ростовской области?

Беседа.

Как много видов растений и животных в одной только области. А представьте себе, сколько их на всей планете! Но, к сожалению, как бы ни было велико их число, многие постепенно исчезают.

Если раньше те или иные виды растений, птиц, рыб водились в разных местах, то сейчас есть такие виды, которых уже не найти на Земле. Почему исчезают растения и животные? (Они погибают от нехватки пищи; человек истребляет их.)

- К чему это может привести? (На Земле не останется ни одного растения и животного.)

- Может ли человек равнодушно смотреть на исчезновение видов растений и животных? (Нет, он должен оберегать и восстанавливать их.)

- Что же делается для сохранения природы? (Создана Красная книга, куда заносятся исчезающие виды растений и животных, создаются заповедники и заказники, в которых их охраняют и разводят.)

- А чем мы с вами можем помочь? (Мы должны правильно вести себя по отношению к природе и беречь животных и растения.)

Подобные задачи учащиеся могут самостоятельно составлять по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям, в которых говорится о бережном отношении к животному и растительному миру, его красоте и неповторимости.

Если такое задание дается на дом, то учащимся оказывают помощь родители, участвующие таким образом в процессе нравственного воспитания детей. Составленные дома сюжетные задачи и задания впоследствии решаются на уроке, когда идет работа в парах (ребята обмениваются своими карточками).

Такая система творческих заданий позволяет глубже решать поставленную задачу: формирование эстетического восприятия природы.

При изучении тем «Решение задач на движение» (математика) и «Реки и озера. Водоемы края (Мир вокруг нас) можно использовать не только умело составленные задачи, но и красочные репродукции, слайды, знакомящие детей с богатством родного края.

Задачи могут быть такими:

1. Главная водная артерия нашей области - река Ока - один из крупнейших притоков Волги. Протяженность Оки равна 1500 км. При этом 1/3 ее протекает по Рязанской области. Сколько километров течет Ока по Рязанской области?

2. Мы поплывем на плоту вниз по течению Волги 200 км. Сколько дней займет наше путешествие, если мы будем плыть по 10 часов в день, а скорость течения реки 2 км/ч?

При знакомстве с подобными задачами внимание учащихся обращается на поведение реки и ее цвет. Ведь река непостоянна, как и сама жизнь. В тихую безветренную погоду и Волга спокойная серо-синяя, а во время сильных порывов ветра - темная, бурлящая с быстрым течением (педагог показывает иллюстрации разных состояний Волги, обращает внимание на притягивающую красоту воды в любую погоду).

Обязательно проводится беседа о загрязнении Волги, о ее сохранении. Здесь же предлагается учащимся задача, решив которую наглядно можно убедиться в засорении великой реки: «Раньше скорость Волги была иная: одна частичка до Каспия доплывала за 1,5 месяца, а сегодня - за 2 года. На сколько медленнее стала очищаться Волга?»

Такие задачи и беседы помогают взглянуть на природу не только как источник материальных благ, но и как источник радости, наслаждения созерцания ее красоты. Но если ограничиться только их словесной красотой, то вряд ли можно добиться глубокого эстетического проникновения в описание природы. Поэтому продумывается, какими средствами возможно усиление эмоционального воздействия, необходимы иллюстрации, отображающие красоту природы.

Можно предложить ребятам закрыть глаза и вспомнить, как приятно наслаждаться прохладой воды в жаркую погоду, затем учащиеся открывают глаза и делятся своими мыслями («Когда мы выезжали за Волгу, то я постоянно купалась и не хотела выходить на берег»).

После задания проводится физкультминутка «Речка»:

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это - брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

На уроках математики, во время устного счета или повторения и закрепления изученного, используются различные задания экологического содержания, формирующие не только вычислительные навыки, но и экологические знания об объектах природы, их свойствах, многообразии, экономической пользе, красоте.

Например: Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом».

а) Береза - 28.

б) Сосна - 17.

в) Тополь - 23.

Чтобы ответить на вопрос, реши выражение:

15 · 8 - (48 + 49).

И после того, как таким образом проходит беседа, когда актуализируются все жизненные наблюдения самих учащихся, не останется равнодушных детей, что-то отложится в их памяти и вспомнится, когда они увидят тополя на улице.

Вот несколько заданий, решив которые ребята узнавали что-то новое, интересное о деревьях нашей области. Такие задания помогают формировать у учащихся эстетическое восприятие природы.

Например: Реши цепочку и ответь на вопрос: из кроны какого дерева можно вырезать различные фигуры?

а) Клен - 47.

б) Вяз-48.

