Родительское собрание в 1 классе. Психологический климат в семье

Конспект родительского собрания для родителей первоклассников «Погода в доме»

Составлено и проведено Н.Ю. Шлат

Цели:

— показать значимость психологически комфортной атмосферы в семье, значение взаимопонимания и взаимоподдержки в семье для становления личности ребенка;

— способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности у родителей первоклассников;

— содействовать сплочению коллектива родителей.

Участники: родители учащихся первого класса, классный руководитель.

Подготовительная работа

I. Классный руководитель вместе с членами родительского комитета определяют повестку, ход подготовки и проведения собрания

II. Классный руководитель вместе с учителем по изодеятельности оформляют страницы устного журнала: «Супружеская совместимость», «Атмосфера в семье», «Искусство семейной ссоры», «Родители и дети», «Семейная трапеза»

III. За две недели до собрания члены родительского комитета оформляют и вручают родителям приглашения на родительское собрание, информируют их о теме предстоящего разговора и предлагают ответить на вопросы теста

«Удовлетворены ли вы своим браком?» (автор Ю.Е. Алешина)

Ответьте на вопросы, касающиеся вашего брака. Выберите из вариантов ответов наиболее подходящие для вас.

1. Как изменилось ваше чувство любви к жене (мужу) за время семейной жизни?

A. Усилилось.

Б. Осталось прежним.

B. Уменьшилось.

Г. Исчезло.

2. Если бы можно было вернуть прошлое, то вы ...?

A. Не женились бы (не выходили замуж) совсем.

Б. Выбрали бы совсем другого человека.

B. Отдали бы предпочтение похожему на вашу супругу (супруга) человеку.

Г. Выбрали бы опять настоящую супругу (супруга).

3. Можно ли сказать, что у вас дружная семья?

А Нет.

Б. Скорее нет, чем да.

В. Скорее да, чем нет.

Г. Да.

4. Можно ли сказать, что вы всегда согласны с женой (мужем) в оценке большинства ваших друзей?

А Да.

Б. Скорее да, чем нет.

В. Скорее нет, чем да.

Г. Нет.

5. Как часто вы не согласны с женой (мужем) в том, какие отношения поддерживать с ее (его) и вашими родственниками?

A. Никогда не соглашаемся.

Б. Довольно редко соглашаемся.

B. Достаточно часто соглашаемся.

Г. Всегда соглашаемся.

6. Бывали ли у вас конфликты, имевшие серьезные и длительные последствия для семьи (уход одного из супругов и т.д.)?

A. Никогда.

Б. Один раз.

B. Два раза.

Г. Три раза и более.

7. Как часто вы бываете недовольны тем, как ваша жена (муж) выполняет свои домашние обязанности?

A. Никогда не бываю доволен (довольна).

Б. Редко доволен (довольна).

B. Часто доволен (довольна).

Г. Всегда доволен (довольна).

8. Как часто вы не соглашаетесь друг с другом, когда и на что тратить деньги?

A. Всегда соглашаемся.

Б. Достаточно часто соглашаемся.

B. Довольно редко соглашаемся.

Г. Никогда не соглашаемся.

9. Как часто вы «действуете друг другу на нервы»?

A. Никогда.

Б. Довольно редко.

B. Достаточно часто.

Г. Всегда.

10. Часто ли вам не хочется возвращаться домой после работы?

А. Так бывает почти каждый день.

Б. Так бывает достаточно часто.

В. Так бывает довольно редко.

Г. Такого практически не бывает.

11. Появляются ли у вас когда-нибудь мысли о разводе?

A. Никогда.

Б. Довольно редко.

B. Достаточно часто.

Г. Постоянно.

12. Можно ли сказать, что вы чувствуете себя дома спокойно, уютно?

A. Нет.

Б. Скорее нет, чем да.

B. Скорее да, чем нет.

Г. Да.

13. Часто ли вы проявляете нежность, ласку по отношению к жене (мужу)?

A. Постоянно.

Б. Достаточно часто.

B. Довольно редко.

Г. Никогда.

14. Часто ли ваша жена (муж) проявляет нежность, ласку по отношению к вам?

A. Никогда.

Б. Довольно редко.

B. Достаточно часто.

Г. Постоянно.

15. Хочется ли вам уехать куда-нибудь одному (одной) на какое-то время?

A. Нет, никогда.

Б. Довольно редко.

B. Достаточно часто.

Г. Постоянно.

