Мероприятие «Семейная гостиная» в начальной школе

Семейная гостиная в 4 классе. Сценарий «Моя семья - мое богатство!»

Составитель: С.А. Русакова

Участники: классный руководитель, учащиеся 4-го класса, их родители, а также классный руководитель и представители родительского комитета параллельного класса в качестве членов жюри.

Цели:

1) воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;

2) развивать у младших школьников интерес к семейным традициям, родословной, изучению истории своей семьи;

3) формировать у младших школьников уважение к семьям одноклассников;

4) развивать творческие способности учащихся;

5) сплачивать классное сообщество детей и взрослых.

Подготовительная работа

I. Проведение конкурса семейных гербов.

II. Составление учащимися вместе с родителями своих родословных.

III. Подготовка выставки семейных фотографий.

IV. Проведение анкетного опроса родителей.

Анкета «Какой вы родитель?»

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на каждый вопрос предлагаемой анкеты, выбирая наиболее подходящий для вас вариант ответа.

1. Когда вашей семье предстоит решить, как провести отпуск летом:

а) вы обсуждаете это совместно с ребенком;

б) принимаете решение единолично;

в) в первую очередь думаете о ребенке.

2. Если ребенок не согласен с вашим мнением по поводу режима его учебы и отдыха, то:

а) пусть поступает, как хочет;

б) будет так, как вы скажете;

в) вам стоит совместно выработать решение.

3. Ваш ребенок:

а) должен делиться с вами всеми своими проблемами и радостями;

б) имеет право на собственную жизнь;

в) делится с вами всем, и вы, бросая свои дела, решаете его проблемы.

4. Если ребенок без спросу унесет из дома ваши книги или другие вещи, вы:

а) отругаете и накажете его за самовольство;

б) попросите впредь согласовывать с вами такие действия;

в) не обидитесь, так как вам для него ничего не жалко.

5. Ваш ребенок:

а) имеет свои обязанности по дому, а вы следите за их выполнением;

б) не имеет своих обязанностей, ведь вы сами справляетесь со всеми делами;

в) имеет обязанности по дому и может сам контролировать их выполнение.

6. Вы обещали ребенку, что в воскресенье пойдете вместе в театр, но старые друзья пригласили вас к себе. Вы:

а) говорите ребенку, что театр отменяется;

б) благодарите друзей и идете с ребенком в театр;

в) обсуждаете с ребенком ситуацию и совместно решаете, как поступить.

7. Если ребенок ведет себя агрессивно, вы:

а) стараетесь прояснить, что происходит;

б) требуете, чтобы он немедленно извинился;

в) обижаетесь, но понимаете, что ничего не поделаешь — такой возраст.

Подсчитайте сумму баллов за выбранные вами ответы, которые оцениваются так:

— 3 балла за ответы: 1б, 2б, За, 4а, 5а, 6а, 7б;

— 2 балла — 1а, 2в, 3б, 4б, 5в, 6в, 7а;

— 1 балл — 1 в, 2а, Зв, 4в, 5б, 6б, 7в.

Набранная сумма баллов позволяет в определенной мере судить о том или ином варианте исполнения вами социальной роли родителя. Например:

— 17—20 — авторитарный родитель. Вы считаете, что ваше мнение для ребенка — закон, и всегда «знаете», что для ребенка лучше. Но часто вы не учитываете его чувств и индивидуальных потребностей. Жесткие требования и контроль не способствуют развитию самостоятельности, а подчас могут вызывать протест и даже ненависть. Постарайтесь быть гибче и больше прислушиваться к своему ребенку;

— 12—16 — демократичный родитель. С вами легко, так как вы всегда готовы идти на сотрудничество и обговаривать совместно с детьми все проблемы. Ваши отношения с ребенком строятся на взаимном уважении и доверии. Такой стиль способствует развитию самостоятельности и инициативы, а ваше сочувствие и поддержка побуждают ребенка проявлять те же чувства по отношению к вам и другим людям;

— 7—11 — жертвенный родитель. Вы предпочитаете жертвовать собственными потребностями, независимостью и даже счастьем ради своего чада. Это способствует развитию у ребенка эгоизма, крайнего себялюбия и неспособности учитывать интересы окружающих.

И если вы считаете, что жертва — лучший способ проявить свою любовь к ребенку, то подумайте о том, как бы эта любовь не навредила ему.

V. Подготовка праздничной программы для участников семейной гостиной.

VI. Выявление на классном часе мнений учащихся об отношениях в семье с помощью метода незаконченных предложений.

Семья — это...

