Родительское собрание «Родителям о проектной деятельности»
Автор: Барышева Наталия Георгиевна, учитель МБОУ «Большекабанская СОШ» Лаишевского муниципального района РТ.
Описание работы: Предлагаю Вам сценарий родительского собрания, который предназначен для педагогов и родителей 1 класса. Данный материал будет полезен для учителей активно внедряющих проектную деятельность. Дети младшего школьного возраста на начальном этапе обучения сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации и работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Данное родительское собрание знакомит родителей как правильно составлять проект.
Родительское собрание «Родителям о проектной деятельности»
Цель: Познакомить родителей с проектной деятельностью и определить их роль в создании ученического проекта.
Задачи:
1.Получение присутствующими обширной информации о технологии проектного обучения, видах и принципах проекта,
2. Выявление ключевых проблем по проектному обучению и роль родителей в создании проекта.
3. Научить родителей создавать проект.
Подготовительная работа
1. Рассылаем родителям приглашение с указанием даты и темы родительского собрания.
2. Заранее родители получают анкеты, отвечают на вопросы и отправляют обратно учителю.
Пример анкеты.
Анкета для родителей.
1. Любит ли читать Ваш ребенок?
2. Какую книгу читает Ваш ребенок сейчас?
3. Читаете ли Вы детям?
4. Читаете ли Вы вместе с ребенком?
5. Любят ли в вашей семье читать взрослые?
6. Как Вы думаете, Ваш ребенок читает, потому что надо, или потому , что интересно?
7. Есть ли в вашей библиотеке книги для ребенка?
8. Какую книгу читаете сейчас Вы?
3. В преддверии родительского собрания проводим анкетирование учащихся.
Анкета для учащихся.
1. Сколь раз в неделю ты смотришь телевизор?
2. Ты смотришь телевизор один или вместе с семьей?
3. Ты смотришь все подряд или у тебя есть любимые передачи?
4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал волшебнику, чтобы жизнь твоя была интересной и нескучной?
Ход собрания:
1. Вступление учителя
- В последние годы в школе возрастает интерес к проектной деятельности. Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Проектирование превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Вы, уже, наверное, заметили, что домашние задания по математике и окружающему миру включают создание проекта.
В первом классе вместе со своими детьми учитесь и вы – родители. Поэтому я думаю, что вы первые должны усвоить и понять, в чем заключается смысл метода проекта, и для своих детей будете самым первым помощником и консультантом.
Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей. Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации. обработке данных. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти вместе информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей "Помочь", но не "Сделать вместо".
2. Теоретическая часть.
Типы проектов по деятельности:
1. Исследовательские – выделение проблем, проведение эксперимента или исследования.
2. Творческие – разработка праздника, альбома, видеофильма, сочинение сказки и т.д.
3. Ролевые ,игровые- участники проекта принимают на себя определенные роли, исследуют характер своего героя.
4. Информационные – направлены на сбор информации, ее анализ и обобщение.
Типы проектов по продолжительности:
1. Краткосрочные – для решения небольшой проблемы (один или несколько уроков).
2. Средней продолжительности – от одной недели до месяца.
3. Долгосрочные – от месяца до нескольких месяцев.
Принципы организации проектов.
1. Принцип индивидуализации – предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.
2. Принцип проблемности – стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей учащихся.
3. Принцип доступности – предполагает учет реальных умственных и физических возможностей учащихся. ( Поэтому проекты в начальной школе небольшие и простые).
4. Принцип сотрудничества – предполагает равноправные партнерские отношения между всеми участниками педагогического процесса. (Учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – родитель).
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности.
Структура проекта
1. Выбор темы проекта, типа проекта
2. Выдвижения первоначальных идей, выделение возможных вариантов проблем, в рамках темы.
3. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации.
4. Самостоятельная работа - поиск и анализ информации, подготовка материалов к проекту.
5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
6. Разработка проекта.
7. Оформление результатов.
8. Презентация.
9. Рефлексия .
2. Практическая часть
- Сегодня мы с вами попробуем составить коллективный проект, таким образом, Вы попробуете разобраться в этом вопросе.
- Для начала разделитесь на две группы и каждый из Вас должен представить себя ребенком, а меня мамой и в этой ролевой игре каждый попробует научиться выполнять свою роль.
Показ и комментирование готовых проектов. (У каждого учителя в запасе есть проекты, учитель демонстрирует некоторые из них. Например – «Азбука в картинках», «Красная книга Республики Татарстан», «Рацион питания», « Полезные и вредные продукты»).
Этапы проекта
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа.
Учитель предлагает для каждой группы тему проекта.
1 группа – тема «Телевизор в жизни ребенка»
2 группа – тема «Читать это важно»
Тип информационно – исследовательский.
2. Выделение возможных вариантов проблем, идей в рамках темы. ( Если родители затрудняются учитель помогает) На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
выдвинуть как можно больше идей;
записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Например:
для 1 группы «Нужно ли смотреть ребенку телевизор? Влияние телевизора на психику ребенка. Значение телевизора для ребенка?» и т.п.;
для 2 группы «Как привить интерес к чтению ? Нужно ли заставлять ребенка читать? Как поддержать интерес к чтению?» и т.п. .
Выбираете идею и работаете над ней.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Я для вас приготовила материалы из источников интернета, журналов, газет и результаты анкет детей и всех родителей. Вам надо только все это прочитать, проанализировать.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
При работе участники группы учатся :
- слушать друг друга;
- договариваться друг с другом;
- вступать в дискуссию;
- организовать себя на дело (каждый выполняет определенное задание)
Родители работают над выбранной проблемой, а учитель координирует работу, оказывает посильную помощь.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
После того, как родители выполнили задания 4 этапа, выбрали нужную информацию, переходят к обсуждению и выделению самого значимого по данной проблеме.
6. Защита проектов.
Выводы, заключения.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Литература
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1 – 4 классы - М: «Вако», 2007. – С 231.
2. Саляхова Л.И. Родительские собрания - М:Глобус, 2008. – С 171.
3. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии – М: Глобус, 2008. – С 66- 75.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность
Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе
Конспект родительского собрания в 4 классе «Чтобы жить достойно»
Как интересно провести родительское собрание в начальной школе
Родительское собрание в 1 классе. Психологический климат в семье