Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность

Мастер-класс для родителей первоклассников «Игра — дело серьезное!»

Составлено и проведено О. Г. Костылевой, И. Г. Лукиной

Цели:

— повышать педагогическую культуру родителей;

— уточнить представления родителей о роли игры в жизни ребенка;

— познакомить родителей с разнообразием развивающих игр;

— способствовать вовлечению родителей в жизнедеятельность классного сообщества, привлечению к созданию классной и домашней игротеки;

— пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

Участники: родители учащихся первого класса, классный руководитель, библиотекарь.

Подготовительная работа

I. Один из родителей проводит видеосъемку фрагментов уроков, на которых используются учебно-игровые пособия.

II. Классный руководитель готовит экспозицию «музея» развивающих игр, выставку литературы по теме собрания и выставку рисунков детей «Моя любимая игрушка».

III. Классный руководитель готовит электронную презентацию «Игра? Игра... Игра!».

IV. Психолог проводит исследование игровых интересов детей.

Методика «Незаконченное предложение»:

Моя любимая игра — это ...

Дома я люблю играть ...

С папой мы играем в ...

С мамой мы играем в ...

V. Классный руководитель оказывает помощь родителям в подготовке выступлений, которые раскрывают опыт успешного семейного воспитания.

VI. Родительский комитет готовит приглашения и извещает всех о месте и времени проведения родительского собрания.

Оформление, оборудование, инвентарь:

— по периметру доски расположены рисунки детей «Моя любимая игрушка»; в центре — большой красочный конверт в форме сундука; на левой половине доски — экран; на правой половине доски в конце собрания будет составлена пирамида приоритетов;

— цветной картон и бумага, маркеры, ножницы и клей;

— оборудование для демонстрации электронной презентации;

— игровые фишки для классного «Казино»;

— шоколадные медали для награждения лучших игроков.

* * *

I. Вступительная часть

Родители входят класс и рассаживаются за парты, расставленные для групповой работы. Выбираются председатель и секретарь родительского собрания, сообщается повестка дня. По ходу собрания секретарь будет записывать маркером на карточках названия игр и учебно-игровых пособий, вызвавших наибольший интерес у родителей, и крепить их на доску вокруг сундука. Таким образом, к концу собрания наберется «сундук игр и развлечений» — своеобразный каталог, который в течение учебного года будет пополняться классным руководителем, родителями, детьми и использоваться в ходе внеклассной и внешкольной работы.

Краткое сообщение одного из членов родительского комитета о ходе выполнения решения предыдущего родительского собрания.

II. Слово классного руководителя

Демонстрируя видеозаписи фрагментов уроков, на которых используются учебно-игровые пособия (на фоне музыки), классный руководитель начинает беседу.

Как часто мы покупаем своим детям игрушки? Наверное, каждый из родителей не раз побывал в царстве игр и игрушек — магазине «Детский мир». И все мы не раз слышали: «Мама, купи мне, пожалуйста!», «Папа, ну давай купим!» И вот мы уже у кассы оплачиваем очередную игрушку. А чем при этом руководствуемся: просьбой и желанием ребенка, хотим, чтобы не приставал к нам? У каждого ребенка свои предпочтения. На рисунках, которые вы видите на доске, дети показали свои игрушки.

Но вот проходит немного времени и игрушка забыта, а то и просто поломана. Кто виноват? Игрушка? Ребенок? А может, папа с мамой? Вопрос этот не так уж и прост. Проблемой детской игры занимаются серьезные ученые, так как это действительно сложная, но и интереснейшая проблема. «Понимание атома — это детская игра по сравнению с пониманием детской игры», — писал известный физиолог X. Хогленд. Об играх написано множество книг. Разработкой и производством игр и игрушек занимается огромное множество предприятий. И все это не только для того, чтобы просто позабавить наших с вами детей. Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных и образовательных средств. Именно в игре проявляются и развиваются разнообразные стороны личности ребенка. Она — основной вид деятельности ребенка, образно говоря, его «работа». В игре формируется его воля и характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность.

III. Электронная презентация «Игра? Игра... Игра!»

Презентация составляется по итогам собеседования с родителями, посещения семей, изучения игровых предпочтений детей класса. В ходе демонстрации предоставляется слово родителям, которые могут рассказать о проведении семейного досуга и о том, в какие игры они предпочитают играть с детьми. Затем представляются электронные игры из серии «Обучение с приключением» под общим названием «Развивай-ка».