16. Как вы оцениваете свой брак?

A. Неудачный.

Б. Скорее неудачный, чем удачный.

B. Скорее удачный, чем неудачный.

Г. Удачный.

Результат по тесту подсчитывается путем суммирования баллов за ответы по каждому вопросу. При этом за вариант А приписывается 0 баллов, Б — 1, В — 2, Г — 3. Однако поскольку часть вопросов инвертированы, то соответственно инвертированы и оценки: первой альтернативе (А) приписывается 3 балла, второй (Б) — 2, третьей (В) — 1, четвертой (Г) — 0 баллов. В следующей нумерации вопросов перед обычными вопросами стоят плюсы, а перед инвертированными — минусы:

— 1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 15;

+  2, 3, 5, 7, 10, 12, 14. 16.

Уровень удовлетворенности браком по данному тесту может варьировать от 0 до 48.

IV. Классный руководитель вместе с психологом анализируют результаты тестирования и готовят сообщение о них на родительском собрании

V. Классный руководитель готовит компьютерную презентацию (слайды)

Оформление, оборудование, инвентарь:

— запись на доске: Какое счастье — быть Человеком! Какое счастье— жить на свете! Какое счастье — моя семья!;

— мультимедийная установка;

— рабочие места для четырех микрогрупп родителей (столы, стулья, чистые листы бумаги, ручки, карандаши);

— страницы устного журнала (последовательно вывешиваются на доску).

* * *

I. Вступительное слово классного руководителя

Типичная ошибка многих родителей — недооценка значения своих взаимоотношений, когда дети еще малы. Увы! Маленькие дети, как губки, впитывают родительские эмоции, их взгляды, мимику, интонации голоса. Детские впечатления и накопленные переживания составляют матрицу родительского образа в их сознании. С младенчества наблюдая, как отец ведет себя по отношению к матери, сын невольно будет ему подражать. Девочка особенно нуждается в нежном отношении отца. Благодаря его заботам, она учится общаться с мужчинами, видеть в них не врагов, а опору и источник радостей.

II. Упражнение «Красный дом — черный дом»

Инструкция: «Сейчас мы соберем все ваши семейные невзгоды и переживания и расселим их по домам, чтобы они не мешали вашей семье радоваться, понимать друг друга. Нарисуйте два дома — один красный, другой — черный. В черном доме будут жить самые большие переживания, а в красном — незначительные».

После выполнения задания родителям предлагается закрыть черный дом на замок, который они сами рисуют, а ключи выбросить или потерять.

III. Страница «Супружеская совместимость»

Говоря о супружеской совместимости как о залоге полноценных и гармоничных отношений между ними, целесообразно выделять различные виды супружеской совместимости: физической и психологической. Семейные психологи предпочитают говорить именно о психологической совместимости супругов как о главной основе супружеской гармонии, которая легче достигается, если у супругов совпадают отношения к следующему:

— политическим событиям;

— выбору еды;

— выбору телевизионных передач;

— детям, их количеству и времени рождения;

— проведению досуга;

— верности в браке;

— религии;

— своему делу, профессии;

— моральным ценностям;

— роли денег в жизни.

Для благополучия в браке гораздо важнее такое качество обоих, как уживчивость. Что это значит — умение уживаться? На первом месте стоит уступчивость, причем, как подчеркивают психологи, на уступки охотнее идет сильный, душевно богатый человек. Не следует путать уступчивость с угодничеством; важно также уметь быть услужливым, т.е. готовым предложить свою помощь тому, кто в ней нуждается. И, наконец, третье важное качество личности — терпимость как признание за другими права на собственную точку зрения (проецируется слайд с выделенными словами).

IV. Работа в микрогруппах

Каждая группа получает тему для коллективного обсуждения (путем жребия). Работа в микрогруппах завершается высказыванием представителя каждой микрогруппы коллективного мнения, к которому пришли в ходе обсуждения выбранной темы.

Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие темы:

— «Счастливая семья — это ...»;

— «Брак — это долгий разговор, прерываемый спорами» (Р. Стивенсон);

— «Женись несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом» (Сократ);

— «Худ мой мужилка, а завалюсь за него — не боюсь никого» (русская поговорка).