в) Тополь - 46.

3 + 8 + 6 + 7 + 2 + 4 + 10 + 8

После решения цепочки демонстрируются фотографии обрезанных вязов (под заборчик, купол, шар и т. п.).

Педагог объясняет детям: «У этих деревьев короткая жизнь, их обрезают, чтобы дать силу корням и тем самым продлевают жизнь дереву. Узнать это дерево проще всего по листьям и плодам. Лист в основании «кособокий» - одна половина больше другой. Плоды - крылатые орешки округлой формы.

Учащимся задается вопрос: «Откуда это дерево получило свое название?» Ребятам сразу сложно ответить на вопрос. Предлагается послушать стихотворение и в нем найти ответ на вопрос:

Вяз

Эх, р-раз! Эх, два!

Колет старший брат дрова!

Почему ж один чурбак

Не развалится никак?

В чурбаке топор увяз –

Не расколешь вязкий вяз.

(У дерева очень вязкая древесина, его трудно колоть. За это свойство дерево и получило свое название.) Предлагается такой вопрос задать родителям.

При закреплении таблицы сложения однозначных чисел с переходом через десяток предложить ребятам назвать дерево, о котором говорят: «Мир освещает, больных исцеляет, чистоту соблюдает». В случае затруднения можно дать задание: соединить выражение с его значением и назвать дерево:

После выполнения задания объяснить, почему так говорят о березе (из березы делали лучины, веники, березовыми почками выгоняли камни из почек). На доске вывешивается картина «Березовая роща», закономерно попросить детей поделиться своими впечатлениями. Кроме созерцания красоты, в природе наблюдательный человек может увидеть много интересного.

- Почему в березовой роще светло? Обычно ребята отвечают: «Белый ствол». Самые внимательные скажут: «Березовые листочки смотрят вниз или висят бочком, благодаря этому проникают солнечные лучи».

С помощью осенних листочков обыгрывается задание: вот эти листочки прилетели к нам с деревьев и принесли задание: «Покажи стрелкой, какое число сделает каждое равенство верным».

- Ребята, с каких деревьев прилетели к нам листочки? Как правило, учащиеся сразу узнают большой красиво вырезанный лист. Учитель помогает: «Вы верно назвали лист клена с острыми выступами по краям, который из-за этого получил свое название «клен остролистый», но и другие листочки кленовые: этот - с клена американского (каждый лист состоит из трех или пяти отдельных листочков), а этот - с клена татарского (овальные листочки с небольшими выступами).

После задания выполняется физкультминутка:

Клен

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз - наклон

И два - наклон,

Зашумел листвою клен.

Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища вправо и влево.

Осенняя тема продолжается на следующем уроке. Найдите значение выражений и расшифруйте слово:

- Какого цвета листопад?

Обычно дети говорят: «Желтого и красного». На доске открывается известная картина И. Левитана «Золотая осень» и педагог читает отрывок из рассказа «Желтый свет» Н. К. Паустовского: «Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую».

Учащиеся убеждаются, что листопад имеет разнообразные оттенки. Детям предлагается вспомнить стихотворение И. Л. Бунина «Листопад».

На одном уроке математики трудно выделить 15-20 минут для беседы о прекрасном, но необходимо формировать эстетическое восприятие природы, поэтому обязательно продолжаем разговор о листопаде на следующем уроке.

Беседа начинается с вопроса: «Как И. А. Бунин описывает осенний лес?»

Не все, но 2-3 человека обязательно читали дома это стихотворение и скажут: «Пестрый терем, расписной, лиловый, золотой, багряный». Слушая эти строки, учащиеся открывают новый мир красок природы, которые они вроде бы видели много раз, но не замечали всех ее оттенков (можно организовать во внеурочное время экскурсию в парк, где растут разнообразные лиственные и хвойные деревья). Продолжаем урок:

- Ребята, посмотрите на эти листочки, они прилетели к нам из парка и решили проверить, как вы усвоили таблицу умножения. Соревноваться будут три команды: березки, рябины, клены.

На доске висят высушенные листочки. Обращается внимание ребят на цвет осенних листьев: у березы только желтые, у рябины - красные, а у клена - оранжевые, желтые и другие.

Победившая команда получает приз - жетоны с изображением зайчонка. Предлагается ребятам найти связь между зайчонком и листопадом. Учащиеся пытаются по-разному ответить на вопрос, но кто-то обязательно вспомнит: «Зайчат, родившихся осенью, называют листопадничками».

Далее можно попробовать «помочь» зайчихе:

У зайчихи осенью родились зайчатки.

Десять деток.

Да беда: наступают холода.