Мои родители — это...

Свет в окнах моего дома — это...

Радость в моей семье — это...

Горе в моей семье — это...

Вдали от родного дома я буду вспоминать...

Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью...

Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей — это...

Больше всего мои родители боятся, что...

VII. Изготовление и вручение пригласительных билетов для семей учащихся.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) плакаты с афоризмами: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой), «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе» (Сократ);

б) выставка старинных фотографий «Загляни в семейный альбом»;

в) прикрепленные к доске на фоне солнышка фотографии детей на тему «Дружная семейка 4-го класса»;

г) изображение семейного «древа», на котором гербы и фотографии всех семей класса;

д) выставка семейных реликвий, поделок «Чудеса своими руками», изготовленных детьми и их родителями;

е) книжка-раскладушка «Моя семья — мое богатство»;

ж) семейный сундучок;

з) плюшевое сердечко, звездочки для теста;

и) декорации к инсценированию сказки;

к) видео, аудиозаписи;

л) к доске прикреплены изображения радостного, спокойного, грустного и сердитого лиц человека;

м) вырезанные из бумаги звездочки красного, желтого, зеленого цвета (их количество должно соответствовать количеству учащихся и их родителей).

* * *

Под звуки аудиозаписи песни «Семейный альбом» в исполнении Э. Пьехи четвероклассники и их родители входят в зал. При входе классный руководитель предлагает им выполнить небольшие задания.

Задания для родителей

1. Прикрепите красную звездочку к тому изображению лица, с которым вы чаще всего общаетесь со своим ребенком.

2. Прикрепите желтую звездочку к тому изображению лица, с которым чаще всего ваш ребенок общается с вами.

3. Прикрепите зеленую звездочку к тому изображению лица, которое должно быть у вашего ребенка во время общения с вами.

Задания для детей

1. Прикрепите красную звездочку к тому изображению лица, с которым вы чаще всего общаетесь со своими родителями.

2. Прикрепите желтую звездочку к тому изображению лица, с которым чаще ваши родители общаются с вами.

3. Прикрепите зеленую звездочку к тому изображению лица, которое должно быть у ваших родителей во время общения с вами.

Классный руководитель. Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители и гости! Приветствую вас в нашей семейной гостиной под названием «Моя семья — мое богатство». Приятно видеть людей с доброй, приветливой улыбкой, счастливым взглядом, а если это семья, приятно вдвойне.

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ — родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ — родительский дом.

Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Самая большая трудность, которую испытывают наши дети, — дефицит общения. Им не хватает родительского понимания, ласки, заботы, а вам хотелось бы чаще видеть радостное лицо вашего ребенка.

Бедность, монотонность, однообразие эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Игровой прием «Круг общения». Дети и родители образуют два круга: дети — внутренний, родители — внешний. Все берутся за руки и под спокойную музыку двигаются в разных направлениях. Музыка затихает — дети поворачиваются к родителям, прикасаются друг к другу ладонями и нежно смотрят друг к другу в глаза. В таком положении все вместе произносят девиз сегодняшней встречи: «Всегда вместе!»

Классный руководитель. Надеюсь, что наша семейная гостиная поможет восполнить пробел в общении, лучше узнать друг друга. Попробуем определить, что такое семья, семейное счастье и каким должны быть взаимоотношения, чтобы дети в нашей семье росли счастливыми. Поговорим о семейных традициях. А откроет нашу семейную гостиную одна поучительная сказка...

Сказку инсценируют дети вместе с родителями. Музыкальным фоном инсценировки служит мелодия песни «Маленький принц».

Автор. У ворот богатого дома сидел малыш-сирота, одетый в лохмотья. Он протягивал руку к прохожим. Весна еще только-только начиналась, но ближние горы уже зазеленели, и доброе весеннее солнце ласково глядело на все вокруг. Прохожие сновали по тротуару туда и обратно, и никто даже ни разу не посмотрел на бедного сироту. Когда солнце стало медленно клониться к вершине зеленой горы, подул холодный ветер, и бедный мальчонка задрожал.

Мальчик. О красное солнце, доброе солнце, ты одно меня согреваешь. Зачем же уходишь, оставляешь меня на этом холоде? Ни матери-то у меня нет, ни дома. Куда мне деваться, к кому пойти? Вернись, возьми меня с собой, доброе солнце!

Автор. Малыш беззвучно плакал, и слезы катились по его изможденному лицу. А люди расходились по домам, и никто не видел и не слышал его. Никто не хотел видеть и слышать...

Солнце скользнуло за гору и больше не показалось.