Неожиданный вывод сделан психологами и социологами в конце XX в. Во многих странах, в том числе и в России, проявилось уменьшение ценности мужа в глазах женщин. В связи с этим называют следующие причины:

— выросло число женщин, образование которых превосходит уровень образования мужчин;

— женщины быстрее и легче приспосабливаются к реальной, особенно изменяющейся действительности;

— все большее число женщин занимают руководящие посты;

— болезненнее всего для мужчин — экономическая независимость женщин, часто выражающаяся словами: «Моя квалификация позволяет мне и ребенка прокормить, и себя всем необходимым обеспечить».

Многие немецкие мужья настроены категорически против роста карьеры своих жен, так как традиционно считалось, что немецкая женщина ориентирована на четыре «К»: Kirhe (церковь), Kinder (дети), Kuche (кухня), Kleider (наряды).

V. Страница «Атмосфера в семье»

Семья, дом способствуют душевному равновесию, учат терпимости, умению сопереживать другим. В любой семье исключительно важно умение прощать. Именно дом, семья — главная школа человеческих отношений.

Можно назвать не менее десяти способов улучшения климата в семье и, следовательно, настроения каждого его члена (проецируется слайд):

— симпатичный уютный интерьер;

— ласковое приветствие каждого приходящего домой;

— поддержка всех, кто в ней нуждается;

— нарядный внешний вид детей и взрослых;

— пожелания успехов тому, кто уходит из дома;

— «авансирование», т.е. ориентация на успех;

— возможность объяснить свои слова и поступки и уверенность, что тебя выслушивают;

— занимательные, интересные, разнообразные виды деятельности;

— защищенность со стороны членов семьи;

— юмор, шутка.

VI. Страница «Искусство семейной ссоры»

Существуют поступки, которые отравляют жизнь и убивают любовь, нарушают мир в семье. Вот здесь и пригодится искусство семейной ссоры.

Семейная ссора между мужем и женой в древности представляется едва ли возможной, слишком уж неравными были силы сторон. За непослушание, леность или отказ исполнять свои супружеские обязанности муж просто жену наказывал. Согласно ассирийскому законодательству (VII в. до н.э.), супруг мог «побить свою жену, остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь ей рабское клеймо или прогнать ее».

Классный руководитель предлагает родителям поделиться своими рецептами избегания и благополучного разрешения семейной ссоры. После того как желающие выскажутся, классный руководитель обращает внимание родителей на слайд «Полезные советы для разрешения семейной ссоры».

«Для мужчины нет ничего обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины — сказать, что она безобразна» (Иммануил Кант (1724—1804), выдающийся немецкий философ).

При мелких обидах не затевайте скандала, а дайте понять, что вы расстроены и обижены. Однако не следует впадать в другую крайность и делать вид, что ничего не произошло: безнаказанность порождает вседозволенность.

Четко формулируйте свои претензии, избегайте обобщений и оскорблений. Фразы типа «ты и твои дружки», «вся твоя семья», «ты всегда» или «ты никогда» не должны присутствовать в ссоре.

Не вспоминайте прошлые обиды и ошибки.

Не ссылайтесь на мнения и поступки других людей. У вас —- своя семья, и «в каждой избушке свои погремушки».

Избегайте монологов: вы не в театре. Позволяйте обидчику возражать, объясняться и оправдываться.

Будьте великодушны и не затягивайте ссору. Длительный и вялотекущий скандал не приносит облегчения, остаются неприятный осадок и недовольство друг другом.

VII. Страница «Родители и дети»

Родителям предлагается ответить на вопрос: «Что дают семье дети?». После того как желающие выскажутся, классный руководитель обращает внимание участников собрания на слайд «Наиболее распространенные ответы отцов и матерей на вопрос: "Что дают семье дети?"».

♦ Чувствую, что через детей себя реализую в обществе.

♦ Именно в них я вижу оправдание своей жизни.

♦ Благодаря детям никогда не чувствую себя одиноким.

♦ Дети реально и существенно обогащают семейные связи.

♦ Появление детей резко расширяет круг интересов семьи.

♦ Дети приносят ни с чем не сравнимую радость и подлинное эмоциональное удовлетворение.

♦ Именно дети дают возможность и доступную всем вероятность заново прожить юность, детство, повторить их в улучшенном варианте.

♦ Дети воспитывают нас — родителей, показывая образцы поведения.

♦ Дети дают возможность изливать на них свою любовь и нежность.