Помоги зайчихе посчитать,

Сколько варежек ей вязать?

Так, постепенно, можно перейти к теме «Животные» и на последующих уроках беседовать о птицах, зверях, насекомых, рыбах, подчеркивая их неповторимость и красоту.

Часто на уроках используется запись голосов птиц. Например, после решения задачи:

Во двор к уткам

Подлетел воробей

И позвал семь своих друзей -

задать вопрос:

- Сколько воробышек отведали утиного корма?

Предлагается сделать вывод: полезная или вредная это птица. Большинство склоняется ко второму мнению, тогда включается на несколько мгновений запись голосов птиц.

Педагог говорит: «Прогоним всех птиц, и что останется? Не будет этого веселого щебета и юрких птичек. Тишина».

И снова звучит запись голосов птиц. Первоначальное мнение у большинства меняется.

На каждом уроке необходима мотивация обучения. В первых числах декабря, когда за окном лежит первый снег, можно начать урок со слов А. С. Пушкина. Спросить, о каком времени года идет речь:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Охарактеризовывается первый снег. Ответы разные, но каждый восхищается его красотой: ровный, очень белый, нарядный, на солнышке переливается всеми цветами радуги. Слушаешь высказывания учащихся и гордишься своими ребятами, они способны увидеть и оценить прекрасное. Далее, продолжая урок, проводится блицтурнир по задачам, и с каждой решенной задачей «прилетают» волшебные снежинки.

Готовясь к одному из уроков, можно нарисовать птичьи и звериные следы. Попросить учеников найти птичьи следы, затем предложить определить: какая птица оставила нам свои следы и зимой выводит птенцов?

а) Дятел - 7.

б) Клест - 8.

в) Аист - 6.

Для того чтобы ответить на вопрос, предлагается решить цепочку примеров:

15 : 3= __

__ - 10 = __

__ + 7 = __

__ - 48 = __

__ : 2 = __

__ + 6 = __

Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клест (вывешивается на доску рисунок). Учащиеся вспоминают, почему именно зимой у клестов появляются птенцы, чем они питаются.

В результате беседы делаем вывод: в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных, взаимосвязь между характером питания и жизнедеятельностью птиц.

На этом уроке проводим физкультминутку «Птички»:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

Ребята изображают птичек, как они летели, садились, опять летели. Учащиеся повторяют слова потешки вместе с педагогом.

Эстетические представления формируются на основе эмоционального переживания и через восприятие образов. Предпосылкой, критерием для формирования этих представлений является эмоциональная отзывчивость (эмпатия - способность сопереживать, сочувствовать).

Эмоциональное переживание у учащихся можно вызвать, начиная урок словами: «Сегодня, правильно решая выражения и задачи, мы будем наполнять кормушку лакомствами для зимующих птиц». На видное место выставляется кормушка (из пластиковой бутылки емкостью 1,5 л). После верно решенного задания ответивший ученик кладет в кормушку корм (листочки бумаги с надписью «хлебные кроши», «несоленое сало», «зерно», «ягоды» и другое).

Предлагается ребятам вспомнить, у кого из животных зимой появляются детеныши (ребята называют медведицу), и решить задачу: медведица весит 300 кг, а ее детеныши в 100 раз легче. Сколько весит медвежонок? (Как новорожденный ребенок.) После решения задачи задается вопрос: «Когда выходит из берлоги медведь?» (Наступила весна, стало тепло.) Ребята слушают стихотворение Г. Ладонщикова «Медведь проснулся» и объясняют, почему еще медведь выходит из берлоги.

Медведь проснулся

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый.

Слышит: каплет - вот беда.

В темноте пошарил лапой

И вскочил - кругом вода.

Заспешил медведь наружу,

Заливает - не до сна!

Вылез он и видит лужи, тает снег,

Пришла весна!

Прослушав стихотворение, учащиеся подробнее отвечают на вопрос: «Вода заливает берлогу, а в воде спать неудобно».

В конце урока обязательно спросить: «Какие гости прилетят к нашей кормушке за любимым лакомством?». Часто ребята рассказывают, какие именно птицы прилетают к домашним кормушкам и как себя ведут гости за общим столом.

Конечно, на уроке математики нельзя уделять таким рассказам 10-15 минут, но можно подвести детей к высказываниям в конце урока и выслушать 1-2 человек.

Остальным предлагается поделиться своими впечатлениями на перемене с товарищами. Ребята обычно с удовольствием рассказывают об этом друг другу на перемене.

Так, на основе эмоционального переживания у учащихся формируется эстетическое восприятие природы.

