Конкурсы

Конспект родительского собрания в 4 классе «Чтобы жить достойно»

Автор: Мартынова Нина Николаевна, учитель начальных классов Запрудненской ЗСОШ № 2, Московская область, Талдомский район, поселок Запрудня.

Описание материала: Конспект родительского собрания в 4 классе. Права и обязанности детей и родителей (в игровой форме).

Цель: Познакомить детей и родителей с их правами и обязанностями, которые записаны в нормативных документах: «Конвенция о правах ребенка», в Конституции РФ и Уставе школы.

Задачи: Сформировать у детей и родителей  представление об их правах и обязанностях.

Родительское собрание

Учитель: Внимание! Скорый поезд № 2013 сообщением Запрудненская средняя школа №2 – город Прав и Обязанностей отправляется с 4-го пути , платформа Б в 16 часов. Просьба пассажирам занять свои места.

Учитель раздаёт билеты.

- Ещё раз приветствую вас. Вы заняли свои места в уютных вагонах нашего поезда, на котором мы отравляемся в необычное путешествие в город Прав и Обязанностей.

- Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы.

- Что  люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И тогда люди взялись за решение этих вопросов, в результате чего на свет появились документы, закрепляющие права и обязанности людей.

- Какие же это документы?

Задание №1

- У вас на столах жёлтые конверты. В них карточки, из которых надо сложить названия трёх основных правовых документов. Откройте их и выполните задание.

- Что у вас получилось? (отвечают с места)

- Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году Организацией Объединённых Наций.

- Конвенция о правах ребёнка.

- Конституция.

- В нашей стране принят закон «Об образовании», в котором закреплены права и обязанности.

- В нашей школе тоже есть правовой документ -  Устав школы. В нём закреплены права и обязанности учеников и родителей.

Соберите карточки.

- А что же такое права? Обязанности?

Права – это…

Обязанности – это…

Задание №2

- Теперь, уважаемые пассажиры, определим какие права и обязанности есть у детей и родителей.

В зелёном конверте: выберите из предложенных вариантов и наклейте на вагон:

Пассажиры 1-го вагона – права детей.

Пассажиры 2-го вагона – обязанности детей.

Пассажиры 3-го вагона – права родителей.

Пассажиры 4-го вагона – обязанности родителей.

Звучит музыка из кинофильма «Приключения Электроника».

- Прочитайте, что у вас получилось. (учитель крепит магнитом)

- Как вы понимаете обязанности?

- Продолжаем наше путешествие. Мы приближаемся к городу сказок. Поиск ответов на главные вопросы о правах и обязанностях не мог оставить в стороне искусство и литературу. Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и князь Гвидон занимались решением вопросов о правах человека. А вместе с ними и другие литературные герои. В этом мы с вами сегодня убедимся. Давайте посмотрим сценки из разных сказок и подумаем: соблюдают или нарушают герои права?

Колобок (право на жизнь)

Айболит (право на медицинское обслуживание)

Золушка (право на отдых и труд)

Заюшкина избушка (право на место жительства)

Какое право нарушила Лиса?

Мы отправляемся дальше, и по пути нам встречаются дорожные знаки. Почему они разного цвета? (запрещающие и разрешающие)

Что они обозначают?

Наш поезд приближается к городу Прав и Обязанностей. И чтобы жить в нём достойно, нужно обладать определёнными качествами, которые помогают не нарушать права и соблюдать обязанности.

Давайте подумаем и разгадаем кроссворд. Выберите слова, обозначающие эти хорошие качества.

Кроссворд.

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. (порядочность)

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. (справедливость)

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (разумность)

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. (воспитанность)

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права заканчиваются там, где начинаются … ( обязанности)

- Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живёт, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей. Представьте себе на минуту, во что могут превратиться права в устах обыкновенного лентяя:

- «Сходи за хлебом!» - «Не имеете права эксплуатировать ребёнка!»

- «Вымой посуду!» - «Не имеете права использовать детский труд!»

- «Помой руки!» - «Это насилие над личностью!»

- «Выключи телевизор и садись за уроки!» - «Это проявление жестокости!»