Русский философ Владимир Соловьев считал, что нравственный человек должен уметь испытывать три основных чувства: стыд, сострадание и благоговение. А воспитание, нравственная защита любого входящего в мир человека осуществляется прежде всего в семье, родителями. Американская журналистка рассказала такой случай: 50-летний отец после очень неприятного тяжелого рабочего дня вернулся домой, сел в своей комнате. Вбежал его 12-летний сын, сел на колени, стал целовать отца в каждую щеку, приговаривая: раз, два, три. Отец раздраженно спросил: «Что ты делаешь?» «Хочу поцеловать тебя 50 раз, ведь сегодня твой день рождения», — ответил сын. — «Не надо, — довольно резко сказал отец, — перенесем на другой раз». Мальчик выскочил, схватил велосипед, помчался куда глаза глядят. Его сбила машина. Мальчик умер на улице.

Во многих семьях в старые времена существовал обычай пороть (бить розгами или ремнем) своих детей по определенным дням, например, по пятницам. Считалось, что эта порка является нормальной частью воспитания и нужна, даже если ребенок ничего плохого за неделю не совершил, считалось, что это помогает «поддерживать нравы» и что отец это должен делать «из любви к сыну». Что вы, уважаемые родители, думаете по этому поводу? Родители высказывают свои мнения. Во взаимоотношениях членов семьи нет мелочей. Слушать все, что говорит ребенок, внимательно; отводить время на беседу с детьми; видеть серьезность любого вопроса малыша, отвечая на него, думать о пользе ребенка; разговаривая с ребенком, не подделываться под него, его речь, не забавляться. Доверительную атмосферу в семье создает совместное обсуждение проблем. Только не нужно все время напоминать детям: это, мол, не вашего ума дело. Если дело не их ума, так и нечего при них обсуждать.

VIII. Страница «Семейная трапеза»

Психологи, изучающие проблему кризиса семьи, для сохранения прочности семейных уз настойчиво рекомендуют одно и то же средство — культивирование семейных ритуалов, имея в виду прежде всего совместные трапезы для всей семьи. Сидя за обидим столом и слушая неспешные беседы взрослых, дети проникаются сознанием своей защищенности, значимости родительского слова, общности интересов всех членов семьи. Психологи отмечают психологическую устойчивость таких детей, их способность уверенно преодолевать стрессы, избегать интереса к алкоголю и наркотикам.

Классный руководитель предлагает родителям ответить на вопрос: «Часто ли вы собираетесь всей семьей за обеденным столом?», высказаться по этому поводу. Родители высказывают свое мнение.

Помните несколько правил, которые помогут вам создавать за столом атмосферу уюта и взаимопонимания:

— не начинайте готовить пищу, если вы раздражены или устали. Успокойтесь, попросите кого-нибудь из домочадцев вам помочь;

— старайтесь собираться все вместе за столом хотя бы раз в день;

— привлекайте к сервировке стола детей;

— не обсуждайте во время еды семейные проблемы;

— старайтесь не включать телевизор, когда едите. Негромкая спокойная музыка не помешает.

IX. Заключительное слово классного руководителя. Принятие решения родительского собрания

В завершение нашей беседы мне хотелось бы привести несколько советов-заповедей семейных контактов, разработанных американкой Вирджинией Сатир, которую во всем мире признали как Колумба семейной терапии (проецируется слайд).

♦ Я хочу любить тебя, но не держать тебя.

♦ Я хочу ценить тебя без рассуждений.

♦ Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя.

♦ Я хочу пригласить тебя, но не требовать тебя.

♦ Я хочу покинуть тебя, но не упрекая.

♦ Я хочу критиковать тебя, но не обвиняя.

♦ Я хочу помогать тебе, но не попрекать в неумении.

♦ И если я могу получить от тебя то же самое, мы сможем встретиться и по-настоящему обогатить друг друга.

К этому можно лишь добавить прекрасные слова полюбившейся многим россиянам по сериалу «Богатые тоже плачут» киноактрисы Вероники Кастро: «Семья — это моя душевная пристань, где я провожу лучшие часы жизни».

Классный руководитель предлагает принять решение родительского собрания. Родители выдвигают предложения, уточняют, дополняют мнения друг друга.

Литература

Верб Л.Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога. СПб.; 2003.

Лидере А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. М., 2006.

Полная энциклопедия «Жизнь и здоровье женщины». М., 2003.

Т. 2.

Соколов В.Я., Королькова Е.С. Граждановедение. Пособие для учащихся 5 — 9-х классов, их родителей и учителей. Ч II. Ростов н/Д, 1992.

Рекомендуем посмотреть:

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Создание воспитательной среды в начальных классах

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!