IV. Экскурсия в «музей» развивающих игр

Знакомство родителей с подготовленной экспозицией. Это могут быть любые доступные развивающие игры и учебно- игровые пособия: «Играем в математику», «Логика и цифры», «Маленький дизайнер», «Геометрический конструктор», «Волшебный поясок» и др.

В роли экскурсовода выступают родители, которые знакомы с играми. Классный руководитель дает комментарии о развивающем потенциале и полезности таких игрушек.

Советы родителям «Растем и учимся играя»

♦ Не нужно заваливать ребенка игрушками. Можно какие-то игрушки на время убирать, потом они будут восприниматься малышом по-новому. Игрушки, побуждающие к деятельности, к творчеству лучше прочих — если они нравятся малышу. Не мешайте ребенку общаться со своими игрушками, как он захочет. Даже когда он портит, разбирает, ломает их, он делает свое важное дело.

♦ Конструкторы, кубики, строительные наборы могут быть самыми разными. Их можно покупать, а можно изобретать и делать самим. И будем бережны к тем хрупким сооружениям, которые выросли под руками малыша. Если только что выстроенная башня мешает нам ходить, наберемся терпения, постараемся обходить ее день, два, три. У малыша свои века и эпохи, они куда скоротечнее наших.

♦ Будем особенно внимательны к развивающим играм. К играм, приучающим думать, побуждающим малыша активно пользоваться своими внутренними богатствами. Начиная с обычной детской пирамидки, мы даем ребенку особый материал для игры. Простые (а позже сложные) головоломки, игрушки, предназначенные для овладения формой и цветом, развивающие пространственное воображение и изобретательность. Что интересного предложим малышу? Это зависит от нашей изобретательности. От нашей готовности читать книги о детском развитии, бегать по магазинам игрушек и мастерить самим то, что не удалось найти в готовом виде.

♦ У нас множество помощников по проведению физически полезных игр с ребенком: мячи, бадминтон, санки и лыжи, скакалка.

♦ Мы можем принять участие в организации не только «комнатного» общения детей, но и уличного, дворового. Правда, нужно набраться решимости, чтобы взять на себя хлопоты общения с детворой. Мы можем внести свою лепту в дворовые традиции, вспомнив свое детство или покопавшись в книжках, описывающих подвижные игры. Пусть ребята попробуют играть в салочки, прятки, жмурки, вышибалы.

♦ Самые лучшие игры изобретают для себя сами дети. И если они нашли в своей игре роль для нас, это большая честь. Постараемся быть достойными ее, не прятаться в дела и хозяйственные заботы. Ведь то, что нам предлагают, важнее всего: общение с ребенком в его мире, на его языке.

V. Мастер-класс «Приглашаем к творчеству»

Практическая работа по изготовлению развивающих игр или головоломок. Подбираются игры, не требующего большого времени в изготовлении.

VI. Выставка книг «Растем и учимся играя»

Выступление школьного библиотекаря с кратким обзором книжной выставки.

VII. Игровой практикум «Казино»

Классный руководитель предлагает познакомиться с играми, которые заполнят досуг детей, а также помогут интересно отметить любой семейный праздник. Для этого объявляется «физкультминутка», во время которой все столы сдвигаются в центр, образуя большой игровой стол. Крупье (один из подготовленных членов родительского комитета) проводит 2—3 небольшие по времени игры, во время которых участники награждаются игровыми фишками. По окончании подводятся итоги, и победителям вручаются шоколадные медали.

VIII. Рефлексия — пирамида приоритетов

Родителям предлагается обсудить и назвать одним словом или словосочетанием то, что оказалось самым полезным и важным. Классный руководитель записывает ответы на доске. Затем все ответы ранжируются по степени важности и записываются в виде пирамиды, где самое главное окажется вверху.

IX. Итог собрания, принятие решения родительского собрания

Классный руководитель подводит итоги работы, благодарит всех присутствующих за активное участие в обсуждении и решении поставленных вопросов. Один из членов родительского комитета предлагает примерный текст решения Родительского собрания, которое обсуждается присутствующими и принимается.

Литература

365 развивающих игр / Сост. Е.А. Беляков. М., 1999.

Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001. Вып. 1.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М., 1989.

Рекомендуем посмотреть:

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Нет комментариев. Ваш будет первым!