Мальчик. Доброе солнце, я знаю, ты ушло к своей маме. Там за горою ваш дом. Я приду, приду к тебе. Скоро, очень скоро приду... (Включается аудиозапись ветра и дождя.)

Автор. И несчастный малыш, дрожа от холода, держась за стены домов, все шел и шел, пока, наконец, не вышел из города. Вот он добрался до ближней горы. Подъем был для него очень трудным — все камни и камни. Ноги разбил до крови, и болели они нестерпимо, но мальчик, не останавливаясь, шел и шел вверх.

Опустилась кромешная тьма и укрыла зеленую гору черным покрывалом. Над вершиной мерцали звезды. А ветер, холодный и сильный, все дул, завывая в ущельях и скалах.

И вдруг мальчик услышал лай собаки. А спустя мгновение прозвучал чей-то голос:

Мужчина. Кто ты? Куда путь держишь?

Мальчик. Я мальчик. К солнцу иду. Не скажешь ли, добрый человек, где дом солнца? Далеко или близко?

Автор. К мальчику подошел человек со светильником в руках и ласково заговорил.

Мужчина. Ты, наверно, устал? И проголодался? Пойдем-ка ко мне. Как же родители отпустили тебя одного в такой холод и тьму?

Мальчик. Нет у меня родителей. Я сирота.

Мужчина. Пойдем, сынок, ко мне.

Автор. Добрый человек, взяв мальчика за руку, повел его в дом. Адом его — маленькая хижина. Все домочадцы доброго незнакомца сидели вокруг очага — жена и трое детишек. В огромном дворе при хижине блеяли овцы. Человек этот был пастухом, пас отару в горах.

Мужчина. Милые дети, я вам братца привел. Пусть отныне вас будет не трое, а четверо. Там, где кормятся трое, прокормится и четвертый. Любите друг друга. Подойдите, обнимите своего нового брата.

Автор. Первой обняла мальчика жена пастуха. Обняла и нежно, как мать, поцеловала. Затем подошли и дети, тоже обняли и поцеловали его, как брата.

А мальчик от счастья плакал.

Но вот все сели за стол, веселые и счастливые. Потом мать постелила постель и всех рядком уложила возле себя. Мальчик за день очень устал и потому тотчас заснул.

Он спал и улыбался во сне. Ему снилось, что он пришел, наконец, к солнцу, крепко-крепко обнял его и вот теперь спит, обнявшись с ним, согретый и обласканный. От радости мальчик проснулся. Проснулся и видит: вовсе он не солнце обнимает, а братьев своих и крепко держится за руку матери.

И мальчик вдруг понял, что солнце здесь, в этом доме. И он в объятиях солнца.

После окончания инсценировки классный руководитель предлагает детям и их родителям подумать и ответить на следующие вопросы.

1. Чего же не хватало маленькому мальчику?

2. Как вы думаете, какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем?

3. Встречали ли вы когда-нибудь «солнечные» семьи?

4. Трудно ли создать «солнечную» семью? Что необходимо для этого?

5. Перечислите несколько самых главных качеств «солнечной» семьи.

6. Что вы предприняли бы для того, чтобы на Земле не было сирот?

7. Представьте себя директором детского дома. Что вы предприняли бы, чтобы вашим детям жилось у вас уютно и счастливо? Какие занятия проводились бы с детьми, как были бы устроены комнаты для отдыха и игр?

Проводится совместное семейное обсуждение предложенных вопросов: сначала дети, а потом родители высказывают свое мнение.

Четвероклассники читают стихотворение «Дом».

Есть дом, в котором я живу,

И для меня он лучший самый,

В нем и во сне и наяву

Я слышу добрый голос мамы.

 

А вечерами папа мне,

Когда смолкают птицы в гнездах,

Рассказывает о луне,

Ракетах, спутниках и звездах.

 

Порой бывает иногда,

Могу поссориться я с ними,

Но чаще все ж делиться рада

Игрой, секретами своими.

 

Здесь в мире мы за годом год

Живем, друг другу помогая,

И вместе с нами здесь живет

История родного края.

Участники делятся на группы: дети и родители. Им предлагается список ценностей, которые могут принести человеку счастье (хорошая семья, большой дом, здоровье, хорошее образование, упорство, деньги, любовь, друзья, вера в Бога, красивая внешность, ум, уверенность в себе, музыкальный слух...).

Дети и родители должны разделить предложенные ценности на материальные и нематериальные, расположив их в порядке значимости для себя. После выполнения задания проводится коллективное обсуждение полученных результатов.