На уроках математики используются и народные приметы.

Предлагается задание:

Реши выражения 1-го и 2-го столбиков и те, что с одинаковыми значениями, соедини стрелкой. Решив, познакомишься с народной приметой.

Такие задания показывают, что с древних пор люди восхищались красотой природы, наблюдали за ней. Ребятам предлагается дома на основе собственных наблюдений составить свои задания с приметами.

На уроках математики необходимы упражнения на внимательность. Так, перед тем как скопировать бабочку из учебника, попросить отгадать загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился в воздух и улетел.

Отгадав загадку, вспоминаем особенности строения, условия существования насекомого. И только после этого учащиеся копируют бабочку себе в тетрадь. Тому, кто быстро справился с заданием, посоветовать разукрасить свою бабочку. По окончании работы рассматриваем бабочек, получившихся у ребят, а также заранее подготовленную подборку изображений разных видов бабочек. Подчеркиваются хрупкость, красота и недолговечность насекомого.

На уроке можно выполнить физкультминутку «Бабочки»:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

Выполняются различные виды ходьбы. Учащиеся передвигаются легко, бегом, на носках (или на месте), делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.

Созерцание красоты и осознание хрупкости этого создания поможет детям увидеть прекрасное в малом существе и оберегать его (не кидаться с тем, чтобы поймать схватить), а вызовет желание понаблюдать и восхититься совершенством.

Для развития внимания также используются задачи в стихотворной форме:

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою-лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,

Он считать ведь не умел.

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей.

Здесь спрашивается: «Кто первый пришел в гости?» (Ёж.) «Кто видел ежа и где?» Ребята рассказывают, где встречали ежа (на даче, в лесополосе). Но никто не видел маленьких ежат.

Сообщается, что у ежихи весной появляются ежата. Ежат обычно рождается 7. Они мягкие, пушистые - на ежей совсем не похожи. У них даже колючек нет. Когда мама отправляется за едой, ежата греются, прижавшись друг к другу, или ежиха заворачивает их в сухие листья. Ребятам предлагается закрыть глаза, сложить ладошки и представить на них пушистых, маленьких ежат. Многим это удается. Их глазки радостно горят.

Для лучшего восприятия и запоминания учащимися сведений о животном читается стихотворение:

- Как тебе живется, еж?

- Как и всем на свете.

Много я тружусь, так что ж,

Подрастают дети.

Утром сплю я, это точно,

Потом в домике сижу я.

На охоту выхожу в сумерки да ночью.

 

- Говорят, что ешь ты змей,

И улиток, и червей?

- Да, бывает, ем и змей,

И лягушек, и мышей.

 

- Сколько у тебя иголок!

Почему ты, ежик, колок?

- Я в колючий шар свернусь,

От лисы вот так спасусь.

Много летом я тружусь,

А зимой я спать ложусь.

Для выполнения этого задания потребовалось 4 минуты, но у детей появилось желание еще раз увидеть зверька, понаблюдать за ним в естественной среде.

В первых числах марта используется материал о раннецветущих растениях. В начале урока спросить: «Что происходит ранней весной в природе?» Выслушав ответы, педагог показывает рисунок, на котором изображена ранняя весна (дерево без листвы, проталины на снегу и т. д.).

Есть растения, которые зацветают ранней весной, некоторые из них сегодня появятся у нас после верно выполненных заданий. В ходе урока постепенно «зацветают» (прикрепляются к доске рисунки с изображением цветов) подснежники, пролеска, хохлатка, фиалка, чистяк, ветреница, мать-и-мачеха, гусиный лук.

В конце урока рассматриваются эти растения, говорится об их особенностях, красоте.

Можно спросить у ребят:

- Какое чувство у вас вызывают эти цветы? (Радостное, приятное, приподнятое настроение.)

Сообщить, что многие из них находятся на грани исчезновения, попросить закрыть глаза и представить, что эти растения исчезли, затем открываем глаза и вновь любуемся восхитительными цветами.

- Что вы почувствовали, закрыв глаза? (Тревогу, волнение, пустоту.)

Здесь же предлагается учащимся экологическая задача: «Скоро 8 Марта. Кто из Вас сделает букет для мамы из этих цветов? Поднимите руки».

Единицы, возможно, поднимут руки, но большинство этого не сделает.

- А хочется подарить маме живые цветы? (Да.)

Посоветуйте заранее вырастить дома пролеску (ее часто выращивают в садах, ведь она очень красива) - и будет прекрасный подарок.