- К сожалению, некоторые дети именно так могут понять свои права, забыв о своих обязанностях и правах других людей. Получается, что права и обязанности очень тесно связаны друг с другом. Не забывайте об этом!

- Анализируя анкеты наших детей, я пришла к выводу, что многие ребята правильно понимают и выполняют права и обязанности, но некоторые не видят разницу между ними. Надеюсь, что после собрания вы будете лучше разбираться в этих вопросах.

Товарищи взрослые и дети!

За своё будущее вы в ответе!

Права и обязанности свои знайте,

Всегда и везде их соблюдайте!

- Наше путешествие заканчивается. А от жителей города Прав и Обязанностей примите подарки, которые будут вам напоминать о ваших правах и обязанностях. А теперь исполним песню жителей этого города. ( на мотив песни «Голубой вагон»)

Все права сегодня изучили мы

Их не будем в жизни нарушать

Есть ещё обязанности важные

Каждый день их станем соблюдать.

Припев: Дети и взрослые

Знать должны главное,

Что надо уважать друг друга и любить.

Знать нужно и права, и обязанности,

Знать нужно твёрдо их, чтоб достойно жить.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе

Конспект родительского собрания в 1 классе

Родительское собрание в 1 классе. Психологический климат в семье

Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность

Как интересно провести родительское собрание в начальной школе

Юлия Васильевна Казакова # 26 января 2014 в 15:49 +1
Добрый день! Больше подойдет для внеклассного мероприятия с привлечение детей и родителей. Все же на родительском собрании говоришь зачастую о поведении, оценках и других организационных моментах.
Григорий Кузнецов # 17 февраля 2014 в 12:53 +1
Соглашусь с комментарием .Однако потраченное время автора бесценно. Большое уважение работающему с детьми.
Елена Владимировна Малютина # 28 февраля 2014 в 19:34 0
Интересная идея, провести оригинальное собрание.
Екатерина Александровна Бурмистрова # 29 мая 2014 в 01:59 +1
Нина Николаевна, а вы сами проводили такое собрание? Соглашусь с коллегами: если останется форма "родительское собрание" и данное содержание, то боюсь провала.
У коллеги случай был: подготовила оригинальное собрание, волновалась очень, позвола меня для поддержки. Сначала родители недоверчиво смотрели, а потом-таки одна высказалась: "Я не для того сюда с работы бежала уставшая, чтобы с вами в игры играть. Мне еще ужин готовить,да уроки с ребенком делать"
Это реалии нашей жизни.... И причины такого ясны: родительское СОБРАНИЕ - для родителей официальное ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ мероприятие, от которого они ждут некоего отчета и побора crazy
то, что предлагаете вы - скорее внеклассное семейное мероприятие. Родители с удовольствием примут в нем участие, если ЗАРАНЕЕ будут знать, что их ожидает обучающе-игровая программа с детьми. Тогда особо недовольные просто не придут)
Анна Анатольевна Солодкова # 7 января 2016 в 09:06 0
Очень интересная форма родительского собрания. Каждый взрослый внутри ребенок. Понять как сейчас строится обучение можно только на практике. Данное собрание - это наглядный пример. Я проводила отрывок урока согласно стандартам второго поколения на общешкольном собрании с родителями и хочу сказать, что они сначала смотрели недоуменными глазами, а потом понравилось и с удовольствием по приметам и подсказкам искали животных и расселяли их по норам.Настроение у всех было прекрасное.
Елена Леонидовна Крылова # 16 июня 2016 в 21:05 0
Я тоже все-таки согласна, что выбранная автором форма очень интересная. Конечно же мы как родителя привыкли, что родительское собрание-это отчеты и поборы. Но как родителю мне на такое собрание идти не хочется и большинство тоже так же к такой форме относятся.Будучи родителем ученика 1-4 класса несколько раз посещала такие родительские собрание и мне очень нравилось. Потому что хороший учитель не будет тратить драгоценное время родителя на то, чтобы прочитать оценки из журнала или порицать кого-либо. Но не могу не согласиться, что не подготовив родителей, такое собрание пройдет гладко. Поэтому надеюсь, что нам представлен сценарий удачно проведенного мероприятия нашего автора, его находка, его успех. Поэтому желаю ему дальнейших творческих успехов и благодарю!