Игра в кругу «Дотронемся до счастья». Передавая по кругу плюшевое сердце, участники дают определение слову «счастье» (радостное, веселое, сияющее и т.д.). Первый участник произносит свое одно определение, каждый следующий повторяет все предыдущие и добавляет собственное. Победит тот, кто не допустит ни одного повтора.

После игры участники занимают свои места, звучит спокойная музыка. Все закрывают глаза и представляют, что они дотрагиваются до счастья, а затем описывают свои ощущения.

Звучит вступление к песне «Маленькая страна», дети поют.

Есть за горами, за лесами

Маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба,

Братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно,

Любят все там меня.

Там солнца лучик поселился,

Чтобы хранить от бед.

Припев:

Маленькая страна — это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.

Ребенок. А как появилось слово «семья»?

Автор

Когда-то о нем не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам...

Адам

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

Автор. Ева тихонько ответила...

Ева. Я!

Адам. Кто их воспитает, царица моя?

Автор. Ева покорно ответила...

Ева. Я.

Адам. Кто пищу сготовит, о радость моя?

Автор. И Ева все так же ответила...

Ева. Я.

Адам

Кто платье сошьет, постирает белье?

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос мне, подруга моя!

Ева. Я, я, я!

Автор. Сказала она знаменитых семь «я».

Все. И так на земле появилась семья!

Учитель. В словаре слово «семья» трактуется как группа живущих вместе родственников.

А какие слова ассоциируются у вас с понятием «семья»?

Высказываются мнения, на доске появляется изображение дома.

Давайте нарисуем коллективную картину «Мой дом — моя крепость».

Рисуют по очереди с завязанными глазами: дети — крышу, трубу; мамы — окна, двери; папы — стены дома.

Классный руководитель. А сейчас послушайте, что означает слово «семья» для наших детей.

Дети

Гремите громче, трубы,

Звонче звоните, колокола.

На встрече нашей сегодня

Вся моя семья!

Всех, кого люблю я

И сердцем и душой,

Сегодня в этом зале

На празднике со мной.

 

Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный самый в жизни и судьбе.

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

 

Когда родилась наша дружная семья,

Рядом с папой и мамой не было меня.

Часто я смотрю на фото их красивое,

И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»

Отвечает папа: «Не было тебя!»

Как же может быть такое, чтобы без меня

Родилась такая дружная, счастливая семья?

 

В нашем классе праздник славный,

Думаю, что нет его важней.

Здесь сегодня наши мамы, папы, бабушки и дедушки.

Если кто-нибудь на свете ближе и родней?

Незримо следуют родители за нами

И в радости, и в час, когда пришла беда.

Они стремятся оградить нас от печали,

Но мы, увы, их понимаем не всегда.

 

Вы нас простите, милые, родные,

У нас ведь, кроме вас, дороже нет людей.

Как говорится — дети радость в жизни,

А вы для нас — опора в ней.

 

А еще моя семья —

Класс! Ведь это ясно же!

А учительница наша —

Это «мама классная»!

Детьми и родителями исполняется песня «Родительский дом».

Классный руководитель предлагает участникам гостиной попробовать свои силы в конкурсной программе и представляет членов жюри.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где забудешь о плохом,

Это твой дом.

Классный руководитель. Дом, семья для каждого из нас — самое главное, самое нужное в жизни. И если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящая семья! Надеюсь, что именно такие семьи пришли к нам сегодня в гости.

О каждой семье можно написать интересную книгу. Представьте, что такая книга есть и у нас. Называется она «Моя семья — мое богатство», в ней семь страниц и каждая страница имеет в своем названии цифру 7. Ведь семья — это семь «я». Давайте полистаем страницы нашей книги.

Первая страница книги — «Седьмое колено»

Классный руководитель

Одной мы связаны судьбой,

Одной судьбой, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Человек рождается на свет, растет, задумывается — кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: «Добро по миру не рекой течет, а с семьей живет». Издавна одной из традиций в русских семьях было стремление знать как можно больше о своих предках, составлять свою родословную, семейное древо. Эта традиция возвращается в современные семьи. И вот мы с вами попытались составить свои родословные.

Семьи, участвующие в конкурсной программе, представляют свои родословные.

Вторая страница книги — «Семь цветов радуги»

Классный руководитель. Дети — цветы жизни. Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам — церковным книгам — в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или родители дают ему такое имя, которое им нравится или является модным в данный период. В некоторых домах есть традиция называть ребенка в честь кого- то из членов семьи.