Ранней весной, до распускания почек, проводится урок на закрепление вычислительных навыков, изображаются деревья без листьев (дуб, осина, липа). Около каждого дерева кладутся листочки, на обратной стороне которых записано выражение. Перед заданием попросить определить, какое дерево изображено. Если ребята затрудняются, предлагается отгадать загадки:

1

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

2

Я дерево с цветом душистым,

Даю я прохладную тень,

Под кроной моей отдыхают

В безветренный, знойный день. (Липа.)

3

Я расту обычно по берегам водоемов, мои листочки при каждом дуновении ветра дрожат. (Осина.)

Тот ряд, на дереве которого за две минуты распустится больше листочков — выигрывает. Определив победителя, педагог спрашивает: «Все ли деревья в природе распускаются одинаково?» (Да, ведь все листочки появляются из почек, только у всех деревьев в разное время.)

Предложить послушать отрывок из рассказа М. М. Пришвина «Как распускаются разные деревья»:

«Листочки липы выходят сморщенные и висят, а над ними розовыми рожками торчат заключавшие их створки почек.

Дуб сурово развертывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но в самом младенчестве своем какой-то дубовый.

Осинка начинает не в зеленой краске, а в коричневой, и в самом младенчестве своем монетками, и качается...»

Послушав отрывок, ребята понимают: каждое дерево распускается по-своему. Можно посоветовать учащимся понаблюдать за распусканием листьев на различных деревьях, сделать вывод и сравнить с наблюдениями автора. Учащиеся действительно наблюдают, затем рассказывают, что заметили, увидели, узнали.

Также весной на уроках математики мы «встречаем» перелетных птиц. Вспоминаем, наблюдаем за весенними изменениями, радуемся и восхищаемся ласковыми лучами солнца, веселым щебетом птиц, появлением клейких зеленых листочков и молоденькой травки.

Глубже всего позволяет решать поставленную задачу - формирование эстетического восприятия природы - система творческих заданий: составленные сюжетные задачи и задания экологической направленности и их дальнейшее решение в парах.

Творческие работы учащихся

1. Реши выражения первого и второго столбиков. Закончи пословицы (соедини выражения с одинаковыми значениями):

2. Реши выражения и узнаешь самую большую почку:

Кочан. Капустный кочан - это и есть самая крупная почка. В Англии в 1973 году любителем-овощеводом был выращен кочан весом 43 кг 525 г.

3. Реши цепочку и узнаешь, какое насекомое сильнее слона:

Муравей. Они переносят насекомых во много раз больше себя, а слон в несколько раз тяжелее себя груз не поднимет. Муравьи возводят дом-пирамиду с покатой макушкой. Дождик им не страшен: вода скатывается с крыши-макушки, как со стога.

Текстовые задачи экологического содержания

1. Из незакрытого на перемене крана в столовой течет вода. За минуту вытекает 8 литров воды. Сколько чистой воды утечет в канализацию за перемену (15 минут) и за урок (40 минут)?

2. За один год на гектар леса падает 2 тонны хвои, листьев, веток, шишек и коры (все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики). Сколько тонн леса упадет за 18 месяцев?

3. За сутки лось съедает летом 35 кг листьев травы. Сколько корма потребуется ему в течение 10 дней?

4. Слон живет в зоопарке, где его кормят, ухаживают за ним. Слону в день дают 30 кг сена, 7 кг черного хлеба, 2 кг белого хлеба, 70 кг овощей, 1 кг сахара. Сколько всего продуктов в день съедает слон?

5. В возрасте 3 лет крокодил имеет длину 1,5 метра. К 10 годам его длина достигает 3 м 20 см. На сколько сантиметров вырастает крокодил за 7 лет?

6. Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года. Консервная банка на 28 лет дольше, а полиэтиленовый пакет на 170 лет дольше консервной банки. Сколько лет пролежит в лесу брошенный полиэтиленовый пакет?

7. Пихта в высоту достигает 75 м, а дуб - 50 м. На сколько метров дуб вырастает ниже, чем пихта?

8. Самые крупные плоды у нашей обыкновенной тыквы. В 1970 году была выращена тыква весом 92 кг, а в 1987 году - 34 кг. На сколько тяжелее была тыква, выращенная в 1970 году?

9. Сорок лет назад в Воронежской области насчитывалось 263 реки. За сорок лет исчезла 91 река. Сколько рек осталось в Воронежской области?

Рекомендуем посмотреть:

Занимательные задания на логику, 1 класс распечатать

Математические задачи-сказки, 3-4 класс

Занимательные задачи со сказочным сюжетом с ответами, 3-4 класс

Интересный материал по математике, 1 класс

Занимательные вопросы по математике 2 класс с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!