Автор: Мартынова Нина Николаевна, учитель начальных классов Запрудненской ЗСОШ № 2, Московская область, Талдомский район, поселок Запрудня.
Описание материала: Конспект родительского собрания в 4 классе. Права и обязанности детей и родителей (в игровой форме).
Цель: Познакомить детей и родителей с их правами и обязанностями, которые записаны в нормативных документах: «Конвенция о правах ребенка», в Конституции РФ и Уставе школы.
Задачи: Сформировать у детей и родителей представление об их правах и обязанностях.
Родительское собрание
Учитель: Внимание! Скорый поезд № 2013 сообщением Запрудненская средняя школа №2 – город Прав и Обязанностей отправляется с 4-го пути , платформа Б в 16 часов. Просьба пассажирам занять свои места.
Учитель раздаёт билеты.
- Ещё раз приветствую вас. Вы заняли свои места в уютных вагонах нашего поезда, на котором мы отравляемся в необычное путешествие в город Прав и Обязанностей.
- Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы.
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И тогда люди взялись за решение этих вопросов, в результате чего на свет появились документы, закрепляющие права и обязанности людей.
- Какие же это документы?
Задание №1
- У вас на столах жёлтые конверты. В них карточки, из которых надо сложить названия трёх основных правовых документов. Откройте их и выполните задание.
- Что у вас получилось? (отвечают с места)
- Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году Организацией Объединённых Наций.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Конституция.
- В нашей стране принят закон «Об образовании», в котором закреплены права и обязанности.
- В нашей школе тоже есть правовой документ - Устав школы. В нём закреплены права и обязанности учеников и родителей.
Соберите карточки.
- А что же такое права? Обязанности?
Права – это…
Обязанности – это…
Задание №2
- Теперь, уважаемые пассажиры, определим какие права и обязанности есть у детей и родителей.
В зелёном конверте: выберите из предложенных вариантов и наклейте на вагон:
Пассажиры 1-го вагона – права детей.
Пассажиры 2-го вагона – обязанности детей.
Пассажиры 3-го вагона – права родителей.
Пассажиры 4-го вагона – обязанности родителей.
Звучит музыка из кинофильма «Приключения Электроника».
- Прочитайте, что у вас получилось. (учитель крепит магнитом)
- Как вы понимаете обязанности?
- Продолжаем наше путешествие. Мы приближаемся к городу сказок. Поиск ответов на главные вопросы о правах и обязанностях не мог оставить в стороне искусство и литературу. Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и князь Гвидон занимались решением вопросов о правах человека. А вместе с ними и другие литературные герои. В этом мы с вами сегодня убедимся. Давайте посмотрим сценки из разных сказок и подумаем: соблюдают или нарушают герои права?
Колобок (право на жизнь)
Айболит (право на медицинское обслуживание)
Золушка (право на отдых и труд)
Заюшкина избушка (право на место жительства)
Какое право нарушила Лиса?
Мы отправляемся дальше, и по пути нам встречаются дорожные знаки. Почему они разного цвета? (запрещающие и разрешающие)
Что они обозначают?
Наш поезд приближается к городу Прав и Обязанностей. И чтобы жить в нём достойно, нужно обладать определёнными качествами, которые помогают не нарушать права и соблюдать обязанности.
Давайте подумаем и разгадаем кроссворд. Выберите слова, обозначающие эти хорошие качества.
Кроссворд.
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. (порядочность)
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. (справедливость)
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (разумность)
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. (воспитанность)
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права заканчиваются там, где начинаются … ( обязанности)
- Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живёт, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей. Представьте себе на минуту, во что могут превратиться права в устах обыкновенного лентяя:
- «Сходи за хлебом!» - «Не имеете права эксплуатировать ребёнка!»
- «Вымой посуду!» - «Не имеете права использовать детский труд!»
- «Помой руки!» - «Это насилие над личностью!»
- «Выключи телевизор и садись за уроки!» - «Это проявление жестокости!»
- К сожалению, некоторые дети именно так могут понять свои права, забыв о своих обязанностях и правах других людей. Получается, что права и обязанности очень тесно связаны друг с другом. Не забывайте об этом!
- Анализируя анкеты наших детей, я пришла к выводу, что многие ребята правильно понимают и выполняют права и обязанности, но некоторые не видят разницу между ними. Надеюсь, что после собрания вы будете лучше разбираться в этих вопросах.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее вы в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Всегда и везде их соблюдайте!
- Наше путешествие заканчивается. А от жителей города Прав и Обязанностей примите подарки, которые будут вам напоминать о ваших правах и обязанностях. А теперь исполним песню жителей этого города. ( на мотив песни «Голубой вагон»)
Все права сегодня изучили мы
Их не будем в жизни нарушать
Есть ещё обязанности важные
Каждый день их станем соблюдать.
Припев: Дети и взрослые
Знать должны главное,
Что надо уважать друг друга и любить.
Знать нужно и права, и обязанности,
Знать нужно твёрдо их, чтоб достойно жить.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе
Родительское собрание в 1 классе. Психологический климат в семье
Конспект родительского собрания в 1 классе
Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность
Как интересно провести родительское собрание в начальной школе