Что имя — звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имя нареченье.

И вот мы сами, силами своими,

Осознаем в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

Расскажите, что вы знаете о происхождении вашей фамилии и своего имени? Что они означают?

Дети и родители выполняют предложенное задание.

Третья страница книги — «Семь нот»

Классный руководитель. В каждой семье есть любимая песня, которую исполняют на семейных праздниках. Послушаем, какие песни поют в наших семьях.

Участники конкурса исполняют любимые песни. Жюри называет количество баллов, набранных конкурсантами после трех испытаний.

Четвертая страница книги — «Семь раз отмерь»

Классный руководитель. Наши семьи не только музыкальны, но могут похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые и полезные вещи, необходимые в хозяйстве или просто приносящие в дом тепло.

Родители вместе с детьми представляют выставку поделок «Умелые руки не знают скуки».

Пятая страница книги — «За семью печатями»

Классный руководитель. В каждой семье есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. В гараже, чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче может храниться много старинных вещей. А как смогли бы сохраниться эти вещи, если бы их не держали за семью печатями? Старинные вещи хранят в бабушкином сундуке. Вот он у нас какой большой, расписной. Какие же тайны хранит бабушкин сундук?

Классный руководитель достает из сундука предметы. Тот, кто узнал свою вещь, должен коротко рассказать о том, кому она принадлежала, для чего служила.

Шестая страница книги — «Семь верст до небес»

Классный руководитель. Тепло и уют в наших домах, в наших семьях создают не только вещи, окружающие нас. Ведь главное в семье — это взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлеченность общим делом. Ребята вместе с родителями приготовили гербы и девизы своих семей. Давайте посмотрим, что объединяет наши семьи, к чему они стремятся.

Учащиеся вместе с родителями представляют гербы и девизы своих семей.

Игра с мячом «Моя семья». Дети и родители образуют круг. Участники бросают друг другу мяч, продолжая вслух предложение: «Моя семья...» (дружная, счастливая, спортивная, трудолюбивая, веселая, начитанная и т.д.).

Седьмая страница книги — «Семь чудес света»

Классный руководитель. Здесь у нас фотовыставка «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь организована? С какой она связана традицией?

Дети и родители отвечают: собирать и хранить семейные фотографии.

Вчерашний день, минувший год

Не умирают в человеке.

Прошедший век — он в нашем веке

Ещё звенит, еще поет.

Живут высокие веленья

Ума и сердца прежних лет.

 

Давно участие, волненья

Еще отбрасывают свет.

И фотография в альбоме,

И куст сирени под окном,

И тишина в отцовском доме

Твердят о времени ином.

Семейная связь времен — это тайные нити, которые связывают сегодняшний день со вчерашним. Вот она — наша история, наша судьба в фотографиях, в разных именах, в любимых лицах. Давайте заглянем в семейные альбомы наших участников.

Участники конкурса рассказывает о фотографиях, на которых запечатлены памятные и наиболее интересные моменты из жизни их семей.

Вот и прочитана последняя страница нашей книги. Осталось только поблагодарить тех, кто помог нам ее прочитать, вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые.

По итогам всех конкурсов определяются победители по следующим номинациям:

— самая дружная семья;

— самая молодая семья;

— самая веселая семья;

— самая родовитая семья;

— самая талантливая семья и др.

Семьи получают медали с названиями номинаций, в которых они одержали победу.

Все участники гостиной фотографируются.

Дети и родители сплетают «венок радостных минут». Для этого участники гостиной, соединяясь с помощью рук (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют «венок». Учитель говорит о том, что данный венок позволяет положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть.

Классный руководитель предлагает всем участникам закончить вслух предложение: «Спасибо за то, что сегодня...».

Большое спасибо всем за активное участие в семейной гостиной, за ваши улыбки. Надеюсь, что мы сохраним эту добрую традицию — встречи в семейной гостиной. Я желаю вам мира, добра и благополучия.

Родители (читают стихотворение)

В семейной жизни всем желаем счастья!

Пусть ваши дети крепко любят вас!

Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!

Всем нам счастья, мира и добра!

Пусть радость царит в наших семьях всегда!

Рекомендуем посмотреть:

Семейный праздник в начальной школе. Сценарий с конкурсами

Мероприятие «Моя родословная» для начальной школы

Праздник воздушных шаров в начальной школе. Сценарий

Конспект родительского собрания в 4 классе «Чтобы жить достойно»

Конспект классного часа в начальной школе. Моя семья

Нет комментариев. Ваш будет первым!